Одно нажатие кнопки клавиатуры моего ноута, посылающее ссылку, и на весь экран разворачиваются невероятные, подавляющие своей нереальной снежностью, виды горных хребтов. Аляска… Мама дорогая!. Ну да, мама и есть – мать фрирайда, царство снега. И моя дорога к фрирайду началась с Аляски. Нет, не с её целины под лыжами, а с тех волнующих, сказочных фильмов и статей Вертикального мира, где я впервые увидел СМЫСЛ, определивший ход всей моей последующей жизни. Завораживающие спуски Дина Каммингса легли в основу моей снежной философии, и даже рюкзак – его про-модель – жив ещё и великолепен спустя 15 лет. И многие знающие люди узнают в нём особую «породу»… А как же? Это, Аляска, сэр!..
Сегодня передо мной Хайнс – место проведения этапа мирового тура по фрирайду. Нынче этому особое внимание. Конечно, потому, что Аляска, и потому, что покатит там наш Ваня Малахов – русский райдер, наша гордость, наша надежда. Да, просто, наш парень!.. Право выступать в этом этапе – на Аляске – уже честь, уже успех, но никто не отменял борьбу за высокие места, и мы знаем – Ивану это вполне по силам.
Смотрим место. И опять завораживает… Снега столько, что скал почти не видно. Плавные перегибы рельефа манящи. Очень много снега! В этом смысле обстановка просто идеальная. Стартовых точек две – они разнесены по краям большого хребта, который образует огромный цирк, ограниченный двумя гребнями, уходящими в долину. Стартовый хребет сплошь в гребнях – как расчёска. Это первый спот, как я мысленно определил. Далее комфортное ложе цирка, и ниже второй спот – также круто, как и наверху, и расчёсано гребнями, но с меньшими рельефами выступов. Сразу видно, как отличается левая часть от правой. Слева более массивна и разнообразна верхняя часть, со сдвоенным гребнем и явно напрашивающимися четырьмя большими дропами, а справа более интересна нижняя часть. И в этом часть интриги! Прямые линии по каждому старту имеют одну слабую часть по рельефу, а чтобы захватить самое сладкое, надо делать длинный траверс по ложу цирка из-под левого верхнего спота к нижнему правому. Но это разорвёт целостность спуска! А перепад немаленький – 740 метров! Тут и вопрос выносливости всплывает не на последнее место! И как заманчиво при этом – какие шикарные спуски по такому снегу. Сколько катания, сколько тут может быть фана! В этом месте вообще все факторы сошлись идеально – солнце, рельеф и количество снега… Не будем забывать и то, что на глубоком снегу и хорошо укрытых камнях намного легче рисковать и показывать мастерство. Короче, общая картина обещала море эмоций и настоящий фрирайд!
Первый райдер сразу это подтвердил. И серьёзность своих намерений, и серьёзность трассы. Jeremie Heitz (Швейцария) с первых метров – пока он катился по плоской части надува к началу своей линии (левый старт) – мне показался напряжённым. Он сделал высокую ставку – взял на высокой скорости первый дроп и следом без торможения второй… Дальше сработали неотвратимые законы физики – на таком уклоне на большой скорости вес теряется и лыжи почти не цепляются за склон, и райдер не может контролировать происходящее. Что и случилось с Джереми – потеря равновесия и сильное падение. Нервозность на старте тоже внесла свою лепту. Однако, ничего страшного не случилось – теория «мягкого снега» сработала, но проезд оказался запоротым. Кстати сказать, снег не подвёл в этот день ни одного радера – падения не обернулись травмами ни разу.
Jeremie Heitz, Estelle Balet
Говорить про каждого, что он был крут, отлично катил, прыгал и тому подобное не стоит – на Аляске собрались сильнейшие. Явных аутсайдеров здесь нет. И Reine Barkered (Швеция) лишь подтвердил это. Он выбрал правый старт и прямую линию. На этом маршруте гораздо больше катания, чем слева, и Баркеред реально упивался спуском, выжимая максимум удовольствия из аляскинской целины.
Turdell (Швеция) не стал церемониться и взял быка за рога сразу – отличная линия дропов с левого старта. Потом ушёл в правый сектор и от души раскатал пудряк в цирке. Но, видимо, сильно расчувствовался на аляскинском снегу и так жахнул с «колена» бэк флип, что улетел метров на 50! Со всеми вытекающими – не устоял на приземлении. Удар был очень сильный, и парня просто расплющило. Однако, и это падение обошлось благополучно, и Турдель самостоятельно завершил заезд. Увы, уже с невысокими баллами…
Reine Barkered, Matilda Rapaport
Немного портило впечатление ложе цирка, которое приходилось пересекать в любом случае, направляясь ко второй части маршрута. В верхней, более крутой части, оно было покрыто лавинной россыпью, хоть и мягкой, но всё-таки комковатой и не комфортной для поворотов, особенно на больших скоростях. Из-за траверсов цельность и динамика спуска разрывались. Впрочем, райдеры это поняли не хуже меня, и иные из них, оказавшиеся, кстати, победителями, выбрали наиболее прямые маршруты, чтобы спуск выглядел цельным по ритму и темпу. Так, видимо, рассудил и Julien Lopez (Франция), выбрав левую прямую линию. Он исполнил первый большой бэк флип – классический, я бы сказал, большой, с очень уверенным приземлением. А внизу он от души прокатил большой кулуар, растанцовывая на его стенках.
Лео Слеммет (Франция) опять «поймал колено» - та же история с далёким полётом и падением. Фабио Штудер (Австрия) откатал неплохо – выбрал самую, пожалуй, длинную линию, и красиво, акробатично поиграл с рельефом. За что и получил высокие баллы.
Паттон (Франция) не разочаровал – поиграл с рельефом на славу! Плавно, быстро, пружинисто… Его линия получилась самая прямая слева и максимально в области большого уклона и разнообразного рельефа. Ставка сработала! Один сплошной спуск, минимум траверсов – цельно, чётко, собрал всё, что можно было, и в том числе большой 360 со скалы. Не понимаю, почему только ему пришло в голову пройти именно там, ведь, по сложности этот маршрут явно выигрышный…
Collomb Patton
Но первый, кто заставил меня подумать что-то вроде «О! Это уже что-то», был Logan Pehota (Канада). По его манере катить с первых метров было видно, как он расслаблен, пружинист и лёгок. В этом мне показалось изрядное желание… просто прокатиться с ветерком по хорошему снегу, что в общем-то и должно быть основной мотивацией фрирайдера. Предчувствия не обманули – Логан зарядил цельный и очень увлекательный заезд. Его настроение сказалось даже в том, как он внимательно «собрал» все оставшиеся пятачки нетронутого снега на заходе на первый большой дроп! Он мудро удлинил линию верхних дропов – не поленился заехать на третью скалу, где не было ни одного следа, да ещё сделал там элегантные 360. Быстро прохватил траверс, спрямляя маршрут вниз, и эффектно прошёл нижний сброс этаким "слепым" падением по его ступеням, в облаках срывающегося снега. Его спуск мне показался чем-то цельным и ритмичным, похожим на то, что показывают в фильмах…
Logan Pehota
Dennis Risvoll (Норвегия) запомнился своей дерзостью – он тоже ринулся сверху на дроп-лайн, но допустил ту же ошибку, что и Хейтс – перебрал с ходами и упал… Зато, как лихо потом раскатал пухляк в нижней части! Да, в этот день, на этой горе даже падения не могли лишить райдеров удовольствия! Это Аляска, сэр!
Dennis Risvoll
Stefan Hausl (Австрия) и Benedikt Mayr (Германия) ничем особо не порадовали – мне показалось, что с этой горой, с этим снегом у них согласия не получилось. А Стефану я и баллов столько не дал… Felix Wimers (Германия) завершал соревнования. Он показал акробатическое катание, и на «колене» оказался королём, но между прыжками был невыразителен, поэтому своё пятое место получил по делу.
Stefan Hausl, Fabio Studer, Florian Orley, Nadine Wallner
Felix Wiemers, Benedikt Mayr
И тут главное! Для нас – россиян. На левом старте Иван Малахов (Ваня Мэд)!.. Я весь внутренне подобрался – будто сам покатился в бездну цирка. Ваня рассчитал отлично – показать максимум на верхних дропах и с максимальной скоростью пройти траверс, чтобы линия смотрелась как можно прямее и неразрывно. Первое, что он делает отлично – засаживает первую скалу целиком и на большой скорости. И второй прыжок – итого мощный дабл. Отлично! Траверс удаётся, как надо – быстро, причём, Иван тут поступил мудрее всех прочих – он прошёл верхнюю часть траверсного поля прямым спуском, отвесно, а потом резко, уже на хорошем снегу, ушёл в траверс и сразу выскочил на вторую часть линии. Мэд успешно вышел на ребро надува, и…тут начинается странное. Вместо того, чтобы, как все, валить дальше вдоль ребра на скорости, он начинает копаться в коротких дугах, почти останавливается, после чего с трудом находит линию, но попадает в кулуар, куда, как я понял, не надо было, и в последний момент успевает из него выскочить резким поворотом, что опять отняло скорость. Потом Ваня опять нерешительно идёт по заходу нижнего сброса, почти с остановкой выходит на точку прыжка и… всё-таки делает хороший, длинный дроп. Казалось бы, всё позади, но на выкате в долину Мэд неожиданно ловит на выполаживании компрессию левой лыжей и падает… Жаль. Шансы занять более высокое место были. Хотя, в целом Иван и так молодец – закончил сезон в десятке райдеров планеты.
Ivan Malakhov
И тут на старте появился Табке (США)! Табке – особый разговор, и я всегда от него жду феерических заездов. Я его вижу этаким человеком-птицей – так он лёгок в катании и всегда безупречно вписан в любой рельеф. Даже руки он держит широко – как крылья… Линию Табке выбрал оригинальную – пошёл туда, где много снега, много рельефа и катания. Как он прошёлся по острому, как нож, гребню, завершив его великолепным прыжком! А каков был его «танцевальный» бэк флип из пайпа? Песня! Быстрые, точные, летящие реакции, пластика… Возможно, ему не хватило больших прыжков для победы, но я бы поставил Табке выше. Он показал фрирайд таким, кокой он, по-моему, и должен быть – творческим, а не только жёстко силовым и акробатичным. Фрирайд в исполнении Табке – скорее, искусство, нежели экстремальный спорт. За что ему большой спасибо!
Drew Tabke, Christopher Galvin
Вот такой получился этап. Ваня всё равно молодец – и говорить тут нечего. От души его поздравляю! С итоговой таблицей этапа я в целом согласен - судьи, по-моему, не зря едят свой хлеб. Разве что Табке... Впрочем, пусть и так - его заезд от количества баллов хуже не стал. Все участники показали настоящее катание, настоящий фрирайд, и если с кем-то зайдёт речь о том, что это такое – фрирайд – то я просто дам ссылку на этот репортаж. Без слов. Когда такая гора, такой снег и такие райдеры, то и растолковывать нечего… Меня это зрелище наполнило очень высокими эмоциями. Светом каким-то, что ли… Невозможно оставаться равнодушным. И так самого потянуло… Но это Аляска, сэр, а за окном дождливый уральский март. И сбудется ли – увидеть эти горы прямо перед собой? Не знаю, не знаю… "
Фейк, иллюзии, гротеск, современные технологии. Расчет на диванных болельщиков. Пиво не забудьте купить к показу, иначе не вштырит