Прошел первый из серии дилерский семинар Fischer в Москве. Коротко о том, что мы сможем, если захотим, прикупить себе осенью.
Начнем с ботинок. Да, «мы таперича не то, что давеча»! Теперь поклонники лыж или ракеток компании могут и обуться в ботинки любимой фирмы. Ботинки трех моделей, все три модели – одинаковы с точки зрения регулировок и «наворотов» (кантинг, регулировка наклона, регулировка жесткости, микрорегулировка клипс) различаются размерами ячеек полимера наружнего ботинка - жесткостью, материалами внутреннего вкладыша и – ясен пень - цветовым решением.
Ботинки оригинальные, разработаны в сотрудничестве с ортопедами известными, и, что самое главное – производятся на фабрике Garmont в Италии, а фабрика сия известна среди взыскательных пользователей треккинговой обуви. Собственно, все равно надо мерять, но отмечу следующие моменты, на которые имеет смысл обратить внимание.
В первую очередь, это положение стоп. Небольшой экскурс в анатомию: большинство людей ставит ноги при ходьбе в виде буквы "V", с развернутыми немного наружу носками. Особенно хорошо это заметно на подъемнике: лыжи сидящих в кресле людей, как правило, перекрещены сзади, а носки разведены в стороны. В ботинках различных производителей стопы располагаются параллельно, так что для того, чтобы удерживать и лыжи в аналогичном положении, стопы (ботинки) необходимо развернуть чуть внутрь, как будто человек слегка косолапит. Разворот стоп влечет за собой и разворот коленей. Когда мы приседаем, наши колени стремятся соприкоснуться, и для предотвращения этого приходится прилагать - непроизвольно или нет - мышечные усилия.
К чему это я? В ботинках серии Somatec (От слов соматология – наука, подходящая к изучению живых тел с физической точки зрения – и технология) стопы располагаются также в виде буквы "V", и эта особенность конструкции позволяет, как утверждают разработчики и те, кто эти ботинки уже попробовал (они пока приехали только одного размера – 41) гораздо дольше находиться на склоне без усталости мышц ног.
Дополнительное удобство при обувании обеспечивает специальный клин, который выдвигается вверх перед надеванием, увеличивая объем в задней части ботинка, именно там, где пятка ноги “упирается” при обувании сильнее всего. Помимо этого, на внутреннем ботинке в этой же области есть и вставка из специального скользящего материала. Три модели, включая race в двух модификациях – с гелем и без него во внутреннем вкладыше. Естественно, термоформуемый внутренний ботинок – вкладыш – если этого не сделать, то за ретрограда производителя посчитают.
Надеюсь, скоро перестанем в конференциях читать вопросы: "а обязательно термоформовать – и так вроде неплохо сидит?". Не надо формовать! И канты точить не надо, и лыжи смазывать не надо, и белье специальное покупать не надо, и кататься ездить в нормальные места не надо, и лыжи современные покупать не надо, и иномарки вместо пердукции советского автопрома покупать не надо, и в горы лучше лыжи двадцатилетнего возраста возить – их не жалко! И себя не жалко. А новые лыжи, на которых так в кайф записать дугу на большом склоне, а не на берегу речушки помоешной, пусть в шкапчике постоят – целее будут! Так ведь их еще лет через 20 пользовать можно будет, как сейчас – свою верную круглокантовую "Младость" с выпуклой скользящей поверхностью, купленную у шестого хозяина за три бутылки прА-Адвинутого пива.
Ну да ладно – это меня в сторону занесло. Виноват. Nothing personal, как говорят у них. Вернемся к продукции Fischer. Крепления. Раньше был Salomon с нанесенным логотипом в виде треугольничков, да еще и без верхних моделей, а теперь Tyrolia, с оригинальным дизайном (в части коллекции не только расцветка, но и форма крепежа отличается от родителя). Соответственно, все возможные Diagonal, Freeflex, RailFlex (!), CarveConcept, ABS… Короче – любители Tyrolia и системы RailFlex теперь смогут переставлять крепеж с Head на Fischer, если решат выкинуть лыжи одной марки и оставить крепления, которые крепятся одним винтом в середине, позволяя лыже гнуться свободно и легко. Все ближе мы подползаем к голубой мечте: иметь две-три пары лыж, и переставлять любимые крепления с одних на другие с легкостью и непринужденностью.
В коллекции пятнадцать моделей креплений: от самой простой, рассчитанной на использование юными лыжниками – FJ 4, до наиболее мощной - старшей - модели FR 17 Freeflex, диапазон усилий срабатывания которой – от 6 до 17 единиц DIN, что достаточно для выступления на самых серьезных соревнованиях, а не только на «кубке склона имени производителя бугеля на базе двигателя от лифта». Мне эта модель ну очень понравилась, особенно в сочетании с лыжиками RC4 WorldCup, которые расцветочку сменили на очень и очень агрессивную.
Кстати, о лыжах. Вся коллекция лыж выполнена в новом дизайне, в следующем сезоне геометрия линий соревновательной и моей любимой - Sceneo - остаётся без изменений – видимо, разработчики компании приняли решение не вносить корективы в очень удачные модели. Немного, конечно, изменили – передвинули по моделям систему виброгашения и гашения высокочастотных вибраций, а геометрию не тронули. Могульная Lunar получает новый носок (ну и расцветку), конструкция Airstyle NT осталась без изменений, но цвета сменились – более защитные стали. Прятаться в лесу, что-ли, лучше? Канты лыж новой коллекции Fischer затачиваются в заводских условиях под углом 87 градусов, а со стороны базы – 0,8 градуса (технология Race Finish), а при производстве некоторых моделей по-прежнему используется плазменная закалка острия кантов – Plasma Edge.
Появилась новая (точнее, название новое) линия лыж FX, продолжающая традиции внетрассовых линий Alltrax – Big Stix, но сделанных по абсолютно новой технологии Carbon-Fiber-Chassis (в младшей модели используется аналогичная технология Glass-Fiber-Chassis).
Четыре модели: 7.0, 7.6, 8.6 и 10.6. Понятно, что цифры – ширина в талии. За исключением 10.6, остальные три – сделаны по новой технологии «шасси». Технология, по которой изготавливаются велосипедные рамы, детали самолетов и автомобилей Формулы-1, позволяет обеспечить заданную величину торсионной жесткости – ключевого параметра современных лыж. Помимо применения новой технологии, три модели линии лыж для внетрассового катания получили измененную геометрию, стали еще шире. Наиболее вероятно, что это стало возможным именно благодаря использованию этой самой новой технологии, позволяющей объединить носок и пятку лыжи в единый трехмерный профиль без ухудшения характеристик.
Мне кажется, что плавное расширение лыж нижних трех моделей этой линии – закономерная вещь: как только может конструктор без ухудшения торсионной жесткости лыжу сделать шире – так сразу он это и делает. Были 74, потом 75, теперь 76 мм. Были 68, потом 69, теперь 70. Были… Ладно, дальше сами продолжите. Кстати, 76 стали куда более шустрые. Послушные и универсальные: хочешь – карвуй, то есть пардон, карви, а хочешь – скользуй… Ну, в смысле – соскальзывай. Универсальный такой лыж, чессло. Жаль, 86 в тесте не было. 86 - без дерева в середине, по новой технологии пространственное шасси - четыре канала в середине, и все в вакууме залито компаундом. 3-х мерная конструкция, небольшой твин-тип, в защитной гамме. По-моему, еще более послушные должны быть, чем нынешние 84. Но попробовать удалось только 76 мм - легкие,
верткие, легко режут, легко идут в проскальзывание - очень приятные ощущения. Если 86 такие же послушные – так я еще сильнее их хочу попробовать. Или подождать еще пару лет, пока они до 90 мм не доберутся, вы как считаете?
Далее. Новая линия лыж RX, ориентированная на любителей катания по подготовленным и разбитым трассам в достаточно агрессивной манере. То есть мощный карвинг с уклоном в ски-кросс. Линия состоит из четырех моделей, три из которых – RX4, RX6 и RX8 – включают в себя систему Railflex, обеспечивающую быстрый монтаж соответствующих креплений без повреждения тела лыжи шурупами, а флагманская модель серии – RX 10 – снабжена пластиной racing plate. Попробовал RX 8 и RX 6, обе с внутренней системой гашения высокочастотных колебаний Frequency Tuning, а также модель для меньших скоростей – RX 4.
Впечатления от "восьмерки" – мощная скоростная машина, которая требует скорости и отлично режет дуги на жестком покрытии, спокойно проходит нарытые во время тренировки спортсменов неровности и снежные "брустверы", для небольшого подмосковного склона – пожалуй, даже несколько чересчур мощная, чувствуется, что запас по скорости у нее очень большой, верхнюю границу нащупать не удалось. Хотя, может быть, мне лыжа показалась похожей на мою любимицу Sceneo S 500, возможно, несколько более мощной. Но талия – уже (кстати, у всей серии, не только у "восьмерки"). "Шестерка" – помягче, позволяет легко управлять собой на "ниже средних" скоростях, при этом оставаясь очень хорошим инструментом для карвера и на весьма высокой скорости. "Четверка" показалась очень послушной лыжей, не теряющей управляемости даже в том случае, если не слишком опытный лыжник вынужден будет перейти в заднюю стойку. Но для карвера – ученика такая лыжа, пожалуй, будет весьма подходящим выбором. Во всяком случае, именно эта модель во время тестов пользовалась повышенным вниманием у тех, кто не может похвастаться богатым горнолыжным опытом.
Да! Именно в среднем секторе конструкторы и объединили лыжи и крепления. То есть Sceneo – 400 с RailFlex, а 500 – уже без. И RX – аналогично. 8 – с системой, 10 – без. Ну и внизу также, что логично: эксперты – они выпендриваются, любимый крепеж хочут вместо рекомендованного. Новичайники – хотят подешевле, какая уж тут система. А катающийся – он послушный, читать умеет, по характеристикам и по цвету комплект подбирает.
Интересно, теперь те, кто кричит "лыжи Фичер – аЦЦтой, в Украине сделаны" что по поводу креплений и ботинок кричать будут? Они-то по какой причине "аЦЦтойные"?
январь 2003 г.
Автор: Георгий Дубенецкий Источник: SKIS/RU |