Прямой эфир

В Швейцарии 400 человек застряли на фуникулере на горе Шилтхорн
Опять путают фуникулер и маятниковую подвесную канатку. Ну что за люди!
SIV 23.06.2018
Ключ к технике резаного поворота
Молодо-зелено )) Интересно, кто-нибудь из нынешних топов принимал участие в тех тестах Рейда?
nick5t5 23.06.2018

Франция на Новый год (Massif Aravis, Grand Bornand)

avsokolov56, Лента автора 21 Февраля 2018 (18:35) Просмотров: 620 1
Новогодняя поездка во Францию, курорт Massif Aravis, Grand Bornand (высота над уровнем моря 1000m), Сроки 30 декабря 2017 – 6 января 2018. Участников трое, горные лыжи, катаемся только по трассам. В основном впечатления, но есть и информация, может кому пригодится.

Церковня в долине Les Annie
Это был эксперимент. Мы ежегодно ездим в Альпы в январский низкий сезон. Но из-за высоких цен на авиабилеты ездили не в каникулы , а на следующей неделе.

И всегда было обидно :
- тратить неделю отпуска, а если ехать в каникулы – отпускные дни остаются для других вариантов отдыха
- получать меньшие деньги от работодателя из-за малого числа рабочих дней в январе

Мне много раз объясняли, что это правильно с точки зрения бухгалтерии, но как-то несправедливо терять деньги. В августе месяце собрался и посчитал, сколько теряю на зарплате, если отпуск в январе и сколько теряю на дорогом авиабилете в новогодние каникулы. И получилось – примерно одинаково, если лететь с пересадкой. Вот и решили попробовать.

Курорт выбирался по критериям:
- Франция
- еще не были на курорте
- не большая, но и не маленькая зона катания
- есть недалеко достопримечательности, съездить посмотреть
- апартаменты с бесплатным WIFI

Ну и получилось, что курорт Massif  Aravis, объединивший Le Grand Bornand и La Clusaz соответствовал требованиям, тем более был на слуху в связи с биатлоном.

Парапланы над Le Grand Bornand
220 км трасс – нам достаточно. Рядом город Анси, где тоже еще не были. Апартаменты с бесплатным WIFI нашлись.

Съездили, по деньгам получилось чуть дороже, но несущественно. Решили на следующий год ехать также в новогодние каникулы. Далее отчет, может кому пригодится.

Massif Aravis
Первоначально план поездки был составлен и реализован так: перелёт Москва-Цюрих, аренда авто на неделю. В августе были куплены авиабилеты Москва-Цюрих и Цюрих-Москва Турецкими авиалиниями с пересадкой в Стамбуле. Время в пути менее 8 часов.

Почему этот вариант :
- прямые рейсы на эти даты очень дороги
- турками уже летали и все нравится, особенно 30 кг багажа, не считая лыж (кроме длительности  полета из-за пересадки)

Билеты до Женевы оказались существенно дороже, чем до Цюриха или до Базеля. Выбрали Цюрих, так как обратный рейс вечером и если выехать с курорта пораньше, будет время походить по городу, а Цюрих показался более привлекателен для экскурсии.

Автомобиль  Шкода Рапид забронировали у HoliDayAuto с полной предоплатой за 24 000 руб. Апартаменты нашли и  забронировали на сайте Grand Bornand. https://www.legrandbornand-reservation.com/ Трехкомнатные апартаменты (кухня-гостиная и две спальни) в частном шале Vieux Noyer, по описанию 200 м до подъемника, бесплатный WIFI, постельное белье за дополнительную плату. Агентство бронирования за раннее бронирование дало скидку на скипасы. Ну и стали ждать.

Дорога

Не без приключений – есть что вспомнить. Но, в общем, Турецкие Авиалинии подтвердили своё качество. В ноябре пришло сообщение от Турецких авиалиний с просьбой позвонить или явиться в представительство. Оказалось, изменилось время вылета обратного рейса и Цюриха на более позднее, и на пересадку в Стамбуле уже не успеваем. Следующий рейс на Москву из Стамбула через 10 часов.

Предложили бесплатно поменять на любой вариант с другими пунктами прилёта-вылета и сроками неделю туда-сюда. Ну, сроки менять мы не могли понятное дело, а вот варианты куда-откуда лететь кроме Цюриха были – это и Базель, и Женева, и Лион… Подумали  и поменяли на полёт до Женевы. И туда и обратно. Бесплатно. Что вызвало необходимость менять бронирование авто. Но авто в Женеве бронировать и так дороже, а уже ноябрь… Агентство бронирования HoliDayAuto навстречу не пошло, цена брони увеличилась в полтора раза. Подумав, отказались от бронирования автомобиля вообще. HoliDayAuto деньги вернули полностью и быстро. До Женевы долетели без приключений.

На обратном пути самолёт из Женевы вылетел с опозданием и приземлился в Стамбуле, когда московский самолёт взлетал. По Москве уже начиналась ночь, по расписанию приземляться в Москве должны были в 3 ночи Время в Москве и Стамбуле совпадает. Побегали по аэропорту, сделав пару лишних кругов. Надо было, как нам подсказывали служащие аэропорта, не проходить через досмотр, а идти до конца всех пунктов досмотра, там стойка для таких бедолаг, как мы, опоздавших на рейс.
Сразу выдали нам билеты на утренний самолет, отвезли ночевать в гостиницу 5* в центре Стамбула, утром накормили завтраком в отеле (шведский стол) и отвезли в аэропорт. В общем, неплохо получилось - вместо бессонной ночи нормально выспались, ну и поглядели на Софийский собор из окна отеля и на город из окна минивэна.

Автобус из Женевы в Grand Bornand (конечная у шаттла - La Clusaz) ходит только зимой, в горнолыжный период, три рейса в день. Билеты бронировали на сайте http://www.gare-routiere.com/
Бронировали сразу туда и обратно. С полученным ваучером в аэропорту Женевы подходить надо к стойке туристического сервиса в зале прилёта. Там ваучер меняют на билеты. Дату и время обратного отъезда надо подтверждать в офисе по туризму курорта. Время автобуса в пути менее 1.5 часа. На курорт ведёт две дороги. Через Анси дорога более длинная, но и широкая. Шаттл ехал по более короткому пути, сначала по трассе  А40 на Шамони, свернув с него направо перед Cluses, когда трасса входит в горы. Почти сразу начинается ущелье реки Борн. Ущелье узкое, дорога идёт по левому аэрографическому берегу, полотно узкое, сильно петляет, так что большой автобус с трудом вписывается в повороты. Но серпантина нет, подъемы пологие, так что думается, дорога проходима в любую погоду, хотя в районе Petit Bornard стоит шлагбаум для перекрытия дороги. После посёлка Termine у дороги есть супермаркет Carrefour.

Проживание

Есть три крупных посёлка (три городка) и вокруг несколько мелких:
-Saint-Jean-de-Sixt – нет своей зоны катания, но много апартаментов. Возможно можно найти дешевые. Через городок проходят автобусы на Анси и скибасы, связывающие La Clusaz и Le Grand Bornand, время поездки 10 минут в любую сторону.
- La Clusaz – рассматривался для проживания при планировании поездки, но не нашли апартаментов с WIFI рядом с подъемниками.
Если нет своего авто, стоит выбирать жилье собственно в La Clusaz, хотя в соседних деревнях много дешевых предложений и есть варианты с катанием «от дверей», но магазинов там не видел. Лучше всего жить поближе к подъемнику Bossonnet:
- это центр  зоны катания, легко перебраться любую сторону на лыжах
- рядом две центральных торговых улицы с односторонним движением
Достаточно симпатичный городок. https://en.laclusaz.com/winter

Трасса в La Clusaz под подъемником La Crete Blanche
- Le Grand Bornand – симпатичный  городок на берегу реки Born. Одна торговая улица. Два продуктовых магазина -  Sherpa и  Spar, две булочные с круассанами и другие магазины, ну и поесть где. Офис по туризму на центральной площади с собором, Конечная станция (Gare Routiere) междугородних и местных автобусов расположена вниз от офиса по туризму на берегу речки. Мы ходили за продуктами и вином в Spar – показалось, что ассортимент побогаче.

В самом Le Grand Bornand нет проживания с катанием «от дверей». Оба подъемника стартуют с одной точки. Туда подходят все местные автобусы и скибас в  La Clusaz. Парковка бесплатная есть, но быстро забивается, найти место можно, если приехать пораньше. Вниз можно съехать на лыжах по красной трассе, а вот по лесу…. Следы лыж вроде видны, но немного.

Вид с балкона на скалу над Chinaillon – почти Доломиты
Наши апартаменты в шале Vieux Noyer расположены были не очень удобно, до подъёмника поболе заявленных 200м (наверно считали по-прямой, а по дороге получался зигзаг), до магазинов еще дальше, метров 500. Автобусная остановка в 50 метрах, но автобус ходит раз в полчаса. Хозяева, пожилая французская пара, очень гостеприимные и приятые, при отъезде довезли на своем авто до автобуса. Но только французский язык – объяснялись через планшет с переводчиком.

Оборудованы апартаменты хорошо, плита вообще отличная, посуды хватает, электрический чайник имеется (что для Франции не стандарт), таблетки для посудомойки были, к окончательной уборке не придирались. Неудобная ванная – душа нет, а в ванной можно мыться только сидя или лёжа – скат крыши не дает встать. Сушилки для ботинок нет, но мы возим всегда свои. В апартаментах  тепло, мокрая одежда за ночь высыхала у батарей. Вид из окна и с балкона хороший.

Вид из окна  - за ближними деревьями проходила трасса биатлона Кубка Мира
Если без авто, оптимально искать жилье на центральной улице от собора к подъемникам, например, видел апартаменты Aravis, удобно расположенные, но ничего более про них не знаю. В соседней деревне Chinaillon, наверно, можно найти проживание с катанием «от дверей», скорее всего шале. Собственно Chinaillon – это центр зоны катания Grand Bornand, довольно большой посёлок, вытянутый вдоль дороги. Но когда туда спускались, магазинов не видел. Дорога из Grand Bornand в Chinaillon поднимается в гору несколькими витками серпантина – в плохую погоду могут быть проблемы. Автобус ходит часто, даже есть поздние рейсы после закрытия подъемников.

Ярмарка в Le Grand Bornand проходит по средам в первой половине дня, что неудобно конечно. Не попали. Почему-то во Франции во многих местах так, только в Valloire и Val Cenis ярмарка проходила вечером. Биатлонный стадион был уже закрыт, но лыжные трассы пользовались спросом даже в дождь. Ладно мы, недельный скипасс оплачен, а тут добровольно и с песнями… https://en.legrandbornand.com/winter-home

Про горки

Красиво.

Подъемник Les Annies
Собственно, Massif Aravis – это две независимых зоны катания, связанных скибасом, время в пути 20 минут. Что мешает соединить подъемниками – это местные знают, нам показалось, надо построить всего два подъемника, через разделяющую горку, поросшую лесом. Может «зеленые» против? Планы трасс, выдаваемые в кассах, тоже независимые. И отличаются по содержанию.

Например, на схеме Grand Bornand не указывают, сколько мест на кресельном подъемнике, а на схеме La Clusaz указывают.  На схеме Grand Bornand указаны места для пикников, но мы их там не находили – может снегом засыпало? А на схеме La Clusaz наоборот, места для пикников не указаны, а столики со скамейками встречаются часто. Вот, может кому интересно:
- справа (если смотреть снизу) от верхней станции подъемников Bossonnet и PetitLoup, рядом с детской площадкой.
- у верхней станции подъемников Cote2000 и Fernuy
- у верхней станции подъемников Cabeau и Le Chevreuil
- внизу на площадке между подъемниками Le Chevreuil и Le Merie

Наверняка еще есть – просто не запомнил. В Grand Bornand есть столики у нижних станций подъемников Floria и Les Annie.

Вид из La Clusaz на долину Grand Bornand
Подъемники

Ну тут французы особенно не заморачиваются, как и всех своих курортах. Видимо считая, что у них самые лучшие Альпы и зачем какие-такие современные дорогие подъемники…
Нет подъемников с WIFI
Нет подъемников с подогревом сидений, в том числе и яйца (гондолы).
Нет кресельных подъемников с колпаками.

Есть склоны, куда можно попасть только на бугельном подъемнике с металлическими штангами, Teleski. Чтобы вернуться на лыжах из Chinaillon в Grand Bornand, без бугеля не обойтись.
Очень много, если не большинство кресельных подъемников старых, медленных, двух-трёх-четырёхместных. Есть даже с деревянными сиденьями.

Но прогресс некий заметен – для многих таких подъемников сделаны «разгонные» ленты при посадке, чтобы было не так больно… В La Clusaz есть уникальный двухместный кресельный подъемник Combe des Juments, нигде такого не видел. Видимо сэкономили, и чтобы не менять опоры, доработали верхнею и нижнюю станции – двухкреселка притормаживает при посадке и высадке. И вообще, в La Clusaz больше более-менее современных подъемников, шестиместных с «притормаживанием». Но явно могло быть больше. Даже открытый только в этот сезон подъёмник Cret du Merle - без подогрева и колпаков.

Cклон Tete  de Cabeau
Погода попортила катание – ну тут не угадешь.
1 день – идеальная погода
1 день  - переменная облачность, видимость хорошая, но верхние трассы закрыты из-за сильного ветра выше 2000 м
2 дня – низкая облачность, видимость плохая, микрорельеф виден только на самых нижних трассах.
1 день – проливной дождь, катались по «домашней» трассе, поднимались только на яйцах, дождь пробил все слои одежды. Впервые выжимал поролон очков на спуске. Хватило всего на пять спусков.
1 день – проливной дождь, экскурсия в Анси. Культурная программа осталась не выполнена из-за дождя. Надо было брать с собой зонты и сапоги.
Снега много, даже проливные дожди его не съели, только осел вдвое за неделю.

Катание

Ну, это предмет субъективный. Зависит от объективных условий, настроения, погоды и т.д. и т.п. Хорошо кататься  было только два дня из-за погоды. Общее впечатление – хорошее, можно бы и еще раз съездить покататься, не наелся. Хотя у меня с катанием во французских Альпах… любовь, единственный курорт, куда не хочется ехать еще раз, это Sybelles. Но пока работает принцип – каждый год в новое место, но, если вдруг, например какая халява…

Моё субъективное мнение – французы лучше всех маркируют трассы. Данный курорт не исключение. Проблем с ориентацией не возникало. Подготовка трасс на уровне и даже выше ожиданий. Несмотря на погоду.

Черные трассы – французский стандарт, никогда не ратрачатся, независимо от крутизны.

Вид с Mont Lachat в сторону Pointe d’Almet в облаках
Остальные трассы – отратрачены с вечера, потом ночью присыпаны снегом. И так каждый день. Так что вельвета не было. Но бугров, даже к вечеру, не было. Дочь сказала, по ее мнению, красные простые, ближе к синим. Выделять ничего не хочу. На всех склонах есть симпатичные трассы. И лесные. И широкие. И с перепадами. Хотя нет – отмечу самый дальний в Grand Bornard подъемник Les Annies и синию трассу с него, как чисто …для красоты. Кстати, оттуда многие спускались не по трассе, а по лесу, но только вниз  не выйдет – придётся местами подниматься.

Спуск под подъемником Duche
Про внетрассовое катание квалифицировано сказать не могу, но имеет место быть, и в лесу и выше. Но погодные условия явно привели к повышенной лавиноопасности и желающих рисковать было не видно. Хотя по ночам стреляли и спускали лавины много. Пару лавин спустили на трассы.
Большинство катающихся – лыжники. Но видел подростков-спортсменов из клуба Grand Bornard на досках, как же они катаются!

31 января, в первый день, было очень много народу, с утра огромные очереди в кассы у подъемников. Кстати, рядом с Офисом по Туризму есть автоматы по продаже скипасов. На нижних подъемниках – очереди. Очень боялись, что так будет и дальше, но в следующие дни и на подъемниках и на склонах было пусто. На нижних станциях более-менее современных подъемников производится контроль владельцев скипасов через видеокамеры – чтобы не передавали.

Публика – почти одни французы. Два раза слышал англичан, один раз немцев, один раз братьев-славян и один раз в магазине слышал русскую речь.

Буйки и лебеди на озере Анси
Цена поездки на человека:
- авиабилет 28200 руб или около 400 евро
- трансфер аэропорт-курорт-аэропорт 52 евро или около 3500 руб
- проживание + скипас + постельное белье  490 евро или 34300 руб
- ну и наели, напили, ездили в Анси  - билет на автобус 8 евро...
Итого на человека - около 950 евро или 66000 руб, может немного больше.

Похоже , что символ Grand Bornard - это корова
Родео
+7
  0  
Mik77    26 Февраля 2018 (10:34)   #
Спасибо за отчёт. Интересно.