Предисловие
Мой отзыв про горнолыжную поездку в этом году в Италию в значительной степени имел целью поделиться своим опытом путешествия на горные лыжи за границу в нынешних условиях. Что это по времени, деньгам, какие маршруты возможны. В общем, стоит ли ехать кататься за границу. И если стоит, то сколько.
Но как-то так получилось, что в комментариях многие сфокусировались на том, что у нас было 4 дня катания и сделали вывод, что оно того не стоит. Хотя я обозначил, что эта поездка планировалась, исходя из разных личных обстоятельств, и ее можно было выстроить по совершенно другому временному формату.
Чтобы исключить этот фактор короткого катания, давайте я расскажу про прошлогоднюю поездку во Францию. По большому счету, она могла произойти и в этом году. И это мало бы что поменяло. Ну если только не считать, что курс евро сильно изменился.
Часть первая. Ищем дырку в заборе
Среди наших горнолыжников есть достаточное количество людей, которые раньше ездили кататься на зарубежные горнолыжные курорты. Причем ездили туда люди разного возраста и достатка. Я вот как-то, направляясь в Лез-Арк, встретил 3-х пенсионерок в возрасте около 80 лет. Одна из которых поведала, что им выгодно ездить кататься во Францию и Андорру, поскольку после 75 лет скипасс там бесплатный. Но сейчас, по понятным причинам, все поменялось. Кроме того, и наши горнолыжные курорты как-то развиваются. Так что, в принципе, и у нас есть где покататься. Хотя, конечно, катание катанию рознь. Вот, если позволите, сравню с летним отдыхом. В 2023 году, например, в Турцию съездили 6,3 млн россиян. Могли бы и в России отдыхать и путешествовать. Страна у нас большая, места всем бы хватило бы. Но нет, едет почему-то народ в дальние страны, и при этом не только дружественные. Несмотря на все преграды.
Вот и мы в прошлом году решили не пасовать перед санкциями, которые ввели наши бывшие западные партнеры. Русский человек ведь как устроен. Если его куда-то не пускают, то надо найти какую-нибудь дырку в заборе. Визы у нас с женой были, нужно было подобрать маршрут. Здесь, конечно, на первом месте стояли авиабилеты. С учетом доступных ныне аэропортов, пересадок, трансферов и, естественно, затрат времени и денег. В общем, если раньше вопрос стоял так: «Где хочется покататься?», то теперь он в значительной степени трансформировался в вопрос: «Куда можно добраться?» Хотя, конечно, при этом все-таки хотелось подобрать хорошую зону катания, включая наличие на курорте возможности для жены покататься на беговых лыжах. Вариантов транзита рассматривал два: Стамбул и Ереван. До Еревана летело значительно больше рейсов, что обеспечивало больше вариантов удобной пересадки, да и цены были ниже. Самыми доступными на тот момент по цене были рейсы Wizz из Еревана до Милана и Вены.
Стал смотреть. Но как-то подходящих вариантов сходу не находилось. Хотя, как вы знаете, в этом году миланский маршрут был опробован. И тут я неожиданно наткнулся на рейсы Aegan из Еревана в Женеву с пересадкой в Афинах примерно 3 часа и гуманной стоимостью на двоих в 643 евро (курс евро на этот день был, между прочим, 60.97 рубля) в оба конца с багажом. Причем рейсы были в субботу и воскресенье, что важно. Поскольку трансферы и аренда жилья часто привязана к выходным дням. А из Женевы, как известно, есть хорошие трансферы на французские курорты.
Французский маршрут меня вдохновил. Вообще, Франция наша любимая страна в плане горнолыжки. А Савойя – любимый регион. Наш деревенский дом наполнен множеством элементов интерьера из этих мест. В общем, решение было принято мгновенно и билеты куплены. Туда в субботу, обратно в воскресенье. Что было ощутимо выгоднее по цене. Опять же, забегая вперед, несколько позже, на Черную пятницу, Aegan продавал эти билеты по 100 евро. Но, к сожалению, мы живем не в то время, когда думаешь, что завтра будет непременно лучше. Так что и этого чудесного варианта я не предвидел. Но это, кстати, не руководство к действию. Например, в этом году Flyone на своей распродаже за пару недель до Черной пятницы продавал билеты Москва—Ереван-Милан за 38 тыс. с багажом в оба конца и хорошим дневным прилетом в Милан. А на Черную пятницу и позже потом уже таких цен не было. Ни у Flyone, ни у других авиакомпаний. Хотя с ручной кладью у Wizzair получилось взять даже дешевле. Но с ночным прилетом, что потянуло ночевку в аэропорту. Ну я это просто к тому, что цены на билеты сильно скачут, есть много дополнительных факторов, типа времени прилета, дней рейсов и т.д. Так что надо заранее планировать маршрут и мониторить распродажи. Появилась подходящая цена – брать.
Дальше я стал искать резиденцию в близлежащих к Женеве регионах. Хотелось бы, чтобы это была резиденция в традиционном савойском стиле и с бассейном, что, как вы понимаете, немаловажно для восстановления после катания. Начал с Межева. Но подходящих вариантов не находилось. Резиденции со СПА стоили приличных денег. Стал расширять регион поиска. И вдруг случайно наткнулся на резиденцию La Renardiere в Самоене (Samoens). Это была резиденция нашей мечты. Выглядела она фантастически, и в ней было все, что нам хотелось. Стоила она при этом минимум в два раза дешевле, чем аналогичные варианты – 781 евро.
Поскольку в этом месте мы раньше не были, стал изучать. Выяснилось, что Самоен входит в зону катания Grand Massif. В нее же входят поселки Flaine, Morillon, Les Carroz и Sixt Fer a Cheval. Всего в регионе 146 трасс общей протяженностью 265 км. Кроме того, присутствует несколько зон катания на беговых лыжах. Это один из старейших французских горнолыжных курортов, первый подъемник был построен в Les Carroz в 1939 году. Сам Самоен описывался, как одна из самых живописных горных деревушек Франции, носящих звание «ville fleurie» и с историей, уходящих в средние века. На территории которого также имеется ряд памятников, входящих в список культурного наследия Франции.
Содержательных отзывов о катании в этом регионе было крайне мало. Например, такой : «и трассы так себе, и лифтов старых много. а если проблемы с настоящим снегом, то вообще всё плохо. пушек мало. ресторанов в городе тоже мало. на горе вообще практически нет, зато есть большой недорогой супермаркет Карфур, что редкость для французских гл курортов. в снегопад с большой вероятностью могут потребоваться цепи (или зимняя резина хотя бы). смотреть вокруг нечего».
Конечно, подумал я, нам, россиянам, сложно угодить. Мы избалованы отличными трассами, современными подъемниками, да и ресторанов у нас поболее, чем у этих французов. Отзыв, впрочем, был старый, и я подумал, что даже во Франции что-то могло измениться к лучшему за прошедшие годы, можно рискнуть и наведаться в эту глухую французскую деревню. Отметил, между прочим, что в Самоене 1600 расположился Club Med. Ну, если кто-то знаком с этой сетью отелей, то знает, что где попало их не строят.
В общем, забронировал на Booking отель. Оплата сразу, но можно отменить до последнего дня со штрафом 50%. Доступный период бронирования с субботы 4.02 по субботу 11.02. У нас обратный рейс, как я писал, в воскресенье. Ладно, думаю, как-то решим вопрос. Пишу письмо в резиденцию, что мол так и так, можно ли будет у вас еще на денек задержаться? И неожиданно получаю ответ, в котором резиденция проявляет обо мне трогательную заботу и сообщает, что:
Для поездки необходимо иметь визу, оформленную в посольстве Франции в России;
Европейское воздушное пространство закрыто, в настоящее время прямых рейсов в/из и вылетающих в Россию больше нет.
С 20 октября военное положение в вашей стране накладывает ограничения на выезд из России (для мужчин) в настоящее время вам очень сложно покинуть свою страну
Способы оплаты из России (кредитная карта, банковский перевод или другое) не работают. У вас не будет никаких средств оплаты на месте во время вашего отпуска.
В связи с чем мне предлагают бесплатно отменить бронирование, давая 3 дня на принятие решения.
Ну какую реакцию они рассчитывали получить в ответ на такое послание? Может помните, был такой старый анекдот. Когда безработные перестали бросаться в Гудзон с Бруклинского моста, что привело к падению турпотока. Тогда местные власти наняли психолога, который должен был оживить этот процесс. Ну тот встал у моста. Идет англичанин, тот ему сообщает, что изнасиловали королеву Англии. Англичанин в воду. Идет француз, тому говорят, что во Франции все публичные дома закрыли. Тот в воду. Идет русский. Психолог подходит и говорит: «А вы знаете, что по нашим американским законам с этого моста запрещено прыгать?» Ну и получает ожидаемую реакцию: «Да плевал я на ваши американские законы» …
В общем, я вступаю в переписку с резиденцией, Booking и в итоге получаю заверение, что мое бронирование действительно, нас просто любезно предупредили о возможных проблемах, и резиденция будет рада видеть нас в числе своих гостей. Вуаля!
Но я понимаю, что на дополнительный день рассчитывать не приходится и надо искать какой-то другой вариант. Решение приходит в голову довольно быстро. Поскольку у нас рейс из Женевы в в воскресенье в 16.50, а выезд из резиденции в 10.00 субботы, то есть резон поехать в Женеву, погулять по городу, поужинать, поспать, спокойно собраться, еще погулять и отправится в аэропорт. Пуркуа бы не па?
Ну теперь остается подобрать трансфер из аэропорта Женевы до Самоена. Ситуация на первый взгляд простая. Т.к. до Самоена расстояние всего 76 км. Но оказывается, что есть единственный, по сути, вариант группового трансфера: компания Go Massif с ценой 65 евро на человека. Парадокс, но добраться до гораздо дальше расположенных Трех долин, Лез Арка или Шамони можно значительно дешевле. С другой стороны, есть свои плюсы. Нет четкого времени рейсов. Ты отправляешь заявку и компания, как мы поняли, собирает группы по мере прилета и довозит до дверей отеля. Так что бронируем в Go Massif трансфер из аэропорта в Самоен.
А вот обратно, до самой Женевы, все гораздо лучше. Идет региональный автобус до Annemasse. Билет стоит 8 евро на человека. От Annemasse до Женевы примерно каждые 15 минут идут поезда. Билет стоит 5 евро. Маршрут подсказывает и вариант размещения. Нужно взять отель рядом с вокзалом. Приедем на поезде, поселимся, утром на поезде уедем в аэропорт. Вариант находим быстро -Aparthotel Adagio Genève Mont-Blanc. Апартаменты, а не отель, выбираем по причине заботы о сыре, который, конечно, отправится с нами в обратную дорогу. Бронируем на сайте отеля за 107 CHF, что несколько дешевле, чем у Booking.
Ну, что, вы думаете, это все с прелюдией путешествия? Нет, у нас ведь еще рейс Москва-Ереван не закрыт. И здесь неожиданно возникают проблемы. Хорошо пристыковать одной авиакомпанией рейсы в Ереван и из Еревана не получается. Разными – уже стоимость билетов прилично вырастала (в этом году это как-то нивелировалось). Ну и все равно, при прилете в Ереван придется сидеть минимум 4 часа в аэропорту. Тяжело получается. И тут опять приходит простое решение. Летим утром в пятницу в Ереван. Гуляем по городу, отдыхаем в отеле и в аэропорт. Тут как раз Черная пятница, и мы покупаем в Аэрофлоте билеты за 16 тыс. в оба конца на человека. Потом бронируем Family Hotel в центре Еревана, прельстившись ценой в 3127 рублей, оценкой 9,5 на Booking и предложенным для Genius апгрейдом до 2-х комнатного номера Делюкс площадью 51 кв.м. Практического смысла, конечно, в этом не было, но посмотреть было любопытно.
Ну и последний момент. При таких маршрутах везти с собой оборудование нет никакого смысла. Поэтому решили арендовать все на месте.
Ну а дальше оставалось только ждать. К счастью, никаких перетрубаций, связанных со сложной военно-политической обстановкой, не произошло. И единственно, что меня тревожило, это было отсутствие снега. Такая история было примерно до 15 января, но потом начались снегопады, температура резко снизилась и к концу января все трассы и подъемники работали. Кроме того, снег лег и в самом Самоене, что было важно для беговых лыж.
Часть вторая. Ереван
Как мы выяснили, в Армении работает Яндекс-такси. Добраться из аэропорта до центра обойдется рублей в 300. Так что решили привязать карту Мир и не заморачиваться с обменами на местную валюту. Ну так и получилось. Дорога заняла в пределах получаса.
Приехали, заселились. Отправились гулять. Собственно, времени было не так много, так что прошлись по центру. Было солнце и относительно тепло. Но не могу сказать, что город произвел какое-то сильное впечатление. Знаете, бывает так, что некоторые места притягивают. И не обязательно, что в следствие каких-то особых внешних красот или рассказов об истории этих мест. Но что-то в тебе начинает откликаться, какой-то возникает резонанс. Здесь этого не произошло. Хотя в целом мы не пожалели, что решили сделать здесь остановку.
Вечером мы зашли в ресторан Шереп, который посоветовали нам знакомые и который мы заказали заранее. Оказалось, действительно очень симпатичное место. Особенную прелесть придает открытая кухня. Когда ты видишь, как взметается пламя над жаровнями или как месят тесто и выпекают в печи всякие вкусности. Кухня, кстати, здесь скорее европейская, но национальные армянские блюда присутствуют. Так что мы их с удовольствием отведали и остались вполне довольными и качеством еды, и сервисом, и ценами.
Часть третья. Ереван-Афины-Женева- Самоен
Утром опять же взяли такси и через 15 минут были в аэропорту. Приехав, с ужасом обнаружил, что забыл в отеле рюкзак. Благо до города недалеко и успели быстро обернуться. Но на этом приключения не закончились. Сели в самолет, и тут задержка. Командир объявляет, что возникли технические проблемы, и техническая служба пытается их устранить. Сидим. Снизу слышны какие-то глухие стуки по корпусу. Ну так, как будто техническую неисправность пытаются устранить ломом и кувалдой. Продолжалось это часа полтора. Как потом оказалось, что-то замерзло в механизме грузового отсека и не могли закрыть дверь. Мы уже начали волноваться, что можем не успеть с пересадкой, но проводница заверила, что стыковочные рейсы без нас не улетят и всех опаздывающих встретят и сопроводят. В общем-то так и получилось. Даже еще подождали еще полчаса до следующей посадки. Вообще, перелет Aegan несмотря на то, что пришлось вначале понервничать, понравился. Хорошие самолеты, сервис, взлет, посадка. В Афинах нам пришлось проходить опять через зону досмотра. Но хотя было много людей, все прошло очень быстро и четко.
Прилетели в Женеву, получили багаж, подошли к стойке Go Massif. Нас ждали. Кроме нас, как оказалось, в Самоен едет еще одна пара англичан. В итоге мы сели в микроавтобус и отправились в Самоен, наслаждаясь красивыми пейзажами, зеленой травой, солнцем и ощущением приближающейся весны. Дорога от аэропорта до места заняла у нас час с небольшим.
Часть четвертая. Резиденция La Renardiere
У резиденции сердце заколотилось. Она была так же хороша, как и на картинке. Даже еще лучше. Вся залита солнцем, а на террасе перед входом лежал большой белый пес. Он был не молод и не высказал какой-то бурной радости. Но поглядывал явно дружелюбно. И как бы говорил: «Привет, добро пожаловать. Тут у нас хорошо, присоединяйтесь.» Конечно, мы несколько волновались, не возникнет ли каких-то сложностей с нашим поселением. Мало ли. Но нет, встретивший нас молодой парень был столь же дружелюбен. Он был в курсе нашей переписки с отелем. Похвалил мой французский. Я признался, что мой французский таковым является благодаря Google переводчику. И впечатлил его описанием нашего маршрута Москва-Ереван-Афины-Женева-Самоен, подчеркивая, как самоотверженно мы пытались добраться до их замечательной резиденции.
А резиденция оказалась замечательной не только снаружи. Чувствовалось, что здесь поработала рука опытного дизайнера. Красивейшие интерьеры, старинная мебель, какие-то предметы деревенского быта, картины, украшения – все было очень гармонично и создавало неповторимую атмосферу горного шале.
Столь же симпатичным оказался и номер, со вполне хорошо укомплектованной и оснащенной кухней, которая закрывалась дверками-ставнями. Получалось что-то наподобие шкафа. Пожалуй, единственным ее недостатком была некоторая проблема с горячей водой. На эту тему лежало объявление, что напор горячей воды небольшой, поскольку требуется реконструкция всей системы водоснабжения. Но это, по большому счету, было не существенно. Т.к. кухня была оснащена посудомойкой. И, конечно, не могу не упомянуть такое приятное обстоятельство, как возможность заказать на утро свежий багет и круассаны.
Еще одним очевидным достоинством резиденции, как я писал, был бассейн, джакузи и сауна. Бассейн был достаточно большим, чтобы поплавать, джакузи небольшим, но с хорошим гидромассажем. Сауной мы не пользовались, т.к. она была платной и надо было заказывать по времени, а специально планировать такие посещения не хотелось. Ну а бассейн, конечно, доставил удовольствие. Открыт он был с 8.00 до 200.00. Так что можно было сходить не после катания, но и с утра, получив хороший заряд бодрости на весь день. Обычно в больших резиденциях по вечерам такие места заполнены и не всегда получается спокойно поплавать. Но здесь этой проблемы не было. Хотя резиденция была заполнена. Да, иногда было несколько человек, включая детей. Но в большинстве случаев посетителей было немного и никаких неудобств не возникало. Ну а жена, поскольку приходила пораньше после беговых лыж, вообще наслаждалась полной свободой.
Часть пятая. Ски-басы, ски-пасы, ски-ренты
Расположение резиденции, как мы и читали в отзывах, оказалось очень удачным. Напротив нее была остановка ски-баса, который довозил до гондолы Grand Massif Express. Интервал движение зависел, как обычно, от времени. Утром чаще, днем реже. Но никаких проблем с движением не возникало. Надо сказать, что автобусные маршруты здесь достаточно разнообразные. Можно добраться и до соседних поселков, и до других зон катания или пеших прогулок. Пешком от резиденции до центра поселка дорога занимала минут 7-8, а до подъемника или наоборот можно было дойти минут за 15. До упоминавшегося супермаркета Carrefour было 15 минут ходьбы в противоположную от центра поселка сторону.
Поскольку приехали мы в Самоен где-то в час дня, то сразу отправились решать организационные вопросы. Мы заранее выяснили, что оборудование можно арендовать в прокате Xtreme Glisses, расположенном рядом с гондолой. Его очевидное преимущество – возможность бесплатно оставлять оборудование на хранение. Что, конечно, было очень удобно и позволяло в том числе спокойно прогуляться до резиденции после катания, выпив в центре по дороге стаканчик глинтвейна. Комплект горнолыжного оборудования: лыжи, ботинки, палки обошёлся на 6 дней (7-ой был бы бесплатно) в 99,5 евро (на Красной поляне аналогичный комплект стоит 10400 руб - 130 евро), комплект беговых лыж – 40 евро. Если бы ехали со своим оборудованием, то больше бы заплатили за провоз. Единственный минус- ботинки. Как ни крути, но ничто не сравнится со своими подобранными и притертыми ботинками. То там поджимает, то там натирает. Хотя, все оборудование было вполне приличное. А где-то, проскакивая по камням, я невольно радовался, что происходит эта неприятность не с моими лыжами.
Ски-пасс на всю зону Grand Massif (265 км. трасс) обошелся мне в 321 евро. В рублях по тогдашнему курсу это примерно выходило 25 680 рублей. Единый ски-пасс на 6 дней сезона «Снежный» с 01.02.2022 по 12.03.2023 в Красной поляне (170 км. трасс) стоил 27900. В этом году французы подняли цену 6-дневного скипасса до 345 евро, а в Сочи цена единого скипасса на 6 дней составила 29100 рублей. С учетом курса евро в абсолюте цена у французов стала выше. Но вот цена за км (для любителей экономических подсчетов) осталась выше у Сочи -171 рубль против 130. Но, очевидно, разрыв сократился. И если рубль еще упадет, то и по этому показателю мы французов обойдем.
Для беговых лыж тоже потребовался ски-пасс. Стоил он 39 евро. Но его наличие нигде не требовалось. Я поинтересовался в офисе по туризму, где мы его купили: «Скажите, моя жена переживает, что она нигде не может приложить купленный ски-пасс. И что она, может быть, что-то нарушает. Что ей делать со ски-пассом?» Как вы понимаете, подтекст был такой: «А зачем человеку покупать билет, если можно и без билета?» Но девушка вполне серьезно ответила: «Пусть Ваша жена не волнуется. Никуда ски-пасс прикладывать не надо. Пусть она носит его с собой. Если у нее спросят, она его сможет показать». Надо ли говорить, что никто у жены ски-пасс так ни разу и не спросил.
Часть шестая. Самоен
Самоен оказался действительно симпатичной деревушкой или поселком. С историей, восходящей к 1167 году. Поскольку долина Жиффре богата залежами известняка, среди жителей Самоена было много камнетесов и каменщиков, которые образовали собственное братство и даже придумали собственный диалект, чтобы их не понимали окружающие.
При описании Самоена часто упоминается знаменитый региональный рынок, который стал проводится здесь аж с 1355 года. Сейчас он проходит по средам. К сожалению, мы пропустили этот день и не смогли увидеть это событие.
Погулять в Самоене есть где, ресторанов также хватает. Но, как обычно, популярные рестораны надо бронировать заранее. Что мы заблаговременно и сделали, выбрав рестораны с традиционной савойской кухней.
Часть седьмая. Зоны катания
Ну, наконец-то добрались до главного. Зона катания большая и разнообразная. Внизу, в районе поселков Samoens , Morillon, Les Carroz и Sixt Fer a Cheval трассы идут среди высоких, красивых елей и очень живописны.
Выше поселка Flaine это уже преимущественно открытый горный пейзаж. В зоне Flaine снег появляется раньше всего, но сам поселок очень специфичен – бетонные многоэтажки и жить здесь на любителя.
А вот все остальные поселки, насколько я смог понять, вполне симпатичны и хороши для проживания. Кроме, возможно, Sixt Fer a Cheval из-за его обособленности.
Я бы сказал, что трассы больше рассчитаны на опытных лыжников. В ряде случаев синие трассы вполне тянули на красные, а черные выглядели вообще экстремально.
Конечно, хватает спокойных трасс, но нужно хорошо ориентироваться в их расположении. Иначе запросто можно выехать на трассу, по которой съехать, при отсутствии опыта, будет не просто. Еще одним важным моментом было то, что снег на трассах был очень плотным. С одной стороны в этом был плюс, поскольку не набивались бугры, с другой стороны, нужно было быть очень внимательным, поскольку лыжи могли проскальзывать по склону. Кроме того, на некоторых нижних трассах, особенно идущих вниз от Самоен 1600 после ратрачивания трас образовывался слой ледяных шариков диаметром 1-2 сантиметра. И, естественно, движение по такому покрытию требовало особой осторожности.
К безусловным плюсам можно отнести очень хорошую логистику трасс и подъемников. Я имею в виду, что подъемы вверх занимали гораздо меньше времени чем спуски. Трассы просто удивляли своей протяженностью. Чемпионом по длине среди них является, безусловно, трасса Cascades длиной 14 км, которая начинается на высоте 2480 метров и идет до поселка Sixt. Она очень спокойная, но, одновременно, очень живописная.
Ну и, если говорить о видах, то безусловно самым культовым местом в этом плане являются виды на Монблан и другие вершины, открывающиеся после подъема на Grandes Platieres на высоту 2480 и Lindars Nord на 2561. Виды, конечно, завораживают.
Насчет подъемников, раз уж висит в интернете информация о их древности. С подъемниками все нормально. Я не встретил здесь категории люкс с подогревом сидений и закрывающимися экранами, но в подавляющем большинстве это хорошие, современные подъемники Doppelmayr. В ряде случаев с движущимися подъездными дорожками. Не заметил я и проблем с ресторанами. Кстати, довольно много оборудованных мест для пикников, которые помечены на карте. Так что при желании сэкономить, это всегда можно сделать.
Да, и еще очень важный момент. Трассы не загружены. Что, как вы понимаете, критически важно не только для комфортного, но и безопасного катания. И частенько я оказывался один на склоне, что создавало неповторимое ощущение свободы.
Кроме всего прочего, нам безумно повезло с погодой. Все дни было солнце, и температура держалась около нуля. Утром небольшой минус, днем плюс. Мне кажется, это было впервые за все двадцать лет моего катания.
Ну и еще несколько запомнившихся моментов. Дети. У меня такое чувство, что у французов дети начинают ходить и встают на лыжи примерно в одном возрасте. Однажды, увидев группы совсем крохотных лыжников, я не удержался и спросил у тренера, сколько лет младшим детям. Оказалось 3 года. При этом они вполне уверенно двигались в направлении взрослого склона. Другой раз, прилично разогнавшись, я почувствовал, что за мной кто-то плотно приклеился. Дай думаю, приторможу, а то сейчас этот лихач в меня влетит. Ну и притормозил на краю трассы. И тут увидел, что сзади ехала девочка лет 5, которая пронеслась мимо меня вниз. И еще из сильных впечатлений. Периодически на подъемнике мне подсаживали детей из лыжной школы. Для меня это было стрессом. Иногда это были такие крохи, что было ощущение, что этот малыш за секунду проскользнет вниз, и я его не успею даже схватить. Это при том, что младшая дочь вставла у нас на лыжи в 5 лет, и мы также ездили с ней на взрослых трассах и подъемниках.
Ну а еще, кроме детей, здесь катаются инвалиды. Причем не только в пассивном режиме, когда стоящий сзади человек управляет спуском. Но и самостоятельно. Держа в руках такие палки с маленькими лыжами. Причем не на самых простых трассах. Как это возможно, я не понимаю. Но это факт.
Да, раз уж я затронул тему беговых лыж. По мнению жены, в Grand Massif самые хорошие зоны из тех, где ей довелось кататься. Фактически здесь две зоны. Одна идет вдоль реки в долине Жиффре от Сикст через Самоен до Мориллон длинной 42 км. И другая длиной 15 км в Joux Plane на высоте 1700 метров, куда ходит ски-бас. Трассы хорошо ухожены и включают лыжня для классики и конька. Наличие зоны Joux Plane гарантирует возможность кататься, если в долине не достаточно снега. Ну и, как вы понимаете, катание на такой высоте позволяет и любителям беговых лыж почувствовать себя горнолыжниками.
Ну вот, пожалуй, и все основные моменты про собственно лыжную часть нашей поездки.
Часть 8. Женева
До Женевы мы решили добраться общественным транспортом. Что было вполне удобно и практично. От Самоена в 12.10 отправлялся региональный автобус до Annemasse. Билет стоил 8 евро на человека. От Annemasse до Женевы каждые 15 минут шли поезда. Билет стоил 5 евро. Вся дорога заняла примерно полтора часа.
Приехали в Женеву, бросили вещи, убрали сыр и колбасы в холодильник и отправились гулять. Прошлись по набережной, полюбовались фонтаном, прошли по старому городу, зашли в собор Святого Петра, поднялись на верх, полюбовались видами Женевы, дошли до района Каруж и отужинали в ресторане Auberge de Saviese, который, опять же, бронировали заранее. Кстати, когда искали ресторан, с удивлением обнаружили, что некоторые из них закрыты в субботу и воскресенье. Устроили себе, понимаешь, выходные на выходные. Ну и еще были, конечно, впечатлены ценами в Женеве. В ресторанах в том числе. Так что при бронировании тоже нужно обратить внимание на эту особенность.
На следующий день у нас было еще пару часов на прогулку. Решили погулять по набережной. Опять солнце, тепло, вода блестит, цветы на клумбах, люди гуляют. Весна в полном разгаре. Подходим к месту, обозначенному, как городской пляж. Вот, думаю, сейчас бы искупаться! Потрогал воду. Однако, холодная. И тут вижу плывущего человека. Причем плывет он, а вернее она, не спеша, явно не торопясь на берег. Идем дальше. Ба, еще две дамы лезут в воду. А потом смотрим, еще и еще. И целая группа пенсионеров еще плещется в воде. В общем, сами мы не полезли, но заряд бодрости даже опосредованно получили.
Так что нагулялись, набрались солнца, впечатлений и отправились домой. Ну а на память о поездке сделали подставки под тарелки с фотографией резиденции. Так что теперь, когда сидим летом на террассе, то вспоминаем нашу поездку в Самоен. Ну и задумываемся, куда поедем зимой. Сани ведь, как известно, надо готовить летом.
Заключение. Для тех, кто считает деньги
Ну и давайте подведем расходы по нашей поездке. Мне это не сложно сделать, так как, будучи финансистом, я всегда веду учет затрат. Переведу все рублевые расходы в евро по курсу прошлого года на начало покупки билетов - 61 рубль за евро. Авиабилеты - 1168 евро, проживание 932 евро, скипассы и аренда оборудования 500 евро, трансфер и прочий транспорт 166 евро, еда (включая 3 похода в рестораны во Франции и в Женеве) 627 евро. Итого - 3393 евро. Но, между прочим, по тогдашнему курсу это составило 207 000 рублей. При этом это такое, достаточное большое путешествие на 11 дней/10 ночей, включающее 6 дней катания во Франции, посещение Еревана и Женевы.
Из чего можно сделать несколько выводов. 1. Зарубежный горнолыжный отдых – вещь затратная. Конечно, в России можно найти более бюджетные варианты. А еще дешевле - не кататься вообще. 2. Если рубль продолжит снижаться такими же темпами (60 с лишним процентов за год), то о зарубежных поездках можно забыть. И не только о поездках, но и много еще о чем. 3. Есть такое понятие: «Синдром отложенной жизни». При его наличии человек не делает того, что хотел бы и объективно может себе позволить. Считая, что сделает это через некоторое время. Когда он еще поднакопит денег, когда цены упадут, рубль укрепится, международная обстановка нормализуется и т.д.
Я вот тоже в этом году долго сомневался, ехать или нет. А потом подумал, что не факт, что получится на следующий год куда-то отправиться. Пока есть возможность и желание – надо ехать. Не надо жизнь на потом откладывать. Так что с усилием, но пока с этой болезнью справился. Чего и вам желаю. И не обязательно, конечно, через заграницу. Горы везде прекрасны.
Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть.