Возможно, насчет рая я чуть погорячилась, но это была моя первая поездка в столь обширную и разнообразную зону катания.
Тинь.
Курорт Tignes (Тинь) расположился высоко в горах региона Савойя. Совместно с курортом Val d'Isere (Валь д'Изер) Тинь предлагает для катания 300 км трасс. Мы обкатали почти все. Два курорта объединены системой подъемников и единым ски-пассом.
Тинь- развитый курорт, но по сравнению с Валь д'Изер больше ориентирован на недорогой и молодежный отдых. Очарование альпийской деревушки здесь вы вряд ли найдете, но по сравнению с некоторыми другими крупными горнолыжными курортами Франции, которые я видела на фото и видео, его архитектура не отталкивает. Как и многие крупнейшие горнолыжные станции, Тинь начал застраиваться в 1950-х годах, когда во главу угла ставилась не аутентичность, а практичность. Тем не менее, огромных муравейников, как, например, в Валь Торансе или Менюире, там практически нет, но основную часть жилого фонда все-таки составляют по-французски крошечные студии и апартаменты.
Валь д'Изер в отличие от Тиня– это настоящий старинный поселок, куда более живописный и дорогой.
Как я написала выше, регионы Тинь и Валь д’Изер предлагают единый ски-пасс со стоимостью 1 дня катания 57 евро, 6-и дней- 285 евро. Можно брать дневной ски-пасс только на зону Тиня по цене 48 евро (при этом многодневных ски-пассов на отдельную зону нет). Что касается зоны катания, то в Тине она мне понравилась куда больше, чем в Валь д’Изер. Людей поменьше, трассы шире, и с них почти всегда можно свернуть на пушистый снежок при наличии такового. Во время нашего пребывания снега было в избытке, что побудило нас выйти за пределы трасс и перевернуло наше представление о настоящем кайфе от катания. Высота Тиня (сам курорт расположен на высоте 2000 м над уровнем моря, а зоны катания- еще выше) и довольно сухой воздух обеспечивают хорошее качество снега даже через неделю после снегопада. Мы оценили это, когда переехали из Тиня в Les Arcs.
Курорт Тинь состоит из трех районов, расположенных в пешей доступности друг от друга: Le Lac, Le Lavachеt, Val Claret. Добраться до курорта общественным транспортом несложно, но в любом случае это будет автобус в следующих вариациях: рейсовый автобус от ж/д станции Bourg Saint Maurice (расписание поездов - на www.sncf.com) либо шаттлы различных компаний, предлагающие трансфер по расписанию из аэропортов Лиона, Женевы, Шамбери, Гренобля. Мы ехали из Лиона на Altibus (www.altibus.com). Cтоимость билета- 73 евро с человека в один конец , а туда-обратно – 115 евро.
В Тине полно доступного жилья (средний ценник ниже, чем на других крупнейших курортах Франции), но есть и несколько дорогих отелей. Бронировать удобее всего на официальном сайте www.tignes.net, консолидирующем все предложения по аренде от местных агентств. Будьте готовы к тому, что помимо оплаты жилья, у вас заблокируют на карте страховой депозит «за порчу имущества» (размер нашего депозита за студию 20 кв. м составлял 500 евро). Аренда белья и полотенец оплачивается отдельно, но можно привезти их с собой, если жадность победит лень.
Мы жили в центре курорта- районе Le Lac, месторасположение которого оптимально для катания во всех частях курорта и спуска в Валь д’Изер. А вообще в любом районе Тиня можно дойти пешком до того или иного подъемника.
На площади Le Lac располагаются нижние станции подъемников Palafour , Toviere и бесплатного Alpine. Кстати, последний выручал меня в непогоду, когда не хотелось платить за сомнительную каталку при плохой видимости, но организм требовал катнуть хоть чуток. От верхней станции креселки Alpine вниз ведет небольшая синяя трасса (прекрасный вариант для начинающих), короткая черная трасса, а также маленький и несложный кусочек офф-писта.
Подъемник Palafour- неплохой вариант как для людей с не очень большим опытом катания, так и для тех, кто хочет, не особо напрягаясь, скатиться по комфортным широким трассам kadjar и combe (учтите, что в пик сезона траффик на них очень интенсивный). Также с Palafour ведет черная трасса категории naturide (трассы, которые патрулируются, но не обрабатываются ратраком), коих в Тине довольно много. Хороший и относительно безопасный вариант тренировки для фрирайдера.
Для меня одним из стратегических подъемников был Aiguille Percee, ведущий к одноименной вершине (2748 м). Во первых, красная трасса cyclamen с этого подъемника- сама по себе довольно интересная, а также имеет несколько выходов на офф-пист, пригодных для «чайников» во фрирайде вроде меня. Во-вторых, у верхней станции креселки находится знаменитая скала «бублик», символ Тиня, у которой можно и нужно сфотографироваться, если вы конечно до нее доползете. Я, увы, не доползла. Сноубордические ботинки- штука скользкая, так что я с веселым визгом на пятой точке улетела вниз по склону, крепко прижимая к себе доску. Пара кадров на память неподалеку от «бублика» все же была сделана.
В третьих, с Aiguille Percee можно доехать до деревни Les Brevieres, расположенной на высоте 1550 м. При этом есть варианты пути по красной, синей и черной трассе. Я ехала по красной, и это был прекрасный длинный, в меру сложный спуск, несмотря на большие бугры уже в середине катального дня. Деревня – маленькая, старинная, очень живописная:
Я люблю аутентичные поселки и с удовольствием поселилась бы там, а не в верхнем Тине, если бы не дороговизна размещения в Les Brevieres (в основном отели и шале). Обязательно сделайте передышку и прогуляйтесь. Помимо пряничных домиков в округе очень красивая природа- ущелье поросшее огромными елями. На высоте Тиня такого не увидишь:
Через подъемник Toviere из Le Lac можно попасть в район Val Claret, богатого на комфортные синие трассы и знаменитого наличием ледника Grande Motte, куда ведет фуникулер Perce Neige. В пик сезона на фуникулер скапливаются огромные очереди. Собственно говоря, от верхней станции фуникулера можно подняться еще выше на кабинке Grande Motte, но во время нашего пребывания верхняя зона ледника большую часть времени была закрыта. Невелика потеря, ибо сверху - не особо интересная красная трасса (на карте есть еще черная, но мы ее не видели) с длинным пологим выкатом и жестким снегом за счет вечного ветра на такой высоте.
Куда продуктивнее будет подняться на фуникулере, чтобы долго и увлеченно спускаться вниз по моей любимой красной трассе dahu/doble m/cirse, либо по синей genepy (разгоняйтесь хорошенько, так как много пологих выкатов!).
Ледник Grande Motte:
Еще один плюс Val Claret- возможность катания по снежным полям, коих тут в избытке. Главное- не теряйте голову и не катайтесь в одиночку. Ну и бипер с лопатой не помешают с таким-то количеством снега :).
Еда и развлечения в Тине.
Так как у нас в апартах была кухня, то готовили мы дома. В Тине нет недостатка в супермаркетах, выбор продуктов большой, все свежее и вкусное ,а цены вполне нормальные (дорого стоит лишь мясо, которое я и так не ем, яйца, и некоторые виды овощей/фруктов). Цены и ассортимент нам больше всего понравились в Carrefour, тем, что находится рядом с подъемником Palafour. Там и закупались, к тому же это единственный магазин в Тине, работающий до 22-00. В супермаркете Sherpa (также у Palafour/ Touviere) – хороший выбор кулинарии (приготовленные блюда).
Также на площади Le Lac у подъемника Palafour (в здании Galerie de Palafour) готовят вкуснейшие блинчики и пиццу.
Вообще по вечерам жизнь в Тине хоть как-то теплится только вокруг озера (Le Lac), все остальное - спальные районы и замкадье. Рядом с озером расположены следующие объекты досуга:
- Maison de Tignes, где сосредоточен целый набор услуг (информационная стойка, душевые, туалеты, багажная комната, продажа ски-пассов, бесплатный высокоскоростной wi fi, мультимедиа – центр, где можно с комфортом посерфить в интернете или поиграть в Playstation. Если вы не успели скачать фильм в itunes до закрытия мультимедиа центра- не беда. Wi fi прекрасно раздается на площади рядом с Maison de Tignes, а также в бассейне напротив.
- Бассейн с wellness зоной Le Lagon. При наличии ски-пасса на два дня и более - вход в бассейн бесплатный. За посещение wellness зоны придется доплатить 12,5 евро, но оно того стоит! Три сауны с разным температурным режимом, огромный хамам, несколько джакузи, панорамный вид на горы сквозь большие окна. Лучший досуг, который можно придумать после каталки.
- Боулинг- центр в здании Galerie de Palafour. Туда не заходили, но для некатального дня –вполне себе вариант.
- Пабы, бары и рестораны. Ну, тут все стандартно. Пабы и бары заполнены английской и французской молодежью, рестораны – семейной публикой. Нам все это было не особо интересно, к тому же мы хорошо готовим :).
Также можно дойти пешком по озеру до кинотеатра, расположенного в Val Claret. Мы не ходили, так как кино взяли с собой на ноутбуке. Но показывают в кинотеатре самый свежак (во время нашего пребывания, как и в РФ, там показывали «Звездный войны»). На каких языках демонстрируют фильмы- надо уточнять, все-таки это Франция.
Насколько мне известно, в Val Claret есть несколько ночных клубов.
Валь д'Изер.
Для себя я условно разделила зону катания Валь д Изер на три части: La Daille, собственно Val d’Isere + Le Lassinant, Le Fornet + зона ледника Pissailas.
Чтобы попасть в Валь д'Изер из Тиня , необходимо подняться на вершину Toviere (подъемники ведут из всех районов Тиня), затем спуститься к нижней станции подъемника Marmottes и подняться на нем наверх.
Арт-объект на верхней станции Marmottes:
После этого можно спуститься в Val d’Isere по красной трассе santons либо по черной epaule du charvet, которые в конце пути сливаются в одну трассу. Когда мы впервые спускались в Валь д'Изер , santons была закрыта, а о существовании опции для трусов под названием «спуск на кабинке Olympique» я еще не знала. Так мы попали на epaule du charvet, где поняли, что “попали”. Крутой уклон+ бугры по колено – вот краткая характиристика этой трассы. Если бы не проклятые бугры (спасибо друзьям-лыжникам, а также долгому отсутствию ратрака), в принципе длинными дугами было бы не так сложно спуститься. В итоге мы кое-как съехали и тут же попали на длиннющий пологий участок. Мораль – разгоняйтесь хорошенько (особенно на сноуборде!).
Трасса santons, когда она открыта, обеспечит вам длинный увлекательный спуск в узкой ложбине в хорошим уклоном (подозреваю, что порой трассу закрывают в связи с лавиноопасностью). Расслабиться трасса не даст, но и не вызовет затруднений у опытных катальщиков. В конце выезжаете на тот же пологий выкат, что и у epaule du charvet, поэтому не забывайте заранее набрать скорость. Виды вокруг красивые, а елки привносят атмосферу праздника (так что можно и пешочком пройтись):
Таким образом попадаете в самое сердце курорта Валь д’Изер. Оттуда можно подняться на кабинке Solaise на одноименную вершину, откуда уехать еще выше в зону широких синих трасс (и прекрасного офф-писта для «чайников») или отправиться по красной трассе Germain Mattis в сторону ледника. Для этого сначала спускаетесь по ней в деревню Lassinant, затем садитесь на одноименную креселку, едете вверх, а затем спускаетесь к нижней станции гондолы Vallon, поднимающей катальщиков в царство ледников. После Vallon до вершины остается прокатиться на одной креселке Cascade (есть и бугель, но зачем он вам?), и вуаля, вы возвышаетесь если не над миром, то как минимум над Валь д'Изер. Итог таков: зона ледника Pissailas мне понравилась (в т. ч. по сравнению с ледником Grand Motte в Тине) за хорошие широкие трассы, поля для офф-писта, малое количество людей и особую атмосферу инопланетного ледяного спокойствия, которую можно прочувствовать только на такой высоте:
Правда, если ехать к леднику Pissailas из Тиня, то со всеми спусками и подъемами вояж будет не быстрым, но накататься все равно успеете. Вернуться с ледника в Валь д’Изер можно усевшись на креселку Leissieres , а можно спуститься по красной или синей трассе в Le Fornet и далее сесть на лыжный автобус. Мы выбрали первый путь и скатились в итоге к верхней станции телекабины Solaise . От нее в поселок ведут три трассы: синяя (была закрыта), красная и черная. Мы спускались по красной Plan M , не самой простой (особенно в конце дня) трассе, заставляющей ножки хорошо поработать. На черную даже соваться не стали. Вообще в Валь д'Изер все нижние трассы довольно крутые и спортивные. Многие проходят через лес, поэтому узкие и извилистые. Мы, к сожалению, не все успели попробовать, ну ничего, еще вернемся:).
Интересные длинные красные трассы ведут к деревне La Daille (в том числе с подъемника Marmottes) , обязательно прокатитесь. От La Daille поднимитесь вверх на фуникулере, а оттуда выберете свой дальнейший путь- обратно в Тинь (спуск к подъемнику Tommeuses) или в Валь д'Изер по описанному выше пути.
Из поселка Валь д'Изер можно вернуться как на лыжах/сноуборде, так и на автобусе. Однако имейте в виду, что автобус до Тиня ходит 1 раз в час и готовьтесь отдать за проезд 6,5 евро. Удивительно, что при наличии общей зоны катания нет бесплатного лыжного автобуса между двумя курортами. Если уж вы выбрали путь для ленивых или опоздали на подъемник, то есть смысл задержаться в поселке и заглянуть в один из местных ресторанчиков, так как в Тине нет такого разнообразия заведений савойской кухни и вообще все не так мило и аутентично.
Краткое резюме:
- нам показалось, что в Валь д'Изер на трассах больше людей, чем в Тине, поэтому трассы (в основном нижние узкие) быстро обрастают буграми;
- красные трассы в Валь д'Изер более красные, чем в Тине, рассчитаны на более опытных катальщиков и больше понравятся лыжникам, чем сноубордистам;
- черные трассы в Валь д'Изер- более черные, чем в Тине, к тому же их самих больше;
- синие трассы в Валь д'Изер - широкие и несложные (даже более легкие, чем в Тине), в основном расположены высоко;
- цены в ресторанах поселка Валь д'Изер выше, чем в заведениях Тиня;
- цены на размещение в Валь д'Изер- существенно выше, чем в Тине.
Наше пребывание в Тине завершилось чудовищным снегопадом, парализовавшим дороги и вообще жизнь вокруг. Безобидная зимняя сказка с каждым новым сантиметром выпавшего снега постепенно превращалась в триллер. Для того, чтобы в день отъезда вынести из наших апартаментов багаж, пришлось расчищать выход. Автобус, на котором мы должны уехать, не пришел. Как и следующий после него. Маячила перспектива заночевать в Maison de Tignes (надежды на свободный номер в отеле не было никакой ввиду 100% букинга перед Новым годом).
Нам повезло, автобус все –таки приехал, нам удалось в него залезть, не особо размахивая локтями и сидя доехать до пункта назначения, пусть и за 4 часа, вместо обычных 1,5. Впереди нас ждал Новый год и два дополнительных дня каталки в Les Arcs.
Les Arcs.
Курорт Les Arcs входит в одну из крупнейших объединенных зон катания в Европе и мире – Paradiski с общей протяженностью трасс 425 км. Помимо Les Arcs в Paradiski входят зоны катания Peisey Vallandry и La Plagne. В зависимости от охвата зон катания предлагаются следующие ски-пассы: Paradiski ( 299 евро за 6 дней), La Plagne либо Les Arcs & Peisey Vallandry (265 евро за 6 дней).
Поскольку у нас было в запасе всего два дня, то мы решили ограничиться лишь «домашней» зоной Les Arcs & Peisey Vallandry (стоимость ски-пасса на 1 день - 52 евро).
В Лез Арках проживание предлагается в поселках с одноименным названием, расположенных на высоте 1600, 1800, 1950 и 2000 м, а также в деревнях Plan Peisey и Vallandry. Между поселками курсируют бесплатные ски-басы.
Мы же остановились в городке Bourg Saint Maurice (далее - BSM) по двум причинам. Во-первых, в связи с коротким периодом проживания, жилье удалось забронировать только на airbnb (на французских горных курортах обычно действует правило «с субботы по субботу»). Во- вторых, в BSM есть ж/д вокзал, откуда нам было удобно добираться на поезде до Турина, города из которого мы вылетали.
BSM - милый провинциальный городишко без особых достопримечательностей, расположенный на высоте чуть менее 1000 м над уровнем моря. Из BSM в зону катания вас поднимает фуникулер, время в пути – около 7 минут. С учетом этого, проживание в BSM выглядит экономически оправданным, ибо аренда жилья здесь существенно ниже, чем в Лез Арках. Единственный нюанс кроется в том, что во всем городке мы нашли лишь один магазин с продуктами. Это гипермаркет Liddle неподалеку от вокзала, который не работает по воскресеньям, в праздники и поздно вечером, и вообще игнорирует законы курортной жизни. Так что, если собираетесь готовить дома, погуглите заранее адреса и часы работы местных продовольственных. Кстати, местные рестораны обычно закрываются в 22- 22:30, так что любителям поздних ужинов придется чуть поменять свой режим.
Первый день катания в Арках был солнечным и пришелся на 31 декабря со всеми вытекающими. Стада лыжников, разбитые трассы и бугры по пояс еще до обеда, «чайники» под ногами, очереди везде и за всем. Вдобавок к этому жесткий наст вне трасс, несмотря на обильный снегопад накануне. Солнышко напекло и подморозило. Трассы в целом по своему уровню намного легче, чем в Тине. Синие почти без уклона. Красные в Лез Арках - как синие в Тине. Черных почти нет, а на те, что есть, мы не совались из-за их плачевного состояния.
Вся надежда была на 1 января и похмелье горнопляжников, которое не позволит им выползти на склон раньше обеда. И надежда эта оправдалась. В первый день 2018 года нас ждала прекрасная каталка и даже снег как будто стал более мягким, а толпы лыжников растворились в небытие. Первая половина дня прошла на ура, ну а дальше как обычно- бугры и лед. К сожалению, оба дня были закрыты верхние зоны катания Du Varet, Aguille Rouge и Grand Col, что не позволило мне оценить Арки по достоинству. Именно там, судя по ски-карте и моим бурным фантазиям, сконцентрировано все самое интересное в Арках: длинные красные и черные спуски, трассы Nature и (вероятно) гектары офф-писта. Но мы довольствовались тем, что имели, и за два дня пришли к следующим выводам (возможно несколько однобоким ввиду малого периода каталки):
- более-менее интересные красные трассы ведут с верхней станции подъемника Vagere 24 в Арки 1800, там же можно безопасно проехать рядом с трассами “типа я фрирайдер”;
- довольно приятные (без бугров), но несложные красные трассы можно найти в зоне Peisey Vallandry;
- трассы, ведущие с Col de la Chal , убиваются моментально;
- многие синие трассы – очень пологие и идут через лес. Не надо расстраиваться, надо расслабиться и ехать, наслаждаясь елочками вокруг;
- в Арках много красных трасс с пометкой Nature (не обрабатываются ратраком), на которых после снегопада очень весело (в Тине такие трассы- только черные), не надо их избегать;
- если хочется кататься по всему региону Paradiski, то удобнее всего жить в деревнях Plan Peisey и Vallandry. Там и Vanoise Express, который отвезет вас в la Plagne, и до Les Arcs - рукой подать.
Добавляйтесь в группу Snow Fellows для обсуждения покатушек, поиска попутчиков и общения!
https://www.facebook.com/groups/159119454853580/?ref=bookmarks
XD