Напомним, участники пулов организуют совместные чартерные программы и коллективными же усилиями обслуживают туристов, объединяя трансферы и службы гидов.
В прошлом году компания «Эрцог» вышла из «Альпийского альянса» (после чего последний сменил имя на «Ski альянс»), стала возить туристов на собственных рейсах и организовала свою систему наземного обслуживания. В этом году так же поступил VKO Travel, покинув «Французский клуб». Клиенты этой компании будут прилетать во Францию на тех же рейсах, что и туристы «Эрцога», но дальнейший сервис туроператор намерен предоставлять самостоятельно.
По мнению отмежевавшихся туроператоров, эти изменения в технологии работы говорят о начале перехода рынка горнолыжных туров во Францию на новый этап развития. По словам директора по туризму компании «Эрцог» Светланы Ермолаевой, в связи ростом объемов отпадает необходимость делать объединенные трансферы. «Пулы целесообразны до тех пор, пока объем перевозки каждого участника невелик. В прошлом году мы обеспечивали загрузку в 290 кресел, сейчас будет 340. Это позволяет нам содержать своих гидов на всех курортах», – отметила эксперт.
Но несмотря на то, что от каждого пула отделилось по одному участнику, остальные крупные игроки не спешат следовать примеру. По их мнению, своя «наземка», конечно же, делает оператора более свободным в вопросах авиаперевозки, выбора времени трансферов, работает на повышение уровня сервиса, а также узнаваемости марки среди потребителей. Однако существенно растут и риски. «Курортов очень много, и если компания решает сама обеспечивать туристам трансфер и представителей, то она вынуждена либо увеличивать расходы, либо сокращать предложение», – рассказал директор горнолыжного департамента компании КАПИТАЛ ТУР Илья Гуральник. Кстати, в реалиях российского горнолыжного рынка сужение ассортимента турпродукта – это не выход, считает эксперт. По его словам, агентства могут отказаться сотрудничать с таким оператором, ведь туристу необходимо предоставить широкий выбор. Г-на Гуральника поддержала и Ольга Чупова, руководитель горнолыжного отдела UTE Megapolus group: «Сейчас экономически выгоднее работать вместе, увеличивать перевозку и предложение курортов. Не складывать все яйца в одну корзину».
Тем не менее все эксперты заявляют о том, что спрос на горнолыжную Францию в нашей стане все выше, ежегодный прирост туристов составляет примерно 10%. Поэтому никто из них не исключает, что в перспективе и другие игроки последуют примеру «Эрцога» и VKO Travel. Например, по словам Ильи Гуральника, партнеры «Ski альянса» могут окончательно разойтись через два-три года, самое раннее – в следующем сезоне: «Пока нам удобно работать вместе, но вполне возможно, что мы или PAC Group сочтем, что интереснее делать собственную программу». Ольга Чупова не раскрыла планов своей компании на будущий год, но отметила: «Еще рано делать прогнозы, посмотрим, позволит ли приток туристов расширить перевозку до объема, при котором можно работать самостоятельно».