Чем вообще фрикарвинг отличается от гонок между вешками? Какова техника катания хардбутеров? Что ждет жесткий сноубординг в будущем? Многие считают, что место жестких сноубордических ботинок и узких досок с "обрезанным" хвостом - в чулане какого-нибудь дедушки, нарезавшего дуги на склонах в далеких восьмидесятых.
Но наш сегодняшний дедушка-собеседник, которому мы зададим эти вопросы, придерживается другого мнения. Активный промоутер карвинга в сети, в частности в рунете, русский по происхождению, живуший в пригороде Вашингтона, обладающий целой коллекцией жесткого стафа, лучезарной улыбкой, семьюдесятью с лишним годами жизненного и райдерского опыта и странной привычкой говорить о себе в третьем лице. Для нас он просто Дед.
- Дедушка, мне несколько неудобно об этом спрашивать, но неужели возраст не ограничивает катания?
- Да не дрожи ты! Карвинг требует нескольких лет шлифовки. Средний возраст опытного карвера зашкаливает за 30. Если начинать в самом нежном возрасте и заниматься серьезно, мастерство приходит к 23-25. "Стaриками" называются те, кому за 40. 30-летние катают так же хорошо, как и "молодые". Проверь результаты международных гонок этого года. Канадцу Фосету за 30. И это - профессиональные гонщики. Рекреационные карверы "живут" гораздо дольше. Как заядлый мотоциклист, скажу так: разница между спорт-байком, Харлеем и машиной очень похожа на разницу между карвингом-рейсом и остальным сноубордингом. В основном это разница в ощущениях.
- Можно в двух словах описать эту разницу?
- Когда Дед смотрит на FREESTYLE, он смеется, как в цирке. Когда скребет кантами FREERIDER, Дед улыбается. Когда Дед застегивает жесткий креп на своей 2-метровой доске, он надевает памперс.
- И Вы никогда не пользуетесь мягкими досками?
- Дед вообше не употребляет ничего мягкого, кроме манной кашки перед мегакарвингом в субботу.
- А асимметриками?
- Асимметричные доски пришли к нам из древних времен, когда светские дамы пили ацетон, чтобы их моча пахла фиалками. Асимметрик - это пережиток. Это понял уже сам Серж Вителли.
- Дедушка, а в чем разница между карвингом и гоночным сноубордингом? Ведь экипировка практически одинаковая...
- Эти два стиля - две разные разницы. Стойки, боты, доски и течники очень отличаются. Не буду сейчас вдаваться в подробности каждой детали, но основные отличия досок и стилей катания постараюсь коротенько изложить. Готов? Поехали. Существует два стиля, или две школы фрикарва - европейская и американская. Европейцы в большинстве своем любят ездить низехонько-низохонько, протирая свои геевые курточки о мяконький снег. Для их характерного стиля нужны доски помягче, пошире и покороче. Ширина доски позволяет этим бравым молодцам использовать углы порядка 45-50 градусов сзади и 50-60 спереди, что, в свою очередь, позволяет им ложиться на снег во время поворота ВЫТЯГИВАЯСЬ. Снежок в горах Европы водится, склоны не особо ограничены по краям, сезоны длинные, условия сказочные. Под чертой мы имеем рай фрикарва. Когда смотришь на европейцев, не забывай, что они катаются в райских условиях.
Американская школа фрикарва делится на две части: восточную и западную. Такое разделение определено географическими и климатическими особенностями двух побережий. На Востоке сплошной лед, в то время как на Западе - снежок мяконький. Западные карверы имеют тенденцию катать на широких и низехоньких досках (19-21 см / 160-175 см), в то время как на Восточном побережье принято иметь доски длиной 170-215 см и талию 17-19 см. Западные друзя обычно не хвастают техникой, и им наплевать на удержание канта на льду. У них льда не бывает. Так что Аспенская и Таховская компании - это типичные фрикарверы с замашкой на фрирайд. Доски их широки и мягки. Углы не так круты, и ноги расставлены не очень широко. Довольно часто их колени тяготеют друг к другу, а иногда даже соприкасаются!
Такое дело на Востоке не пройдет. Вот почему большинство бомберов (так они себя называют) рекомендуют углы ближе к 60 градусам. Доски наших восточных товарищей жестче, углы больше, ноги расставлены шире, техника точнее. Они могут, как и все, "лечь", но не могут вытянуться. Углы креплений не позволят. Зато с их техникой вполне можно жить на любом склоне в любую погоду.
Теперь гонщики. Это отдельная статья. Несмотря на то, что некоторые люди считают рейс следующей ступенью эволюции после фрикарва, я с этим не согласен. Это совсем-совсем другое.
Доски - ГОРАЗДО жестче, что часто видно по толщине и ощутимо при использовании. Если мы говорим о последних трендах в гоночных досках, то их длина определяется исключительно гоночным курсом, ровно так же, как и радиус. Их ширина начала заметно расти в последние годы. После того как по миру прокатилась асимметричная чума, доски заметно похудели. Теперь же наблюдается процесс их потолстения. Прямо Зрелый Возраст: то время, когда широкий ум и тонкая талия меняются местами. Так вот, талию у гонщиков стало разносить от того, что они начали использовать углы ближе к 45 нежели 60 градусам.
Идея гонок состоит не в том, чтобы красиво сьехать, и не в том, чтобы удержать кант, и даже не в том, чтобы низко лечь и встать. Идея гонок только одна: найти любой способ избавиться от лишних секунд (тысячных одним, десятых другим - каждому свое). Тенденция широких талий демонстрирует необходимость БАЛАНСА как главного составляющего звена успеха в гонках. Спортсмены стоят, а не лежат, скребут кантами, а не пытаются удержать их во что бы то ни было, машут руками во все стороны, а не балансируют ими, как весы. Им главное БЫСТРО ехать, а красиво это или нет, вопрос НЕ стоит.
Замечу, что большинство (из тех, кого я знаю) гонщиков любят пофрикарвить. Интересно, что в такие моменты они больше похожи на людей, нежели олимпийцев. Доски за 2 метра, углы другие, и пузом поскоблиться о снег всегда готовы. Даже черти из пайпа обретают человеческое лицо, когда становятся на фрикарв-доску.
И в заключение. Дед знаком с представителями всех выше представленных школ фрикарва и некоторыми гонщиками. В принципе, Дед и сам гонщик, с золотыми медалЯми и титулАми, но скрытый, как гей в американской армии. Так что если где Дед и выиграет, он никогда, никому и ничего...
- На Ваш взгляд, узкая доска с углами порядка 60 градусов - это норма для карвера?
- Общее правило - использовать максимальные углы, чтобы избежать цепляние бутом о снег в лежачем положении. Если ты скребешь бутами о снег - меняй углы, буты или доску. Выступать ничего не должно!
Теперь о коленях. Когда колено упирается в колено, то райдер доску не прогнет. Особенно жесткую, каковой, например, является Factory Prime. Для эффективного сгиба необходимо расставить ноги шире (около 48-50 см между центрами креплений). Подьем пятки и носка немного этому поможет. Черезмерный (черезмерный - ключевое слово, не придираться и из контекста не рвать) кант, особенно сзади, больше повредит, чем поможет, так как заднее колено упрется в переднее.
Пару слов по поводу "новой техники". Вынос заднего колена наружу - понятие условное. Европейцы, которые www.purecarve.com, по-моему, восприняли это слишком буквально. Визуально в большинстве случаев вынос колена практически незаметен, особенно для новичков с неопытным глазом и недоразвитым чувством адекватной самооценки. Все, что достигается "выносом колена" наружу, - это несоприкосновение его с передней ногой. Цель одна - не помешать сгибу древесины. Есть еще одна деталь - избегание торсионного скручивания, но это детали.
Поверхностно по поводу углов. Чем они круче (блише к 90 градусам), тем "лечь" будет сложнее. Если спереди более 65, то вход в поворот будет затруднен. Если большая разница между передними и задними углами, например 55/65, то единственное средство от боли в заднем колене - кантинг. Большинство райдеров моего уровня, включая меня, практикует 55-58/60-62 исключительно из-за комфорта. Для еврокарва смотри углы на их сайте.
- Еще о коленях. Среди жестких до сих пор не утихают споры - стоять "коленка в коленку" или держать их порознь.
- Ну это же элементарно. Когда колено упирается в колено, доску дальше определенного положения согнуть нельзя. На плоских горках, тех, например, что показаны в столь популярном "геройском" японском видео, стойка колено в колено никак не повредит. Непонятно, зачем вообще расставлять ноги для японского "героизма". "Сквол" на плоских горках будет держать так же хорошо, как и сноуборд со спаянными коленями.
Когда же речь идет о "настоящих" склонах для настоящих мужчин, то "гомосексуальная" стойка карвера просто не работает, как ни пыхти.
Ни один гонщик и "сильный" карвер в мире не держит коленей вместе. Не потому, что это "устарело", а потому, что это опасно. Современные сноуборды требуют АКТИВНОГО сгиба в отличие от старых коротких и мягких моделей, которые прекрасно сгибались пассивно, т.е. в середине под весом райдера. Активный сгиб возможен только если ноги расставлены достаточно широко (50 см +/-), и колени не упираются друг в друга.
Скорости и длина досок постоянно растут. Еще пять лет назад люди крутили пальцем у виска при виде 180-сантиметровых досок. В прошлом году "первая десятка" бомберов вышла на склон с 195, 205 и 210. Нынче модель года - 235 см. Если бы пресс мог выдать больше, было бы больше. На сегодня - это предел.
Если же смотреть не на максимум, а на среднюю длину, то 175 см стали как бы золотой серединой. Даже такая миниатюрная доска не прогнется сама по себе. Если же горы серьезные, то, увы, коленки придется развести.
Длина доски - это отнюдь не единственная причина для "новой" стойки (которой вот уже скоро 10 лет). Но для тех, кто до сих пор в заблуждении, эта точка зрения может быть полезной.
- Ок, со стилями катания ясно. Но что происходит в индустрии жесткого сноубординга?
- Большинство людей в маленьких компаниях по всему миру надеялись, что карверов будет со временем больше. Попрыгунчики в пайпе, курящие crack-pipe в перерывах, любители скатиться с лавин, а также обкуренные любители слалома между деревьев в конце концов вырастают, им становится в тягость прыгать, колбаситься и рисковать жизнью. Логика была такая. Этого не произошло.
Пару лет назад индустрия сноуборда нанесла тяжелый удар по карвингу. Цель - полное его искоренение как "некоммерческого" спорта, приносящего слишком мало денег. Карвинг - слишком техничный вид спорта для молодежи, а потому он должен умереть. Большинство компаний уже завязало с жесткими досками. Две находятся в процессе сворачивания жестких прOграммов. Мелкие компании, с другой стороны, процветают. Но их мало, и цены их постоянно растут. Прогнозы не очень радуют, несмотря на то, что краткосрочные планы перевыполнены на много прОцентов.
И вот еще одна точка зрения, в которую я сам с охотой верю. Она не должна рассматриваться сама по себе, как, впрочем, и другие приведенные здесь идеи. Правда, скорее всего, где-то между этим и тем.
Если еще совсем недавно для удержания канта на крутом склоне в любых условиях нужен был жеский комплект, то сегодня для решения той же задачи вполне можно обойтись "мягкими" комплектами практически всех передовых компаний. Помимо "мягких" ботинок, которые по жесткости стоят в одном ряду с некоторыми "жесткими" бутами для фрикарва, и "мягких" креплений, которые держат не хуже некоторых пластиковых "жестких", появились еще и доски, которые по всем "жестким" характеристикам, таким, например, как латеральный флекс, торсионная жесткость и т.п., превосходят своих старших "жестких" братьев.
Под чертой: для карвинга теперь не нужно иметь жесткого набора. И в дополнение, как подлый удар по гонадам, на "мягких" досках можно ездить гораздо "ниже" (и, стало быть, красивше), чем на жестких. Ислючительно из-за углов креплений и флекса бутов.
НО! Нельзя забывать, что ни один мягкий комплект, каким бы жестким он ни был, не сравнится в скорости и контроле на гоночной трассе и утрамбованной ухоженной целине с настоящим жестким стафом. В противном случае у меня был бы бойфренд и мягкая доска.
- Что же Вы можете посоветовать человеку, начинающему осваивать карвинг?
- Почитывать умные мысли на форумах в сети, ездить с опытными людьми, а потом пробовать разные школы карвинга и изобретать гибрид под состояние склона, наклон и ширину: если поутру склон ледяной, стало быть, для быстрой езды подходит только бомберный стиль. К полудню, когда солнце растопит снег, можно и пошалить в стиле евро J
Главное что? - Ширина стойки (около 50 см), ширина доски (зависит от размера бут), правильные углы (50-55-60), ну и, конечно, разведенные колени. Остальное - практика на крутом ухоженном склоне.
Что-то я слишком добрым стал на этих антидепрессантах. Пора с ними кончать.
К тому времени, когда Дедушка высказал все, что он думает о своих таблетках, стемнело. Зажглись прожекторы на склонах.
Уже на трассе, встегнувшись, Дед произнес:
- "Жесткая" публика сегодня состоит в основном из взрослых райдеров и молодежи, которая способна оценить техничную езду и стиль. Карвинг - это спорт тех, кто любит быструю езду, адреналиновую лихорадку, в ком живет дух гонщика, и кому не по душе скрежет канта, трюки и прыжки. Это спорт людей, которые любят резать снег, оставляя чистый след на глазах изумленной публики. Таких людей много, и пока они есть, карвинг никуда не денется.
Автор: Максим Злобин
Фото: F2, Алексей Савичев
Источник: doskimag.ru |