Примерно в начале лета наткнулись в интернете на описание путешествий, проведенных Клубом ранее и заинтересовались запланированной на осень поездкой в Южную Америку. Желание посетить Огненную Землю зрело давно, а тут еще подвернулась возможность покататься с профессионалами фрирайда, перенять ценный опыт. Изначально думали, что формат мероприятия выглядит как "поездка единомышленников", т.е. вроде сервиса поиска попутчиков в интернете, но в разговоре с Юрием (один из организаторов компании "Перекати поле") выяснили, что это коммерческое предприятие Клуба, т.е. "Перекати поле" в данном случае выступает в роли "туроператора" (этот термин используется далее по тексту для простоты восприятия), который полностью организует путешествие, имея с этого некоторую прибыль.
С учетом того, что мы присоединились к основной группе двумя днями позже и не принимали участия в посещении острова Пасхи, стоимость "тура" на одного человека была оценена в 110 000р. В данную сумму включались расходы на проживание, трансфер (аренда автомобиля, перемещение по маршруту) и авиабилеты на Огненную землю. Некоторые сомнения вызывало понимание того факта, что на подготовительном этапе все расходы не могут быть учтены досконально (даже жилье еще не было выбрано). Таким образом, размер вознаграждения "туроператору" являлся остаточной величиной от обозначенной суммы за вычетом пока еще не известных затрат. Мы привыкли отчетливо понимать сколько и за что платим, но с учетом значительного организационного опыта клуба, решили проигнорировать этот момент. К финансовой стороне вопроса еще вернемся.
Более серьезные сомнения в адекватности происходящего появились когда по прибытии на первый горнолыжный курорт вся группа не дожидаясь нас двоих преспокойно уезжает по своим делам. Т.е. организатором было абсолютно не интересно даже посмотреть, умеем ли мы стоять на лыжах, оценить уровень людей, которых они привезли на другую сторону земного шара катать фрирайд. Возвращаясь немного назад, к подготовительному этапу: никто ни разу не поинтересовался, сделали ли мы страховку и не просто страховку, а с включенными пунктами по поводу экстремальных видов спорта (что важно). Не спросили также о контактах с кем держать связь на случай непредвиденных ситуаций. Т.е. в теории организаторы могли с ходу получить два трупа без признаков страховки (что делает катастрофической стоимость их вывоза на родину) и отсутствие возможности связаться с родственниками/знакомыми.
...но получили только одного травмированного (не из числа авторов текста). Итак, первый день катания и сразу травма, которая выглядела довольно серьезной (как перелом ключицы). Возникают предположения о необходимости проведения операции и вытекающие вопросы о действиях остальной группы, которая по сути только начала маршрут. К счастью худшие опасения не подтвердились и пострадавший даже продолжил кататься через несколько дней, но сам ход обсуждения проблемы было очень интересно понаблюдать. Рассматривались версии самостоятельного перемещения травмированного человека в сторону ближайшего аэропорта и далее на родину. Суть даже не в этом: у организаторов элементарно не было готового плана действий на подобный форс-мажор. Мы же приехали фрирайдом заниматься, что с нами может случиться...
Едем на ближайшее место ночлега. Искали его довольно долго. Как и почти все остальные места, куда нужно было попасть. В ходе обсуждения вопросов прокладки маршрута выяснилось, что организаторы предпочитают использовать исключительно бесплатные программы навигации. Хотя платные версии стоят по нынешним временам не бог весть каких денег и пусть не всегда, но зачастую имеют лучшую детализацию.
Перемещение по маршруту было запланировано таким образом, что всегда нужно было куда то мчаться. Предложения притормозить, посмотреть вживую, потрогать что вокруг, воспринимались мягко говоря без энтузиазма. Вот так и пронеслись в окне автомобиля на скорости более ста км/ч цветущие весенние сады, лунные горные пейзажи, живописные озера и много еще чего. Понятно, что за две недели невозможно объять необъятное, но это все же отдых, предполагающий знакомство с абсолютно новой страной (континентом), а не ралли.
Также по причине спешки отвергались идеи поиска в городах, через которые проходил путь, аутентичных ресторанов с целью попробовать местную кухню (легендарный Аргентинский стейк например). Предпочтение отдавалось питанию на заправках, а вечером - ужину в номере, приготовленному из купленных в ближайшем супермаркете продуктов. Т.к. останавливались порой в весьма глухих местах, не всегда была возможность найти альтернативу такому ужину, удалившись в какой-нибудь местный ресторан.
Кстати о размещении. Уж не знаю, с целью экономии или какой другой, часто выбиралось жилье, где на группу из 7и человек (замечу, люди очень разных возрастов и есть женщины) была только одна душевая комната. Это при том, что приехали кататься на лыжах, а не гулять по музеям, т.е. значительные физические нагрузки, все потеют и вопрос гигиены встает особенно остро. В результате такого дефицита "водных ресурсов" (а также проблем с нервами и самомнением у одного из участников путешествия), возник довольно серьезный конфликт, который явно не украсил поездку и не способствовал созданию благоприятной атмосферы в группе. С нами выбор жилья не согласовывался ни коим образом.
Ниже приведена сводная информация по фактической стоимости поездки (в валюте оплаты и рублевый эквивалент). Все суммы из расчета на группу, а не на одного человека.
Проживание:
USD | EU | RUR | |
1 день Lastarria 43-61 Santiago | 288 | 10 944 | |
1 день Mendoza Sol y Nieve | 295 | 11 210 | |
3 дня Los molles Complejo Las Lenas | 650 | 32 500 | |
3 дня Antilanca Aqua Caliente | 570 | 21 660 | |
2 дня Shenu Patagonia Punta Arenas | 400 | 15 200 | |
1 день Presidente Suite Puerto Montt | 256 | 9 728 | |
2 дня Complejo Turístico Bordenieve Nevados de chillian | 580 | 22 040 | |
1 день Lastarria 43-61 Santiago | 203 | 7 714 |
Расходы (приблизительные) на транспорт (аренда / топливо / платные дороги):
Europcar 16дн | 2 800 | 106 400 | |
Дизель | 22 800 | ||
Дорожные сборы | 2 000 |
Перелет на Огненную землю и обратно - 66 570 руб.
Итого: Стоимость поездки для группы из 7 человек составила порядка 329 т.р.
Округляя в большую сторону (учитывая возможные погрешности) получаем по 50 т.р. с человека. А теперь можете отмотать текст вверх и еще раз посмотреть сумму, которая была уплачена организаторам поездки. Выводы делайте сами.
Обмен опытом и обучение премудростям фрирайда, на которые мы изначально рассчитывали свелось к 15и-минутной лекции (посредством рации во время подъема на фуникулере) и 10и-минутном тренинге по поиску бипера под снегом. Как нам сообщили чуть позже, учить изначально никто никого не собирался. Типа формат поездки этого не предполагает. Быстро поняв суть происходящего, мы начали кататься самостоятельно и смогли найти не меньше (а скорее больше) интересных вариантов внетрассовых спусков чем наши попутчики-профессионалы.
Хотелось бы также отметить следующие проколы в организации поездки:
1. Организаторы не удосужились обзавестись простейшим испаноязычным разговорником для коммуникации с местным населением, которое зачастую не было знакомо с английским языком.
2. Было упущено из вида наличие "черного" курса аргентинской валюты, который значительно отличается от официального. В результате за многие вещи переплачивали по 40 - 50%. Для того чтобы найти эту информацию в интернете, нужно порядка минуты. Не берите пластиковые карты в Аргентину ну или не доставайте их из бумажника :)
3. Игнорирование нарастающей напряженности в группе привело в конечном счете к прямым боевым столкновениям между участниками (если проще, то к драке) и лишь присутствие хотя бы легкого налета цивилизованности у одной из сторон не позволило скатиться путешествию к совсем уж некрасивому финалу. Управление такого рода ситуациями (как нам казалось) входит в обязанности организатора. Но видимо формат поездки не предполагал и этого.
Напоследок краткий обзор горнолыжных курортов, которые успели посетить. Сразу отметим, что тут (в отличии от текста выше) начинается чисто субъективное мнение, сформированное за оочень небольшое время пребывания на каждой из зон катания. Приехали конечно поздно, под самый занавес сезона (в Las Lenas попали в закрытие курорта). Нужно было ехать в августе.
1. Portillo. Не увидели там сколь нибудь интересных возможностей для фрирайда. Даже при наличии снега. Стоимость скипаса на полдня - 21 000 чилийских песо (примерно 1500 руб)
2. Las Lenas. При наличии снега очень перспективная зона катания. Много мест куда можно забраться пешком и весело съехать. В основном широкие склоны разной степени крутизны. Есть из чего выбирать. Скипас на три дня обошелся в 1050 аргентинских песо. 30 потом вернули за пластик. Сколько это будет в рублях, зависит от вас (см выше про разницу в курсах). Только ради одной Cerro Martin туда следует ехать.
3. Antilanca. Небольшой курорт с прекрасными возможностями ски-тура, колорита добавляют окружающие зону катания вулканы. На местный вулкан Касабланка подъем звнимает чуть менее 2х часов, удовольствие скатиться в жерло вулкана бесценно. Особенно, когда там нет чужих следов. Скипасы: 27000 - взрослый, 22000 - студенческий (если выглядите хотя бы на 30, проканает. Документы не спрашивают.), 5000 - разовый (удобно для тех, кто собирается в дальний ски-тур на какой-нибудь вулкан). Валюта чилийская.
4. Nevados De Chillan. Показался самым интересным местом, поскольку дает возможность (опять же при наличии снега) гонять не только "в чистом поле", но и по лесу. Верхняя часть представляет собой влуканы с большим количеством кулуаров с различными уклонами, в нижней части есть прекрасная возможность катнуть между деревьев. Как и Antilanca это довольно живописная зона катания. Из земли то тут то там бьют горячие ключи с сильным запахом серы. После каталки можно принять горячий бассейн с видом на курорт (цена 7500) За скипас заплатили 15000 чилийских песо за день + 3000 залог за скипас, которой почему-то назад не берут.
Одна из самых незабываемых вещей Южной америки - местная кухня, которую не смотря на все усилия нам все-же удалось попробывать. Эти сочный вкуснейшие стейки, королевские крабы, лосось и конечно же вино. Причем бутылка за 1500 песо ничуть не хуже бытлки за 8000. Стомость горячего блюда (стейк, рыба) за редким исключением превышет 10000 песо. Королевский краб 12000. В Аргентине все еще дешевле. В любом случае, любители вкусно поесть не будут разачарованы. Ну и конечно же Патагония - это уникальное место куда хочется вернуться.
Горнолыжные курорты Чили и Аргентины конечно стоят того, чтобы пересечь полмира, особенно если у вас получится гармонично сочетать процессы катания и знакомства с этими колоритными странами Южной Америки. Надеемся, что приведенный выше текст поможет кому либо составить примерное представление о стоимости такой поездки, а также поможет определиться, организовывать ее самому (с друзьями / единомышленниками) или воспользоваться услугами "туроператоров", которых помимо упомянутого нами Клуба предостаточно развелось на просторах Интернета.
Хорошего всем снега и удачи в пути!
Со своей стороны сообщаю, что вся заявленная программа программа была выполнена полностью.
Все участники поездки, до внесения денежных средств, были предупреждены о формате мероприятия, возможном дискомфорте, связанном с длительными переездами, плотным графиком и в отдельных местах довольно спартанскими условиями проживания. Подробный отчет о поездке будет выложен чуть позже.