Часть 2: Рокер и геометрия
Часть 3: Под другим углом
Часть 4: Возвращение легенды
Часть 5: Чёрный Бриллиант и DPS
Часть 6: Fischer и G3
Часть 7: Швейцарское качество
Фрира́йд (англ. freeride) — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например – возможностью схода лавин. По мнению ряда специалистов, новичкам в сноубординге и лыжах не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует уже иметь определённые навыки владения техникой катания. На протяжении последних лет ежегодно проводятся международные соревнования по фрирайду среди профессионалов и любителей.
Виды фрирайд-катания
Облегчённый фрирайд — самый простой и популярный вид внетрассового катания, суть которого заключается в подъёме на гору на подъёмнике и дальнейшем съезде по нетронутому склону вне подготовленных трасс.
Бэккантри — восхождение на горы, не оборудованные подъёмниками, с дальнейшим спуском с них по целинному снегу. Наиболее распространённый вид фрирайда, несмотря на сложность восхождения на вершину горы для старта. В последнее время наиболее быстро развивающееся направление, чему способствует использование технологий ски-тура для подъема (облегченные ботинки и крепления с функцией ходьба-катание, облегченные лыжи, камусы). Появился целый класс гибридного оборудования, стоящего на границе фрирайда и ски-тура. Разные компании по-разному классифицируют это оборудование, мне лично нравится термин Фритуринг (Freetouring).
Хели-скиинг (хелибординг) — заброс лыжников (сноубордистов) на вершину горы с помощью вертолёта. При этом данное развлечение является дорогим, а в некоторых местах нашей планеты хели-скиинг запрещён.
Сноукэтскиинг — заброс лыжников (сноубордистов) на вершину горы с помощью сноукэта — ратрака с пассажирской кабиной. При этом данное развлечение является менее дорогим, чем хели-ски.
В последнее время вместо термина Фрирайд все чаще используют термин Фрискиинг. Фрискиинг – более широкое понятие, включающее в себя Фрирайд, Фристайл-бэккантри и Парковый фристайл (Нью-Скул). В рамках данного раздела для нас важны первые два типа катания: Классический Фрирайд и Фристайл-беккантри.
Что такое Фристайл-бэккантри? В двух словах – это исполнение трюков (Фристайл) на естественном рельефе, то есть те же прыжки, которые ньюскулеры исполняют в парке на фигурах (Халф-пайп, Биг-эйр, слоуп-стайл) исполняются с естественных скал, наддувов и т.д. Почему мы об этом сейчас говорим? Потому что производители предлагают специальные широкие лыжи для Фристайла-бэккантри, и они зачастую выделены в каталогах производителей в отдельный подкласс. Не всегда, но бывает. Зачастую, производитель меняет иерархию в своем каталоге от сезона к сезону и переносит лыжи из категории фрирайд во фристайл-бэккантри и наоборот. Чтобы не морочиться, лыжи фристайл-бэккантри всех производителей в компании «АльпИндустрия» включены в категорию Фрирайд.
Поговорим о фрирайдных лыжах. Как они появились, какой путь прошли, и какие они стали в настоящее время.
Фрирайдные лыжи появились в ответ на потребность лыжников кататься по глубокому снегу. Первоначально для этого использовались обычные универсальные туристические лыжи или лыжи для слалома-гиганта. Это все началось до карвинговой революции в горных лыжах, произошедшей в конце 90-х годов. Понятно, что они проваливались в глубоком снегу.
Соответственно, катание вне трасс требовало очень хорошей техники и физической подготовки. Знаю это, испытал на своей шкуре. Мои первые лыжи, которые у производителя в каталоге числились в категории фрирайд, имели талию 64 мм, вторые K2 MODX (2000 или 2001 год, победитель тестов журнала SKI в категории фрирайд) имели талию 70 мм. Производители предложили увеличить ширину лыж для фрирайда и сделать их мягче, чтобы они лучше всплывали в глубоком снегу.
Следующие мои лыжи K2 AK ENEMY (2002 года выпуска) имели талию 90 мм и были очень эластичными (Кстати – это были лыжи для Фристайла-бэккантри). Это был совсем другой уровень. На несколько лет ширина лыж 84-95 мм стала эталоном для фрирайдных лыж. Большинство производителей старались сделать лыжу (особенно носок) мягче в продольном направлении, чтобы лыжа лучше всплывала. Но, как говорится, у палки два конца. Поясню.
Фрирайдер ведь не все время катается по идеальным целинным полям. Зачастую powderday случается 4-5 раз в сезоне. Приходится кататься по разбитым склонам, по трассам, по буграм. И тут излишняя мягкость лыж начинает мешать. При катании по разбитым склонам («расколбасу»), а это не менее 50 % времени среднего фрирайдера, мягкую лыжу начинает долбить, она нестабильна, удары от всех неровностей приходят лыжнику в ноги. О том, чтобы пробивать мягкие бугры, не может быть и речи.
Что делать? Производители делают лыжи жестче, особенно лыжи для традиционного фрирайда. Но жесткая лыжа плохо всплывает. Давайте сделаем ее шире! Началась гонка за шириной. 100, 110, 120 мм. Прекратилась она на уровне 130-140 мм (140 мм – NORDICA Jah Love).
Что же прекратило эту гонку? Это сделал РОКЕР (ранний подъем носка), технология, которая позволила жесткой лыже с РОКЕРОМ всплывать даже лучше, чем мягкой без РОКЕРА. О РОКЕРЕ поговорим позже.
Лыжи для фристайла-бэккантри. Лыжи для прыжков со скал, карнизов и наддувов. Чем они отличаются от классических фрирайдных лыж? И почему я отношу их к категории фрирайд? Начнем с ответа на второй вопрос, потому что на него ответить проще. Я их отношу в категорию фрирайд потому, что большинство начинающих фрирайдеров, да и не только начинающих, выбирают эти лыжи для того, чтобы просто кататься по глубокому снегу. Поэтому многие производители также слили 2 раздела (Фрирайд и Фристайл-бэккантри) в один, называется он у всех по-разному. У кого-то фрирайд, у кого-то фрискиинг. Ответим на первый вопрос. Чем отличаются эти лыжи? Во-первых, своим целевым назначением. Это целевое назначение обуславливает основные отличия от классических фрирайдных лыж. Трюки на естественном рельефе часто требуют от лыжника исполнять вращения и приземляться спиной вперед. Это обуславливает следующие отличия от классических фрирайдных лыж:
- Фристайл-бэккантри лыжи – твинтипы (для приземления спиной вперед). Классические фрирайдные лыжи часто имеют лежачую пятку.
- Крепления на этих лыжах стоят сильно смещенными вперед относительно классических фрирайдных лыж, часто по геометрическому центру (для облегчения вращения лыж при трюках). Побочный эффект этого – повышенная маневренность относительно классических фрирайдных лыж. На классических фрирайдных лыжах крепления часто сдвигают назад, чтобы сделать носок длиннее, чтобы лучше всплывал в глубоком снегу, или чтобы сместить центр давления назад (хвост тонет, носок всплывает).
- Распределение жесткости. Лыжи для фристайла-бэккантри имеют мягкую длинную пятку для того, чтобы можно было легче приземляться спиной вперед, и относительно жесткий носок. Классические фрирайдные лыжи имеют длинный мягкий носок для обеспечения легкого всплывания и жесткую пятку для обеспечения скоростной стабильности.
- Боковой вырез/радиус поворота. Лыжи для фристайла-бэккантри имеют больший боковой вырез и соответственно меньший радиус поворота по сравнению с классическими фрирайдными лыжами. Возможно, это было сделано, потому, что Ньюскулеры (Фристайлеры), которые стали прыгать в целине, стремились к более универсальным лыжам, позволяющим эффективно кататься и в парке, и на подготовленной трассе, и в лесу, чем олдскульные фрирайдеры, лозунгом которых является OFF PISTE ALL THE TIME. При езде по глубокому снегу на высоких скоростях, большими дугами, считается, что глубокий боковой вырез мешает, лыжа начинает зарезаться под снег и она становится нестабильна на скорости.
- Рокер. На лыжах для фристайла-беккантри используют как передний (Tip Rocker), так и задний рокер (Tail Rocker), так называемая технология двойного рокера. Иногда лыжа даже не имеет посредине зону весового прогиба, это обычно называют полным рокером (Full Rocker). Это обусловлено необходимостью приземлять прыжки спиной вперед. На классических фрирайдных лыжах, как правило, используют только передний рокер. Побочным эффектом двойного рокера является увеличение маневренности в глубоком снегу. Возникает эффект, подобный карвингу на подготовленном склоне. За счет двойного рокера лыжа как бы предварительно изогнута. Надо лишь слегка закантовать лыжу, и она сама идет по дуге. Необходимо отметить и недостатки двойного и полного рокера. Двойной рокер очень сильно уменьшает контактную длину лыжи и уменьшает скоростную стабильность. Двойной рокер мешает выполнять торможение в стиле «хоккейной остановки» и контролирующие повороты в стиле годиль-торможение, при попытке выполнить этот прием вместо торможения лыжи просто уходят на меньший радиус поворота. Поэтому большинство фрирайдеров-проффесионалов (гидов, соревнующихся спортсменов) предпочитают классические фрирайдные лыжи с передним рокером.
Часть 1: What is
Часть 2: Рокер и геометрия
Часть 3: Под другим углом
Часть 4: Возвращение легенды
Часть 5: Чёрный Бриллиант и DPS
Часть 6: Fischer и G3
Часть 7: Швейцарское качество
Продолжение следует...
Прим. редакции: Автор - эксперт компании Альпиндустрия Сергей Гарибов.
Серега
NORDICA эта по другому называлась.
А PHAT LUV это всще-то К2...
Ну я бы еще вспомнил легендарные Сэт Пистол!