Но если все же риск спуска с горы вас привлекает, то тогда имеет смысл быть максималистом.
Коммерческая жвачка в виде ровных и безопасных трасс, позволяющая австрийской бабульке по ходу спуска вязать носки, равносильна любви к МакДоннальдсу. Здесь есть все для того, чтобы вы потратили деньги, все для того, чтобы вы потешили свое самолюбие, называясь горнолыжником. Но в этих трассах нет ничего, что давало бы пищу для охотника, первооткрывателя, покорителя стихии.
Только фрирайд достоин воина-охотника, человека, покоряющего горы, идущего собственной тропой. Перефразируя слова героев фильма «Достучаться до небес», если вы не испробовали фрирайд, то в раю для горнолыжников вас все окрестят лохом, на небе только и разговоров, что о фрирайде.
Еще десять лет назад людей, занимающихся фрирайдом, то есть катающихся подальше от классических трасс, считали законченными психами. Однако появление сноубордистов произвело революцию на склонах. Однообразное катание по зализанному и пологому не вписывалось в новаторский характер их субкультуры и, главным образом, того предмета, на котором эти люди спускались с горы. Сноуборд стал той каравеллой, на которой альпийские Колумбы открыли Америку девственных склонов. Они же стали катализаторами появления таких понятий как бэккантри и ньюскул. Именно благодаря сноуборду появились лыжи новой геометрии, для трассы, для паудера, для парка и т.д.
Внетрассовое катание (фрирайд (freeride), оффпист (off piste)) – это, в первую очередь, покорение целины, бескрайних нетронутых снегов. Разнообразные естественные украшения, создаваемые рельефом горы, снегом и ветром: наддувы, карнизы, узкие кулуары, засыпанные ручьи и прочее, где можно прыгнуть и ощутить ужас и восторг полета. Горнолыжные курорты учли стремительный рост популярности фрирайда. В Европе на схемах склонов уже отмечают фрирайд-зоны, курорты наперебой рекламируют свои внетрасссовые возможности, появились общепризнанные столицы фрирайда: Санкт-Антон, Вербье и Вистлер.
Ниша лыж Freeride/Big Mountains расширяется, постоянно проводятся соревнования.
Однако, несмотря ни на какие меры по коммерциализации фрирайда, он не превращается и не превратится в безопасный аттракцион для масс. Горы есть горы и они серьезны. Ведь при внетрассовом катании вы предоставлены самому себе, нет маркировок, нет сеток, есть неожиданные скальные сбросы, предательские валуны, трещины, лавины и еще много разного. Необходимо не только хорошо кататься, но и уметь «читать» рельеф, предвидеть погоду, планировать маршрут.
Как в любом противоборстве с природой, победа достается тому, кто хорошо подготовлен. Поэтому неотъемлемым элементом внетрассового катания являются фрирайд-гиды. Это современная разновидность Зверобоя, Длинного карабина или Кожаного чулка из книг Фенимора Купера, который в отличие от «бледнолицых», понимает, за каким пнем сидит гурон. Поэтому внетрассовое катание без гида резко повышает вероятность лишиться скальпа на диком склоне. Самонадеянность может стоить дорого.
Ваши способности гонять по курортным склонам, безусловно, необходимы, но не достаточны. Вот что говорят гиды-инструктора одной из школ фрирайда в Valdez (Аляска): «На горнолыжном курорте эксперт - это тот, кто может кататься по всем черным трассам при любых снежных условиях. В Valdez'е это только делает их новичками. Мы берем экспертов и возвращаем их к реальности - делаем из них нормальных лыжников».
В России фрирайд только начинается. Компаний, обеспечивающих фрирайд-катание на системной основе - немного, причем большая часть клиентуры - иностранцы.
Наш Кавказ уже давно оценен иноземцами как край непуганного фрирайда.
Приэльбрусье, Домбай, Красная Поляна - сюда стремятся райдеры со всего земного шара. Что нужно, чтобы вкусить прелесть катания по естественному рельефу и путешествия в неизведанное? Практически ничего - хорошая физическая форма, навык уверенного катания вне трасс и обязательно гид. Для тех, кто еще ощущает недостаток опыта Больших Гор, существуют курсы фрирайда.
В общем, попробуйте! Уверяю, не пожалеете!
Автор: Макс Адлер |