О том, почему Красная Поляна — Мекка фрирайда, а также, нужна ли фрирайдеру страховка, рассказывает Игорь Ильиных — действующий чемпион России по фрирайду (сноуборд).
Я начал работать в Красной Поляне гидом лет восемь назад. Изначально я — инструктор по сноуборду и горным лыжам, закончил несколько курсов. Я считаю, гид — это достаточно серьезная профессия, которая требует очень много знаний, много опыта. Поэтому я решил пойти учиться, после курсов прошел несколько модулей в Ассоциации горных гидов России.
— Регионов у нас много, но очень много людей специально едет в Красную Поляну на фрирайд. Чем он особенный? Как бы ты охарактеризовал это место?
— Мне кажется, что Красная Поляна — настоящая Мекка российского фрирайда, потому что, во-первых, здесь — уникальная кондиция снега. Этот курорт находится рядом с морем, здесь очень влажный воздух. И вообще я недавно узнал, что, оказывается, это одно из самых влажных мест России! Здесь теплый морской воздух сталкивается с холодным воздухом с Кавказа, и выпадает большое количество очень качественного снега. Именно поэтому сюда всех манит приехать, покататься. Плюс ко всему, здесь очень интересный рельеф, причем он сильно разнится на разных курортах.
У нас есть «Роза Хутор» с интересной зоной катания, классным лесом, достаточно пологими и интересными южными склонами (интересный рельеф, естественно, и на северных). На курорте «Газпром-Альпика», например, уже совсем другой рельеф. То есть, если «Альпика» еще похожа чем-то на «Розу», то на «Газпром-Лаура» всё по-другому. Там отличное лесное катание, там находится больше дропов. А если мы возьмем «Красную Поляну» (бывший «Горки город») — это уже курорт, где мы можем уехать куда-то далеко, в разные цирки. Там еще более крутой уклон, что тоже манит райдеров, которые умеют хорошо кататься.
— Что бы ты посоветовал новичку, который только хочет начать заниматься фрирайдом?
— В первую очередь, вообще ознакомиться с тем, что такое фрирайд, потому что это достаточно опасный вид спорта. Лучше всего, естественно, обратиться в школу, где вас обучат пользоваться лавинным снаряжением, культуре катания в группе, чтобы вы ни на кого не спустили лавину, чтобы никого не подставили. Чтобы научиться работать в команде — потому что во фрирайде мы в одиночку не катаемся, мы всегда вместе с кем-то. И очень важно это понимать.
Но меня, кстати, очень сильно радует, что фрирайд с каждым годом становится все более популярным, и люди идут в него с головой. То есть понимают, что нельзя катать в одиночку, в том числе. Мы как раз формируем культуру фрирайда у нас в стране, и люди уже осознают, что в местах, где ты никогда не был, нужно кататься с гидом, нужно кататься с лавинным снаряжением. Более того, нужно уметь им пользоваться. И это очень хорошая тенденция.
Что мне еще нравится в Красной Поляне, что здесь достаточно безопасно. Я считаю, что здесь очень грамотная лавинная служба. Я много где катался в Европе и вообще за границей, и мне кажется, что наши ребята просто подают всем пример того, как это должно выглядеть, как нужно к этому относиться, как нужно следить за погодой. И при этом достаточно быстро (по возможности) открывают трассы после снегопадов.
— Как ты сам следишь за лавинной обстановкой?
— В первую очередь я слежу за прогнозом на разных ресурсах. Это и Яндекс Погода, и Snowforecast, и Yr.no. Второй момент — я общаюсь с гидами, с лавинными службами, с теми, кого я знаю, кто работает лавинщиками и спасателями. Очень важно делиться опытом, это совсем не сложно. Это формирует определенное комьюнити, когда мы беспокоимся друг о друге и не подставляем друг друга, потому что все занимаемся одним большим делом. И, катаясь на курорте, очень важно работать в тандеме. Очень часто бывает, что я наверху встречаю кого-то из знакомых, и могу проконсультироваться — куда мне сегодня лучше поехать с группой, чтобы мы максимально круто покатались и при этом никому не мешали.
— Какие критерии при выборе гида обязательно надо учитывать?
— Ну, мне кажется, что хороший гид — это старый гид, как говорится! Конечно стоит выбирать гидов с именем и репутацией. Большую роль играет опыт и, наверное, авторитет гида. У всех были какие-то сложные ситуации, и вот чем больше у вас опыт, тем правильнее вы ведете себя в таких ситуациях. Это формирует рейтинг гида.
Как найти гида? Наверное, лучше всего спросить у знакомых, сарафанное радио хорошо работает. Но, даже катаясь с опытным гидом, мы никогда не застрахованы от каких-то происшествий, от травм.
— Отсюда вопрос — нужна ли фрирайдеру страховка?
— Слава богу, лично мне пока что ни разу не приходилось пользоваться страховкой, но она должна быть обязательно. Один из самых ярких случаев произошел у меня год назад. Мы скитурили в Шерегеше и один парень очень сильно поломал колено, въехал в дерево, разорвал все связки (спасибо, что не было открытого кровотечения). Мы оказали ему первую помощь и часов пять, наверное, проводили спасательные работы.
Несли его в -28℃ на руках по лесу (парень весил 120 килограммов)... Это было очень сложно. Помогли снегоходчики, которые вызвались выехать нам на помощь и пробили дорогу. Сейчас у этого райдера все хорошо, он реабилитируется, его сразу же прооперировали.
Я считаю, что мы грамотно сработали. У меня был закрывающий гид, ребята, которые слаженно сработали без лишней суеты. Но, конечно, травмы, особенно такие серьезные, это всегда очень непросто. Парень до сих пор проходит реабилитацию — но я надеюсь, что он полностью восстановится, и мы с ним еще покатаемся!
В зимнем сезоне 2023/2024 Игорь Ильиных страхуется с помощью онлайн-сервиса страхования Save Pro Life.
Клешированные ответы по тому, чего давно нет.
Хорошего паудер, который бывает 3-5 раз в году турист не под снег вряд ли поймает. Скорее поймает дождь, скисший снег и до кучи ски патруль.
Давно это уже никакая не Мекка, побойтесь Бога