Ровно месяц назад я была в Гульмарге, довольно диком местечке в Северном Кашмире, единственном горнолыжным курорте на всю Индию. Но мои надежды распахать гималайскую целину не оправдались. Весь январь в Гульмарге не было снега. Европа же мне всегда представлялась пересечением унылых отратраченных трасс, по которым медленно и вальяжно раскатывают сытые европейцы и российские селебрити. Целина в Европе? Прямо с подъемника. Скажи мне об этом кто-то еще вчера, и я бы первая бросила в него камень.
Долина Грессоней начинается в Понт-Сан Мартен и затем вклинивается в узкий коридор, открывающийся у подножия Монте Роза, горной цепи с 28 вершинами, превышающими 4000 метров и представляющими собой естественную границу со Щвейцарией.
До подъемника, расположенного в местечке Стаффаль, за двадцать минут добираемся рейсовым автобусом, который ходит каждые четверть часа. Билет стоит 7 евро на семь дней в оба конца. Комплекс Монтероза Ски - это 180 км трасс любого уровня сложности. Через перевал Беттафорка можно добраться до Шамполюка и Аланьи, где каждые два года проводится Трофео Мезалама, соревнования по ски-альпинизму.
На Монте-Розе две последние недели не выпадал снег, но найти нераскатанные склоны проще простого! Народу вне трасс так мало, что часто кажется - кроме нашей группы на много километров вокруг вообще никого нет. Такое же впечатление сложилось у двойняшек Аллы и Марины, которые присоединились к нашей группе на второй день. Девушки сами организовали себе тур через бюро внетрассового катания в Монте-Розе. 8 часов фрирайда в день. Плюс вертолетное катание. До встречи с нами они катались с норвежцами. "Они просто сумасшедшие", - говорит Алла. После спуска, сразу бегут на подъемник, и так всю неделю. Просто лоси какие-то. За все девять дней они ни разу не проехали по одному и тому же месту. Я с завистью слушаю. У меня-то в Монте-Розе всего три дня. Но их-то я рассчитываю использовать на полную катушку.
В гостиницу возвращаюсь совершенно измотанная. Едва нахожу силы, чтобы добрести до ресторана. Но жалость к себе быстро проходит. Всегда обожала итальянскую кухню. А там мясо на гриле, рыба, спагетти. Выбираю суп-пюре из кабачков, рыбу со шпинатом. 15 евро. Пытаюсь объяснить официантке в местном национальном костюме, что мне хочется попробовать какой-нибудь местный национальный десерт. Мне кажется, что я уже понимаю итальянский язык. Пока жду десерта, слушаю итальянские песни в исполнении жизнерадостного повара.
Курмайор
Вертолет летит между двух скал. Где мы будем кататься? Лука показывает пальцем. Склон градусов шестьдесят, отовсюду торчат камни. Спуститься оттуда могут только самые отмороженные. Видя выражение моего лица, Лука улыбается. Пошутил. Показывает направо, туда где парит кондор. Там небольшая площадка для высадки «пассажиров». Лука – это наш гид в Курмайоре. Ему под пятьдесят, он похож на какого-то французского актера, но какого, вспомнить не могу. Я спрашиваю у Луки, почему здесь такой дешевый вертолет. Лука снова улыбается. Вертолет стоит сто евро на брата за подъем. Но мы только любуемся на склон, покрытый нетронутым паудером. Хелиски отменяется. Слишком сильный ветер.
Спустившись с небес, покупаем билеты на подъемник. Минут через десять табло на стене бара высвечивает номер нашей кабины - 19. По пути надеваем бикини из толстых ремней. Но у этого «купальника» есть еще петля на животе. Это чтобы было куда крепить веревку, если провалишься в трещину – объясняет Лука. Рядом со мной «беседку» надевает блондинка в белоснежном комбинезоне с легким белым шарфиком на голове. Мы вместе запрыгиваем в гондолу. Вид сверху впечатляет. Справа и слева скалы, а посередине широченное снежное поле. Блондинка интересуется, откуда я. О, Руссиа! Сюзанне сорок пять, она похожа на жену миллионера. В Курмайор, как и большинство итальянцев, приехала на пару дней
.С Пунта Хельброннер начинаются два маршрута для фрирайда: «Тула» и спуск по леднику до станции Павильон и «Белая Долина», протяженностью 24 км, вдоль ледника Mer De Glace, в окружении панорамы Монблана. На верхней станции на полу широкая красная полоса. Это граница между Италией и Францией. После недолгой прогулки в туалет, расположенный на французской территории, выхожу на улицу. И сразу же ледяной ветер вырывает лыжи из рук. Лука трет себе нос, и показывает всем нам, чтобы мы тоже терли. Я натягиваю подшлемник до самых глаз и думаю, как там Сюзанна. Лука видя, что еще чуть-чуть и мои Соломоны улетят в пропасть, забирает у меня лыжи и несет их по длиннющей лестнице вниз до места, откуда начинается спуск. Перед нами открывается ледник Тула (Toula).
Мягкий, пушистый снег. Ветра почти нет. Что-то невероятное. Настоящий powder. Шириной метров пятьсот. Шесть километров вертикального спуска. Рай для любителей внетрассового катания. Жизнь удалась.
[page]Широкими дугами мы скользим вниз, мне хочется, чтобы этот спуск не кончался никогда. Дмитрий Шишков, основатель школы Сноу-Про, говорит что Курмайор и находящийся в сотне километров от него хребет Монте-Роза, одни из немногих мест в Европе, где для того чтобы покататься по целине не нужен вертолет. Горы здесь такие же красивые, как на Кавказе, но район катания намного обширнее, о сервисе и говорить не приходится.
Широченный ледник постепенно сужается. Справа начинается лес, а слева крутой обрыв. Лука кричит мне: «follow me, it isn’t difficult», едет налево и пропадает в узком и крутом кулуаре. Я бросаюсь за ним. Рыхлый, глубокий снег. Кажется, еще немного и я спущу на гида лавину, но все обходится, и мы выезжаем на широкие поля, покрытые коркой льда. Наст. Ошибки, которые прощают даже самый крутой склон и самая бездонная целина, наст не прощает. Одна нога проваливается под ледяную корку, я заваливаюсь на бок. Сильная боль в правой руке, когда спускаюсь, понимаю, что сломала палец. Катание закончено.
Вечером мы встречаемся с министром по туризму Курмайора и Анной Судан. Анна Судан - куратор российского направления в министерства по туризму области Аоста. Я интересуюсь - откуда она так хорошо знает русский язык. О! Она много путешествовала по Якутии, Чукотке, изучала шаманизм и написала диссертацию «Возрождение религии в Восточной России». Вот это да!
Дима включается в наш разговор. На следующий год он собирается выкатывать в Курмайоре и Монте-Розе своих учеников, человек 40-60. Места для обучения фрирайду идеальные. Особенно в Монте-Розе. Это место не так раскручено как Курмайор. Но меньше народу - больше целины. К тому же в Монте-Розе все спуски хорошо просматриваются, заблудиться очень сложно. Министр одобрительно кивает. Да, места здесь замечательные. Между прочим, в долине Аоста находятся летние резиденции римского папы и Пенелопы Круз.
Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Чаще почему-то рано. В субботу по дороге в аэропорт Бергамо я выбрасываю из автобуса пару итальянских монеток. В этом году горнолыжный сезон для меня уже завершен, но на следующий год я приеду в Монте-Розу недели на две, не меньше. И вот тогда уже действительно оторвусь на полную.
Автор: Иоланта Н. |