Дзержинский карьер, г/к «Парк Фристайл»
Карусель построена, и настала пора посмотреть, сбываются ли ожидания, которые лично я вкладывал в этот уникальный комплекс тренажеров, записываясь волонтёром на эту стройку.
Так получилось, что сейчас мы — моя семья и большинство друзей — в основном горнолыжники, и написано всё с точки зрения зимнелетних неколёсных парноскользящих.
Ожидания от Карусели сводились к следующему: «Нам нужна тренажерная поддержка прогресса от первоначальных попыток трюка в воду с вышки до устойчивого приземления на воду с лыжной разгонки, далее — до устойчивого приземления на подушку, наконец — до устойчивого приземления на снег. И далее, по кругу, совершенствование всего этого по пунктам.
То есть я ожидаю, что Карусель — это завод по изготовлению классных райдеров.
Что получилось в итоге.
Вышка для прыжков в воду получилась в виде стрелы с двумя точками отрыва на высотах 3 и 5 метров над уровнем воды.
Несмотря на жесткую конструкцию фермы, при резком отталкивании пол явно пружинит и добавляет немного высоты вылету, при этом совершенно не располагая к распрыгиванию на месте, что потенциально опасно без специальной подготовки. На мой взгляд это хорошо, потому что способствует комфортному отталкиванию при, допустим, попытках попробовать скрутить переднее или заднее сальто. Вот почему-то я уверен, что учить сальто вперёд или назад в воду — и безопасно, и полезно. Наверное, потому, что сам его учил не так. Конечно же, это только один из множества способов, но он вне конкуренции: все действия ты совершаешь сам, без разбегов и страховок, а вдумчивость способствует прогрессу, и полётное время — а значит, и время усвоить «крутку» — явно больше чем на других тренажерах (кроме прыжков с самолёта). Интересное наблюдение: за время тестовой эксплуатации гораздо большей популярностью пользовалась пятиметровая точка, уж не знаю, хорошо это или плохо… Может, надо было сделать 5 и 7 метров высоты?
Вышки оправдали ожидания, мы прыгать будем. Что? Всевозможные солдатики, группировки, геликоптеры, сальто, подмножество винтообразных — назад, и всё это — добиваясь чёткого приземления на ноги, то есть будем отрабатывать «воздух» без лыж. А если кто убоится синяков, — пусть оденется в длинный гидрокостюм, и нет проблемы.
Кстати, для полной реалистичности можно прыгать во всей амуниции, — только без лыж. С ними тоже можно (есть иногда некая боязнь удариться об воду у тех, кто впервые собрался прыгнуть на лыжах с водного трамплина), — очень помогает в таких случаях дроп в полной экипировке и в пристёгнутых лыжах/бордах с вышки, трехметровой вполне достаточно для снятия синдрома.
А головой вниз? Может и прыгнем пару раз, — не всё же тренироваться.
На лыжах по щёткам … в воду!
Основная разгонная конструкция для лыжников в этот раз делалась на заводе по параметрам той конструкции, которая прекрасно зарекомендовала себя в Крылатском летом 2010 года. К разгонке был добавлен изменяемый по высоте старт, сразу названный строителями словосочетанием «стартовая призма», что бы это не значило.
Идея такова: если райдер — новичок и спускаться с самой верхотуры пока страшновато, или просто нужна медленная скорость проезда по разгонке и наезда на трамплин, — можно плавно уменьшить длину разгона метров примерно на пять. Прямо со стоящим на старте райдером, если ему так будет приятнее 8-).
Для тех, кому не хватает скорости разгона на тройное сальто, предусмотрена возможность бонусного подъёма высоты старта 8-). И никаких тебе прыжков на 90 градусов с середины разгонки, и никаких дропов на разгонку с кухонного стола на стартовой позиции. Идея была позаимствована у создателей швейцарского водного трамплина, за что им большое спасибо.
В первой версии стартовая призма, то есть первоначальный уклон старта с неё, получился довольно экстремальным, сейчас угол сделан поменьше и составляет примерно 56 градусов, что гораздо дружественнее для начинающих — когда стоишь, уже нет сомнений в благополучном преодолении первых пяти метров разгона, — дальше всё проще.
Также на старте появилось нечто вроде стартовых ворот — можно придать себе дополнительное ускорение, или дополнительную устойчивость — у ворот есть ручки.
Сноубордистам, по моему мнению, будет сложно съехать именно со старта, однако для них остаётся старый проверенный способ: старт непосредственно с разгонки, — всё получается, разгона хватит для вылета, а высота компенсирует дальность и трюк вполне возможен, что и доказали испытания на открытии Карусели 4 августа.
Для лучшего скольжения по разгонным щёткам сейчас используется силикон, однако принудительное орошение забортной водой буквально на подходе, те, кому случалось прыгать со щёток в дождь или, например, с трамплина на Красном озере, должны оценить такую опцию положительно.
Заключительная ложка мёда — пузырики, которые будут разбивать зеркало воды и дополнительно защищать тела райдеров и их лыжи от повреждений. Для пузыриков всё готово, компрессор опробован, ресивер установлен, электромагнитный клапан найден, осталось только смонтировать конструкцию и начать прыгать 8-).
Тренироваться на лыжной разгонке можно уже сейчас, не дожидаясь ввода в эксплуатацию оросительной и пузырительной систем. Можно тренировать старт, подъезд к трамплину, выпрыгивание и поведение в воздухе при обычном «вертикальном» прыжке (что занимает более 100 прыжков, если судить по нашей и заграничной статистике). А к началу работы непосредственно над новыми трюками, пузырики будут готовы.
…Или — в подушку!
Уникальность конструкции Карусели в том, что она — вертится!
И почти всё, что прыгается с лыжной разгонки в воду, можно пробовать прыгать в подушку. Или только в подушку, без воды, — кому как нравится!
Лично моё мнение (заблуждение?): в подушку нужно начинать прыгать тогда, когда уже отработано устойчивое приземление на воду. Мнение не совпадает с мнением огромного количества людей, которые в последние годы только и делают, что прыгают в подушку, участвуют в соревнованиях по прыжкам в подушку, а многие из них никуда, кроме как в подушку (на снег — упаси боже, — мы взрослые ответственные люди!) прыгать не собираются.
Однако мы в своих «личных» тренировках вполне нормально прыгаем на подушку всё то время, пока FS 314 ставит её в Москве или рядом — в основном для «напрыгивания» количества, а в готовых прыжках — для отработки качества. В этом году мы пришли к тому, что используем подушку как индикатор готовности к переносу трюка на снег, то есть, если соблюдается условие «приземлил в подушку трюк на ноги и устоял на подушке на ногах, а лучше — скатился с неё на лыжах вниз, — трюк готов к переносу на снег». Но у нас несколько завышенные требования, потому что приземлять надо нам всё это на могул.
Летом 2010 года дети-могулисты из Крылатского просто упрыгались в подушку, большинство зимой уже достаточно безопасно поставили на снег то, что прыгали в подушку. Конечно, для прогресса нужен тренер, у нас он есть, так что подушка — в деле.
А как же ролики-велики?
Нормально — для роликов, великов, маунтинбордов, и самокатов есть примерно такая же, изготовленная на заводе специально очень классная разгонка. И в конце этой разгонки — два разных трамплина. Правый и узкий — если смотреть сверху разгонки, он, наверное, только для великов… Но вот тот, что слева — старый, проверенный временем, и вообще — отличный.
Колёсная разгонка с трамплином в подушку пока — номер один по популярности внутри карусели и, судя по имеющимся тормозным следам на разгонке, пользуются ей райдеры абсолютно любого уровня мастерства. Я упоминал, что уверен в целесообразности первых попыток новых трюков в воду, и… Да, — карусель это позволяет сделать с роликами, великами и вообще всем колёсным!
Очень хотелось бы попрыгать с колёсной разгонки, и раньше мы много катали на роликах, но в последние годы всё время отъедают лыжи, и после тренировок хочется только есть, а потом — спать 8-). Но не всё потеряно, ролики есть, они готовы и ждут в засаде, главное, чтобы были готовы мы. Попрыгаем, когда тренер отвернётся!
А это что?
Колёсный дроп. Разгоняешься сверху на чём-нибудь колёсном и приземляешься на надувной склон. Конструкцию этой фигуры нужно немного доработать, чтобы гасились колебания при приземлении, может быть, покрыть его спецрезиной какой нибудь, — и тогда это будет настоящий тренажер: с него при нормальном приземлении можно будет достаточно легко уехать, а при любых экстремальных приземлениях такой склон саммортизирует и сработает как защита. А пока это — фановая, дополнительная секция карусели. Кстати, разгоняться и прыгать можно и без колёс — на своих двоих ногах, — дети на открытии так и делали.
Резюмируя всё вышесказанное, могу сказать что Карусель работает, и уже в своём нынешнем состоянии — отличная база для достаточно безопасного осуществления как детской мечты типа «хочу когда нибудь прыгнуть на лыжах / велике / роликах (подставить нужное)», так и для тренировок любого уровня —любительских или профессиональных.
Мои ожидания сбылись, остаётся дождаться своего ребёнка со сборов.
Эдик Остроухов,
папа и личный тренер
Марии Остроуховой, могул.
www.fs314.ru
И что, правда, правда безопасного? Тут пугают, что можно не попасть с дуру на подуху... и ткнуться в мать землю.