Январь 2012 года (точнее даже — его первая половина, а еще точнее — один конкретный день) порадовал сразу двумя ключевыми событиями в моей жизни. Во-первых, спустя долгих 6 лет (без месяца) я опять встал на горные лыжи. Во-вторых, прежде, чем на них встать, я впервые был остановлен торонтовскими полицейскими за спидинг (превышение скорости). Оба события — знаковые, второе, конечно, порадовало в кавычках, но так как они тесно связаны друг с другом, то считаю, что будет вполне логично объединить их в одну небольшую лытдыбровую заметку.
Впервые я встал на лыжи в возрасте 19 лет. Я тогда был стеснительным и скромным юношей, готовым на все, ну или на многое. Однажды я дал согласие малознакомой компании увлечь себя в Карпаты, в славный поселок городского типа Славское. Плацкарт, шумная компания, пиво, карты, гитара — настоящий студенческий роуд-трип!
П. г. т. Славское — самый известный украинский «курорт» деревенского типа. Это значит, что природа постаралась на славу, предоставив все условия для прекрасного досуга, а вот человеки подкачали. Да, в Славском были (и, наверное, сейчас их уже очень много) «элитные» базы отдыха и крутые отели, но фуфлыжникам же не это надо, в первую очередь, а непосредственно горнолыжный досуг, — инфраструктура, то бишь. Об этом чуть позже.
Моей первой горой стала гора с милым, ласковым, чарующим слух названием Политехник. Нет, конечно, у нее было и местное «народное» название — Кремінь (Кремний), но кому это надо было знать тогда, в эпоху моей учебы в киевском Политехе? К тому же Политех никогда не была первой любимой горой у посетителей Славского. По-настоящему первой и безоговорочно основной горой курорта всегда был могучий Тростян (1232 метра) со склонами длиной 3-5 км. чистого и беззаботного горнолыжного веселья. Но об этом тоже позже.
Так вот, моя первая горнолыжная брачная ночь попытка началась не с самого приятного, — с выбора лыж в частном прокате. Частный прокат в Славском — это когда ходишь по деревне, ищешь на хатах/избах вывески ЛИЖИ, ПРОКАТ, стучишься и начинаешь торговаться. Задним умом я, конечно, понимаю, что те дрова с креплениями родом из палеозоя, на которых мне пришлось кататься в первый день, лучше бы смотрелись в музее спортивной археологии рядом с фресками полуголых древнегреческих дискоболов. Но тогда я был рад и этому, совершенно не понимая, почему левая лыжа отстегивается от одного чиха, а правая настолько срослась с лодыжкой, что даже иногда чешется.
Помимо воспоминаний об антикварном снаряжении нестираемый след в моей памяти оставили средства передвижения от хаты-ночлежки до подъемников на горе. Советское военное машиностроение подарило миру несколько неубиваемо всепроходимых образцов внедорожников, роль которых в условиях «курортного» повального бездорожья сложно переоценить. Кто никогда не ездил по зимней пересеченной местности на УАЗике, а еще лучше — на шишиге (ГАЗ-66), тот, определенно, ничегошеньки не понимает в горных лыжах. Цепи на колесах, деревянные скамейки, держаться не за что, на тристачетырнадцать человек больше, чем вмещается, все летают по салону/кузову аки броуновские частицы — верный конь карабкается по лесной тропе в гору, пережевывая на ходу поваленные смереки (карпатские елки).
Вот так приблизительно выглядят 14 человек в одном семи-местном УАЗике
Учился я кататься по бразильской системе — встал, поехал, когда скорость моего движения достигала второй космической, аккуратно падал на бок (единственный полезный совет от моих опытных друзей). Когда мое тело ровным аккуратным слоем покрылось синяками, я решил, что пора научиться не падать. В общем, кое-как за те два дня я научился управлять этими сложными деревяшками на ногами до такой степени, что осмелился переместиться на г. Тростян. По сравнению с пологим низкорослым Политехом с его скромными двумя бугелями, Тростян казался Эверестом, на который взгромоздили Джомолунгму (знаю, знаю, что одно и то же) и сверху поставили еще табуреточку. В общем, за оставшиеся три дня экстенсивного катания я освоил и первую космическую скорость, и непроизвольное выполнение рондад-фляк-сальто с тройным тулупом и многоэтажным матом.
Сейчас, вспоминая склоны Тростяна, я жутко скучаю по дикой нетронутости тех мест, где даже официально обозначенные склоны и трассы могли выглядеть, как случайная просека в карпатском лесу. Какие ратраки (гусеничная штука, которая ровняет склон и утрамбовывает снег для горнолыжного катания), откуда? Какие указатели и карты? Подъемники? О, да, подъемники были. На вершину Тростяна ведет одна(!) подвесная кресельная дорога с одноместными (!) креслами длиной почти 3 км!
Можно рассмотреть мелкие опоры кресельной дороги, карабкающиеся на гору на заднем плане, за ней будет еще один склон и еще одна гора... И так 3 км!
Согласно официальной информации пропускная способность этой креселки — 400 человек в час (запомните эту цифру). Мало того, что на промерзшем неудобном сидении из деревянных брусочков дико скучно сидеть одному, так еще и дико страшно. Кресельная дорога на Тростяне намного старше меня. Опоры и движущие механизмы могут сниматься в новой серии «Безумного Макса» — ржавые, скрипучие и апокалиптично антитехнологичные. До вершины горы креселка едет минут 20-25, это если не застрянет/поломается, а такое случается довольно часто — мелкие технические неполадки (или человеческие ошибки при погрузке/разгрузке) происходят с завидной регулярностью, поэтому зачастую при подъеме приходится зависать на высоте 20-30 метров над склоном и ждать, пока дорога продолжит свое движение. Единственная радость — проверять, прилипнет ли язык к железной стойке, на которой висит кресло. Добравшись, наконец-то, наверх можно уже выбрать любой из официально обозначенных (в основном, в уме) склонов или просто отправиться искать приключений на необорудованные для спуска склоны через густой лес, по непроходимым тропам. Единственное, о чем стоит помнить: спуститься желательно к базе креселки, ну или к соответствующим бугельным подъемникам, чтобы потом еще раз подняться на самый верх.
Не знаете, что такое бугель? Это такой ведущий трос, к которому привязаны другие тросы покороче, на конце которых обычнейшая перекладинка. Ведущий трос тянется вдоль склона, лыжники хватают перекладинки, засовывают их себе между ног (не буквально) под попы и, стоя на лыжах, едут в гору вслед за ведущим тросом. Освоить это средство передвижения с первого раза удается далеко не всем. Весело матерящихся и отчаянно хватающихся за выскользнувшую из-под попы перекладинку лыжников бугель продолжает тянуть по склону вверх. Неудачники-фуфлыжники обреченно едут по снегу на пузе еще несколько метров вверх, после чего под одобрительный смех окружающих отрываются от бугеля и бредут вниз по склоны, собирая разбежавшиеся лыжи и палки. Кстати, забыл сказать, что благодаря потрясающей пропускной способности, в самый обычный выходной день, скатившись вниз к базе креселки, можно было стоять в очереди на свое кресло от полу- и до полутора часов! Я не ошибся и не вру. 30 минут в очереди на креселку — это норма.
Маленький фрагмент очереди на креселку. Среднее время ожидания — 30 минут
Предыдущее фото сделано уже под самой базой кресельной дороги (она слева), еще 10-15 минут и можно будет сесть на сидение. Если же глянуть направо, то там еще два раза по столько же людей, а потом лесенка вниз, а там еще люди (см. фото ниже).
Фото by LUNA с http://trostian.com
Говоря об общей пропускной способности Тростяна (креселка + 5,5 бугелей), наверное, не ошибусь, если завышу эту цифру до 2000-2200 человек в час. Это в теории. На практике — бугеля часто останавливаются, чтобы дать упавшим время прийти в себя и собрать свои пожитки, пока их не раздавили едущие следом лыжники. Кресельная дорога тоже регулярно замирает на периоды от 20 секунд до 30 минут (ох, весело было тогда). Ну и также она регулярно (по нескольку раз в день) используется для поставления снарядов на вершину. Под снарядами я подразумеваю запасы картошки, мяса, вареников, дров, воды. Выглядит это забавно: в определенный момент времени на кресла людей начинают пускать через одного, перемежая лыжников мешками с картошкой или баулами с дровами.
Несмотря ни на что, я обожаю Тростян и вспоминаю его с большой любовью. Вкуснейшие вареники, деруны, грибная юшка. Дикие трассы через лес, по целине траверсом, унитаз, швейцария, труба, запад, подсадка — кто бывал, тот понимает. И пусть на такую гору там всего одна допотопная, изжившая свой срок, кресельная дорога да 5 с половиной бугельных подъемников, но кататься там было очень весело!
Особенно в не предназначенных для катания местах :)
Потом в моей жизни было еще много Тростяна, один раз Драгобрат и один раз польский курорт Гирська Криница — мелкая деревушка с уровнем сервиса, не сравнимым с украинско-карпатским. После той поездки я наобещал себе больше не ездить ни в Славское, ни куда бы ни было еще, а только в Польши, Словакии, Австрии. Обещал, но не выполнил — продолжал кататься на бугристых, порой действительно опасных (из-за коряг и камней) трассах родного Славского.
Что-то я очень отклонился от сути повествования. Так вот последний раз я откатался в феврале 2006 года. Откатался хорошо, потерял телефон, чуть не порвал связки на коленях, проиграл все партии в «Мафию». По не очень понятным мне причинам мне до отъезда из Украины в 2010-м как-то больше и не удалось выехать на лыжи с друзьями.
Но вот настал тот день. Первые признаки возврата в горы случились еще в декабре, когда по какому-то наитию и необъяснимому порыву мы с супругой взяли и купили себе горнолыжные костюмы да очки. Повелись на распродажу, поверили продавцу, который втюхал нам очки, сноубордические штаны и куртки на два размера больше, зато по хорошей цене. Следующим шагом оказалась уже сама поездка. Внезапно в первые же выходные января нас, желающих, набралось 7 человек. Мы быстренько докупили недостающую амуницию — шапочки да перчатки и отправились на близлежащий курорт St. Loius Moonstone, что в каких-то 100 км. от Торонто.
Ранним воскресным утром, щебеча о всяких глупостях, под музыку Trans-Siberian Orchestra, мы не успели даже выехать из города, как были остановлены полицейским с подозрительной штукой в руке, до боли напоминающей радар. Так и случилась потеря мною автомобильной законопослушной девственности на канадской земле. Такого милого и вежливого полицейского я не видел даже в кино. Мало того, что улыбался и подробно рассказывал истории из своей полицейской жизни, так он еще и подробно рассказл мне, что и как делать, чтобы свести к минимум последствия от полученных тикетов. А получил я следующее: 70 км/ч в 50-километровой зоне + просроченная автостраховка (точнее просроченная квитанция, новую я забыл вложить в документы). Первый тикет (штраф) — $95 + 3 штрафных балла в личное дело, второй тикет (за неимение страховой квитанции) — $45. О том, что и как делают в таких случаях в Онтарио, я расскажу когда-нибудь позже, когда история получит логичное продолжение и завершение. Если вкратце, то мне надо идти в суд, где мне наверняка предложат скостить мой штраф вполовину и уберут штрафные очки, как за первое нарушение. Второй тикет вообще уберут, если предоставлю доказательство, что на момент преступления страховка действовала. На суд должен прийти тот самый полицейский и заказанный мною переводчик. Если один из них не явится, я автоматом выигрываю дело и мои тикеты аннулируются... Но об этом пока говорить очень рано, надо дождаться суда...
В Онтарио, точнее, в прилегающих к Торонто территориях, гор особо нету. Холмики, возвышенности, да геологические развалы. Вот и этот Moonstone — это крохотный горнолыжный курорт на двух вершинах, высота которых не превышает 180 метров! Из инфраструктуры тут в наличии 3 шестикресельных экспресс-подъемника, 1 четырехкресельный экспресс, 3 четырехкресельных обычных, 2 трехкресельных, 3 детских движущихся ленты. Общая пропускная способность подъемников, набрали воздуха в легкие, держим, держим (спасибо, Михаил Натанович) — 23600 человек в час! Буквами: двадцать три тысячи шестьсот. Римскими цифрами: XXMMMDC. В двоичной системе: 101110000110000.
К подъемникам прилагаются 40 разнообразных трасс, из которых можно составить что-то наподобие затяжного медленного спуска длиной под 2 км. Не нравятся ровные отратраченные склоны? Нате вам участок с могулами (буграми). Получите две супер-трубы для бордеров, и два парка со склонами для катания на санках, надувных кругах, крышках от мусорных баков, попах. Все эти склоны на 100% покрываются машинами для создания искусственного снега, поэтому даже в не очень снежную зиму курорт открыт для катания.
Я жалею, что не додумался сделать полноценного пошагового фото-отчета о своем первом канадском горнолыжном опыте, поэтому верьте на слово. Делал несколько фотографий агрегатом для прослушивания музыки, причем делал уже после обеда, когда небо затянулось тучами, солнце спряталось, поэтому ногами не бейте за качество снимков. Также пришлось натягать фоток из гугля.
Итак, приезжаем, паркуемся, идем в главное здание — там переодевалки, рент, кассы, кафе, все, что необходимо для отдыха. В ренте берем пакет для начинающих (рент оборудования + абонемент на весь день на подъемники в зоне для новичков + одно групповое занятие с инструктором) — $67 — это для супруги. И набор инвентаря (лыжи, палки, боты) — $37 + абонемент на день на все подъемники — $57 - для меня. Цены на подъемники часто бывают ниже, нужно приезжать большой компанией или ловить акции, или можно брать сезонные абонементы, или кататься по вечерам-ночам, или в будние дни. Прокатное оборудование новенькое, аккуратное, чистое, удобное.
Вот такой билет на подъемник, просто бумажка. Никаких электронных карточек. Канадцы народ доверчивый: предполагается, что билет крепится к куртке так, чтобы он был виден работникам подъемников. На практике ни разу не видел, чтобы они требовали у кого-то предъявить билетик. Канадский социализм в действии.
Ура-Ура! Я у подъемника. Кресельная дорога за минуту поднимает на головокружительную 180-метровую высоту, и мне уже не терпится ринуться вниз по головокружительному спуску, предварительно сверившись с картой трасс. Карты везде — внизу, вверху, сбоку. Указатели на основных развилках — не промахнешься. После пары спусков по синим (средним) трассам экспериментальным путем выяснилось, что синие — недостаточно синие. Хотелось чего-то почернее, поэтому оставшаяся часть дня была потрачена на черные спуски (не считая перерывов на зеленые, когда приходилось искренне удивляться таланту и легкообучаемости моей любимой Катерины Владимировны, которая уже через час после того, как впервые в жизни встала на лыжи, уверенно нарезала кантами недетские зеленые трассы).
На фото на заднем плане — пример информационных указателей: большая карта спусков, указатели по направлениям на трассы
Как я уже говорил, все 100% трасс покрываются работой снежных пушек, их видно на фото ниже. Это мелкие распылители.
Настоящие пушки выглядят повнушительнее. И, кстати, обратите внимание на опоры стоек пушек и креселки — все опасные предметы искусственного происхождения, расположенные на трассе или рядом с нею, бережно обернуты мягкими материалами (желтого цвета), предотвращающими травму при столкновении. Я даже специально врезался разок — голова в порядке, в порядке, голова, врезался, скрижаль, проверил...
Один из кресельных подъемников привлекал особое внимание таких дикарей, как я. Для удобства курортников на месте посадки расположена движущаяся лента, на которую встаешь, а дальше она везет тебя к месту посадки, где кресло само подхватывает тебя сзади, овладевает и уносит в сторону вершины. На фото снизу можно понять этот принцип: турникеты автоматически открываются, чтобы подсказать фуфлыжнику, когда можно вставать на ленту, потом лента сама неспешно везет тебя вперед, а кресло плавно подъезжает в нужный момент сзади.
©St Louis Moonstone веб-сайт
Что касается самого катания, то я был безумно рад тому, что ноги помнят! Все помнят! Мой техника катания на лыжах, определенно, могла бы выиграть все главные призы на конкурсе самых некрасивых и неправильных техник катания на лыжах. Но мне это не важно, главное, что я не падаю, еду, куда мне нравится, поворачиваю и торможу, когда мне хочется, и уже не визжу от страха, ну, почти не визжу. Очень вовремя оказавшийся у друзей под рукой ЖПС неожиданно осчастливил меня (а точнее, бордера жж-юзера ru1978 — я ехал следом, ни на метр не отставая) скоростью спуска в 72 км./ч. Округлив до 70, получим вторую за этот день семидесятку, только в этот раз за нее не придется идти в суд.
heck-aitomix.livejournal.com
Фуфлыжник Гонсалес или два раза по 70 километров в час
Комментировать
- 13
- 3
- 2
0
Ariadne
8 Февраля 2012 (10:32) #
Судьбоносные 70 километров:-)
Ответить
- 1
+100, но
"Отклонение от сути повествования", куда как затейнее чем сама суть)))
"Отклонение от сути повествования", куда как затейнее чем сама суть)))
...самый известный украинский «курорт» деревенского типа. Это значит, что природа постаралась на славу, предоставив все условия для прекрасного досуга, а вот человеки подкачали
дрова с креплениями родом из палеозоя, на которых мне пришлось кататься в первый день, лучше бы смотрелись в музее спортивной археологии рядом с фресками полуголых древнегреческих дискоболов. Но тогда я был рад и этому, совершенно не понимая, почему левая лыжа отстегивается от одного чиха, а правая настолько срослась с лодыжкой, что даже иногда чешется.
Учился я кататься по бразильской системе — встал, поехал, когда скорость моего движения достигала второй космической, аккуратно падал на бок
Валерий Палыч
16 Февраля 2012 (01:45) #
По сравнению с Буковелем действительно провинция.
Бедненько, но чистенько.
Бедненько, но чистенько.