Почему на трассах Гармиш-Партенкирхена так много наших? Ведь в плане катания не самое, скажем так, интересное место… Чем объяснить популярность курорта у соотечественников? Умеренными ценами на проживание и качественный сервис? Да, но не только же в этом дело… Прочными культурно-историческими, разнообразными - на всевозможных уровнях - российско-германскими связями?..
Я размышляю об этом, слушая "Подмосковные вечера" в исполнении уличного музыканта на Marienplatz. Проезжая мимо казарм Marchall-Center - бывшей знаменитой разведшколы, деликатно именовавшейся "Институтом по изучению Советского Союза". Гуляя в аристократическом квартале на склоне холма, где прячется за деревьями небольшой изящный замок Leitenschlossel, принадлежащий, как утверждают, Татьяне Дьяченко - не забыли еще, чья это дочка?..
В чем секрет Гармиш-Партенкирхена?.. Может, как раз в том, что это не только горнолыжный феномен - хотя на лыжах тут катаются, как и положено, с ноября по май.
Привольно раскинулся Га-Па (воспользуемся этим забавным сокращением) посреди плоской долины на высоте 720 метров над уровнем моря. На юге стеной вздымается к небу внушительная горная группа Wetterstein с главной вершиной Баварских Альп Zugspitze (2962), на западе торчит Kramerspitz (1985), на востоке - Wank (1780), между ними - широкий выход на север, к Мюнхену. Гора, изображенная в логотипе курорта, кстати, вовсе не Zugspitze, самая высокая точка Германии, как можно было бы предположить, а ее соседка, слегка прогнувшаяся, как парус под ветром, Alpspitze (2628).
Официально Га-Па стал одним городом перед IV Зимней Олимпиадой 1936 года. До того Гармиш был сам по себе, а Партенкирхен, расположенный у подножия Wank, сам по себе; естественной границей между ними служила небольшая речушка Partnach. Говорят, еще в начале прошлого века жители Партенкирхена, считавшие себя прямыми потомками римлян, основавших Partanum, даже отказывались вступать в брак с германцами-гармишцами - "чтобы породу не портить". Нынешняя Ludwigstrasse два тысячелетия назад, действительно, была частью Via Claudia, римской дороги через Альпы, связывавшей Больцано с Аугсбургом.
По некоторым предположениям, в доме № 39 по Ludwigstrasse, где теперь отделение баварского Vereinsbank, состоялась в 1176 году историческая встреча германского короля и императора Священной римской империи Фридриха I "Барбароссы" и саксонского герцога Генриха "Льва", спорившего с ним и в результате лишившегося всех своих владений. С XIII века охрану важного торгового пути между севером и югом обеспечивает замок Werdenfels, давший название всему краю. Он был построен Отто фон Виттельсбахом, основателем династии, правившей Баварией вплоть до 1918 года. Развалины этого некогда грозного фортификационного сооружения (сейчас чья-то частная собственность) находятся к северу от Га-Па, на склоне горы выше местечка Бурграйн.
В средние века Werdenfelser Land, можно сказать, процветает. Ни периодически случающиеся эпидемии чумы, ни "Тридцатилетняя война" 1618-48 годов не могут отменить торговли. Все нижние этажи домов на той же Ludwigstrasse - сплошь бывшие товарные склады и зернохранилища, пекарни и кузнечные мастерские. Красочные настенные росписи, так называемые Luftlmalerei, кроме библейских сюжетов, часто содержат информацию и о том, что было тут прежде.
Справедливости ради стоит отметить, что большинство зданий на Ludwigstrasse отстроены заново на месте старых, сгоревших или сильно пострадавших во время страшного пожара 1865 года. В единственном уцелевшем тогда доме № 47 (XVII в.) теперь размещается краеведческий Werdenfelser Heimatmuseum.
В 1889 году железный конь пришел на смену крестьянской лошадке - между Мюнхеном и Гармишем открылось железнодорожное сообщение. Через десять лет в высочайшие инстанции Баварии был подан смелый проект строительства дороги на вершину Zugspitze. Если бы страной продолжал править Людвиг II, последний король-романтик, живо интересовавшийся техническим прогрессом, воздвигший самый известный в мире замок Neuschwanstein, идея непременно нашла бы свое воплощение. Но тот был объявлен сумасшедшим и утонул в озере при загадочных обстоятельствах в возрасте 41 года. Сменивший его на престоле принц-регент Луитпольд, начисто лишенный какой бы то ни было фантазии, отверг проект с прагматичной, чисто немецкой формулировкой "за отсутствием транспортной потребности". Вот, дескать, лейтенант Йозеф Наус, первым в 1820 году взошедший на Zugspitze, сделал ведь это не просто так, а - "с целью топографических исследований"…
В конце концов подъемник на Zugspitze, конечно, протянули, и не один - со временем "транспортная потребность" стала очевидной. Сейчас на вершине прямо-таки живого места не осталось - так плотно она застроена разными станциями, смотровыми площадками, ресторанами, антеннами… Первыми были австрийцы, в 1926 году запустившие фуникулер с тирольской стороны горы, из Эрвальда.
Через пару лет специально созданная компания Bayerische Zugspitzebahn AG приступает к работам по сооружению горной железной дороги. Ведутся они ударными темпами: уже в июле 1930 года туристы могут, сев на поезд в Гармише, подняться на плато Zugspitze, на высоту 2600 м, и полюбоваться окружающими пейзажами, а еще через год - даже переночевать наверху, в отеле Schneefernerhaus. Строительство дороги обошлось в 22 миллиона рейхсмарок.
В 1936 году Германия принимает у себя сразу две Олимпиады - и зимнюю, и летнюю. Это, разумеется, противоречило всем принятым нормам, но в Берлине сделали такое предложение, от которого МОК не смог отказаться. В объединенном Гармиш-Партенкирхене было построено много отелей и спортивных объектов: Ледовый дворец спорта рядом с вокзалом, олимпийский трамплин у подножия Eckbauer (1236), трасса для бобслея в районе озера Riessersee, на котором проходили соревнования конькобежцев и хоккейные матчи. Несмотря на то, что многие спортсмены отказались от участия в Олимпиаде, проводимой в фашистском государстве, в феврале 1936 года в Гармиш-Партенкирхен все же приехали 756 атлетов из 28 стран - в два с половиной раза больше, чем на предыдущие зимние Игры в американском Лейк-Плесиде.
Для горных лыж IV Олимпиада имела принципиальное значение: впервые в ее программу были включены соревнования по слалому и скоростному спуску, причем выступали в них не только мужчины, но и женщины. Слалом ставили на склоне Gudiberg, а скоростной спуск - на Kreuzeck; в обеих дисциплинах первенствовали немецкие горнолыжники, хорошо знавшие свои домашние трассы.
Горнолыжный регион Гармиш-Партенкирхена - Deutschlands Alpin Arena - очень небольшой, состоящий из двух самостоятельных районов катания. Около 40 км трасс приходится на сектор Classic - связанные между собой Hausberg (1340), Kreuzeck (1651) и Osterfelderkopf (2050); еще 18 км подготовленных спусков расположены на плато Zugspitze. Подъемник на Wank зимой работает лишь пару недель - горнолыжных трасс там нет; район катания на Eckbauer закрыт, и неизвестно, когда откроется.
Все так. Однако не стоит забывать, что действие единого skipass Happy Ski Card, кроме Гармиш-Партенкирхена, распространяется на трассы немецкого Миттенвальда, на австрийский Зеефельд, куда на поезде из Га-Па можно доехать за 45 минут (что на полчаса быстрее, чем занимает подъем на плато Zugspitze), а также на несколько горнолыжных районов Тироля, лежащих по другую сторону Zugspitze - курорты Эрвальд, Лермоос, Бихльбах, Берванг и др. Считается, что общая протяженность трасс в германо-австрийском регионе таким образом составляет около 230 км, а число подъемников переваливает за сотню.
Но даже до ближайших из них, на Hausberg или Kreuzeck, еще надо добраться. Нормальных лыжных автобусов в Га-Па нет. Городские рейсовые ходят только по центральным магистралям, к тому же достаточно редко: внимательно изучите расписание. Слалом-гигант в ботинках, с лыжами на плечах по обледеневшим улицам - то еще удовольствие… Оптимальный вариант - жить поближе к вокзалу, откуда каждый час, начиная с 8.15, отправляется поезд на Zugspitze, который делает остановки у фуникулера на Hausberg и у гондол на Kreuzeck; стоимость проезда включена в skipass.
Именно с Kreuzeck начались в Га-Па горные лыжи. Подъемник на этот лесистый холм построили в 1926 году - то была первая нормальная канатная дорога в Баварских Альпах. Длина ее составляла 2342 м, пропускная способность - 150 человек в час. Энтузиасты поднимались наверх, затем, нацепив лыжи, утаптывали 500-метровый склон Hexenkessel, "Заколдованный горшок", и катались на нем, отрабатывая технику. Сейчас на Kreuzeck за семь минут забрасывает современный гондольный подъемник - 25 серебристых пятнадцатиместных кабин.
Проскользнув по гребню вправо, попадаем в сектор Alpspitze. Здесь несколько недлинных и несложных трасс; самая интересная - та, что вдоль бугеля змейкой уползает в живописное ущелье. Под 45-местным фуникулером Hochalmbahn можно оторваться off-piste. Узкие траверсы неплохо бы по всей длине огородить сеткой или перилами: заглядевшись на окружающие красоты, можно нырнуть в пропасть. На перешейке - хорошее место для пикника, но все скамейки обычно заняты….
Влево от Kreuzeck уходят несколько дорожек, приводящих к самым классным трассам Classic. Спуск Kandahar само название обязывает быть крутым, северным, "черным"; особенно сложен его верхний отрезок. Ежегодно тут проводятся этапы горнолыжного Кубка мира, скоростной спуск и супер-гигант. Длина трассы 3690 м, перепад высот 940 м - пройдя ее без остановки, даже не на время, а в свое удовольствие, самый подготовленный лыжник чувствует приятную боль в коленях… Чуть дальше находится четырехкилометровая "красная" Olympia, она попроще, а нижняя часть так и совсем пологая.
На Hausberg можно приехать на лыжах с Kreuzeck - или подняться снизу, воспользовавшись 70-местным фуникулером. Широкий, оборудованный снежными пушками учебный склон под 6-кресельной канаткой; хорошее место для après-ski - несколько баров, ресторан в Garmicher Haus. Для прилично катающихся есть недурная, извилистая в верхней части "черная" трасса Hornabfahrt (2500 м, перепад высот 600 м), на ней не так многолюдно, как на Kandahar. А с просторной "красной" Kochelberg открывается приятный вид на долину - жаль, чаще приходится смотреть под ноги: со снегом тут бывают проблемы.
Расстояние в 19 км от Гармиша до плато Zugspitze поезд преодолевает за 1 час 13 минут. Чем заняться в дороге? Глазеть по сторонам, болтать с попутчиками, откупорить фляжечку шнапса… Или поспать. Хотя нет, в Грайнау предстоит пересадка на другой поезд, который идет вверх на зубчатой передаче. Можно сойти в Эйбзее и на стареньком (он был открыт в 1962 году) 45-местном фуникулере подняться сразу на вершину. Если вы хотите исследовать трассы Zugspitz-Arena, так и надо сделать. В Австрию вас спустит новый 100-местный вагон фуникулера, дальше - автобус (10-30 минут) до Эрвальда, Лермооса или Бихльбаха, из которого уже на лыжах можно перебраться в Берванг, лежащий на высоте 1340 м. У всех этих тирольских курортов небольшие, по 25-40 км трасс, симпатичные районы катания с живописными лесными спусками.
Выше Эйбзее по ходу поезда на Zugspitze только одна промежуточная станция Riffelriss на отметке 1820 м. Отсюда вниз ведет несложная пятикилометровая трасса; когда ее по каким-то причинам закрывают, поезд тут попросту не останавливается. За Riffelriss начинается туннель длиной 4,8 км, наружу бело-голубой состав уже не покажется.
Плато Zugspitze представляет собой просторный солнечный котлован, окруженный скальными цепями. В нем проложены с десяток трасс, имеющих преимущественно восточную ориентацию. Все они довольно спокойные, лишь изредка встречаются короткие крутые перепады. Самый сложный спуск стартует сразу от станции Sonn-Alpin (2600) и идет вдоль 6-кресельной канатки. Zugspitze Gletscher залегает не одной массивной глыбой льда, а небольшими островками, между которыми тут и там проступают каменные плеши. Никаких трещин, можно уходить далеко в сторону от размеченных трасс, если не боитесь ободрать скользячку.
Хотя отдельные господа поднимались сюда с лыжами и раньше, по большому счету горнолыжное освоение Zugspitze началось лишь после войны: первый буксировочный подъемник на плато был построен в 1949 году. Сегодня, кроме 6-креселки, установленной несколько лет назад, тут работают восемь бугелей, верхние из которых вытягивают на высоту 2720 м. Там для сноубордистов имеется фан-парк с 140-метровой халф-пайп, а в мае, после официального завершения зимнего сезона, открывается популярный летний лагерь GAP 1328.
Со станции Sonn-Alpin на вершину Zugspitze можно подняться на 90-местном фуникулере - но только для того, чтобы насладиться панорамой. Трасс оттуда нет, даже не мечтайте, а вид действительно замечательный. И немного грустный. Здесь, увы, кончаются милые нашему сердцу Альпы, и начинается унылая германская равнина.
Полные описания германских курортов (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.
Автор: Ю. Бугельский