Хочу рассказать о том, как провел не самый удачный отпуск на склонах германских Альп в Гармише–Партенкирхене. Сразу хочу отметить, что неудачным он был только в плане катания, хотя собственно за этим я туда и ехал.
Желание посетить Германию возникло у меня много лет назад. Когда-то одна знакомая подарила мне пазлы (складывающаяся из 1000 мелких деталей картина). На этой картине был изображен прекрасный замок на фоне гор и озера окруженного горами. Впоследствии он стал попадаться мне на календарях и рекламных проспектах. Даже Дисней изобразил его на эмблеме своей компании. А позже я узнал, что это замок короля Баварии Людвига 2, и называется он Ношванштайн. Думаю, что историю про романтического короля, признанного сумасшедшим из-за строительства этого замка, покровителя Вагнера, слышали многие. Мне же очень хотелось посетить эту достопримечательность лично.
Я стал собирать путеводители, рассказы и отзывы посетивших Германию. Стал планировать свой маршрут. На фото рассматривал достопримечательности, которые хотел бы посетить, наносил метки на карту. На карте появлялась нитка дорог, на которую, как бусинки, нанизывались города. Началом вояжа был намечен Франфуркт-на-Майне. А точнее, городок Рюссельхайм недалеко от него. В этом городке живут мои знакомые, которые могли бы прислать приглашение и приютить на несколько дней. Этот городок - хорошее стартовое место для посещения большого замкового пути, проходящего по долине реки Рейн и идущего в сторону Бонна и Кельна. Из Кельна планировал спуститься в Трир через Страстбург в Баден-Баден. Планировал заехать в парк развлечений, кажется, в Санкт-Георгиен. Спуститься к знаменитому Боденскому озеру. Посетить города Зинген, Констанс, Мерсбур. Посмотреть музей дирижаблей в Линдау. Осмотреть Австрийский Брегенц. А вот оттуда двинуться в Фюссен с теми самыми замками - Ношванштайном и Хошвангау. Далее следовали дворец Линдерхоф, городки Обераммергау с магазинчиками, в которых продают вырезанные из дерева фигурками святых, ремеслинников, музыкантов, охотников. После Оберраммергау - Етталь с его бенедиктинским монастырем, в котором делают известные на весь мир ликеры и варят пиво. А через 40 километров находятся два городка – Гармиш и Партенкирхен, где расположен стадион, на котором в 1936 году Гитлер проводил зимние Олимпийские игры. От Гармиша до столицы Бварии – Мюнхена полтора часа езды.
Мне никогда не доводилось бывать в Альпах. Все как-то денег не хватало. Ездил на Чегет, Домбай, в Кировск, Болгарию, Словакию, Андорру. А вот Франция, Италия, Австрия оставались мечтой. А тут я получил диплом вечернего отделения медицинского института. Это мое второе образование. И до 1 марта (начала интернатуры) у меня был заслуженный отпуск. Жена после многолетнего перерыва опять встала на сноуборд. В общем, решил сделать себе подарок. А заодно показать жене «настоящие» горы.
Видимо, давнее желание посетить Германию несколько затуманило мне мозги. Не насторожило даже то, что крайне мало туристических агентств предлагают горнолыжную Германию. Андорру почти каждая! Не может же прославленный курорт, где тренируется немецкая сборная, быть хуже Андорры, ведь это те же Альпы, что и в Инсбруке!
В рекламных проспектах воспевалась красота и домашний уют Баварии. Ухоженность трасс и гостеприимство частных отелей. Хотя, если взять любую статью о Гармише, то в ней с особым пиететом описывают именно красоты южной Баварии. А о склонах и подъемниках говорится очень скупо. Например, в тематическом выпуске журнала для профессионалов Турбизнес №15 за ноябрь 2006 года, в котором описаны практически все горнолыжные курорты мира, о Гармише сказано следующее (дословно): «Горнолыжные трассы общей протяженностью около 120 километров проложены на высотах от 700 до 2830 м. В наиболее популярных зонах катания Цугшпитце и Гармиш–Классик – 30 трасс: 7 «синих» (11 км), 19 «красных» (51 км), 4 «черных» (10 км).» 7 синих, 4 черных, 19 красных = 30 трасс. Рядом с олимпийским стадионом 2 трассы для сборников. Значит, 28 трасс остается. 11км+51км+10км=72км, а никак не 120, если внимательно сложить их же данные!
Не насторожило отсутствие отзывов о катании в Германии! Нашел всего один полноценный отзыв. И то после прочтения закрыл сайт и позже не смог его найти. Отзыв, как я сейчас понимаю, был объективный со всех сторон. В нем говорилось о долгих и пологих выкатах, на которых лыжник толкается палками, а бордеру приходится отстегивать крепление, а то и два, и идти пешком. Об узких и протяженных участках некоторых трасс, проходящих над пропастью и ничем не огороженных. О крутых отрезках в середине каждой трассы, о недостаточности этих трасс и т.д. Мой нынешний отчет будет повторять его по всем основным моментам.
Но обо всем по порядку!
Мне предстояло найти и забронировать отель. Оформить страховку. Получить визу и купить билеты Требования к гостинице у нас были не очень высокие (какая разница, где ночевать!) Ведь склоны одинаковы как для постояльцев отелей 5-и звезд, так и для постояльцев кемпингов. Горячего желания, да и времени отстаивать очередь в посольстве для того, чтобы сдать документы и получить визу, не было.
В журналах о туризме и Интернете отыскал полтора десятка фирм, которые специализировались на работе с Германией. Методично обзвонив большинство и проведя маркетинг услуг, я остановился на одном.
Как правило, день приезда и отъездам - дни потерянные и вычитаются из отпуска. Вероятные дни непогоды также могут сократить дни катания. То, что перед этим я пропустил сезон, а так же желание как следует накататься по необъятным альпийским склонам, подвигло меня искать тур на 2 недели. Причем решил найти билеты на такой рейс, который позволял не терять дни приезда и отъезда.
Такие рейсы нашел у Люфтганзы. Самолет прибывал в аэропорт Мюнхена в 7 утра, а в день отлета рейс вылетал в 21.15. Так что можно было полноценно провести эти дни в музеях, кафе и магазинах Баварской столицы.
Билеты "Люфтганзы" с фиксированной датой Москва-Мюнхен-Москва на двоих обошлись в 19.800 рублей. Размещение в отеле на базе завтрака в двухместном номере отеля 3 звезды (на двоих) - 850 евро на 15 дней 14 ночей. Для получения визы в посольство идти не следовало! Страховка на человека 2 евро в день - 60 на двоих оформлялась прямо в турагентстве. Я был счастлив!
В Андорре я оба раза жил в Андорре-ла-Велье. В гостиницах "Тиволи" и "Касанья". Каждая рядом с огромным универсамом. Где можно было покупать недорогое вино, пиво, отличные сыры и фрукты, чтоб брать с собой на гору. До подъемника возил комфортабельный скибас. Фирма, которая организовывала туры, выдавала карточки, по которым можно было передвигаться на этих автобусах бесплатно. До горы добирались от 20 до 40 минут, в зависимости от того, какую долину вы на сегодня выбрали и от снегопада, если таковой наблюдается.
В Болгарии до подъемника шли 1 км. Или за 1 доллар на машине. Так что расстояние в 1 км не пугало. Поэтому, когда мне предложили отель в километре от горы, я вовсе не расстроился. Прекрасный отель «Грачек», находящийся на горе. Всего в километре от Олимпийского стадиона. И к нему ведет двухместный фуникулер, проходящий над живописным ущельем. Просторная комната с балконом и телевизором. Красотища!
В Интернете, на сайтах, искал знакомства с русскоговорящими молодыми людьми, которым бы было не сложно уделить нам некоторое время и помочь сориентироваться на немецкой земле.
Из тех, кто откликнулся на просьбу о помощи, был Олег. Молодой человек, перспективный программист 30 лет, из Мюнхена, которого немецкие коллеги переманили для работы в свою фирму. Олег очень подробно объяснил нам, какие билеты брать, на какой поезд садиться, чтоб добраться до центрального вокзала, на котором он нас встретит и проведет экскурсию по городу.
После выхода из самолета все спокойно шли к пограничному контролю, получили багаж и вышли, следуя очень информативным указателям к поездам или стоянкам машин. Такси или прокату.
Нам следовало сесть на поезд U-банн. Номер 1 или 8, они идут в центр Мюнхена, хотя и уходят с перрона в разные стороны. U–банн - это пригородный поезд. S-банн - это метро. В городе пригородные поезда уходят под землю и идут по тем же путям, что и метро. Только все это движется по строгому немецкому расписанию. Очень практично и удобно. Номер поезда обозначает номер маршрута.
В Германии существует огромное количество всевозможных билетов для одного человека, двоих, пятерых, на человека с ребенком или велосипедом. Как индивидуальных, так и групповых. Самым распространенным из них является баварский билет. Я его называл Бауэр тикет, вместо Байер тикет. Байер- Бавария. А Бауэр – крестьянин. (И получалось, что я спрашивал про крестьянский билет!) Он действует в будни с 9 утра до 12 ночи. А в выходной с 6 утра до 3 ночи. По нему могут перемещаться 5 человек. Если вы забудете написать на нем свои данные, контроллер протянет вам ручку, чтоб вы написали на билете свою фамилию. Пишут одну из пяти.
Баварский билет стоит 27 евро в автомате и 29 в кассе. Находите кнопку на автомате с надписью Б.Т (На немецком не помню, как пишется, но поймете!) и нажимаете кнопку напротив этой надписи. На экране высвечивается 3 варианта. Нажимаете один из трех вариантов с надписью Б.Т., потом высвечиваются условия действия билета, объясняющие время действия и количество человек (цифой), которые могут перемещаться по нему. Даже при полном отсутствии знаний языка интуитивно все поймете, только не суетитесь и вдумывайтесь в цифры. Вводите число, на которое вам нужен билет. Автомат пишет стоимость билета. Вводите купюры или монеты - получаете сдачу и билет.
Мы прибыли на перрон в 8 утра. Ждать час до девяти (до начала действия Баварского билета) не имело смысла. Так как с автоматами мы дела доселе не имели, пришлось в кассе объяснить, что нам до вокзала два билета. Центральный вокзал называется Hauptbanhof. И за 18 евро получили один билет на двоих. К слову сказать, кассы там без окошек, просто сидит операционист за стойкой. В кассе можно купить любой билет, но он будет на 10-15 % дороже, за ручной труд. Отчерченная желтая линия перед стойкой обозначает границу, за которую следующий клиент заходить не должен, помните об этом! ПОМНИТЕ так же, что обязательно нужно этот билет прокомпостировать на перроне, иначе он не действителен. К стойкам на перронах прикреплен ящичек с прорезью. Всунул-вынул и пошел.
Ехать до вокзала 40 минут. Станция не конечная. Следите за электронным табло, на нем все отображают и еще и объявляют.
Олег оказался очень воспитанным и интересным человеком! Вместо камеры хранения мы оставили вещи у него и двинулись осматривать город.
После этого мы не спеша пошли в музей естествознания. Музей не менее известный, чем Хофбрайхауз. Называется он просто – Немецкий музей. Под его крышей собраны тысячи подлинных действующих экспонатов разных эпох. Подавляющее большинство настоящих. Например, рыбацкая шхуна, морской буксир, небольшая подводная лодка, множество самолетов. Все это из разных эпох. Паровозы, вагоны, станки, двигатели и прочие техническое достижения. Причем это все в разрезе и можно потрогать!!! Колоссальный макет железной дороги. Раз в два часа его в действии демонстрируют публике. Залы музея посвящены строительству мостов, туннелей, плотин. Нажал кнопку и рабочий макет показывает принцип действия того или иного устройства. В зале физики вы становитесь участником физического опыта. Это надо видеть! Советую посвятить осмотру не меньше полудня! Он того стоит!
Стоит посетить и Королевскую резиденцию. Она колоссальных размера, и на неё тоже стоит отвести пол дня. Мы ее посетили в день отъезда (помните, я планировал отлет на вечер, чтоб не пропали дни!) В резиденции в одном крыле королевские покои, а в другом сокровища Баварских кюрфюстов. Не многим слабее нашего алмазного фонда, только вход свободный и охраны не видно. Посмотрите конную статуэтку святого Георгия! Она сделана из золота и драгоценных камней. Обязательно осмотрите залы Нибелунгов, Грот, театр Кювилье (все это внутри резиденции!)!
Те кто любит охоту, красивые ружья и интересуется фауной - для Вас музей охоты на центральной улице Мариенплатц. Он расположен в здании церкви св. Михаила. А перед входом бронзовая фигура кабана с блестящим отполированным носом. Его нужно потереть и загадать желание. Для любителей изобразительного искусства - новая и старая пинакотеки. Все прекрасно и главное, все недалеко друг от друга.
После Немецкого музея естествознаний, проголодавшись, мы зашли в кафе попили кофе с круасаном и поехали в музей БМВ. Там экспозиция состоит из машин с самого начала их выпуска. Но он был закрыт на ремонт. Само здание центра БМВ в виде четырех цилиндров я видел на многих фотографиях, оно очень известное. Несмотря на то, что оно принадлежит к эпохе 80-х годов, все равно очень впечатляет. Рядом отстроено новое современное здание. В отделе продаж которого выставлены самые последние современные экземпляры легковых ВМW.
В нескольких сотнях метров от центра БМW начинается парк с множеством спортивных сооружений. В центре огромный водоем, в котором плавают утки и лебеди.
Погода была немного ветреной, но прогулка того стоила. С высоты холма, что находится в центре парка, открывается прекрасный вид на Мюнхен и его окрестности.
После прогулки по парку зашли перекусить в отличный итальянский ресторанчик. Съели пасту, пиццу и выпили нефильтрованного пива и пива, разбавленного наполовину сладкой газировкой типа «Буратино» или «Спрайта». Очень приятный вкус. А самое интересное, что это разбавленное пиво называют «Русским». Олег просил не называть адреса ресторана, а то туристов будет больше. Для себя же я решил сфотографировать табличку с названием улицы и номером дома. Впоследствии мне объяснили, что эта вывеска обозначает место проезда или парковки пожарного автомобиля. Упс...
Отужинав, заехали за вещами к Олегу и двинулись на вокзал. Расписание подземки точно сообщает о времени прибытия поезда. Номер поезда на лобовой панели поезда обозначает его маршрут, который отображен на любой карте. Они следуют с пяти или десяти минутным интервалом. Вокзал центральный называется Hauptbanhof.
Поезда до Гармиша отходят каждый час, начиная с самого утра. Например, 10.32; 11.32;12.32 и т.д., в нашем случае 20.32. В любом расписании и Интернете все указано. Ехать час двадцать. Остановки объявляют и пишут на электронном табло. Олег нам взял билет от какой-то зоны, сказав, что на ней заканчивается действие нашего билета, что мы брали утром. А Вы, если боитесь запутаться, можете взять простой до Гармиша. Он не многим дороже. Когда Олег в автомате покупал билет, в лоток выпал сначала какой-то купон, а потом сдача, а только потом билет. И если бы Олег не разобрался, мы бы ушли с этим купоном, не дождавшись билета. Потом у нас ни разу подобного не случалось.
Отступление! Если Вы прибываете в Гариш до 17 часов, пройдите по перрону к первому вагону поезда. Там касса и пути, огороженные железным забором. Возьмите бесплатно расписание поезда и ски автобуса, который идет до озера Ибзее. Он отправляется каждое утро по расписанию, с правой стороны от выхода из подземного туннеля под вокзалом. Этот автобус - специальный скибас.
[page]По приезду в Гармиш взяли такси у вокзала и за 12 евро доехали до отеля. Ехали долго. Водитель шутил, что этот отель для молодоженов, оттуда не сбежать и кроме секса там делать нечего. Нас это насторожило.
Прибыли к маленькой станции канатной дороги. Нас сажают в двухместный вагончик фуникулера и отправляют наверх. Темно, но чувствуем по огонькам внизу, что высота приличная.
Первое впечатление от отеля оказалось весьма приятным, да и в последующем он нас не разочаровал. В отзывах о Гармише отель «Грачек» упоминается. О нем вспоминают и в отзывах о летнем отдыхе, как о некой достопримечательности. Хотя подъем на канатке до отеля и обратно стоит 3 евро, посетить его стоит. Ресторан, находящийся в нем, считается одним из лучших. Тем более, что там работают чех и поляк, хорошо говорящие по-русски. Есть и приятный дворик, оборудованный барбекю и лавочками.
В подвальном (цокольном) помещении имеется спа комплекс с разнообразными банями. Русская в самом низу. Только желательно в нее попадать, когда кто-то уже там был, и она разогрета. Если вы идете на час или два, много времени уходит на прогрев. Немцы парятся голышом и ни на кого внимания не обращают. И Вы не обращайте. Там есть джакузи (включаешь, наполняется вода, 20 минут бурлит, после вода уходит) и несколько саун различных видов. Мне особенно понравилась сауна-парная, внутри скамейки с обогреваемой керамической плиткой. Потолок с множеством отверстий-звездочек, в которые вставлены светодиоды, напоминает ночное небо. Свет в парную проникает через стеклянную дверь и от светодиодов, которые медленно переливаются различными цветами. Повсюду звучит медленная приятная музыка. Полная релаксация. Удовольствие - 12 евро, но оно того стоит. Центр открывается в 16-00. Мы были первыми и единственными, примерно с 19 до 21-00.
Ну, я отвлекся! Вспомнил, замечтался! Итак.
На рецепшене отеля оформились (паспорта не отдавали, их даже не посмотрели), получили талоны на проезд до горы в скибасе. Это обычный городской автобус (но нам по талону проезд бесплатный), По этому билету можно еще посетить городской бассейн.
Проспали ночь в очень хорошем и просторном номере с балконом. Утром завтрак - шведский стол. Мясного вдоволь, сыры, йогурты, фрукты. У нас, по опыту предыдущих поездок, выработалась привычка запасаться. Может, кто-то скажет, что это дурной тон, но… В общем делали бутерброды с ветчиной и сыром. Брали джемы, масло и йогурты в маленьких пластиках. На хоооороший перекус на горе хватало.
После завтрака и долгих первых сборов оборудования сели на канатку и поехали вниз. Я не сразу понял, как механик внизу видит, что мы сели в вагончик. Ответ оказался прост! У канатчика внизу видеокамера. Выбрались из вагончика и потопали до ОлимпикСки (стадион Олимпийский) примерно километр. Нашли остановку - палка со знаком и расписанием - и стали ждать скибас.
Из-за плохого знания языка я почему-то усвоил, что автобус красный и зря! На остановке мы ждали автобус СПЕЦИАЛЬНЫЙ и пропустили свой! Он оказался обычный рейсовый городской ЗЕЛЕНЫЙ. До следующего минут сорок. Но добрый немец нас подвез до вокзала НА МИКРОАВТОБУСЕ, и мы узнали, что там находится остановка маленького поезда вдоль горы, а возле горнолыжных трасс остановки. Посадка на него по ски-паcсам, которые можно купить тут же в кассе. Турникет для посадки на поезд является началом зоны катания.
Возьмите расписание (бесплатно), в кассе на вагончиках, у водителя автобуса и подгадывайте графики. Вы можете приехать после катания на вокзал в вагончике, отоварится в супермаркете и поехать дальше на автобусе. Только надеюсь, вы найдете отель ближе к центру города, до которого ехать не так долго. А не на задворках, как мы.
Я уже писал, что всю жизнь мечтал увидеть стадион, где проходила зимняя Олимпиада 1936 года. Увидел! Он находился на предпоследней остановке маршрута автобуса, от которой нам до отеля еще пешком приходилось шагать километр. А каждое утром мы проходили через него к остановке автобуса. Вечером же, после катания, садились на лавочку автобусной остановки, пили пиво с колбасками и набирались сил перед дорогой к отелю.
Вообще стадион стоит того, чтоб его увидеть. Совершенно небольшой (как самый обычный стадион в любом провинциальном городке). Он весь сделан из серого камня и выглядит величественно. Окна комментаторских кабин и огромные стелы арийцев по краям обоих входных ворот. Так и кажется, что войдя на стадион, ты увидишь людей одетых по моде сороковых. Особенно представляются мужчины в темных пальто и обязательно в шляпах.
Как потом выяснилось, от стадиона до горы расстояние тоже километр, а автобус идет через весь город по кругу СОРОК МИНУТ!
Автор: Дмитрий Че
Даты поездки: 1-15 февраля 2008