В продолжение статьи по уклонам, наклонам и классификации трасс обзор основных характеристик самых крутых (по среднему уклону) подготовленных горнолыжных трасс мира и их зависимости от разных факторов.
Знаменитая трасса Харакири
Наверняка каждый из опытных горнолыжников хотя бы раз задумывался о том, где из тех мест, в которых он побывал, были самые крутые горнолыжные трассы. К сожалению, объективно оценить это достаточно сложно и всё сваливается к оценке субъективных ощущений.
Но всё же небольшую долю объективности в сравнение трасс различных горнолыжных курортов можно внести, и т.к. в комментариях к моему авторскому обзору российских горнолыжных курортов я столкнулся с оживлённым обсуждением данной темы, то решил посветить время поиску статистики, освежить свои знания о процессах горообразования и поразмышлять над тем, где горнолыжные склоны будут самыми крутыми.
Знаменитый чегетский неподготовленный Доллар. К слову средний угол наклона верхнего участка Grande на самом крайнем Севере 35 градусов (максимальный 50-60)!
От чего зависит крутизна склона обычной горы? В первую очередь от возраста и орогенеза (горообразования) горной системы. Горы помладше (в основном складчатые) растут как на дрожжах, а из-за этого они, как правило, более стройные и крутые в сравнении с размякшими, раскинувшимися на огромных площадях горами-старушками (глыбовые и складчато-глыбовые горы).
Поэтому вершины в высокогорьях имеют, как правило, большие уклоны, чем в низкогорьях и среднегорьях. При этом, нужно отметить, что в складчатых областях из-за процесса орогенеза склоны противоположной экспозиции имеют разную крутизну (пример: Урал, где западный склон положе восточного).
Ещё немало важную роль играет и сам процесс орогенеза. К примеру, эрозионные (есть территория с нерушимым центром и разрушающейся периферией, как всё в России в целом) горные системы за счёт разрушения склонов имеют чаще всего плоскую вершину и очень крутые, скалистые склоны.
Вулканические (что-то изверглось и создало самострой) бывают куполообразной или конусовидной формы. В обоих случаях основная часть склона будет средней или высокой крутизны, предгорья будут пологие, а пик либо пологий, либо острый.
Так что, как нетрудно заметить, факторов, от которых зависит крутизна склона обычной горы, достаточно много.
А от чего зависит крутизна горнолыжного склона? В основном от возможностей и желания организаторов курорта и от того, что позволяет природа.
В том, что позволяет природа, мы уже разобрались, а что по поводу возможностей подготовки крутых горнолыжных трасс? Там, где позволяют горы и где возможно проложить общедоступную трассу, главными действующими лицами становятся ратраки.
Современный ратрак при использовании лебедки может подниматься по склону с углом наклона до 45 градусов (человек без специального снаряжения ни в какой позиции подняться по такому склону не может). Это достаточно сложный и опасный процесс (несовершенства механики никто не отменял). Но в таком случае ратраки могут готовить трассы с очень высоким углом наклона.
В итоге для создания самых крутых подготовленных горнолыжных трасс нам нужны склоны, где угол наклона будет крайне редко превышать 30 градусов (угол наклона, при котором снег чаще всего начинает скатываться по склону) и совсем не превышать 45 градусов (иначе ратрак не сможет вскарабкаться). Ну, а если смотреть с практической точки зрения, средняя крутизна на длинном (более 1 км) склоне с достаточно стабильным уклоном (идеально ровным он будет только в идеальной природе) не будет превышать 20-25 градусов.
Добавим ко всему этому спрос на подобные трассы, который в США выше, чем в других регионах мира, и получим следующую картину самых крутых (по среднему уклону) длинных (более 1 км) подготовленных трасс России и мира:
Название глк | Название трассы | Описание трассы | Протяжённость трассы, м | Перепад высот, м | Уклон в % | Угол наклона в граду сах |
Шерегеш | 5 Лоб | Сверху и снизу недлинный пологий участок, в самом крутом месте угол наклона до 25-30 градусов | 2000 | 600 | 31,4 | 17,5 |
Гора Соболиная | 5 Западный гребень | Сочетание крутых участков с пологими | 1540 | 400 | 26,9 | 15,1 |
Бобровый Лог | 5 | Трассы с коротким пологим участком | 1200 | 319 | 27,6 | 15,4 |
Гладенькая | Северная | Длинный протяжённый спуск с разным уклоном | 3500 | 830 | 24,4 | 13,7 |
Горный воздух | Трасса ски-кросса | Ступенчатый спуск с крутыми и пологими участками | 1250 | 350 | 29,2 | 16,3 |
Аджигардак | 3 | Верхняя часть трассы имеет угол наклона свыше 25 градусов, но внизу длинный пологий участок | 1100 | 254 | 23,7 | 13,4 |
Абзаково | 4 | Сверху и снизу недлинный пологий участок, в самом крутом месте угол наклона до 25-30 градусов | 1260 | 295 | 24,1 | 13,5 |
Губаха | 8 Обратка Чегета | Сверху и снизу недлинный пологий участок | 1100 | 310 | 29,4 | 16,4 |
Большой Вудъявр | 15+16 | Трасса с равномерным уклоном (самый крутой участок внизу) | 1580 | 470 | 31,2 | 17,3 |
Кукисвумчорр | 3.1+1.1 | Трасса с равномерным уклоном (самый пологий участок внизу) | 1322 | 500 | 40,9 | 22,2 |
Эльбрус | Кругозор-Азау | Сочетание крутых участков с несколькими пологими траверсами | 2500 | 650 | 26,9 | 15,1 |
Газпром | Альпика 4 | Верхняя часть Альпики, почти стабильный уклон | 1173 | 400 | 36,3 | 19,9 |
Роза Хутор | Мужской Олимпийский спуск | Ступенчатый спуск с крутыми (до 30-35 градусов) и пологими участками | 3116 | 965 | 32,6 | 18,0 |
Архыз | 4 | Красная трасса на Лунке, которая в отличие от чёрного соседа имеет более-менее стабильный уклон | 1710 | 485 | 29,6 | 16,5 |
В своём анализе я остановился на сравнении самых крутых трасс с протяжённостью более 1000 метров среди двух сотен крупнейших горнолыжных курортов мира (с акцентом на Россию), т.к. данные по коротким трассам/участкам трасс не везде присутствуют. К тому же длинная крутая трасса будет намного более чёрной, нежели короткая крутая.
Для каждой страны были выбраны по 1-2 курорта с одной самой крутой подготовленной трассой (для США и Канады взял несколько неподготовленных трасс по причине отсутствия длинных крутых стабильно подготовленных трасс в данных государствах), пологие или короткие трассы не попали в расчёт. Вычисления уклона можно посмотреть тут.
Ступенчатая чёрная трасса в Архызе со средним углом наклона в 15 градусов (максимальным - свыше 30 градусов; 2/3 трассы пологий спад)
При исследовании использованы были данные, представленные на официальных сайтах курортов. Но, принимая во внимание стремление горнолыжек накрутить себе километры протяжённости, я обратился к американскому сайту https://jollyturns.com/ (смотреть данные на сайте нужно в американской, империал, системе измерения), чтобы скорректировать имеющиеся и найти недостающие данные для анализа. Конечно, измерение длин и высот в горных районах мира имеет определённые неточности, но в данном случае эти неточности применимы ко всем выбранным трассам.
Государство | Название глк | Название трассы | Протяжённость трассы, м | Перепад высот, м | Уклон в % | Угол наклона в граду сах |
Швейцария
Италия |
Zermatt |
Obere National |
1420 |
490 |
36,8 |
20,2 |
Madonna di Campiglio and Pinzolo | Tulot Audi Quattro | 2600 | 900 | 36,9 | 20,3 | |
Австрия | Mayrhofen | Harakiri | 1000 | 363 | 39,0 | 21,3 |
Франция | Chamonix | Pylones | 3380 | 1240 | 39,4 | 21,5 |
Les Deux Alpes | Diable | 1250 | 555 | 41,6 | 20,2 | |
Норвегия | Kvitfjell | Nasjonalanleggsløyp | 1360 | 360 | 27,4 | 15,3 |
Китай | Beidahu | E5 | 1470 | 520 | 37,8 | 20,7 |
Киргизия | Каракол | 10 | 1600 | 476 | 31,2 | 17,3 |
Казахстан | Шимбулак | Гребень | 1050 | 380 | 38,8 | 21,2 |
Турция | Erciyes | 14 Ottaman | 2660 | 670 | 26,0 | 14,6 |
Япония | Hakusan | Excite Course | 1100 | 385 | 37,4 | 20,5 |
Muikamachi Hakkaisan | Downhill Course | 2080 | 690 | 35,2 | 19,4 | |
Канада | Revelstoke |
Pitch Black (нератраченная) |
3650 | 1400 | 41,5 | 22,6 |
Whistler Blackcomb | Grande Finale (нератраченная) | 1600 | 595 | 40,1 | 21,8 | |
США |
Smugglers' Notch |
Upper Liftline (нератраченная) | 1260 | 450 | 38,2 | 20,9 |
Aspen |
Bearclaw (нератраченная) |
1790 | 540 | 31,6 | 17,6 | |
Чили | Valle-nevado | Shake | 1100 | 345 | 33,0 | 18,3 |
Аргентина | Las Leñas | Jupiter I | 2630 | 760 | 30,2 | 16,8 |
Cerro Castor | Halcon Peregrino | 2620 | 730 | 29,0 | 16,2 | |
На основе полученных данных достаточно сложно делать какие-то определённые выводы, т.к. уклон на трассе зачастую неравномерный. На Урале, например, есть местами длинные пологие участки, с уклоном в пару градусов, которые нивелируют значения уклона самого крутого участка.
Grande Finale Whistler Blackcomb
Но в России по-настоящему длинные и одновременно крутые трассы с достаточно стабильным уклоном есть только на Кавказе и с определённой поправкой на длину трассы – в Хибинах (ещё можно выделить парочку не самых крутых трасс в Шерегеше). Так, знаменитые Мужской Олимпийский спуск, трассы Альпики и Кукисвумчорра помимо достаточно высокой средней крутизны имеют и очень высокую протяжённость (все более 1,3 км, если брать Альпику в целом).
Наиболее пологая верхняя часть спуска с вершины Кукисвумчорра, который имеет довольно стабильный уклон со средним значением более 22 градусов (максимальный уклон более 30 градусов). Самая крутая по средней крутизне подготовленная трасса в России среди трасс длинной свыше 1 км.
В Европе не менее знаменитые подготовленные трассы Харакири, Диабло и Пилонес на пару с канадскими коллегами имеют так же довольно крутые и длинные участки. А вот самые крутые американские андские “знаменитости” высоким градусом на протяжённых участках похвастать не могут (за редким исключением), как и трассы в Скандинавских горах.
Pylones Chamonix
Но определить, какие горные системы “самые чёрные” для катания, однозначно точно нельзя. Можно лишь каждому сделать свои определённые выводы на основе данных и личного опыта.
Интересно бы было послушать ваши соображения на этот счёт, замечания и пожелания по усовершенствованию данного материала.
Было бы интересно почитать анализ о том какое отношение длины крутых участков к общей длине трассы. А то скажем имеется участок 50м 30гр и остальное 10гр, получается средняя температура по больнице не такая уж и высокая.