0

Гемоглобиновые бомбы

official_skiru Лента автора 26 Февраля 2007 (01:29) Просмотров: 89 0
В пятницу дуэт Василий Рочев - Николай Морилов выиграл для России первые медали чемпионата мира-2007 - серебряные в командном спринте коньковым ходом, уступив лишь по данным фотофиниша итальянцам Ренато Пасини и Кристиану Дзордзи. А в субботу только падение за 2 км до финиша помешало Александру Легкову завоевать награду в дуатлоне.

Краткое чемпионство Морилова

Всего несколько секунд пробыл чемпионом мира 20-летний пермяк Николай Морилов. Те самые мгновения, которые потребовались бесстрастной технике, чтобы доказать несовершенство человеческого глаза по сравнению с объективом фотокамеры и совершить рокировку в турнирной таблице после финала командного спринта. Как же нам хотелось вопреки советам Козьмы Пруткова верить глазам своим, увидевшим, как первым финишную черту пересекает ботинок Василия Рочева! Организаторы же гонки больше доверились японским цифровым технологиям.

Впрочем, и такие стремительные метаморфозы драгметаллов, не снившиеся даже средневековым алхимикам, не расстроили юного гонщика, которому через несколько недель стартовать еще на одном чемпионате мира - молодежном. Морилов все равно был счастлив, потому что за несколько часов до начала эстафеты он даже не значился в стартовом протоколе гонки.

В пару к "классику" Рочеву, потерявшему накануне чемпионский титул в спринте, но показавшему лучший среди россиян результат в этой дисциплине, тренеры определили специалиста в коньковом ходе Николая Панкратова, так как командная гонка проходила этим стилем. Однако после обеда в пятницу специалисты Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) скорректировали планы нашего тренерского штаба. Замеры уровня гемоглобина у Панкратова неожиданно превысили всего на 0,1 единицы допустимые показатели. Как результат - отстранение от чемпионата мира на 5 дней. А это значило, что Николай оставался вне игры и в субботнем дуатлоне. Так в стартовом протоколе появилась фамилия дебютанта сборной Морилова. А Панкратов испытал туринское дежавю: на Олимпиаде он по той же причине был вынужден пропустить первые старты. Правда, если при повторном анализе 27 февраля показатели гемоглобина у Николая войдут в норму, он имеет шанс выступить на "коньковой" 15-километровой дистанции. А пока же он дал возможность блеснуть своему тезке Морилову, которой тот не преминул воспользоваться.

- Я ехал в Саппоро, зная, что точно выступлю в индивидуальном спринте, в командном же был запасным, - рассказал после полуфинала эстафеты Морилов.

- Почему вы, а не Михаил Девятьяров?

- Тренеры считают, что я более ярко выраженный "конькист", чем Миша. Наверное, им виднее.

- Сильно удивились, когда пришлось переквалифицироваться в основного участника?

- Времени не было на удивления. Когда главный тренер Юрий Бородавко сообщил мне эту новость, я тут же принялся готовить лыжи, снаряжение.

- А коленки не затряслись? Все-таки это ваш первый взрослый чемпионат мира, вы заменили более опытного товарища, соперники же все как на подбор - чемпионы мира и Олимпийских игр.

- Нет. У меня вообще очень крепкая нервная система.

Роковые падения викингов

Именно это качество в спринте порой играет огромную роль. Ведь на такой сверхкороткой дистанции малейшая ошибка приводит к непоправимым последствиям. Первыми коварство трассы на "Саппоро Доум" испытали на себе олимпийские чемпионы шведы, которым выпало бежать полуфинальный забег в группе с россиянами и действующими чемпионами мира норвежцами. Таковы причуды жребия, сведшего в первом же старте главных претендентов на награды. Из остальных семи дуэтов, участвовавших в этом полуфинале, вряд ли кто-то мог помешать нашим парням попасть в пятерку лучших и выйти в финал. Ну не греки же с австралийцами...

После первого этапа Морилов передал эстафету Рочеву восьмым, отставая от лидера, канадца Дэвона Кершоу, на три секунды. Василий же вперед не рвался, понимая, что в дебюте стоит поберечь силы и начать выкладываться ближе к эндшпилю. В идеале было бы неплохо вообще попасть в финал малой кровью - хоть с пятого места, сохранив энергию. Тем не менее после третьего этапа Морилов вывел нашу команду в заветную пятерку. Между прочим, основные наши соперники из Скандинавии избрали ту же тактику сюрпляса, приберегая силы для второй части гонки и давая шанс покрасоваться в телекамере второстепенным персонажам.

Момент истины наступил на 6-м, завершающем этапе. На него Рочев ушел четвертым, однако уже на первой горке вырвался вперед. Конкуренты тоже ускорились, и тут спортивный бог отвернулся от шведа Петера Ларссона, упавшего на крутом спуске. Поскользнувшись, Петер зацепился за свои палки лыжами и рухнул как подкошенный за 800 метров до финиша. Вместе с ним рухнули и надежды его товарища по команде Бьорна Линда присовокупить к олимпийскому золоту-2006 мировой титул-2007. А еще это означало, что в финале у нашей команды, которая точно туда вышла (Рочев первым примчался к финишному створу, и преследователи смирились с его первенством), будет на одного очень грозного противника меньше. Спринт не прощает даже мгновенной потери концентрации и мстит жестоко.

Следующей жертвой этого же спуска уже в финале оказался опытнейший Тор-Арне Хетланд, который споткнулся и упал лицом в снег уже на третьем этапе. Ирония судьбы: олимпийские чемпионы и чемпионы мира расстались с мечтами о золоте, проиграв не соперникам, а трассе и самим себе. В этот момент мне пришла в голову мысль, что события на лыжном стадионе в Японии очень напоминают творившееся осенью 1993 года на шоссейном чемпионате мира в Норвегии. Тогда из-за зарядившего дождя с градом попадали и посходили с дистанции многие фавориты, а титул достался никому тогда еще толком не известному молодому гонщику из США по фамилии Армстронг. Неужели лыжня Саппоро преподнесет такой же подарок россиянам?

Недостающий экспонат в коллекции Рочева

Тем временем гонка вступила в свою решающую фазу. В отсутствие двух грозных северных команд в борьбу за пьедестал активно включились южане - чехи и итальянцы. А во главе группы гонщиков на пятом этапе шел Морилов. На нем крепко "висел" немец Тобиас Ангерер, и на последний круг лидером въехал именно он. Но победитель спринтерской гонки на этапе Кубка мира-2007 в Рыбинске итальянец Ренато Пасини выиграл финиш у обоих. Ангерер - второй, Морилов - четвертый в 0,5 от казахстанцев. Рочев на решающем этапе быстро вышел на второе место. Перед ним маячил только синий комбинезон итальянца Дзордзи. На последнем повороте борьбу за первенство вели трое: немец Аксель Тайхманн, Рочев, мчавшийся так резво, что никто в этот миг не сказал бы, что "конек" - не его стихия, и Дзордзи.

За несколько метров до финишной линии Рочева и Дзордзи разделяли около 50 сантиметров. И тут у Василия словно крылья выросли. Он выбросил вперед ногу, но... всего на доли секунды ботинок итальянца опередил ботинок россиянина. Тайхманна же "сожрал" накативший чех Душан Козишек. И хотя табло какое-то время горело радующим нас итогом: 1. Russia - 17.50,6. 2. Italy - + 0,0, сам Рочев прекрасно понимал, что сегодня у него серебряный финиш.

- Я не смотрел на табло - лежал на снегу и приходил в себя. Но уже знал, что мы - вторые, - скажет позже новоиспеченный вице-чемпион мира. - Я отлично понимал, что не догоняю Дзордзи. Эх, мне бы еще одну горку перед финишем - точно было бы золото. А на гладкой дистанции соперничать с таким острым финишером, как Кристиан, я пока не могу. Все решилось на последнем подъеме. Если бы с него я ушел на спуск первым, мы с Колей стали бы чемпионами мира.

- После неудачи в личном спринте вы морально пришли в норму?

- Конечно. И ведь заметьте, это я в "коньковом" спринте показал неплохой результат. А была бы и сегодня "классика", неизвестно, как бы все повернулось. Я же обещал, что с каждой новой гонкой буду чувствовать себя все лучше. Не могу не отметить смазчиков, великолепно подготовивших мне и Морилову лыжи.

- Известие о том, что Панкратова в последний момент заменил Морилов, не выбило вас из колеи, не заставило изменить тактику?

- Нет. Честно говоря, я уже вчера вечером чувствовал, что у Панкратова могут возникнуть проблемы. В прошлом году на завершающем этапе Кубка мира в Саппоро он тоже не смог стартовать из-за повышенного уровня гемоглобина. Поверьте, врачи и биохимики команды сделали все от них зависящее, чтобы Коля вышел на старт. Виноват Панкратов сам, поскольку накануне пренебрег рекомендациям медиков, советовавших ему потренироваться, пройтись на лыжах, чтобы снизить показатели. Вместо этого Николай отправился спать, сославшись на усталость. Это непрофессиональный подход к делу. И сегодня утром, когда представители ВАДА взяли пробы, уровень гемоглобина у него оказался высоким.

Но замена ничего не могла изменить в моих планах на эту эстафету. Я настраивался на нее, и огромное спасибо Морилову за то, что он сумел выдержать столь чудовищное напряжение, прислушался к моим советам. В 20 лет не каждый сможет так проявить себя, да еще на дебютном чемпионате мира.

- Падение норвежцев и шведов облегчило вам задачу?

- Не думаю. Я видел, как шли по дистанции Хетланд и Линд. Не было в их беге прежней легкости. Поэтому, даже попади шведы в финал и не упади Тор-Арне Хетланд на третьем этапе, вряд ли бы удалось скандинавам вмешаться в нашу борьбу с итальянцами. Мы сегодня были лучше них. Хотя бы потому, что не упали.

- Серебро не расстроило вас?

- Да о чем вы говорите! Для Морилова эта медаль вообще на вес золота, а для меня - недостающий экспонат в коллекции наград. Как ни странно, серебряных наград чемпионата мира у меня пока не было. Теперь мечтаю привезти золото и серебро с Олимпиады.

А вот женская команда России откровенно разочаровала. Идущие первой и шестой в спринтерском зачете Кубка мира Матвеева и Шаповалова провалились в полуфинале, заняв лишь 6-е место и пропустив вперед китаянок. Причем самыми неудачными получились у россиянок нечетные этапы, когда на трассе была победительница чанчунского спринтерского этапа Кубка мира Шаповалова. Как от стоячей убегали от нее соперницы. Увы, в одиночку Матвеева, которая тоже была далека от оптимальной формы, отыграть отставание не смогла.

Будет ли у спортсменов "паспорт крови"

После финиша командного спринта стало известно, что потери в сборной России на этом чемпионате мира не ограничились одним Панкратовым: шанса участвовать в субботней дуатлонной гонке тоже по причине повышенного уровня гемоглобина лишился олимпийский чемпион в этом виде Евгений Дементьев.

Между прочим, я всегда был уверен в том, что высокий гемоглобин - это показатель здоровья человека. Да и спортсмены с тренерами придерживаются такой же точки зрения, иначе не проводили бы перед крупными стартами высокогорные сборы, призванные как раз повысить гемоглобин в крови, дабы организму было легче справляться с нагрузками. Однако врачи из ВАДА, мотивирующие свои запреты тоже исключительно заботой о здоровье спортсмена, отстраняют его от стартов на этом же самом основании. Николай Панкратов уже подорвался на такой гемоглобинной бомбе год назад в Турине: тогда разрешенная норма оказалась превышена всего-то на 0,1, но это стоило спортсмену участия в первых его Играх. Все газеты опубликовали год назад фотографию рыдающей олимпийской чемпионки-2002 немки Эви Захенбахер, которой слишком алая кровь помешала побороться за титул в первой гонке Турина-2006.

Так что же за опасности подстерегают спортсмена, по мнению антидопинговых специалистов? Они говорят: повышенный гемоглобин - это не свидетельство применения атлетом допинга, ему просто нельзя выходить на работу (а гонка для лыжника - это единственный способ зарабатывать деньги на содержание семьи) в таком состоянии, так как это может негативно сказаться на его здоровье. Просто не ВАДА, а профсоюз какой-то. Мне бы кто дал пятидневный бюллетень по такому поводу!

Насколько опасно бежать с уровнем гемоглобина 17,1 вместо разрешенных 17,0, я попросил рассказать врача сборной России Олега Жукова.

- Действительно, ситуация парадоксальная. Врачи во всем мире борются за повышение гемоглобина в организме человека, а мы своим подопечным понижаем его. Байка о том, что повышенный гемоглобин может иметь для спортсмена плачевные последствия, пришла в лыжи из велошоссе. Считается, что с повышением уровня гемоглобина повышается и вязкость крови, а это ведет к быстрому обезвоживанию организма. В велоспорте, где гонки проходят зачастую в жару и духоту, такое действительно возможно. В лыжах же, как вы понимаете, это практически исключено. Более того, мне непонятно, откуда взялось это загадочное число - 17,0. Может, для среднестатистического человека порог и в самом деле нормальный, но спортсмены - это все-таки не совсем обычные люди. Их работа - выдерживать огромные нагрузки, и организм атлета имеет уникальные особенности. Да с более низким уровнем красных кровяных телец элитным атлетам просто не выдержать турнирного напряжения! Я знаю многих лыжников, у которых от природы этот показатель выше, чем предписанный антидопинговыми службами.

- Так или иначе, но есть утвержденный свыше критерий. Почему не удается удержать показатели наших лыжников в его рамках?

- На самом деле у Панкратова и Дементьева природный уровень гемоглобина как раз в пределах допустимого ВАДА - 16,8 - 17,0. У нас в штате есть биохимик, тщательно следящий за всеми результатами анализов, которые делаются на аппаратуре, утвержденной и сертифицированной ВАДА. Сегодня утром мы брали кровь на анализы гемоглобина и гематокрита у лыжников. В компетентности нашего специалиста я нисколько не сомневаюсь, и показатель Дементьева был 16,8, а Панкратова - 16,5. И это за полчаса до того, как на стадионе у ребят брали кровь допинг-службы. Чем объяснить такой скачок, не знаю. Вероятнее всего, после возвращения с высокогорного сбора гемоглобин в крови начинает "скакать". Думаю, если бы сотрудники антидопинговой службы взяли пробу у Панкратова и Дементьева еще через час-два, все было бы в норме. Маятник качнулся бы в другую сторону. Мне кажется, FIS должна пересмотреть свое отношение к этому вопросу. Нужно повысить верхний порог.

- Какие еще меры вы предлагаете, чтобы обезвредить гемоглобинную бомбу, взрывающую составы ведущих лыжных сборных мира, перекраивающую планы спортсменов и тренеров?

- Не секрет, что все команды возят с собой целые лаборатории биохимиков. Следует выработать единую систему тестирования, а то из-за разнобоя в методиках и калибровках различные лаборатории могут давать различные результаты. И потом, давайте не будем забывать, что перед нами элита мирового спорта, феномены, и к ним нельзя подходить с усредненными мерками. Опаснее, на мой взгляд, выпускать на трассу человека с пониженным уровнем гемоглобина, поскольку есть риск, что он не выдержит нагрузок.

- Почему бы не ввести так называемый "паспорт крови" спортсмена, в котором будет официально указано, что такой-то человек имеет от природы нестандартные биохимические показатели крови? Ведь еще год назад ходили разговоры, что Панкратову и Дементьеву должны сделать такой документ.

- Как врач команды, я собрал все лабораторные данные за несколько лет на этих и других лыжников, причем и на равнине, и в горах. Все это я передал в электронном виде начальнику Антидопинговой службы России Николаю Дурманову. Думаю, в его компетенции дать дальнейший ход этим данным. Пока же "паспортов крови" у наших спортсменов нет.

- Есть вероятность, что до конца этого чемпионата мира кто-то еще из российских атлетов может быть отстранен от стартов с такой же формулировкой, как у Панкратова и Дементьева?

- Есть, поскольку команда вернулась с высокогорного сбора, и все его участники сейчас находятся на грани фола. Если результаты повторных проб 27 февраля будут в пределах нормы ВАДА, Евгений и Николай смогут выступить в Саппоро в гонке на 15 км "коньком" 28-го.

Пока же в субботнем дуатлоне Россию представляли Александр Легков, Сергей Ширяев и молодой Илья Черноусов.

Легков не смог рассчитаться за Дементьева

Истинную силу гемоглобинной бомбы, разорвавшейся в стане сборной России в пятницу утром, мы ощутили лишь в субботу. Если скорректированный несуразными и труднообъяснимыми требованиями ВАДА мужской дуэт спринтеров добыл медаль на "Саппоро Доум", то оставленное без своего лидера Евгения Дементьева трио в синих комбинезонах и с российским флагом на лыжных шапочках не смогло биться в полную мощь на трассе олимпийского стадиона Сирахатаяма. Сергей Ширяев не доехал до финиша, поскольку падение на крутом повороте привело к поломке крепления лыжи, а рухнувший на том же вираже Илья Черноусов сломал обе лыжи. Между прочим, этот коварный поворот заставил досрочно прекратить участие в гонке 30 из 82 в ней стартовавших. Печальный рекорд для чемпионатов мира.

Достойное сопротивление лидеру Кубка мира Тобиасу Ангереру, действующему чемпиону мира Венсану Виттозу, бронзовому призеру Игр-2006 Пьетро Пиллеру-Коттреру оказывал лишь Александр Легков. Какая все-таки разная тактика бега у ханты-мансийцев Дементьева и Легкова. Олимпийский чемпион Турина Дементьев предпочитает идти почти всю дистанцию в середине пелотона, накатывая на финише и сметая всех и вся на своем пути к медалям. Тогда как вице-чемпион "Тур де Ски"-2007 любит лично контролировать события на трассе и работать в голове каравана.

Вот и на сей раз Легков не сходил с телеэкранов, ведя гонку в компании сменяющих друг друга Ангерера, Акселя Тайхманна, Пиллера-Коттрера, Йохана Олссона и прочих асов. Такая тактика однажды уже принесла Александру золото чемпионата мира (правда, среди лыжников до 23 лет в 2006 году), помогла подняться на высшую ступень пьедестала на этапе Кубка мира в Демино, гарантировала серебро в дуатлоне на "Тур де Ски" и на этапе Кубка мира в Ля-Клюза. Верилось, что сработает она и здесь, и "младший брат", как называет сам себя Легков, рассчитается за "старшего" - Дементьева.

За два километра до финиша лидировавшего Легкова на последней горке нагнали немцы Тайхманн и Ангерер. Зацепившись за палку Акселя, Легков упал, а накативший пелотон прошелся по лыжам россиянина. С трудом поднявшись, Александр, оказавшийся враз 12-м, ринулся догонять убежавших соперников. Максимум, что ему удалось при столь большом гандикапе, это финишировать на 6-м месте.

- Слов нет, как обидно! Не будь этого глупого падения, никто не обогнал бы меня! Силы-то оставались на финишный рывок, - сокрушался, чуть не плача, Легков. - По своему физическому состоянию я был готов биться не просто за медаль, а за титул. И так все глупо закончилось. Обидно еще и потому, что Женька Дементьев не стартовал. Уж он бы не оставил Россию без награды на своей любимой дистанции.

- Кстати, как он перенес известие о своем недопуске к старту?

- Как настоящий мужик. Я даже завидую его выдержке и воле.

- Сумеете на "коньковой" 15-километровой дистанции взять свое?

- Трудно сказать, но стараться будем. Хотя я ведь больше по масс-старту специализируюсь. Поэтому жутко жаль, что сегодня отдал "свою" гонку...
Источник: Спорт Экспресс
0