1. Намасте Непал.
Еще одно обычное утро в Покхаре и я не спеша поднимаюсь пешком с парапланом на старт, стараясь не сбить дыхание и следить за пульсом. Такие подъемы наверх очень заряжают и в то же время это наверно самая лучшая тренировка перед сезоном. Шуршание на деревьях вырывает меня из сосредоточения на собственных муках, и я пытаюсь рассмотреть, что за обезьяны трясут бамбук. Легкий утренний ветерок ни разу не спасает от яркого солнца, которое здесь каждый день — со лба начинает течь пот прямо в глаза. Еще 400 м наверх, половина пути, думаю я и стараюсь не сбивать темп. Через пару петель серпантина, выхожу к небольшой деревне, построенной на крутом склоне Саранкота, и в повороте встречаюсь глазами с огромным буйволом, который так же удивленно смотрит на меня и от этой встречи сразу просыпаюсь.
Пару часов подъема — вполне достаточно, чтобы успеть подумать о многом, но из головы не выходит вчерашний разговор на старте с друзьями пилотами. «Все имеет свою причину» — ты же понимаешь, говорит Ричард, глядя в небо и неспешно продолжает упаковывать в подвеску снаряжение для бивака. Ричард один из тех пилотов, который принимал участие в RedBull X-alps и кроме всего выиграл в прошлом году этап Кубка Мира в Бразилии, проехал пол мира с серфом, а сейчас работает здесь тандем — пилотом. «Все что мы делаем, так или иначе приводит нас туда, где мы есть…»
Что тут ответишь? Откуда мне знать, что случайно, а что нет? Но, надо признать, что на всем протяжении этого путешествия мне на редкость везло на интересные встречи, которые сильно изменили мою привычную картину мира.
Это уже само собой разумеющиеся, что мы летаем на самолетах и вертолетах. Но даже трансатлантический перелет в комфортабельном авиалайнере мало похож на те сны, которые каждый из нас видел в детстве. Прогресс не стоит на месте и, появившись всего пару десятков лет назад, такой вид спорта как парапланеризм, с каждым годом становится больше. Возможно кто-то скажет, что это дорогой вид спорта или слишком опасный, но это лишь отчасти так и только для тех, кто так хочет думать. Чтобы летать, не нужно иметь специальную физическую форму, это можно делать и в 60 лет и я знаю немало пилотов, которые уже достигли этого почтенного возраста, проведя в воздухе тысячи часов.
Можно долго перебирать все виды спорта, которые подпадают под слово «экстрим». Но как описать чувства, которые ты испытываешь в небе, летая часами, поднимаясь с потоками теплого воздуха под самую базу облаков, возможность парить вместе с птицами, используя те же законы? Это какой-то немыслимый до этого уровень свободы перемещения в пространстве.
2. Покхара.
Мой роман с Гималаями начался 3 года назад, когда я впервые попала туда. Осенью, в конце октября мы сходили на Мера Пик ( 6437м), а после решила поучится полетать на параплане в Покхаре. В тот момент это было что-то непонятное, но меня зацепила простота и одновременно гениальность этого спорта. С 10 кг снаряжения в рюкзаке можно преодолевать по воздуху огромные расстояния и подниматься очень высоко без усилий. Но в мой первый приезд слетом сверху вниз все и ограничилось.
Отработав лето на Эльбрусе появилась нужная сумма в кармане, чтобы, наконец купить свой параплан. Для начала, в конце лета, я отучилась на лебедке в Школе «Вектор» в Калуге, потом смогла немного налетать часов в Крыму и Юце. И вот, ровно год спустя, я уже еду обратно, в Покхару, без обратного билета, чтобы продолжить свое обучение и, наконец, нормально полетать.
Покхара — это небольшой город на западе Непала, который расположился на живописном берегу озера Тева, позади которого находятся три из десяти самых высоких гор планеты — величественные восьмитысячники Дхаулагири, Анапурны I и Манаслу. И это всего в 50 км по прямой от города.
Именно отсюда начинается множество популярных треккингов и серьезных восхождений, сплавов на каяках, здесь же расположено множество центров йоги, центр Випасаны, проходит много фестивалей и всего интересного.
Но кроме всего Покхара знаменита еще и тем, что здесь можно летать на параплане практически круглый год. Возможно сейчас не самые простые времена для Непальцев и количество туристов сильно уменьшилось, но, тем не менее, каждый день, в воздухе над Саранкотом летает более 50 крыльев.
Небо — это гораздо более новая стихия для человека, которая требует много абсолютно новых знаний. Прозрачный воздух никогда не бывает однородным. Где-то он будет стремиться вверх, а где-то стекать вниз, где-то потоки будут гладкими и ламинарными, а где-то будут бурлить, как в чане с кипящей водой. Все это достаточно сложно, но безумно интересно. У параплана нет двигателя и единственная возможность лететь по маршруту — научится находить и использовать силу восходящих потоков, подниматься с ними и лететь дальше, так же как это делают парящие птицы, без единого взмаха крыла, по возможности избегая турбуленции и роторов и это почти магия. Поэтому прежде всего, и это наверно самая сложное, научиться думать совершенно в другом измерении и стихии, научится понимать ее законы, быть здесь и сейчас.
С первого взгляда жизнь пилотов, которые летают постоянно, чем-то похожа на жизнь скибамов. Большинство зарабатывают на полеты тем, что катают пассажиров или работают гидами и инструкторами. Но если брать в целом тусовку пилотов и лыжников, я нахожу первых более осознанными в том, что они делают. Ведь летая на параплане, в конечном счете ты один в воздухе, соло пилот, который принимает ежесекундно свои собственные решения. Никто за тебя не сможет потянуть клеванты в нужный момент и ты не сможешь остановиться, перевести дух, выпить чайку, ты в воздухе и ты летишь.
В то же время, разве что не ленивый, когда узнавал, что я летаю на параплане, не произносил фразу вроде: "А да, есть у меня один друг — парапланерист, ногу сломал или побился, в общем что-то в этом же духе…"
Да возможно это не такой уж безопасный вид спорта, но со временем понимаешь, что все не так плохо. Во — первых, спустя последние 15 лет в парапланах произошло много изменений, они стали лучше летать и стали намного безопасней. Во — вторых, сейчас появилось уже достаточно много хороших школ, опытных пилотов, в том числе и в России. И это точно не тот вид спорта, где хочется учится на собственных ошибках, потому, что цена слишком велика.
Свои первые полеты в Покхаре я сделала под руководством Егора Терентьева. С ним же познакомилась с термическими полетами на Саранкоте, а потом и прошла несколько упражнений СИВ. Но у Егора была работа и после 4 дней занятий он отправил меня в «свободное плавание». Но даже после того, как я уже начала самостоятельно летать на Саранкоте, за мной постоянно присматривали друзья — пилоты Владимир Черкасов, Виталий Циплухин, Радик Халимуллин и многим другим, которым я безумно признательна, за их поддержку и подсказки.
Учится летать на Саранкоте сложно из-за большого количества народа в воздухе. Тем не менее здесь, в хорошую погоду и при должном умении, можно летать достаточно красивые маршруты к Green Wall, подниматься пешком на другие старты вокруг Покхары и летать в Большие горы на Корчун и даже Мачапучаре.
Старты рядом с Саранкотом:
- Mandredhunga (4.14 km)
- Diki Danda (5.89 km)
- Galem (11.44 km)
- Korchon (16.37 km)
- Killumn (27.23 km)
- Sirkot (32.61 km)
- Bandipur (55.22 km)
- Krachlspitze (272.55 km)
Но что поделать, в моем распоряжении было время до начала зимнего сезона в декабре, когда здесь мало погоды. Тем не менее, мне очень хотелось научится летать. И, вот, спустя месяц жесткого выживания на Саранкоте, я встречаю на посадке Бориса, одного из русских друзей, который работает здесь тандемщиком. Быстро пакуясь, он явно куда-то спешит.
- Куда ты так торопишься? — спрашиваю я.
- Да мы тут едем куда-то в «другое место» полетать.
- А можно с вами?
- За 15 соберешься?
- Конечно! — отвечаю я и пулей выпрыгиваю из джипа, чтобы собрать вещи.15 минут вполне хватило на то, чтобы затолкать сколько-то одежды в подвеску, прихватить зубную щетку, пару чистых носок и предупредить хозяев, что я отлучусь на пару дней.
Знала бы я в тот момент куда они все собираются… Мы доезжаем с другом на такси до аэропорта в Покхаре и там останавливаемся, чтобы пересесть в другую машину. Ребята уже закидывают рюкзаки и приматывают их ленточками, а я все хожу с камерой вокруг машины, пытаясь понять во что же я все-таки ввязалась.
Вся машина обклеена стикерами Red Bull X-Alps, наклейкой из National Geograthic за премию года в области самого сумасшедшего трипа, Стикеры Babu Adventure и тут я потихоньку начинаю понимать, кто за рулем. Когда-то, краем уха, я уже слышала про непальца, который слетел с Эвереста в тандеме с местным шерпой, а потом еще сплавился на каяке по бурной воде до океана.
Бабу, собрал команду друзей, которые отправляются с ним в деревню, где он родился, в 60 км от Эвереста. И вот, каким-то чудом, я еду с ребятами из Штатов, Финляндии, Австрии, Нидерландов, ну и конечно непальцами в трясущемся джипе, который везет нас куда-то в восточный Непал…
Источник: http://whitepeaks.ru/5748
Огромное спасибо за поддержку The North Face Russia, Garmin Russia и страховой компании ВАЖНО.
Фоточки супер! Особенно, вот эта - пейзаж просится на холст пастелью или акварелью.. Сочно, тепло и шикарные планы.