Увезy тебя я в тyндpy и тогда поймешь ты вдpyг,
Почемy к себе так манит, так зовет поляpный кpyг.
Hе беда, что здесь метели, не беда, что холода,
Если ты полюбишь севеp, не pазлюбишь никогда.
Мы едем в поезде Лабытнанги-Воркута до станции Харп, что в переводе значит «Северное сияние», из телефона соседки громко льется песня со словами: «И стал он клёвым стариком: «жуёт резинку, попивает самогон, гоп-стоп-дубай, через соломинку» (с ударением на соломИнку). Через 12 км расположена наша цель, станция 141 км.
Места эти сколь прекрасны, столь и суровы, с такой же историей. При Сталине здесь располагался второй отряд Кодлоского Мостостройзавода строительства железной дороги Чум-Салехард-Игарка, так называемая «стройка на трупах», северного управления лагерей.
Поезд из двух пассажирских вагонов, неторопливо перестукивая колесами, скользит по тундре, я смотрю по сторонам, на горизонте красное солнце, которое никак не может оторваться от земли, несмотря на то, что сейчас время полпервого дня, немудрено — 22 декабря, день зимнего солнцестояния, самый короткий в году. Из снежного поля торчат редкие ёлочки, между которых пасется большое стадо оленей…
Наш проводник Александр Филипыч извергает буквально лавину энциклопедических знаний, заводит разговор об истории и археологии: попадаются артефакты (сам находил черепки), возраст которых археологи оценили в 3000 лет, скорей всего это был сосуд для хранения углей, прообраз фонарика. Первые дома как чумы, размером 4 на 4 метра, стены из камней, а крыша из каменных плит, нашли такое жертвенное святилище, все заваленное черепками. Интересно его устройство, ниши в которых стояли идолы, позже эти же сооружения стали святилищем ненцев с оленьими костями. Находили много серебра, считалось, что оно было для разменных операций, его меняли на пушнину. Но есть здесь и свое серебро, его, правда не добывают. Кажется, наш собеседник очень влюблен в эту местность, а в нас нашел благодарных слушателей, поэтому продолжает рассказ. У Геродота есть повествование о Гиперборее или Арктиде, месте, где живут обожествленные люди, непонятно, откуда он взял инфу, но в следующий раз это всплыло в средние века, когда известный португальский картограф Меркатор еще во времена Колумба, в 1549 году, сделал карту Северного полушария, на которой уже тогда была проекция Северного полюса, отмечен Урал, Обь, Енисей, Берингов пролив и было собственно название Сибирь и так далее. На этой карте отмечена территория, которая называлась Арктида, где-то в этих краях и находится современный Салехард. Карта настолько точная, — непонятно ее происхождение, на то время все эти территории были «белым пятном», ходили даже слухи, что карту ученому «передали инопланетяне». И, тем не менее, два разных автора указывают на существование одного и того же. Есть группа энтузиастов, которая методично занимается поисками этой Гипербореи, чему мешает сильная эрозия, стирающая наскальные надписи и другие артефакты.
Мы прилетели в административный центр Ямало-Ненецкого АО, город Салехард, из Тюмени. Сорокатысячный Салехард географически уникален, это единственный город на земле, расположенный на широте Северного полярного круга. Русские казаки пришли сюда в 1595 году, необходимость заставы здесь появилась под влиянием похода Ермака по присоединению Сибири. Укрепление назвали Обдорский острог, историческое же название — Сале-Хард, «поселение на мысу». Когда-то в этом районе располагалось многочисленное стойбище мамонтов, хорошо сохранившиеся останки которых здесь постоянно находят.
Северные люди имеют особый склад ума и не похожи на материковых, мало кто оказался здесь по доброй воле. Больше 200 дней в году лежит снег, средняя температура июля +15 градусов, зимой полярная ночь, летом полярный день, не дающий сомкнуть глаз. Северный отпуск — это 64 дня в году, длинный обед и северные надбавки в зарплате должны хоть как-то облегчить здешнюю жизнь. Что же делают здесь люди?
Все просто, уже разведанные запасы газа на Ямале составляют 16 триллионов кубических метров, нефти 300 миллионов тонн, это как раз то, что не дает развиваться экономике России последние сорок лет, зачем развивать легкую и тяжелую промышленность, если можно просто качать газ из недр? Сельское хозяйство? Снова закупим зерно и мясо за границей, так делали в СССР с конца 60-х годов, так делают и сейчас, и главный виновник — такое место, как это. Газпром определил Ямал как стратегический регион интересов компании, к 2025 году планируется достичь добычу до 200-250 миллиардов тонн в год, то есть они собрались все выкачать к концу столетия! Вопросом, а что же будет со страной дальше, возможно никто не задается, а вы?
Поезд прибывает на 141 км, в этом месте нет ничего вообще, два дома для железнодорожников и все, зато — вокруг горы. Единственный способ добраться — поезд, можно попробовать на снегоходе, а за рекой есть «зимник» для вездеходов. Особенно уверенно себя чувствуют здесь модели на пневматиках, больших колесах, не создающих давление на болотистый грунт, которые давно стали обычной частью окружающего пейзажа. Надо сказать, основная работа кипит как раз сейчас, в декабре, когда грунт схватился, реки замерзли и можно наконец доставить на буровые объекты оборудование и материалы, летом это можно сделать только на вертолете.
Раис — гора за окном, высотой километр, состоит сплошь из камней и кулуаров, снега выпало вроде бы много, но сильные ветра сделали свое дело, обнажив камни и превратив снег в фирн. Идеальным временем для катания местные фрирайдеры называют период с конца марта… да хоть по июнь! В это время снег под солнцем отпускает и для них начинается идеальная пора, а катание на ледниках и снежниках возможно круглый год.
Первый, кого мы встречаем — ненецкий охотник по имени Николай, в упряжке из четырех оленей — сани, в которых лежат капканы, чуть позже я встретил большого белого зайца, а сейчас на вопрос: «На кого охотимся?» Николай отвечает: «Да хоть на кого». В соседнем лесу обитают лисы, росомахи, волки, песец и другие животные. Николай, как и здешние люди пятьсот лет назад, одет в приспособленную к местным условиям одежду из кожи и шкуры северного оленя. На одного из 27 тысяч живущего в Ямало-Ненецком АО ненца приходится двадцать северных оленей, на них ездят, их едят… Отсюда и уклад жизни, семья кочует вслед за стадом по многолетнему маршруту, чум ставят женщины и, говорят, делают это быстрей, чем вы поставите палатку.
Передвигаются на санях, которые придумали около тысячи лет назад, под полозья ищут уже загнутое по форме дерево, нехитрая задумка. Николай любезно согласился прокатить на оленях, они хоть и одомашненные, но подпускают к себе неохотно. С места рвут бодро, а для охлаждения организма, как собаки, забавно высовывают языки.
Поздно вечером выхожу на улицу, мороз минус 34, дым из трубы прибивается к земле, снег под ногами хрустит, словно чипсы, и кажется — издаваемый шум способен разбудить людей в доме. На небе тысячи звезд и давящая на уши тишина, даже слышно, как шумит промоина в скрепленной льдом реке поодаль.
За макушку горы зацепился яркий месяц луны. На ужин картошка со строганиной из муксуна, это большая сырая рыба, которую просто заморозили на улице, после чего она нарезается ножом кусками, отсюда и название — строганина.
Фрирайд искали на горе прямо возле дома за ж/д полотном, в лесу, полном следов животных, густой подлесок, выше леса сильный ветер забетонировал склоны, достигать их можно с помощью снегоходов, но мы предпочитали ходить пешком на ски-туре и снегоступах. До более перспективных склонов за рекой идти чуть дольше, виды прекрасны, а под прозрачным льдом реки хорошо видно каменистое дно. Короткий световой день (где-то с 12 до 15) и суровые условия сделали свое дело, катального материла сняли мало и, кажется, впервые в жизни немного обморозил лицо.
Я садился в «Полярный экспресс» — поезд, отапливаемый углем, который за 44 часа домчит нас через 2500 км до Москвы по северу России, и размышлял о проблемах многолетней мерзлоты…
Автор: Иван Малахов (Columbia, Head, Giro, Actioncams.ru)
Фото автора и Анны Орловой.
Что там за лыжи, кстати?