Саяногорск известен в России как город, рядом с которым находится крупнейшая в стране Саяно-Шушенская ГЭС и где находится Саяногорский алюминиевый завод, с которого началась история Русала. Но, возможно, через несколько лет об этом городе будут вспоминать не как о промплощадке, а как о месте расположения одного из самых лучших горнолыжных курортов России. Если только «Гладенькую», как называется этот курорт, не обойдут в развитии конкуренты, которые в последнее время начали расти как грибы после дождя.
Горнолыжный курорт «Гладенькая», расположенный на склонах одноименной горы неподалеку от Саяногорска, начал строиться в начале 80-х годов прошлого века. Но до недавнего времени о существовании этой трассы знали немногие. Что и неудивительно: хакасский курорт, по сравнению, например, с сочинской «Красной Поляной» или даже подмосковными горнолыжными парками — совсем небольшой. До недавнего времени он располагал лишь одной трассой, хотя и одной из самых протяженных в России — ее длина составляет около 3,5 км, а перепад высот — 830 м. «Климат в районе «Гладенькой» довольно своеобразный: на курорте нередки пронизывающие ветры и низкие температуры», — отмечает представитель туристической компании «Дюла-Тур» Анна Шишкина.
Но основная проблема «Гладенькой» заключается в недостаточном уровне инфраструктуры. Так, до недавнего времени туристы могли поселиться либо в одном из восьми домиков на пять-шесть мест, расположенных на склоне самой горы, либо в спортивно-развлекательном комплексе «Жарки» на 200 мест, расположенном в нескольких километрах от курорта. Для сравнения: в Сочи сейчас насчитывается около 4,5 тыс. мест, а крупнейшие горнолыжные курорты мира готовы принимать до нескольких десятков тысяч туристов одновременно. Кроме того, по словам Анны Шишкиной, в домиках на горе отсутствуют вода и коммунальные удобства. «Из-за сложности проведения воды в таких условиях, скорее всего, всех удобств там никогда и не будет», — считает она.
Ситуация начала меняться в 2002 году, когда «Гладенькую» впервые посетил президент Владимир Путин, протестировавший хакасскую трассу. В том же году курорт, преобразованный в открытое акционерное общество, взял под свое крыло «Базовый элемент», разработавший программу его развития. За последующие два года были открыты еще несколько трасс, реконструированы кафе и жилые помещения, построены новые подъемники.
Только в течение 2005 года в «Гладенькую» было вложено 369 млн руб. инвестиций. Выделенные средства пошли на разработку и оборудование системой искусственного снегообразования, установку канатно-буксировочной дороги на южном склоне, приобретение снегоуплотняющих машин, строительство коттеджного комплекса, кафе на отметке 1730 метров, конюшни на 20 стойл, а также на перевод и приобретение земель. В ближайшее время на курорте должна открыться новая трасса протяженностью 4,2 км с перепадом высот более 1 км, а к 2008 году — построена еще одна трасса на южном склоне горы.
Основная часть финансирования пошла на строительство 120-местного отеля, который, как утверждает заместитель гендиректора ОАО «Гладенькая» Дмитрий Дмитриев, будет соответствовать уровню четырех звезд. «С открытием нового отеля «Гладенькая» предложит такой же высокий уровень сервиса, как и европейские курорты, что позволит привлечь сюда новых туристов». Сейчас, по его словам, около 70% приезжающих — это красноярцы, которые ездят сюда в основном на выходные дни. «Однако в последний год к нам все чаще начали ездить новосибирцы и томичи. Недавно мы приняли участие в тематической выставке в Омске и надеемся, жители этого региона тоже обратят на нас внимание», — говорит он. На посещаемость курорта повлияло и то, что ряд турфирм из Красноярска, Новосибирска и Томска в последние годы начали предлагать туры на «Гладенькую». По мнению Анны Шишкиной из «Дюла-Тур», этот курорт привлекает туристов сервисом и большой продолжительностью сезона (устойчивый снежный покров на горе гарантированно лежит с конца ноября до конца апреля).
Сейчас основные конкуренты «Гладенькой» на российском рынке находятся в других регионах (Кольский п-ов, Урал, Дальний Восток), а горнолыжные центры Сибири ориентированы в основном на местные и региональные рынки. Поэтому «Гладенькая» пока находится в относительной безопасности: сюда готовы приезжать за относительно недорогим отдыхом и катанием чуть ли не со всей территории за Уралом. Однако уже в ближайшее время ситуация может измениться. По оценкам, которые приводит в своем годовом отчете сама «Гладенькая», в течение последних лет ежегодно происходит увеличение потока туристов-горнолыжников на 30–40%. В результате в наиболее популярных горнолыжных центрах России уже в прошлом году ощущался дефицит мест.
Количество желающих заработать на быстро набирающем популярность виде спорта растет пропорционально числу горнолыжников, поэтому «Базовому элементу» придется приложить немалые усилия для того, чтобы направить поток клиентов на «Гладенькую». В последние два-три года в горнолыжные курорты начали инвестировать чуть ли не все сырьевые компании России. При этом многие из этих проектов реализуются в Сибири. Так, например, с 2004 года на средства «Норильского никеля» ведется строительство курорта «Бобровый лог» под Красноярском, на что металлургическая компания готова инвестировать более $30 млн. «Бобровый лог» будет располагать 14 трассами общей протяженностью 9 км, четырьмя высокоскоростными подъемниками и соответствующей инфраструктурой. «По сравнению с «Гладенькой», мы сможем предложить более высокий уровень комфорта. Плюс к этому наши мощности позволят принимать до 5 тыс. человек одновременно, в то время как «Гладенькая» рассчитана только на 2,5 тыс. отдыхающих», — говорит пресс-секретарь «Бобрового лога» Андрей Стародым. Еще одним плюсом по сравнению с другими проектами господин Стародым называет близость курорта к Красноярску, что будет обеспечивать дополнительные удобства и для иногородних туристов, и особенно для самих красноярцев.
Еще более масштабный проект планируют осуществить акционеры угольной компании «Кузбассразрезуголь». На реконструкцию находящегося в Кемеровской области комплекса «Шерегеш» они планируют направить около $100 млн. После реконструкции курорт будет располагать 11 трассами общей протяженностью 26 км, тремя прыжковыми трамплинами, санно-бобслейной трассой и пятью подъемниками. Наконец, новосибирская ИФК «Алемар» готова выделить $60 млн на строительство на Алтае курорта с 32 трассами общей протяженностью 60 км, 16 подъемниками и трехзвездочным гостиничным комплексом. Все эти проекты рассчитаны на ту же целевую аудиторию, что и «Гладенькая», — людей с достатком выше среднего со всей Сибири, поэтому конкуренция между строящимися курортами грозит быть достаточно серьезной.
Впрочем, как считает Андрей Стародым, при существующих темпах роста особой конкуренции между различными сибирскими курортами не возникнет. «Каждый курорт рассчитан на свою аудиторию, а каждая трасса по-своему уникальна, поэтому недостатка в посетителях у горнолыжных баз не возникнет», — считает он. С ним согласен и Дмитрий Дмитриев. «Да, у того же «Бобрового лога» или у «Шерегеша» более удачная география, но количество горнолыжников растет, и уже сейчас в отдельные дни наши трассы не справляются со всеми желающими прокатиться», — утверждает он.
К тому же, по мнению господина Дмитриева, рассматривать горнолыжные базы только как бизнес не совсем корректно. «В прошлые три года на «Гладенькой» проводились спортивные соревнования, и в это время мы были лишены возможности зарабатывать на туристах. К тому же если сопоставить объемы инвестиций и нашего дохода, то становится ясно, что «Гладенькая» — это проект скорее социальный», — утверждает он. И действительно, при объемах инвестиций в сотни миллионов рублей в год оборот курорта на порядок меньше: согласно данным годового отчета за 2004 год, доходы курорта составили всего 12,3 млн руб., что на 18% меньше, чем годом ранее. Убыток от деятельности компании в этот период составил 483 тыс. руб. против прибыли в 1,2 млн руб. годом ранее. Впрочем, менеджер надеется, что со временем «Гладенькая» превратится в нормальный бизнес-проект, чему должны способствовать ввод нового отеля и строительство новых трасс и подъемников.
Фото: STOCK EXPERT
Зато там самый скользкий снег, из всех по которому приходилось кататься! И верх горы по рельефу и количеству снега, просто фантастика!