Стандартная бытовая ситуация. Кто-то из ваших друзей, распираемый впечатлениями и покрытый свежим загаром, невинно вопрошает: "А хотите посмотреть фотографии?" Все, вы попали… В 90% случаев это толстенный пресс испачканной фотобумаги и клинический развод в формате «а это Я на фоне А, а это Я на фоне Б». И если только ваш друг - не шикарная длинноногая блондинка с бюстом № 4 (эти могут спокойно сниматься до бесконечности), то вечер будет безусловно испорчен.
Трудновато разглядеть достопримечательности даже самых примечательных мест, если их квалифицированно заслоняет группа бездельников «с ручками крендельком». Как и что можно снимать, кроме «себя любимого», чтобы радовать, а не мучить своих друзей?
Стараемся линию горизонта слегонца смещать вверх, если хотим сделать акцент на горы, либо вниз, если акцент делается на небо. Избегаем глобальных объектов переднего и среднего плана, расположенных по центру кадра, дерева, камня (они зрительно режут кадр пополам, а это не есть хорошо…) |
Хороший репортаж о событии, поездке - это буквально рассказ «в картинках», а значит, кадры должны показывать явно выраженное действие, движение, развивать сюжет. Если человек появляется в кадре, он должен быть вписан в сюжет, мчаться на доске или лыжах (а не стоять в напряженной позе с дебильным светом в глазах:), лепить снеговика, смотреть вдаль и т.д.
Легкая горизонтальная асимметрия в кадре (открытый кадр) подчеркивает движение облаков. |
Исключение составляют портреты, но и они должны быть «с изюмом». Оденьте тирольскую шапку или залезьте на пушку, облейтесь кетчупом и по реакции друзей вы поймете: попали в точку или нет. Чередуйте различные форматы портретов: лицо, бюст (с головой), «по пояс» или «в полный рост». При съемке портретов вне помещений старайтесь меньше пользоваться встроенной вспышкой, она, как правило, сама включается на автоматических портретных режимах и гарантированно убивает все нюансы естественного освещения, да еще «отрывает» передний план от заднего.
Фотографии должны последовательно раскрывать сюжет, рассказывать о том, что происходило. Для этого они должны быть разноплановые, cобранные в гармоничную подборку.
Полуотвернутые фигуры вносят в картинку «эффект отчуждения», смотрят на линию движения в лесу, концентрируясь на предстоящем спуске. |
Жанровые кадры с действием (катание, регулировка креплений, пожирание из ланч-пака, швыряние снегом…). При этом персонаж должен быть композиционно увязан со средним планом и фоном. Человек, горы, небо – всего этого должно быть в правильной пропорции (если хотите узнать в какой, почитайте что-нибудь о построении кадра ;).
Окружающие пейзажи, ландшафты (кстати, сюда в кадр можно вводить человеческие фигурки на средний план, ближе к краю кадра, в профиль или со спины, это внесет в пейзаж элемент отчуждения и придаст снимку глубины).
Портреты желательно снимать с интригой или кривляниями.
Крупные кадры, различная макросъемка, всякие снежинки-сосульки, фрагменты лица, язык примороженный к бугелю.
Выбрали все, что понравилось, разноплановое и разножанровое, без явного технического брака в виде бурых недодержанных снимков и кадров «без головы».
Теперь самое трудное: выбрать из хорошего - лучшее, а из лучшего - самое лучшее. После этого попросите выбрать лучшее кого-нибудь из друзей, либо сами сделайте повторный отбор лучшего через некоторое время (прием называется «отвыкшим глазом», т.к. через несколько дней или недель мозг освобождается от прошлого стереотипа восприятия этой подборки фотографий, возникшего в процессе первичного отбора, и как следствие, вы будете более критичны к своей композиции).
Экспериментируйте с соотношением в подборке портретов пейзажей и всего остального, проверяйте свое адское варево на окружающих людях, лучше малознакомых и лично к вам равнодушных, это повысит объективность оценки на порядок (а если покажете маме, ей однозначно понравится больше, где вы румяный и пухлый).
При печати на фотобумаге избегайте эконом формата, 9х13 - абсолютно беспонтовый размер, при котором даже хорошие кадры смотрятся не очень. Для пробников и сомнительных кадров лучше использовать формат 10х15, а для удачных - 13х18 или 20х30. Причем для пейзажей желательно 20х30! И еще формат отпечатка 20х30 оптимален для сканирования (если вы снимали на пленку), а также для участия в фотовыставках и экспозициях. Как ни странно, но при печати 13х18 и 20х30 резкость отпечатка получается лучше, чем на формате 10х15. Это объясняется тем, что на больших форматах (при более дорогой стоимости печати) операторы работают «на каждый кадр», просматривают и корректируют резкость вручную, а не гонят вал, как происходит при формате 10х15. Помните, что лучше напечатать 15 самых лучших больших, чем 60 подряд маленьких. Дело не в количестве. Важен эффект.
Другие статьи автора на сайте:
Мальца об экстремальной фотосъемке
Фрирайдовая вакханалия в Морковкине
Особенности национального фрирайда
Ломает осень не по-детски
Автор: Zuk / Валентин |