Долгое время, да и сейчас, длина(ростовка) горных лыж считалась основным фактором для выбора. Около 100 млн результатов показывает по совокупности этих запросов поиск Яндекс. Пик запросов (более 2500 в месяц) приходится как раз на декабрь. Или ежедневно около сотни горнолыжников решают этот вопрос. Что изменилось, какие тенденции? Обновление темы.
Носители этого сакрального знания явно в цене – я с удивлением увидел, что мою последнюю статью на эту тему «Выбор длины горных лыж: доступно и просто» прочитало более 30 000 человек!
Но со временем меняются лыжи, меняется техника катания, меняются представления о правильном выборе горных лыж.
Горные лыжи. История с географией
Последний карвинговый переворт в лыжах уменьшил длину лыж для любителей сразу на 20%. Однако, когда прошла эйфория, оказалось, что карвинг (скольжение на кантах по радиусу выреза лыж, без бокового проскальзывания) освоили считанные проценты любителей. Остальное большинство симулируют резанное ведение и практически катают на плоских лыжах с большей долей проскальзывания. Остряки даже придумали термин для такого катания – «коровинг».Не маловажную роль в применяемой карвинговой технике играет и фактор живучести подготовленной трассы – идеальное состояние для карвинга живет в среднем 2-3 часа. Затем склон напоминает скорей картофельное поле после окучивания, чем идеальный вельвет. И попытайтесь резать по нему идеальные дуги! Но при технике ведения лыж с проскальзыванием состояние трассы не критично.
Для использования в карвинговом повороте центробежных сих необходимы повышенные скорости – но не многие готовы катать «на ходах».
В итоге «коровинг» катают в основном на пологих трассах, а большинство синих, красные - кто как сможет.
КарвингVSкоровинг. Кто выиграл?
Мы загоним горнолыжников к счастью железной рукой за их же деньги?
Между тем подавляющее большинство производителей упорно заваливают рынок лыжами с карвинговой геометрией. Никто не решается признать провал карвинговой революции. В том числе и горнолыжные школы. Все стремятся научить карвингу, как к вершине, апофеозу катания. И в 99% случаев терпят неудачу. Элемент спортивной техники для не подготовленных технически, не координированных, не готовых физически любителей остался не востребованным. Почему же этого никто не замечает?Моя версия: лыжи для плоского ведения значительно проще и примитивней (сэндвич, кэп), чем навороченные модели для карвинга (карбон, чипы, графен). Соответственно – дешевле. Это противоречит современному тренду лыжестроения – «высокие технологии+маркетинг=высокая цена».
Глобальный тренд «назад, к счастливому прошлому» не работает в горных лыжах. Никто из брэндов не готов регрессу.
Современные горные лыжи: застой или унификация?
Впрочем, производители негласно реагируют на ситуацию. Они пришли к некой волшебной формуле лыж которая универсальна для среднего уровня катания по трассам:
- Наиболее универсальный радиус выреза лыж – 16 метров.
- Наиболее универсальная ширина талии горных лыж – 90 мм.
- Горнолыжнику среднего уровня катания, при его среднем весе (76 кг +- 5 кг) лыжи нужны в длинной до носа. Критерий веса лыжника вышел на первое место по важности фактора выбора длины.
- Большинство трассовых лыж производится длиной 170+. Это оптимально по новой формуле.
- Наличие трассового рокера – спереди и сзади на длину горных лыж не влияет.
- Жесткость лыж – средняя. Как жесткие, так и мягкие лыжи – это проблемы в управлении лыжами.
- Пятка закругленная, меньше усилий для «сбрасывания пяток», перехода катания в режим с просказьзыванием.
- Носок мягкий, для вездеходности.
Это формула работает для 90% всех горнолыжников. И для всех мест катания вне зависимости от качества подготовки трасс. Формула годна и для категории уровня катания ниже средней («продолжающих», «прогрессирующих») – для них нет смысла уходить в сторону меньшего радиуса и длины, поскольку:
Более короткий радиус – это для продвинутых катальщиков, требует техничности и повышенной физической подготовки.
Также, как и в сторону увеличения длины:
Горные лыжи большего радиуса и длины – специализированные (фрирайд, спорт) и дело личных предпочтений.
Лыжи такого типа «убили» столь популярный некогда класс алмаунтин (All Mountain) - «одна лыжа для всего» за счет роста ширины талии лыж для трассового катания. Но переняли их вездеходность. Они менее требовательны к качеству поверхности для скольжения и более всеядны, чем предыдущее поколение трассовых лыж с узкой талией. Но термин еще используется некоторыми брендами.
Для женщин пропорции сохраняются с учетом их меньшего веса в -5 см. Но, если девушки спортивного плана – им нужно делать выбор по мужской формуле.
Специализация горных лыж: «Черт таится в деталях»
Не смотря на определенную унификацию горные лыжи отличаются друг от друга не только раскраской и шильдиками. Горнолыжнику остались вариативные конструктивны которые позволяют выбрать лыжи под индивидуальный стиль:- размер переднего рокера. Чем он больше, тем лыжа маневренней, тем легче входит в поворот, тем меньше требует скорости.
- задний рокер. Аналогично переднему. Чем он меньше, тем лучше лыжи идут по карвинговой дуге. «Лежачая» пятка (практически отсутствие рокера) дает возможность более агрессивного катания. Больше рокер – лыжа более спокойнее, но с точки зрения спортивноориентированных катальщиков – «вялая».
- жесткость. Жесткие лыжи любят скорость, только на ней они «оживают» и раскрывают полностью свой потенциал: точность ведения, отзывчивость, чистые дуги. Повышенная жесткость – хорошая цепкость кантов на льдистом склоне.
- форма пятки. Закругленная пятка у лыж для рекреационного катания. Неспешного, комфортного, не предполагающего спортивного стиля. Прямая («рубленная») пятка как правило без заднего рокера и повышенной жесткости – признак карвинговой специализации.
Что актуальней при выборе горных лыж: примитивизация или математическая точность?
Возвращаясь к статье «Выбор длины горных лыж: доступно и просто» считаю, что она по-прежнему актуальна для новичков – дает много первичных знаний и погружает в атмосферу. И если ее не воспринимать слепо, как пошаговую инструкцию, а рассматривать как алгоритм действий перед походом в магазин – вполне можно руководствоваться этой статьей и сейчас.Новая формула описанная выше хороша тем, что за вас уже все придумали и выбрали – вам осталось оплатить в кассу и с большей долей вероятности, после обкатки лыжи будут соответствовать вашим ожиданиям.
Выбор методы за вами.
P.S. Почему лыжи отказываются ехать и не слушаются горнолыжника?
Даже самыми современными и супертехнологиными лыжами невозможно управлять и получать удовольствие если канты тупые, а скользящая поверхность – «сухая». Наезжание лыжи на лыжу, не желание лыж резать дуги, прилипание к склону, отсутствие скольжения – типичные признаки отсутствия ски-сервиса.При трассовом катании нанесение парафина (температурного, универсального или хотя бы базового) должно быть ежедневным.
Канты точиться по мере необходимости.
Регулярный ски-сервис – главное в легкости катания и получения удовольствия от горных лыж.
А тех, кто сам лучше продавца знает, что ему надо - очень мало. И мировая горнолыжная индустрия не может себе позволить ориентироваться на этот мелкий сегмент.
Ничего личного, только бизнес:-))