Начну с того, что я полностью потерял интерес к трассовому катанию где-то 4 года назад.
Некоторые язвительно заявляют, это от неумения, но факт остается фактом. В сезоне у меня около 20 катальных дней, времени и желания посвящать их обучению «правильному», по меркам токсичных комментаторов (не знающих, не видевших меня и как я катаюсь), трассовому катанию, чтобы их удовлетворить, у меня нет, хочется отдыхать, кататься и получать удовольствие.
1-2 раза за сезон посещаю какой-либо из больших сибирских ГЛК: Шерегеш, Гладенькая, Ергаки, Соболиная. Теперь к ним добавился и Телецкий, думаю, я туда еще обязательно вернусь. В моём понимании фрирайд «выходного дня» – это выезд на 2-3 катальных дня куда-то недалеко, в пределах плюс-минус 200 км (для комфортного катания в день приезда и перед выездом) с небольшим бюджетом, чтобы можно было сорваться в любые выходные под погоду, под ситуацию, не задумываясь о финансовой стороне вопроса.
Конкуренты
В начале пройдемся по возможным конкурентам, и почему они меня в той или иной мере не устраивают.
Приисковый: По отзывам очень классное место, но катание только с ратраков, что накладывает определенные минусы: групповое катание со всеми вытекающими – ожидание, ожидание и еще раз ожидание. Стоимость (а это 4-5 туров выходного дня того же Дивного) заставляет задуматься о финансовой стороне, и эти деньги у меня ежегодно перераспределяются то в Шерегеш, то в Ергаки. Расстояние 260 км от моей дислокации, но дорога последние 70 км не асфальт, добираться часа 4-4,5, если не больше. Из-за вышеперечисленного в рейтинге не участвует.
Бобровый лог: это не про внетрассовое катание, в удачные снежные года удавалось немного в лесу покататься. Уже 2 года не посещаю, в том числе по причине ниже.
Каштак: Закрыт 2-й или 3-й год.
Плюсы: в снежные года меньше валежника, менее густой лес.
Минусы: находится на расстоянии всего 30км от Дивного, но снега выпадает меньше, небольшой ареал для катания.
Как по мне, очень хорош для Красноярцев, покататься в будние дни или на 1 выходной, без ночёвки.
Фото декабрь 2018 открытия сезона, в тот же день наша команда заняла 1-е место в эстафете по скоростному спуску.
Саланга: Позиционирует себя как таёжный курорт (видимо, для обоснования огромных цен в основном комплексе), однако, для фрирайда годится слабо.
Плюсы: Много снега, попал в снегопад - катание удалось. 3-ю трассу обычно не ратрачат, если недавно выпал снег, можно оторвать душу.
Минусы: Очень мало линий, лес в большинстве своём не проезжаемый, есть небольшие участки между 1 и 2 трассой, и немного уходя левее от первой трассы. 2-ой подъёмник, который расширяет ареал катания, часто стоит (то сломан, то недостаточно народа).
Это я, первый раз в жизни вставший на горные лыжи.
Долгий лог, Амурлык (в нем я не был): даже рассматривать не буду, совсем детские горочки.
Подготовка
Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню - главный герой описывает сложившуюся традицию в не безызвестном фильме, а мы с друзьями каждые новогодние каникулы уделяем 3 дня (2ночи) ГЛК Дивный. Данной традиции уже несколько лет, это не единственное посещение в сезоне, снега достаточно – едем в декабре, в феврале раскатываемся перед отпуском. Почему выбор пал на этот ГЛК? – Причин несколько:
- Как озвучено в заголовке, для меня это чуть ли не единственное место для фрирайда «выходного дня».
- Приемлемо обстоят дела с очередями, они не больше, чем в обычные выходные, этим не могут похвастаться остальные более крупные курорты.
- Не нужно планировать сильно заранее, жилье всегда доступно и можно опираться на погоду, не редко в январе мороз (ниже -20 – не катаюсь). Очень обидно ехать в ту же Салангу, забронированную за 2 месяца до поездки, в -30, так как внес 100% предоплату.
- ГЛК находится в городе, легко снять бюджетное жильё цена которого не возрастает в связи с новогодними каникулами, в отличии от Саланги, Шерегеша, Ергак и далее по списку (в 2024 г. - 2000р/ночь).
Бронируем в конце декабря, либо после того, как немного отошли от празднования Нового года, посмотрев перед этим прогноз погоды. С помощью Авито выбираем приемлемое жильё, вносим предоплату (не всегда, часто бронируют без нее, видимо, спрос небольшой), стараемся снимать на набережной, в 90 % случаев это удается. Вот, в принципе, и все.
ГЛК Дивный:
Выезжаем в 6:30, чтоб прибыть к открытию в 9:00, проехав 180 км. Парковка расположена близко к самой горе, она платная (года 3-4 назад иногда была бесплатной, не знаю, как это у них тогда работало). Цена вылетела из головы – что-то в районе 200 рублей, но могу и ошибаться. Переодеться можно в прокате, для вещей есть бесплатные полочки (сделали недавно), ранее оставляли рядом с лавочками, за многолетнее посещение ничего никто не украл. Тем, кто боится, можно организовать хранение за плату у сервиса. Имеются средне-бюджетные кафе, прокат, плюшки. Желающим проживать на горе к услугам недорогая, относительно других ГЛК, гостиница, цены начинаются от 3200 на 2-х, в праздники, вероятно, дороже. Но преимуществом проживания в городе является пешая доступность прекрасной набережной, где можно покормить уток, полюбоваться горными пейзажами и незамерзающим Енисеем, мой вам совет бронируйте жильё в городе ближе к набережной.
Количество снега в начале января (100 см есть).
Также могу порекомендовать к посещению небольшое кафе «Рататуй», расположенное недалеко от горы, мы часто заезжаем по приезду и обязательно перед обратной поездкой домой, там всегда свежая вкусная выпечка (пиццы, пончики, печеные пирожки и т.д.) за 200-250 руб точно наедитесь.
Катание
В новогодние праздники, как, собственно говоря, и в обычные выходные, комфортно кататься с открытия до 11:30 – 12:00, обычно к этому времени добирается основной народ после веселого времяпрепровождения и образуются очереди.
Подъёмники бугельные, удивительно, но 2 оператора на 3 подъёмника, чтоб объять всю гору можно приобрести скипасс владельца 1 и 3 бугеля (мне так вообще только 3-ий и интересен), другая сторона медали: при образовании очередей у второго оператора она меньше.
2-й подъёмник воочию, который не обозначен на схеме конкурентов..
Не так давно тут появились дневные скипассы, но из-за вышесказанного брать их не рекомендую, в будние дни – может быть. Некоторые маршруты проходят через бурелом, валежник, заканчиваются тем, что нужно поработать несколько минут ножками или вообще лыжи снять. Отсюда время спуска может варьироваться в широком диапазоне от 5 мин до 30 минут, и мне вполне достаточно 10-15 подъемов в день, иногда меньше, в зависимости от очередей.
Всего на курорте 3 основных трассы:
На 1-ой трассе можно покататься только в лесах около самой трассы, если увлечься лесом справа от вершины, то велика вероятность провести долгое увлекательное путешествие пешим ходом, слева огорожено подъемником.
Правый лес 2-ой трассы так же огорожен подъемником, слева расположена просека, очень заросшая кустарниками (на схеме она указана как 3-я трасса, но трассой там и не пахнет), кататься некомфортно. Можно рвануть через левый лес и спуститься к нижнему выкату. Как понимаете, 2-я трасса, как и 1-ая, не сильно годятся для моих целей.
3-я трасса Но все изменилось после открытия 3-го подъёмника и его трассы (4-ая на схеме), ранее туда доставляли только снегоходы: если ехать по самой трассе вначале, небольшой уклон с редким лесом – очень комфортное место, чтобы делать первые шаги во внетрассовом катании, либо размяться перед началом сезона/катального дня, далее уклон увеличивается, как и густота леса, но остается проезжаемым. Самый большой ареал находится слева от вершины – свернув на небольшую просеку, можно спускаться по ней, совершая прыжки с небольших пампушек, так и в любой момент свернуть вправо и катиться по лесу до трассы для беговых лыж.
Омрачают данный ареал, лежащие в некоторых местах поперек спуска поваленные деревья, воткнувшись в которые, нужно будет либо снимать лыжи и перелазить, либо долго и упорно обходить.
Исходя из того, где повернете, придётся вспомнить технику конькового хода, чтобы добраться до подъёмника по трассе для беговых лыж (от 1-й до 10 минут).
Так же обстоят дела с мешающим валежником в правом лесу от вершины. Там же есть недавно сделанная просека со спиленными деревьями, некоторые из них, наряду с пнями, превратились в трамплины, при достаточном снежном покрове можно всем этим наслаждаться, либо выбрать линии по имеющимся вокруг лесам. Далее по этому маршруту идет густоватый лес, превращающийся в плохо проезжаемый бурелом ближе к низу, в итоге выходишь к нижнему узкому выкату (к тому же, что и со 2-й трассы). В совокупности получаем очень много линий, и, при желании, целый день можно кататься новыми маршрутами. Не сказать, что всегда едешь первым следом, но мало раскатанные линии находятся без труда.
Минусы
Есть и пара минусов у данного курорта. 1-й и основной - это снегоходчики, которые поднимаются параллельно с 3-м подъёмником, людям приходится дышать выхлопными газами и слушать не звуки природы, а шум моторов. Некоторые из них могут по трассе проехаться, встречаются данные индивиды и в лесу, что, в свою очередь, не способствует безопасности. По мне, так стоило бы запретить полностью применение снегоходов на курорте, либо вынести их линии движения далеко в сторону. как сделано в том же Геше, но, пока не произойдет какое-либо серьёзное ЧП с их участием, и владельцу(ам) курорта не прилетит по «шапке», никто этим заниматься, теряя прибыль, не планирует.
Непроезжаемый валежник. Внетрассовое катание на курорте запрещено, но все прекрасно понимают, что это далеко не последнее, из-за чего сюда едут многие люди, в том числе и я. Может, стоило бы все-таки организовать уборку леса от валежника (хотя-бы от деревьев, лежащих поперек горы)? Думаю, данное мероприятие не стоило бы огромных средств, не так его и много. Попытаться привлечь волонтеров, особо отличившихся, мотивировать сезонным скипассом. Ведь есть фанаты данного места. Стоит всего раз произвести очистку от крупных частей, а далее раз в несколько лет поддерживать там порядок.
Большинство из читающих, скорей всего, уже бывали на данном ГЛК, если нет, то завидую Вам. И, главное, расширяйте горизонты, пробуйте новое, не боитесь выйти за пределы трассы. Те, кто попробовал и перетерпел начальные неудачи, за редким исключением, трассу стали использовать преимущественно как средство добраться до подъемника.
Хм, 250м перепада на 650м длины трассы - это очень серьезно. Тут и правда с такой трассы в «лес» уйдешь, целее будешь