0

Гнём лыжи, загибаем пальцы

Reports Лента автора 19 Августа 2007 (03:05) Просмотров: 511 0

Время летит быстро. Казалось бы – только вчера (в т.ч. и на этом уважаемом портале) разносили в пух и прах саму идею о неизбежности пришествия карвинга. Хорошо помню уважаемых клиентов, проверявших на прогиб верхние модели слаломных карверов, и с разочарованием заявлявших «тряпки». Потом лыжи укорачивались… Что характерно, нынче, во всяком случае, если речь идёт о катании в горах, их длина стала вновь расти. Разберёмся? Начнём с промеров и жёсткости.

Пару лет назад в журнале "Ski-Горные лыжи" я наткнулся на статью одного из корифеев, Юрия Сергеевича Преображенского. Будучи уже тогда убелённым сединами, мэтр писал о неуниверсальности чисто карвинговой техники, о необходимости элементов проскальзывания…


NO CARVING! NO CARVING?

Что любопытно, лыжный мир также менялся. Например, нынче в Европе самый модный знак на трассе NO CARVING. В чём же дело? Начнём с простого. Любимый пупырь, на котором, ввиду явной недоступности Альп, мы тренируемся (катаемся, тусуемся… нужное подчеркнуть). Необходимость здесь карвинговых приёмов, хотя бы для того, чтобы доезжать до низу – очевидна. С другой стороны, вот абсолютно жизненный пример: Сорочаны, прошлый ноябрь, учебный семинар Лиги инструкторов. Лёд, мокро, погода – дрянь.

Одна из классических тем, сколь вечных, столь и актуальных – жёсткость лыжи и её геометрия. На что они влияют, каковы тенденции в современных моделях…
Далее: …милая барышня (…), обучившаяся в прошлом сезоне по «чисто карвинговой методике», (…) на слаломных RC4 WC, с эфесами на палках, (…) явилась в нашу компанию, пропустив только первый (из трёх) дней семинара, когда в ускоренном порядке прогонялись основные моменты школы «С». Мы, почти все, делали в тот день первый выход на снег, занимаясь постановкой стойки, упора, вертикальной работой корпуса…. Второй день начался с раскатки, а далее – подводящих упражнений и техники короткого поворота. Как не сложно догадаться, найти опору на мягком, хоть и неровном льду, очаровательная так и не смогла. Её комментарий был краток: «меня же не учили классике»…

Допустим, дождь сверху и лёд снизу не являются типовыми условиями любительского катания. Однако же, скажите (понятно, что лично Вы ездите исключительно на кантах), сколько раз Вы со стороны наблюдали на трассах нашего городка столкновения, падения на простейших участках с проявившимся льдом, буграми…


Горы далёкие…

Едем дальше. Мой личный европейский опыт, увы, ограничивается Зёльденом. Подготовка трасс там отменна. Первый день катания. Наша группа провела день в самолёте, машине, ещё два – на производстве FISCHER, в совещаниях и банкетах. Первый выезд в сезоне. Высота, жёсткий наст, снег. Средний возраст членов команды – под 40. На таких трассах так хочется «замереть в дуге»! Но – уборка, ещё одна! Начиная с обеда, превалирующая техника – резаный вход, далее – в сбросе. Второй день – снег. Наверху отстреливают лавины. На трассе – по колено свежего. Берём лыжи пошире, ножки поуже – и годилем, не гнушаясь.

Нынче, во всяком случае, если речь идёт о катании в горах, длина лыж стала вновь расти.…
Красная поляна. Масса снега. Ширина трассы ограничена. Подготовка трассы – очень хороша, но она узкая, безопасных обочин, ограждения – нет. На трассе – масса народа, причём в ряде реально крутых и узких мест люди лежат, сидят, пытаются соскользнуть на пятых точках… Спасатели работают блестяще, но у них жёсткий дефицит средств спасения, а уж больничка в посёлке – … пусть мои враги туда идут (с)! Вы готовы «мочить», ну, хотя бы всю третью очередь, чисто на кантах, не сбрасывая скорости? Уверены, что финал не будет таким? Рецепт снижения риска – контроль скорости тем же сбросом.


Уверены, что финал не будет таким? Про Чегет можно долго петь военные песни, но не везде там ведётся дуга, не у всех...
Вы готовы «мочить», чисто на кантах, не сбрасывая скорости? Уверены, что финал не будет таким?
Про Чегет можно долго петь военные песни, но не везде там ведётся дуга, не у всех...

хотя у некоторых получается весьма достойно  впрочем, и заканчивается по-разному
...хотя у некоторых получается весьма достойно
... впрочем, и заканчивается по-разному

Про Чегет можно долго петь военные песни, но не везде там ведётся дуга, не у всех, хотя у некоторых получается весьма достойно, впрочем, и заканчивается по-разному.

Итак, подходим к главному утверждению:

  • с одной стороны, базовые (классические) элементы техники, типа регулирования скорости проскальзыванием, остаются актуальными;
  • с другой, - многие любители, переоценивающие свои возможности, не владеют базовым арсеналом, позволяющим оперативно затормозить-отвернуть.


Что делать?

Что остаётся производителям снаряжения и содержателям горнолыжных курортов? Известна конвенция производителей серийной мототехники – не выпускать на рынок модели, могущие ехать со скоростью более 300 км/ч. Впрочем, её далеко не все соблюдают. С лыжами столь явной договорённости нет. Но закономерность прослеживается.

C одной стороны, базовые (классические) элементы техники, типа регулирования скорости проскальзыванием, остаются актуальными
Одна из самых интересных серий лыж для фанового катания последних лет – SALOMON STREETRACER. Как высшая и последняя её стадия – экспертная слаломная EQUIPE 10 3V SC PILOT. Все верхние версии – из одной матрицы. Разнится начинка. Промеры: 123/66/103 R 12.2 при 165. Y-Prolinc сверху, V-Prolinc снизу. Как следствие, контроль торсионной жёсткости – сумасшедший. Эта лыжа ездит только на кантах и весьма живо «стреляет» в конце поворота. Чистый фан для умеющих ездить быстро, нырять в поворот и работать коленями-бёдрами. Первый год выпуска – скользящая Zeolit. Потом – скользяк попроще, в прошлом году – пролинки и PILOT долой.

Апофеоз наступит в сезоне ’07-’08. Серии STREETRACER больше не будет. Вместо неё – AERO. Промеры: 115/68/97 R 14.2 при 162. Для гурманов останется EQUIPE SC, уже, увы, не 3V. 122/65/101 R 12.2 при 164. Впрочем, к серии AERO, занявшей свято место, эта модель никак не относится. Главный пафос концепции ALLROUND AERO состоит в том, что в носковой части, отвечающей за вход в поворот, использована биаксиальная схема армирования с волокнами, лежащими под 450 к продольной оси лыжи. Это обеспечивает достойную торсионную жёсткость. А вот в пяточной части лыжи та же оплётка лежит основой параллельно продольной оси. Цитирую дословно слоган: «интуитивный переключатель для скольжения и карвинга». В переводе с маркетингового на русский, это означает, что обуженная пятка со сниженной торсионной жёсткостью поможет не в меру разогнавшемуся чайнику быстренько прекратить врезание канта непосредственно после входа лыжи в поворот, тем самым снизить скорость. А сниженная продольная жёсткость, в свою очередь, не даст лыже «выстрелить» при перекантовке. Традиционный тест SALOMON прошёл в Сорочанах. По совокупному мнению, в дугу-то лыжа вставляется-выводится, только «стрелять» перестала.


Что такое хорошо…

Хорошо это или плохо? Для спортивного, техничного лыжника – однозначно – серпом по …ногам. А для нормального любителя, туриста? Для него – это путь к безболезненному выходу из сложной ситуации, АВС и BRAKE ASSIST в одном флаконе. Да, понятие фана стало чуждым для этой серии. Зато скольких претензий от клиентов избегут продавцы «вы мне три года назад лыжи продали, а я их до сих пор прогнуть не могу».

C другой, - многие любители, переоценивающие свои возможности, не владеют базовым арсеналом, позволяющим оперативно затормозить-отвернуть.
Вот ещё пример дивной карвинговой лыжи в развитии. Знаменитый ATOMIC SL:9. Первоначальная концепция – радикальный карвер, практически – фан. Отличная экспертная слаломная лыжа. Один из самых широких носков, сверхкороткий радиус. 123/65/103 R 11 при 160. Что мы видим в следующем сезоне – «улучшенная версия» ATOMIC SL:10 119/65/99 R 11,5 при 155. Радиус – больше, носок – уже, пятка – мягче. Мечта! Признаюсь, эту лыжу я тестировал в Шуколово, на жёсткой морозной трассе. В этих условиях - 40% удовольствия. Однако, расчёт вполне понятен – «настоящие буйные» возьмут модель помощнее, а остальные… Меньше будет травм.

Что ж, похоже, текст начинает угрожающе приобретать вид «многабукф». У Вас появился интерес и собственные выводы? Давайте попробуем подискутировать, а я подготовлю следующую статью, где попытаюсь ввести ещё пару переменных…

Обсудить статью можно здесь

Автор: mikov
0