Ищу компанию на каталку: мама и дочка... 27 Декабря 2024 - 2 Января 2025 Россия, Красная Поляна
Ищу компанию открыть сезон на Розе 22.12 22 Декабря 2024 - 26 Декабря 2024 Россия, Красная Поляна
Ищу/составлю компанию 18 Февраля 2025 - 23 Февраля 2025 Россия, Красная Поляна
+2

Uber пришел в Сочи. «Голубой океан» против мафии с «шашечками»

Николай Проценко Лента автора 25 Февраля 2016 (11:03) Просмотров: 3443 11

Международный онлайн-сервис заказа такси Uber, вышедший недавно на рынок Сочи, рассчитывает за счет невысоких цен существенно расширить круг пользователей услуг такси на российском курорте номер один. Например, горнолыжники смогут доехать на такси от Адлера до Красной Поляны по цене, сопоставимой со стоимостью поездки на скоростном электропоезде «Ласточка». Такой подход, направленный на создание нового рынка с нуля, среди бизнес-консультантов давно получил название стратегии «голубого океана», однако в Сочи Uber компании придется столкнуться с серьезной конкуренцией аналогичных сервисов, которые также намерены реализовать здесь похожую модель развития, - «Яндекс-Такси» и Gett. Потребитель от этого только выиграет, хотя сочинским таксистам явно придется забыть о шальных доходах.



На Поляну дешевле «Ласточки»

«Глобально задача Uber состоит в том, чтобы стать доступным и надежным способом перемещения по городу для пользователей. Именно поэтому большая часть наших пользователей - не только те, кто традиционно передвигался по городу на такси, но и те, кто этого никогда не делал, поскольку это было неудобно или дорого. Мы расширяем рынок, становимся дополнением транспортной инфраструктуры города и реальной альтернативой личному автомобилю», - сообщила SKI.RU представительница компании по связям с общественностью в России Евгения Шипова в ответ на вопрос о том, какое место на рынке Сочи планирует занять Uber.

Официальный старт сервиса на главном курорте страны состоялся 15 декабря, в преддверии новогодних каникул, которые в очередной раз оказались для Сочи рекордными. По официальным данным администрации Краснодарского края, только на Красной Поляне за новогодние каникулы было зафиксировано 392,2 тысячи туристических посещений, причем многие приезжали сюда неоднократно.

Последнее обстоятельство связано с тем, что благодаря строительству новой инфраструктуры к Олимпиаде 2014 года на Красной Поляне принципиально изменилась логистика. Горнолыжники, ориентированные на бюджетный отдых, получили отличную возможность сэкономить на размещении, поскольку теперь совершенно не обязательно останавливаться недалеко от склонов. Электропоезд «Ласточка», курсирующий между Адлером и «Розой Хутор», тратит на этот маршрут всего 40 минут. Поэтому вполне разумно остановиться именно в Адлере по весьма щадящей цене (стоимость двухместного номера на новогодние даты начиналась от 2500 рублей за сутки), а на склон ездить на электричке, оставив снаряжение в камере хранения.

Однако тот же маршрут можно за сопоставимое время преодолеть и на автомобиле, причем по стоимости в расчете на четверых это может оказаться даже дешевле, чем на «Ласточке». Тариф РЖД по маршруту «аэропорт — Роза Хутор» составляет 350 рублей в один конец, или 1400 рублей на четверых — для сравнения, Uber предлагает на этом же маршруте цену 1299 рублей, притом, что «Ласточка» ходит по расписанию несколько раз в день, а такси можно вызвать в любое время. 100 рублей экономии - это, само собой, пренебрежительно мало, но если сравнивать с ценами, которые предлагают некоторые водители такси, поджидающие клиентов на выходе из аэропорта, то экономия может измеряться сотнями, если не тысячами рублей. В апреле прошлого года автору этой статьи пришлось срочно ехать из аэропорта Сочи в Олимпийский парк (расстояние между ними составляет примерно 7 км) и отдать за это 1000 рублей — Uber предлагает такую же поездку за 178-218 рублей. Понятно, что при таких откровенно демпинговых ценах в сравнении с теми, к которым привыкли сочинские таксисты, годами контролирующие самые «хлебные» места на курорте и имеющие устойчивую репутацию мафии с «шашечками», круг пользователей такси существенно увеличится.


Внедрение и вовлечение

В случае с рынком частного извоза стратегия «голубого океана» действительно работает. По данным исследования, проведенного в прошлом году Аналитическим центром при правительстве РФ, развитие онлайн-сервисов заказа такси привело к тому, что число людей, пользующихся такси хотя бы один раз в месяц, с 2013 года до конца 2015 года выросло с 48 до 53%, а количество пользователей, заказывающих такси чаще 10 раз в месяц, за тот же период увеличилось с 3 до 6%.

Теоретически появление такого сервиса, как Uber, может привести к революции в сфере личного транспорта: если расходы на такси меньше, чем стоимость содержания собственного автомобиля, то для многих это может стать серьезным аргументом в пользу жизни без своих «колес». Однако пока непонятно, сколько времени уйдет на то, чтобы эта идея  воспринималась как очевидная для большинства (стадия внедрения), и как много людей решат последовать ей на практике (стадия вовлечения). Вопросы отнюдь не праздные, если взглянуть на финансовые показатели Uber, которые недавно оказались в распоряжении американского портала TheInformation.Com, посвященного высоким технологиям.

Как следует из конфиденциальных документов, подготовленных компанией для инвесторов, в первой половине 2015 года валовая выручка Uber от заказов такси (до расчета с водителями) составила 3,63 млрд долларов, или почти на 24% больше, чем за весь 2014 год (2,93 млрд долларов). Однако доход для Uber после отчисления водителям оказался куда меньше — соответственно, 663,2 млн долларов в первом полугодии 2015 года и 495,3 млн долларов в 2014 году. Таким образом, в первом полугодии собственная доля Uber в валовой выручке составила 18,3%, что в целом соответствует декларируемому компанией принципу раздела дохода с водителями: 80 на 20%.

В то же время, по данным TheInformation.Com, за первые шесть месяцев прошлого года резко возросли операционные издержки Uber (фактически сравнявшись с издержками всего 2014 года), увеличились и расходы на маркетинг и продажи — наиболее значимая статья расходов компании. Если в 2014 году они составляли 246 млн долларов, то в первом полугодии 2015 года — уже 295 млн долларов. В результате убыток Uber по методике GAAP (чистый доход минус издержки) вырос с 671,4 млн долларов в 2014 году до 987,2 млн долларов в первой половине 2015 года.

Приведенные в публикации TheInformation.Com цифры в Uber не комментируют, о чем сообщил не так давно журнал Forbes, подробно проанализировавший финансовые показатели компании. «Столь крупные убытки оборачиваются уходом из бизнеса для большинства компаний, но не для Uber», - отмечают, впрочем, в Forbes, напоминая, что сервис является крупнейшим частным венчурным стартапом, который уже привлек 9 млрд долларов инвестиций. При таком объеме вложений, резюмирует Forbes, Uber может позволить себе наращивать рост расходов в обозримом будущем, особенно если учесть растущий объем оборотных средств компании: в первом полугодии 2015 года их объем составил 4,15 млрд долларов (для сравнения, в 2014 году он был равен 1,96 млрд долларов).

Все это, в конечном итоге, и определяет возможности Uber для распространения по всему миру со скоростью эпидемии — только в России в планах компании на этот год значится приход во все 17 городов-миллионников. В свою очередь, масштаб экспансии определяет интерес Uber для новых инвесторов, среди которых в прошлом году появились и  российские бизнесмены — Алишер Усманов и Зиявудин Магомедов, а в феврале 200 млн долларов в Uber вложил холдинг Letter One, управляющий капиталами основателя «Альфа-Групп» Михаила Фридмана и его партнеров.


Дело на 20 миллиардов

Возвращаясь в Сочи, стоит отметить, что здесь Uber уже явно не удастся реализовать  классическую версию стратегии «голубого океана» — когда основная прибыль на новом рынке достается первопроходцу. Дело в том, что еще в прошлом году на сочинский рынок вышли еще два крупных онлайн-агрегатора такси, также предлагающих весьма низкие тарифы, - «Яндекс-Такси» и Gett. Интерес агрегаторов к главному российскому курорту становится совершенно понятен, если привести всего одну цифру: по оценке Gett, годовой объем рынка услуг такси в Сочи составляет порядка 20 млрд рублей.   

Первым агрегатором, который начал работать в Сочи в середине августа прошлого года, стала компания «Яндекс-Такси», предложившая два тарифа - «Эконом» (78 рублей за посадку, 23 рубля за километр) и «Комфорт» (128 рублей за посадку посадка, 32 рубля за километр). По сообщению компании, партнерами этого сервиса сразу стали порядка 500 машин из пяти сочинских таксопарков.

Вторым игроком на рынке онлайн-такси в Сочи стал израильский оператор Gett, также предложивший два тарифных плана при фиксированной стоимости посадки 69 рублей - 9 рублей за минуту поездки (в будни с 7 до 21 часов) и 12 рублей за минуту (в выходные или в будни с 21 до 7 часов).

Тарифы, объявленные в Сочи Uber, составляют 59 рублей за подачу такси, 6 рублей за километр во время движения и 6 рублей за минуту поездки, сервис действует на территории всего Большого Сочи. Поскольку этот оператор пришел в Сочи не первым, одной из главных задач развития сервиса, утверждают в компании, является сокращение времени подачи автомобиля.

Конкуренция за скорость обещает быть достаточно жесткой. Например, «Яндекс-Такси», стартуя на сочинском рынке, заявил, что среднее время подачи машины будет составлять 5-7 минут, что в условиях сложного рельефа местности и высокой вероятности пробок означает «почти сразу». Для Uber принципиальным моментом сервиса является то, что клиенту предоставляется максимально полная информация об автомобиле и водителе, включая его рейтинг в системе. Вопрос ускорения подачи машины здесь решается следующим образом: каждый водитель имеет доступ к интерактивной карте, где указываются зоны с большим объемом заказов и недостаточным количеством автомобилей. В таких местах действуют повышенные коэффициенты, которые позволяют водителю зарабатывать больше. Впрочем, есть и определенные ограничения: для пользования Uber необходимо наличие смартфона и кредитной карты, наличные расчеты здесь не используются.


«Бомбилам» придется потесниться

Очевидно, что для потребителя появление в Сочи онлайн-агрегаторов такси принесет только плюсы. Другое дело, как это отразится на сложившемся на курорте рынке частного извоза. Хорошо известно, что попытки онлайн-агрегаторов консолидировать рынок такси зачастую мгновенно вызывает сопротивление его действующих игроков, причем особой «любовью» таксистов пользуется Uber. Акции протеста таксистов против этого сервиса происходили в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и многих других городах. Не миновали они и Россию, где после серии протестных акций московских таксистов Uber оказался под пристальным вниманием властей.

Еще в прошлом году столичная мэрия потребовала от  Uber подписать соглашение, в котором компания обязалась бы работать только с легальными таксистами, имеющими разрешение на таксомоторную деятельность, и передавать властям данные по движению своих автомобилей по городу. «Если компания не подпишет с нами соглашение, мы обратимся в правоохранительные органы, в судебные органы с требованием о запрете работы данного мобильного приложения на территории Москвы», - заявил в недавнем интервью курирующий транспортную сферу столичный вице-мэр Максим Ликсутов.

«Что касается отношений с правительством Москвы, думаю, что вопрос исчерпан. Мы в настоящий момент готовимся к подписанию соглашения. Ни о каком запрете Uber в Москве речь не идет», - прокомментировала сложившуюся ситуацию Евгения Шипова. В Сочи же, по ее словам, компания открыта к взаимодействию с местными властями, как и в любом другом городе, где работает Uber. При этом представительница сервиса подчеркивает, что Uber не занимается трудоустройством водителей, а работает на партнерских началах с ИП и юридическими лицами - независимыми участниками рынка транспортных услуг, которые, в свою очередь, работают в соответствии с действующим законодательством в части необходимых разрешений на таксомоторные перевозки, а также налогов.

В Сочи онлайн-агрегаторы явно могут рассчитывать на более благосклонное отношение властей, чем в Москве, поскольку мэрия города-курорта давно ведет борьбу за повышение прозрачности рынка такси. Мэр Сочи Анатолий Пахомов еще в преддверии Олимпиады пообещал жестко бороться с «бомбилами» вплоть до изъятия их автомобилей по суду, и ряд подобных случаев действительно имел место. Значительное снижение цен на услуги такси также полностью вписывается в неоднократно декларированную Пахомовым концепцию Сочи как «народного курорта», в смысле доступного отдыхающим с любым кошельком.

Пока о каких-либо попытках препятствовать работе онлайн-агрегаторов в Сочи не сообщалось. В частности, Евгения Шипова говорит, что Uber пока не сталкивался в Сочи с проявлениями недобросовестной конкуренции. Однако о реакции рынка на цены, предложенные новыми операторами, можно будет говорить только по итогам грядущего летнего сезона. По некоторым данным, в сезон таксист в Сочи раньше мог легко «поднять» порядка 100-120 тысяч рублей в месяц, и если доходы водителей нынешним летом существенно упадут, то это может вызвать нескрываемое недовольство. Особенно учитывая то, что в курортный сезон количество водителей, оказывающих услуги частного извоза, значительно вырастает за счет приезжающих из других городов Краснодарского края и даже из других регионов.

В Сочи под угрозой окажется прежде всего именно теневой сегмент извоза, который, по оценке Gett, составляет до 50% рынка. С приходом онлайн-агрегаторов с низкими тарифами его доля неизбежно будет падать. По данным упомянутого выше исследования Аналитического центра при российском правительстве, всего за пять лет, с 2010 по 2015 годы, в России в целом теневой извоз сократился с 80% до менее чем 30% рынка. Правда, у «бомбил» всегда остается возможность выйти на легальный рынок, получив необходимые разрешения — как сообщил в конце прошлого года генеральный директор Gett в России Виталий Крылов, таксисты в регионах все чаще приобретают лицензии, чтобы начать сотрудничество с онлайн-сервисами.

+2
0  
Egor_Che    25 Февраля 2016 (11:08)   #

Возьмут пример с евротаксистов и начнут жечь покрышки. А может и чего посерьезнее предпримут...

Самое безвредное (в плане законодательства) - сами все впишутся в этот убер, но не будут выполнять по нему заказы. Как в новогодние в Москве - все машины стояли и требовали тройной тариф. Я подошел к одному такому, спросил - он мне ответил, что ждет человека. При этом я больше часа наблюдал как он просто стоит. Потом начал ловить "от борта", подъехала такси из той же системы (Red Taxi) - говорит, а чего этот не везет? Я говорю - ждет кого-то. Он мне, а ну ладно, 800 рублей (мне из Митино в Химки надо было). Я говорю - давай за 500 и поехали. При том, что по счетчику у него вышло бы 200-250 рублей. Он - нет, не поеду. То есть, он был свободен, но из сервиса мне каждые 10 минут перезванивали и говорили, что все машины заняты и предлагали подождать еще 10 минут. Я поехал с обычным бомбилой за 500. Машина в Red Taxi нашлась когда я был уже в Химках и мы с другом уже успели опрокинуть по первой... Естественно, я заказ отменил.

Короче, найдут бомбилы, как "защитить свой хлеб".

0  
Ambr    25 Февраля 2016 (11:47)   #
Гораздо раньше Яндекс-такси и Гетта в Сочи заработал сервис Рутакси Онлайн. Цены дешевле, чем у Яда и Гетта и вплоне сравнимы с Убером. Я в прошлом году из аэропорта до центра Адлера за 190 р. доехал. Кроме того, пользователям Убера, которые пожелают привязать свою банковскую карту к приложению, следует помнить, что Убер эквайрится за рубежом, и некоторые российские банки лупят за это комиссию за трансграничную операцию (несмотря на то, что формально транзакция в рублях).
+1  
Вадюшка    25 Февраля 2016 (12:00)   #
1200 руб от Адлера до Поляны - это еще пока не демпинг.
Мы из Аэропорта до Поляны 25 декабря доехали за 1200
Потом от рынка в Адлере до Поляны вечером доезжали за 200 руб/чел. Всего в машине киа-рио было 4 пассажира, правда настойчиво хотели посадить 5-го. Отказали и поехали вчетвером
Из Поляны до Адлера в обратку нередко везут за 200 руб/чел, т.к. это лучше чем ехать пустым. Поэтому справедливая цена такого сервиса 800 руб. Да придется работать, а не стоять по полдня выдергивая жирного клиента.
Рейсовый автобус стоит в районе 160-170-180 (в зависим. от того куда именно ехать)
0  
Sveaman    25 Февраля 2016 (12:04)   #
Любой таксист за 1200 повезёт, если торговаться. Даже с официальной стойки в зале прилёта.
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    25 Февраля 2016 (14:28)   #

Вадюшка   чт. 25 Февраля 2016 (12:00)   #

Да придется работать, а не стоять по полдня выдергивая жирного клиента.

Интересно как будут пытаться "хакнуть" таксисты все эти гаджетные дела. Но, судя по Москве, не очень то тут у них выходит, цены как встали в демократическом диапазоне, так и стоят.  С убером только сложнее.. он только картами, это напрягает.
0  
Egor_Che    25 Февраля 2016 (14:40)   #

 

 
Интересно как будут пытаться "хакнуть" таксисты все эти гаджетные дела. Но, судя по Москве, не очень то тут у них выходит, цены как встали в демократическом диапазоне, так и стоят.  С убером только сложнее.. он только картами, это напрягает.

 

В Москве все уже давно решили и на новогодние праздники продемонстрировали. Читайте выше, я описывал историю. Так что, все решаемо. Раз уж в Москве удалось - то где угодно смогут.

  • 1
0  
novandrik    25 Февраля 2016 (20:46)   #
100-150 р из Эсто-Садка до Розы вместо 300. Машины, правда, без багажников. Чаще всего складывают сидение, поэтому больше трёх пассажиров не лезет. Но уже начинают прессовать их возле шлагбаума.
0  
hausbergkante    25 Февраля 2016 (21:55)   #
А я против систем, в которых могут регестрироваться нелицензированные машины.
Должны быть "официальные" такси в аэропорту, или городские с "нормальными" жёлтыми номерами и т.д. и т.п. Короче, Собянин правильно Убер прессанул в Москве.
В том же нью-йорке на стекле такси надпись (во всяком случае раньше была): аэропорт-город 45 руб. + экстра, кто мешает сделать то же самое в Сочи?
Вышел с лыжами, диспетчер по рации минивен подогнал. 
0  
пастор Шлагг    25 Февраля 2016 (22:11)   #
только приехал от тестя, такси 55 руб., хотя все крайние года было 150.это дешевле чем автобусом(нас четверо).не Сочи. жить становиться лучше, жить становиться веселее(с).ждём ответа от Сочи.
0  
Totosha    25 Февраля 2016 (22:20)   #
Адлер , Ленина(рынок)->Аэропорт 200р
Ленина-> Роза 1300
Вниз от ГГ в адлер 600-800р (если ловить пустого на дороге))
Если не одному, то дешевле электрички:) Вполне адекватные цены, лично мне))

Аренда тачки 1800р/день(и дешевле, если надолго.....типа киаРио или хендаяСоляриса )+бензо
-1  
Олег Магазов    8 Декабря 2016 (18:22)   #
http://alsochi.ru- Такси аэропорт Сочи. Встреча в аэропортах, вокзалах и обратно. Комфортабельные перевозки.