
Наверное, по этому поводу есть глубоко научная теория или точно установленные факты. Но в данном случае меня интересует не столько истина в последней инстанции, сколько попытка понять это методом погружения в прошлое. Или действительно это моя память об одной из прошлых жизней? Пифагор же помнил целых три.

Итак.
Древность… Смутные времена… Кроме пришлых врагов многие соотечественники не прочь сделать из тебя и твоего рода рабов. На равнине трудней сохранять не только свою независимость и имущество, но и жизнь. Набеги кочевников и соседних племен уменьшают мою семью. Жизнь опасна и будущее не сулит хорошего — род на грани существования. Что же делать? Мозговой штурм, — и выход найден!
Отыскан глухой горный уголок. Есть вода — горный ручеек, есть недалеко лесок — дрова и пастбище — альпийские луга. Построить жилище не проблема, вокруг много камней самой разной формы. Так возникает несколько построек для скота и жилья. Жизнь налаживается.
Мой род сыт, плодится, горы прекрасны… Есть неплохая охота. В походе на равнину отбито несколько голов скота. Я, как и все люди древнего мира, не прочь отнять у слабейшего то, что он не в силах защитить.
Человеку всегда легче отобрать, чем вырастить и новое несчастье — пронюхавшие о новом соседе племена (а может, предприимчивые соотечественники?) устраивают набег. Их много и вот наше жилище разорено, многие члены рода погибли или пленены, скот угнан… И понятно, что это не разовая акция. Они или другие придут снова.
Я и остатки моего рода понимаем, что выстоять против многочисленного врага можно только за счет недоступности жилья. Так возникает моя первая крепость. Но следующий набег чуть не заканчивается для рода плачевно — не хватает воинов, чтобы защитить стены, когда идет атака со всех сторон.
Выход? Есть! Это должна быть небольшая, но неприступная башня, в которой можно пересидеть атаку и ее легче защищать. Но как всем поместиться? Путь один — сделать ее в два этажа! А может, в три? Или больше? Ведь скот тоже нужно укрыть. А оказывается, с высоты и врага легче заметить!
Наладились отношения с соседней семьей. Мы договорились о помощи друг другу и создали первую систему раннего предупреждения — дым на башне сигнализирует об опасности.

Жизнь опять радостна! Мой род сыт, плодится, горы прекрасны… Я могу прокормить теперь не одну жену и у меня большое потомство. Рядом растут новые башни. Появился еще и новый приработок — мои люди частенько грабят караваны, которые идут по соседнему ущелью… Это мои Боги дали мне за мои труды и жертвы, которые я им приношу. Но вот беда — караваны все сильнее вооружаются и мои набеги приносят больше жертв, чем добычи.
Но купцов можно не только грабить. Им нужна еда, лошади и мы частенько ведем меновую торговлю. В беседах они жалуются на разбойников и готовы платить за охрану. Хм… Если я сам разбойник, то почему бы мне не сразиться с другими?
Мои люди строят еще две башни — одна в начале ущелья, другая в конце. За пару лет я смог вбить соседям в их пустые головы, что это моя земля и если кто-то думает иначе, у меня хватит оружия и людей, чтобы его наказать за такое слабоумие. Я доволен — караванщики платят мне, но ни одна подлая душа их не посмеет тронуть их, пока они на моей земле. Иначе моя месть будет смертельной.
Мой род сыт, плодится, горы прекрасны… Так я вырос из пошлого рэкетира в солидного таможенника и охранное бюро. Мне не важно, как это называется, лишь бы были деньги, женщины, а коня и оружие я куплю. Я независим и горд достигнутым. И в любой момент могу отстоять свое достоинство и право сильного.
Потом придёт более сильное племя. Будет долгая кровопролитная война между их войсками и нашими партизанами. Они поймут, что, пока мы в горах — война будет длиться вечно. Посулами и грубой силой они вытеснят мой род на равнину и мы опять станем послушными крестьянами, потеряв независимость. Но нет худа без добра — мой род сыт, плодится, горы прекрасны…

И только заброшенные башни помнят былые лихие времена… Они хранили и мою память.
Но это уже другая, чья-то прошлая жизнь. А я оставался горцем всегда!
Эта история или воспоминание возникло во время поездки в Республику Ингушетия благодаря общению с нашими гидами и в обсуждениях истории башенных комплексов с коллегами. Большая благодарность всем за пробуждённые воспоминания!
В иллюстрациях использована картина ингушского художника Мурата Полонкоева.