Высказывание «Все новое – хорошо забытое старое» явно не относится к горнолыжной одежде. Мода для горнолыжников и сноубордистов никогда не смотрит в прошлое, она требует самых современных технологий, тканей и силуэтов и стремится только вперед. Поэтому история горнолыжной моды настолько же интересна и разнообразна, насколько интересен сам горнолыжный спорт.
1915 год, горнолыжный курорт Ширке. Коллекция А. Марра.
Отдых на горных лыжах изначально считался привилегией высших слоев общества. Представители этого общества во все времена были увлечены своим внешним видом и тщательно следили за последними новинками моды. Можно назвать это праздным способом тратить деньги, а можно и необходимостью.
Самые первые горнолыжные курорты Европы начали открывать свои гостеприимные двери и склоны в конце 19 века: Давос, Санкт-Мориц, Шамони, Валь д’Изер… В Америке первый курорт, Howelsen Hill Ski Area в Колорадо, начал действовать в 1915 году.
Лыжник в национальном парке Mount Rainier, штат Вашингтон. 1907 год.
Публика на курорты приезжала состоятельная, жаждущая впечатлений и приключений. Соответственно, одежду для катания она заказывала портным дорогую, функциональную, из хороших тканей. Хотя до начала 1920, когда появились спортивные костюмы для женщин, лыжницам приходилось кататься в длинных платьях поверх лыжных штанов. Такой костюм вряд ли можно функциональным, но он очевидно не мешал любительницам горных склонов наслаждаться активным отдыхом.
Мужской костюм эпохи раннего периода горнолыжного спорта походил на военную форму: австрийская мода задавала тон в конце XIX – начале XX веков.
Лыжники в регионе Гармиш-Партенкирхен, Гудиберг, около 1910 года. Узкая одежда мужчин на переднем плане предполагает военную форму. Коллекция А. Марра.
Также здесь и там на склонах мелькала одежда землисто-зеленых тонов, напоминающая традиционные ледерхозен, трахтен и дирндль. В центре внимания портных было удобство в катании, а также максимальные теплоизоляция и защита от влаги. Впрочем, как и сейчас.
Использовались традиционные натуральные ткани: габардин и толстая шерсть для свитеров, на которых уже присутствовали рисунки из снежинок. Из твида шили зауженные книзу штаны, а меха применялись для тотального утепления снаружи.
Легкий шерстяной свитер - типичный образец лыжной моды той эпохи.
Генри Уильям Хук, уроженец Давоса, геолог, метеоролог, альпинист, лыжник и писатель, а также победитель чемпионата Германии по горным лыжам в 1901 году, так описывал одежду своих товарищей:
«Они выглядели вызывающе и где бы ни появлялись, вызывали переполох, насмешки в свою сторону и презрение. Причиной служили не только неизвестные публике в то время лыжи, но и одежда. На ногах лыжники носили меховые башмаки из собачьей шкуры мехом наружу, эти башмаки имели кожаную подкладку. Между мехом и кожей вводили через особый клапан масло, что было призвано обеспечивать защиту от холода. Эти меховые башмаки были очень дорогими и непрочными, и выглядели так, будто владелец только что приехал из Арктики. На ноги надевалось по крайней мере два толстых носка из натуральной шерсти, а штанины брюк доходили до щиколоток. Поверх штанин натягивалась еще одна пара самых толстых носков, которые доставали до колен. Также носили мешковатые шаровары из жесткого лодена или генуэзского вельвета. Обернутые таким образом ноги дополнительно защищались гетрами из войлока почти в сантиметр толщиной с более толстой передней частью, которые доходили до колена и были привязаны под коленом кожаным ремнем.
Верхняя часть тела также была послойно обернута, словно луковица: сначала утеплялся низ живота, поверх него надевались фланелевые рубашки, затем шерстяная куртка, далее жилет с рукавами, и, наконец, юбка на подкладке. Были очень популярны меховые утеплители для запястий, а также толстые рукавицы с манжетами, зачастую доходящими до локтей. На голове носили шлемовидные шерстяные шапки с козырьком, защищавшим глаза, также надевали вязаные утеплители для шеи, желательно серого цвета. Наконец, что не менее важно, надевалась шляпа с широкими полями, которая была закреплена лентами под подбородком и обеспечивала необходимую защиту от солнца, ибо оно было чуть ли не таким же пугающим, как и мороз».
Генри Хук написал: «Хочется верить, что мы выглядели смелыми и немного смешными. Мы выдержали все это, так как были уверены, что находимся на пороге чего-то большого - и мы должны оказаться правы».
Далее приводятся первые фотографии одежды поклонников молодого горнолыжного спорта в период с 1890 по 1920 годы.
Лыжник в Лессебо, Швеция, в бриджах до колен, вязанной водолазке, куртке и меховой шапке. 1918 год.
Трое на лыжах, около 1910 года. Спуск по не слишком крутым склонам, держась за руки по двое или по трое, являлся увлекательным занятием. Длина юбки здесь уже достаточно короткая. Коллекция А. Марра.
Соревнования в Обервизентале. Коллекция А. Марра.
Франция, 1915 год.
Горнолыжная тренировка. Франция. Около 1910-20 гг.
Марка, выпущенная в честь годовщины смерти Матиаса Здарского.
Итальянская лыжница, 1909 год.
С горным шестом и зонтиком - дамы готовы к любой погодной ситуации. Около 1910-1915 гг. (дата неизвестна).
Детская лыжная гонка. Около 1918 года. Коллекция А. Марра.
Лыжное соревнование среди женщин горнолыжного клуба Верхнего Гарца во время Международного зимнего фестиваля в Санкт-Андреасберг-ам-Гарце 21- 22 января 1900 года. Женщины одеты в сшитые на заказ куртки и юбки-клеш, края которых заканчиваются чуть выше щиколоток. Завершают картину спортивные шляпки или кепи с относительно скромной отделкой.
Лыжная экскурсия, около 1900 года. Коллекция А. Марра.
На картинке лыжницы одеты в разноцветную одежду. Желтый цвет левого костюма показывает, что костюмы женщин, занимавшихся зимними видами спорта, были намного ярче, чем предполагают обычные черно-белые фотографии.
По материалам:
Юбка на подкладке на мужской верхней части тела ?
Годе, карандаш, клеш ?