Вот вы, например, зачем пошли в лыжную школу в первый раз? Полагаю, что рассуждалки были такие: вон сколько людей катаются, и я хочу... Да, по первости тяжеловато будет, первые несколько дней. Да и страшновато немного – вдруг не получится? Но ничего, пострадаем, помучаемся немного, зато потом – слияние с природой, свежий воздух, спортивное увлечение на всю оставшуюся жизнь... А виды? Какие обалденные, говорят, виды оттуда сверху....
Короче, Вы готовы переступить некие предполагаемые трудности ради некой прекрасной цели, которая будет достигнута позже. Потом. Завтра. В будущем. В этом и есть принципиальная разница между вами и вашим трехлетним сокровищем – для детеныша в этом возрасте концепции «завтра» не существует. Есть настоящее, но будущего в его голове нет. С ребенком невозможно общаться на уровне «сделай что-то сегодня, а конфету получишь завтра». Конфету можно получить максимум через пять минут, а завтра – это как никогда. Поэтому у трехлетнего ребенка, к сожалению родителей и инструкторов, невозможно создать интерес к лыжам, мотивируя это видами с вершины горы и свежим воздухом.
Я это все к чему? Вот вы, взрослый человек, когда в первый день на лыжах знатно так навернулись, до искр из глаз, вы что подумали: «Это ничего. Это – во имя». А трехлетний ребенок, не имея этого «во имя», ощутив, что почва со снегом буквально уходит, нет, улетает из-под ног, испугается и ... «Мамааа!» (читай: «Какого рожна мне все это надо???»)
В трех- и четырехлетнем возрасте дети настолько психологически зависят от родителей, что самым большим страхом в жизни для 99% из них является на полчаса остаться без мамы/папы. За игрой, конечно, можно забыть обо всем. Вот почему существуют детские сады. Но чем там заняты дети? Играми, для которых не нужно приобретать каких-либо новых физических навыков. Все дети могут хлопать в ладоши, бегать и прыгать. Но когда к ногам прицеплены странные штуки и когда – вот ужас-то – над каждым шагом нужно думать – вот это, между прочим, уже кошмар, это страшно. А, значит, уже не до игры. Тут срочно надо маму. Без задержек и без промедлений. «Мамааа!»
Помимо психологических аспектов, есть еще и физические. У трехлетнего ребенка, едва толком научившегося ходить, мышцы еще слабы и координация движений еще не такая четкая. Проработав два полных сезона с детскими группами в Австрии, я пришла к выводу, что, в общем и целом, 90% девочек начинает увлекаться и получать удовольствие от лыж лет с пяти, а мальчишки – с четырех.
Родителям можно посоветовать следующее: не ожидайте, что через неделю ваше трехлетнее сокровище выйдет из лыжной школы чемпионом, что оное сокровище вообще научится кататься, и особенно - что лыжи сокровищу понравятся. За два сезона работы я видела только три или четыре трехлетних ребенка, которых в конце недели при хорошей погоде было относительно безопасно брать на гору на зеленые/голубые трассы. В основном дети в таком возрасте остаются всю неделю на учебных склонах.
Слезы в группе трехлеток случаются намного чаще, чем об этом думают родители. «Ну он/она в садике себя очень хорошо ведет, вот мы и решили попробовать его/ее отдать на лыжи». Я слышу это от родителей очень и очень часто. К сожалению, детский сад - не показатель. Поэтому многие, понаблюдав за своими трехлетними детьми, соглашаются со мной, что, наверное, годик еще можно было бы без лыж подождать.
«Но ведь в горнолыжных школах работают профессионалы, ведь не просто так же объявляется набор в лыжные группы с трех лет?» - спрашивают меня многие. Да, не просто так, а за деньги. Горные лыжи – постоянно растущая индустрия. 20 лет назад этот спорт был, можно сказать, для избранных, а теперь, благодаря хорошему новому оборудованию, лыжи становятся более доступны, и горнолыжные школы, набирая трехлеток, преследуют единственную цель – занять на рынке прибыльную нишу, по логике вещей принадлежащую детским садам. Сделать это несложно, потому что если чадо встало на лыжи в три года, то это льстит родительскому самолюбию. А что при этом думает само чадо, сколько это чадо проливает слез, сколько себе порят нервов родители из-за этих слез – эти аспекты лыжную школу занимают мало.
Своего собственного ребенка я буду ставить на лыжи в три года. Не потому, что знаю, как, а потому, что я – мама, и если я сама буду для своего ребенка горнолыжным инструктором, то у моего трехлетнего малыша не будет причин для основного страха – имея на ногах странные нелепые штуковины, остаться с ними наедине без родителей пусть даже на полчаса.
Для большинства же мам и пап лыжная школа – как раз то место, которое дает им, родителям, свободное время в течение дня. Но если вам не особенно принципиально, будет ли ваш трехлетний наследник уверенно стоять на лыжах, а гораздо более важно, чтобы ребенок получил удовольствие, то я бы посоветовала детский сад с его обычными играми, прогулками, санками, лошадками, качелями и снеговиками. А лыжи – попозже, в 4-5 лет.
Если же вам все-таки не терпится, если очень хочется посмотреть на ваше трехлетнее золотко на лыжах, то именно от вас, от родителя, а не от инструктора, снега, погоды или оборудования, зависит успех вашего ребенка. Как помочь ребенку преодолеть страх, как запрограммировать его на успех, как поддержать детский интерес к лыжам – обо всем этом мы поговорим в следующий раз.
Автор: Марина Барретт |
Мороз с ветром. Мама отпускала, папа через 3м ловил. Чадо разъезжалось и падало. Слез и соплей море. Так 2 воскресенья. На третье сын принес лыжи утром родителям в постель.
Почему он выразил желание кататься ТАК? Да говорить еще не умел!
Своих поставил в 5, 2.6 и 1.8. Младшему все легче потом давалось, главное их раньше времени не ТРЕНИРОВАТЬ. Особенно самому.
А вот возиться, пасти, увлекать - самое главное, тут автор прав(а) на все 100.