Мировые тенденции в строительстве горнолыжных ботинок имеют разные приоритеты в трех основных секторах:
- race и околоспортивные любительские ботинки;
- ботинки для любительского катания;
- ски-тур, фрирайд.
Rase и околоспортивные любительские горнолыжные ботинки
В этом сегменте превалируют консервативные подходы, устоявшиеся схемы устройства внешнего ботинка. Конструкторы работают в основном над вариативным флексом и экспериментируют с внутренним ботинком. Доводя конструкцию до идеала. Типичный пример спортцех Raptor B2 RD от Head:Ширина колодки: 91 (25,5); 93 (26,5); 95 (27,5)
Спортивная регулировка жесткости на 3 позиции Race от 140 до 160;
Клипсы: Racing Spine Flex алюминиевые на винтах, с микро-регулировкой (4), Рычаги низкого профиля (фирменная «елочка», дающая анатомический обхват ступни и голени);
Особенности: Толщина подошвы одобрена FIS,
- Слаломный пакет RD (спойлеры, защита),
- Двойной кантинг,
- RACE спойлер (самый толстый из известных),
- Ремень 40мм с системой Double Power Booster,
- Термоформировка внутренника Racing Pro,
- регулировка язычка, шнуровка,
- Анатомическая стелька с термоформировкой;
При всем этом ботинки выглядят, как и 30 лет назад, но при этом Head уже много лет лидирует в Кубке Мира как в общем зачете так и в конструкторском.
Горнолыжные ботинки для любительского катания
Здесь развернулась борьба между желанием сделать ботинок более комфортным, дружелюбным (персонализация объема) и необходимостью сохранять необходимую для руления жесткость. И так же, как в автопроме, из спорта высших достижений в любительский класс приходят самые новейшие технологии. В данном случае и из рейса, и от ски-тура. И ведь получается все, кроме цены! Хорошие ботинки стоят, как чугунный мост, а дешевые по свойствам ниже всякой критики.Комфорт ботинка во многом зависит от внутреннего сапожка. Самые продвинутые технологии у Sidas и Intuition. Их сейчас часто можно увидеть в универсальных ботинках.
Персонализация внешнего ботинка. Флагманы в этой области ATOMIC и FISHER продолжают совершенствовать свои технологии (Fit и Vacuum Fit, соответственно) персонализации внешнего и внутреннего ботинок. SALOMON тоже стал делать формуемые внешние сапожки (частично, отдельными зонами), благо их можно формовать на том же оборудовании, что и ATOMIC.
Ведется работа и над облегчением горнолыжных бот классического типа:
Atomic HAWK ULTRA весит 1680 грамм, что недавно считалось хорошим показателем для ски-турного ботинка. Плюс: быстрая термическая персонализация. Кстати, серия горнолыжных ботинок HAWK (позиционируются как универсальный любительский ботинок) - одна из самых продаваемых в мире – любители голосуют ногами!
Но лично мне кажется, что верен третий путь развития любительских ботинок. Эта идеология представлена экспертным ботинком Salomon MTN:
- минимизация конструктива (всего 2 клипсы без потери жесткости);
- малый вес 1572 грамм;
- персонализация ботинка через термоформовку внутренника;
- механизм Surelock, блокирующий ботинок и гарантирующий его жёсткость на спусках. То есть, легко надевается и дружествен при ходьбе, но переключается в жесткий режим при катании. Аналогичную систему FREE/LOCK уже применяет ATOMIC в модели WAYMAKER.;
Если убрать: пиновые вставки вставки low-tech, вибраму и, возможно, усиленный задник ботинка Carbon Spine, то боты станут еще легче и, что немаловажно, дешевле.
Этот путь очевиден, и скоро мы увидим такие ботинки для любителей. Тем более, что двухклипсовая конструкция себя хорошо зарекомендовала, в том числе и для экспертного уровня.
Интересно, что эта модель была разработана на основе любительских ботинок GHOST.
Горнолыжные ботинки ски-тур, фрирайд
В последнее время эти термины стали синонимами. Если не брать в расчет ски-альпинизм и уровень Freeride World Tour, то сейчас трудно представить фрирайдера без ски-турного снаряжения.И в этой области главный критерий – вес. И за него не просто идет борьба на татами, а полноценная третья мировая война. Из-за чего? «1 килограмм на ногах равен 5 кг в рюкзаке!».
Главным орудием является применение карбона. Он позволяет при сохранении жесткости уменьшать толщину внешнего ботинка.
Хорошим примером является выпускающаяся второй сезон модель SCOTT COSMOS (у меня такие есть) – 1435 грамм при жесткости 125 din.
Но главным прорывом в этой области стал Fischer Трэверс Carbon. Fischer подошел к решению проблемы кардинально и остроумно – он не только использовал карбон, но и отказался от замков! Вместо них - шнуровка Boa, уже давно используемая на сноубордических ботинках (а еще у меня были роликовые коньки с такой системой). Плюс термоформуемый внешний сапог из Grilamid - и мы получаем идеальный ски-турный бот весом 980 грамм. И вместо толстой подошвы с сплошной вибрамой – карбоновое диагональное усиление.
Fischer всерьез занялся туринговой снарягой. Прошлогодняя премьера жестких камусов стала сенсацией. Мы еще не раз порадуемся креативности этого бренда.
Но «бомбой» на World Snow Awards 2016 стали универсальные ботинки от…
Arc'teryx! Они сделали воистину инновационный продукт двойного назначения – для катания на лыжах и альпинизма. При этом не будучи в лидерах производителей горнолыжной обуви. По-моему, это их первая модель в этом сегменте.
Счастье под именем Arc'teryx Procline Carbon Lite весит 1,190 грамм, при жесткости 110 и стоит 730 €. От дизайнера туринговой высокой моды Федерико Sbrissa – запомните это имя, мы его еще услышим!
Снижение веса произошло не только за счет карбона. Федерико почти полностью отказался от классического жесткого голенища (он разрезал его на две съемные части!!!), снизил количество застежек до 2-х, используя элементы шнуровки на эксцентриках.
Отсутствие голенища позволило сделать ботинки идеальными для ходьбы на лыжах – наклон голенища 75° вперед и 35° назад - рекордный показатель! Переключатель ходьба/катание тоже весьма оригинальный (эксцентрик/шнуровка).
Съемные элементы еще больше облегчают ходьбу. Высокий мягкий манжет – идеален для глубокого снега. Интересная система затяжки/стопора верхнего стрепа – липы явно выходят из моды.
Надо только понять – насколько быстро происходит настройка в катальное состояние и что с люфтами и долговечностью.
Что же касается альпинистских свойств Arc'teryx Procline Carbon Lite, то ближайшим аналогом специалисты называют Scarpa Rebel Ultra GTX
Немного оффтопа: несмотря на ускоряющийся прогресс в строительстве горных лыж и горнолыжных ботинок, горнолыжные крепления застыли в 20-м веке и меняют только цвет краски, оставаясь тяжелыми, не точно работающими, древнетехнологичными. Доколе?!
P.S.: Знание тенденций и новинок в горнолыжном строительстве поможет вам при покупке выбрать наиболее комфортный и функциональный вариант. И будет вам счастье не только в момент снятия горнолыжных ботинок!