Представьте горнолыжную зону с разнообразным рельефом, в которой есть пункты проката снаряжения, горнолыжные школы и противолавинная служба, но… нет подъемников.
Вполне возможно, что такие бэккантри-зоны вскоре появятся в списке направлений для ски-туринга и фрирайда.
Эрик Ламберт и Джефф Вудворд, основатели новой компании Bluebird Backcountry, тестируют варианты подобных зон пока без лавинного контроля.
Постоянного «дома» у проекта нет, но в марте около 100 лыжников поднимались в высокогорье около перевала Mosquito Pass, штат Колорадо, где подвергли анализу разные стороны контролируемой бэккантри-области: от прокладывания лыжни для подъема на камусах до приемлемой стоимости услуг (50 долларов в день показались всем оптимальной суммой) и питания (переносная жаровня для барбекью). Для этого прототип-мероприятия Bluebird наняла горных гидов из местной школы.
Следующая тест-сессия пройдет 27 апреля на ста гектарах горнолыжной зоны Winter Park в Колорадо – после того, как курорт закроет зимний сезон. Компания хочет проверить очередную модель бэккантри-зоны.
Мероприятия в Mosquito Pass и Winter Park являются промежуточными тестами. Bluebird поставила перед собой цель создать горнолыжную зону без громоздких механизмов, где будет работать противолавинная служба (что включает искусственный спуск лавин) и лыжный патруль.
Ламберт и Вудворд разрабатывали свой план в течение двух с половиной лет. Они мечтают о создании постоянных бэккантри-зон в разных горнолыжных областях страны. «Мы считаем, что есть спрос на подобные территории по всей стране. Вся горнолыжная культура США должна измениться в итоге, - говорит Ламберт. – Катание вне трасс является культурным сдвигом».
Тест в Mosquito Pass дал много информации для дальнейшей работы над проектом. «Мы производили тщательное наблюдение, - говорит Вудворд, имеющий большой опыт в организации технических стартапов. – Помимо приглашенных лыжников, у нас было 25 волонтеров, которые вели подробные записи. … Мы изучаем потребности людей».
Перевал Mosquito Pass был выбран из-за разнообразного рельефа и близости к Денверу. И он может стать первой бэккантри-зоной благодаря уже существующей базовой инфраструктуре. Чуть ниже перевала сейчас реставрируют старую мельницу, которая превратится в уютный отель для зимних туристов. Изначально владельцы реставрационной компании North London Mill Preservation Джефф Крейн и Кейт Маккой предполагали создать свою собственную горнолыжную зону, но после заключения партнерства с Bluebird несколько изменили свои планы.
«У них есть идея, и они нуждались в горной территории, чтобы проверить ее, - говорит Крейн. – У нас есть место, но идея того, во что оно превратится, постоянно меняется. Думаю, мы будем работать с разными гидами, включая Bluebird, Горную школу Колорадо, Backcountry Babes и другие».
Компании, подобные Bluebird Backcountry, стараются нести идею катания бэккантри в более широкие массы лыжников и сплитбордистов. Одним туристам нужен наставник, чтобы научиться кататься вне трасс, другие хотели бы вывезти семью на отдых подальше от многолюдных курортов. Возможно, некоторые любители скитуринга найдут такие бэккантри-зоны более притягательными, чем обычные курорты, или кто-то из профессионалов решит покататься в безопасном месте, когда во всем регионе повышенная лавинная опасность.
Ламберт из Bluebird проводит аналогию со скалолазными стенками в помещениях. «Пока не появились спортзалы, у будущих альпинистов было мало входных точек в спорт. Если ты не знал кого-то из скалолазов лично, у тебя почти не было шансов. Для скалолазания нужна безопасность, бытовые удобства типа туалета, а для новичков – инструктор. Примерно об этом наши бэккантри-зоны. Но катание вне трасс отстает от скалолазания почти на 30 лет».
Город Аспен в Колорадо также задумывается о создании области без подъемников для пеших туристов, горных велосипедистов, бегунов, равнинных лыжников и тех, кто катается вне трасс. Представители курорта уже связывались с компанией Bluebird. Был даже разработан план Aspen Uphill Economy Recreation Plan по развитию такой зоны.
«Сейчас очень много людей заинтересовано в катании бэккантри», - говорит Кент Шарп, президент SE Group, копании, которая консультирует в области стратегического развития горнолыжных областей и городов. «Эта тенденция частично великолепна, а частично пугающа. Никто не хочет видеть, как люди идут в дикие области, где пока не развита инфраструктура. Еще хуже, когда лыжники следуют за гидом, который не так опытен, как говорит. Вложение средств в организацию такой зоны и наблюдение за ее деятельностью в течение нескольких лет не станет чем-то непоправимым. Вы сможете ликвидировать всю инфраструктуру за несколько дней, и перед вами вновь первозданный лес».
Судя по фотографиям, пробные бэккантри-походы от Bluebird прошли на «ура». 35 из 100 приглашенных туристов впервые катались вне трасс. Компании считает, что ее ждет успех, если бизнес-модель будет работать, как запланировано – с возможностью аренды снаряжения и другими услугами, которые могут понадобиться бэккантри-лыжнику.
«Мы надеемся, что будем не только предоставлять контролируемые области для растущего вида спорта, - говорит Ламберт, - но и революционируем обучение катанию бэккантри, помогая новичкам в понимании человеческого фактора и развитии «чувствования гор». Наверняка будут люди, которым понравится безопасный опыт, и они будут возвращаться ради этой безопасности. Для других это станет трамплином в настоящий бэккантри. Мы понимаем, что катание вне трасс подходит не для каждого, но этот вид отдыха должен быть открыт для большего числа людей».
Опыт создания подобных бэккантри-областей может оказаться полезным и для России. Финансовые вложения по сравнению с постройкой полноценного курорта несравненно меньше. Вопрос больше в создании технически обеспеченных служб, которые гарантировали бы туристам безопасность.
Все фотографии с сайта http://bluebirdbackcountry.com
Источник: www.outsideonline.com