В этой статье мы продолжаем наш рассказ о курортах долины Морьен.
Итак, в январе 2011 года нашим местом дислокации в долине Морьен стал небольшой курорт под названием Валь Сени.
Валь Сени – место хоть и не очень известное, но, тем не менее, с давней историей.
Еще в 218 до Н.Э. именно через массив Мон-Сени переходил Ганнибал со своими боевыми слонами! С 12 века Н.Э. перевал Мон-Сени стал основным путем перехода в Италию (в Пьемонт). А в 1805 Наполеон построил дорогу, соединяющую Сузу (Италия) и Валь Сени. Теперь это национальная автотрасса №1006.
С 1967 поселки Ланслёбур (Lanslebourg) и Ланслёвияр (Lanslevillard) объединились в горнолыжный курорт под названием «Валь Сени».
А на сегодняшний день в курорт Валь Сени входит еще и третий поселок – Терминьон. Если сама долина Морьен достаточно хорошо обжита и развита промышленно, то в этих деревушках, находящихся у основания подъемников, царит настоящая туристическая атмосфера: маленькие улочки, симпатичные домики, многочисленные торговые лавочки и ресторанчики.
Пса зовут Фламбо - это легендарный житель Валь Сени.
В 30-е годы Фламбо был связующим звеном между Фортом Сольер, затерянным в горах, и поселком Ланслёбур. Ежедневно, летом и зимой, на протяжении 10 лет этот пес самостоятельно носил мешки с почтой, поддерживая связь с фортом.
Ну, а наверху, конечно же, невозможно не полюбоваться озером Mont Cenis. Озеро находится на одноименном перевале, фактически на самой границе Франции и Италии. По краю озера идет дорога, которая работает летом. А зимой серпантин превращают в зеленую горнолыжную трассу. Кстати, возле озера расположен лагерь ездовых собак. Они живут там круглую зиму: можно прийти поучиться премудростям «каюров» (погонщиков), совершить прогулку на собачей упряжке или просто поглазеть на пушистых собакевичей, загорающих на крышах своих персональных будок-домиков.
Курорт предлагает катание на высотах от 1450 до 2800м. Склоны, на которых расположены трассы (почти 125 км), восходят к гребню, высшей точкой которого является пик Pointe de Ronce высотой 3611 м. На сам гребень поднимает только один подъемник - Met, а остальные довозят до середины горы. С точки зрения фрирайда это несколько ограничивает зону катания «от подъемника». Но любители пройтись могут оставить свой след на склоне по-настоящему больших гор, если не поленятся пройти от подъемника Met вверх по гребню.
В целом сеть подъемников достаточно хорошо развита, преобладают кресельные. Несколько лет назад был построен подъемник Turra, связавший зоны катания Val Cenis и Termignon, доведя, тем самым, общую протяженность трасс до 100 км.
Склоны Валь Сени имеют северную ориентацию, что способствует сохранности снега. Обилие красных трасс на схеме неспроста. Склоны Валь Сени действительно имеют приличный уклон, практический постоянный на всем протяжении сверху донизу.
Внетрассовое катание
Мы посетили Валь Сени в январе 2011 года, в аномально малоснежную для Европы зиму. Поэтому возможности катания были достаточно сильно ограничены. И, в первую очередь, практически полностью отсутствовало осмысленное лесное катание, на которое мы так рассчитывали. Все просеки обильно заросли кустами, которые, судя по описаниям, должны быть засыпаны снегом в нормальную зиму, особенно во вторую ее половину. Наверное, нам еще ни разу не приходилось продираться сквозь такие заросли! Да и вообще весь лес, нарисованный на схеме курорта, оказался практически некатабельным из-за густого подлеска и кустов. Хотя небольшие участки нормального леса все же есть.
Кроме того, на высотах ниже 1800м снега для внетрассового катания было категорически недостаточно. И, соответственно, отпали варианты спусков донизу, вынуждая делать в середине пути траверсы обратно на трассу.
В основном, внетрассовое катание на курорте предполагает спуски в прямой видимости от трасс. Можно условно выделить несколько зон.
Зона 2 – доступна с подъемника Solert. Недлинный, но интересный участок между самим подъемником и трассой Solert. Эдакий несложный «около-фрирайд» от подъемника. Однако смотреть следует внимательно, дабы не улететь со скального пояса. Склон имеет неплохой уклон и богат рельефом.
Зона 3 – доступна с подъемника Met. Под самим подъемником проходит черная трасса, на которую следует обратить внимание фанатам бугров. А на скальной стенке слева от трассы (если смотреть сверху) есть несколько спортивных кулуаров. Сама стенка не длинная, но крутая. Заезжать следует сверху с красной трассы Met.
Зона 4 – катание в районе пика L’Ouillon de la Tomba. От верха подъемника Met следует начать по одноименной красной трассе и дальше продолжить пешком вверх по гребню. Насколько далеко пройтись и на какую сторону съезжать – решать вам. В нашем случае, все солнечные, южные, склоны (т.е. в сторону озера) были крайне скудно покрыты снегом. А вот на противоположных, северных, лежал очень приятный снежок. Также следует заметить, что через перевал Mont Cenis часто дуют ветра. Поэтому спуск с вершины L’Ouillon de la Tomba в сторону подъемника Mont Cenis возможен, но, вероятно, по задутому твердому снегу. В то же время, основные склоны курорта, смотрящие прямо в долину, фактически закрыты от ветра, что позволяет снегу дольше ждать своего райдера.
Зона 5 – находится между подъемниками Tomba и Arcellins II, а снизу ограничена зеленой трассой Escargot. Склон имеет разнообразный рельеф, достаточный уклон, сверху открыт, а ниже трассы Tetras постепенно порастает лесом. В общем, есть где разгуляться и попробовать себя в различных условиях.
Зона 6 – зона катания Termignon. Терминьон можно разделить на две части по высоте. Верхняя часть, основная зона катания, представляет из себя открытую территорию, имеющую небольшой уклон. С подъемника Grand Coin можно ненапряжно прокатиться, но, скорее всего, быстро надоест: степь да степь кругом. Нижняя часть – лесная, имеющая такой же приличный уклон как и склоны в Val Cenis. Здесь можно совершать неплохие спуски в районе подъемника Sources или Roches Blanches.
На схеме трасс Val Cenis – Termignon ваше внимание могут привлечь треугольные значки с перечеркнутой елочкой, обильно расставленные в зоне леса. Эти значки не означают, что лесное катание полностью запрещено и преследуется. Запрет налагается только на катание по участкам леса с молодыми деревьями. Собственно, на значке так и нарисовано: елочка, торчащая самой верхушкой из-под снега, и лыжник, срубающий эту верхушку. Все такие места с недавно посаженным лесом обозначаются знаками и на самой горе, а также почти всегда огораживаются. Берегите молодые ёлочки, не лезьте под веревочку!
Как добраться до Валь Сени
Самолетом до Женевы, Лиона, Турина или даже до Гренобля или Шамбери, куда летают чартерные рейсы. Далее на машине или автобусе.
Можно также прилететь в Париж, а далее скоростным поездом TGV Париж – Модан (700 км, 4ч). От городка Модан до Валь Сени – 24 км.
Автодороги :
Париж-Лион A6
Лион – Шамбери – Турин A43 (съезд на Modane, Haute Maurienne)
Модан – Валь Сени D1006
За помощь в знакомстве с курортами долины Морьен благодарим Офис по Туризму Mаurienne (http://www.maurienne-tourisme.com/).
Фото: Андрей Арсеев.
Фотогалерея к статье:
Продолжение. Часть 2. Les Karellis (Кареллис)
Автор: Екатерина Коровина и Андрей Арсеев при поддержке SKI.RU, Halti Skiwear и PowderDay |
Новые места для катания просто, но и для фрирайда тоже