Поездка в Альпы в январе 2011 года складывалась не на пустом месте. В предыдущий сезон мы ездили на машине в регион Верхние Альпы, Франция. Тогда нам удалось отлично покататься, много посмотреть и отработать удобный для нас формат путешествия.
Основная идея состоит в том, чтобы быть максимально мобильными и, живя на одном месте, иметь в доступности большое количество интересных склонов. С одной стороны, этого можно достичь, поехав на один из крупных курортов, например в "Три Долины". Но большой курорт - это не только большое пространство для катания, но и куча народу, гам, суета, раскатанный офф-пист и высокие цены на подъемники.
Поэтому мы выбрали другой вариант: кататься на небольших курортах, а добираться до них на машине. Для этого мы подыскивали себе жилье на одном из курортов, базовом, а катались по желанию-настроению-состоянию снега на нем или на других близлежащих курортах, до которых можно доехать на машине максимум за час.
С точки зрения катания, такой вариант очень интересен, т.к. различные курорты - это различные пейзажи, рельеф, ориентация склонов. А, кроме того, это верный шанс оставить свой след первым на чистом заснеженном склоне - маленькие курортики не привлекают толпы народу. Зимой 2010 базовым курортом для нас стал Serre-Chevalier, а этой зимой 2011 мы решили разведать новые места. Выбор сделали в пользу долины Maurienne.
Долина Морьен начинается у хутора l'Écot у подножья перевала Изеран (Iseran), а заканчивается впадением реки Арк в Изер. Граница с Италией тут проходит совсем близко.
Через перевал Изеран ведет летняя дорога в Валь дИзер. Зимой же перевал закрыт.
Долина Морьен находится на севере от долины Briançonnais и соответственно на юг от долины Tarentaise, известной такими крупными курортами как Куршевель, Мерибель, Менюир, Валь Торанс, Лез Арк и другими громкими именами.
Главный город долины – Модан (Modane). Здесь находится железнодорожная станция, а также рядом туннель Фрежюс. Ближайший к городу курорт, где можно покататься на лыжах, – это Вальфрежюс (Valfréjus).
Традиционно различают Нижнюю Морьену (Basse-Maurienne) и Верхнюю Морьену (Haute-Maurienne), которая начинается как раз от Модана.
Начав планировать эту поездку, мы думали ехать не на машине, а скорее лететь самолетом. И в данном случае, транспортная доступность долины Морьен - огромный плюс. На поезде можно доехать до города Модан (Modane) из Женевы или Турина, куда легко добраться на самолете. А из Модан до Валь Сени ходят автобусы. Кроме того, автобусное сообщение хорошо налажено и между всеми горнолыжными курортами долины. Таким образом, живя например в Val Cenis, можно запросто ездить на автобусе на день покататься, например, в Bonneval-sur-Arc.
Итак, курорты Морьены снизу вверх, по долине, которые на наш взгляд могут представлять интерес и которые мы посетили:
- Ле Сибель (7 курортов, около 350 км трасс – самая большая зона катания в Морьен);
- Ле Кареллис – небольшой, но очень привлекательный курорт;
- Орель – эдакий черны ход в Три Долины со всеми вытекающими;
- Ля Норма (La Norma) – очень семейное место;
- Оссуа (Aussois) - симпатичное солнечное место с парком и подушкой;
- Терминьон (Termignon) – относится к Валь-Сени, но можно купить отдельный скипасс;
- Валь Сени (Val Cenis) – средней руки курорт;
- Бессан (Bessans) - крупный центр беговых лыж с биатлонным стадионом мирового уровня, уютная деревушка по старинным улочкам которой с ноября по апрель разгуливают стройные беголыжники в современных обтягивающих костюмах;
- Бонневаль-сюр-Арк (Bonneval-sur-Arc) – жемчужинка долины для фрирайдеров.
Чем же может быть интересна долина Морьен для горнолыжников?
А тем, что в ней находится приличное количество небольших, но вполне достойных курортов, немноголюдных и недорогих. Это хороший вариант для бюджетного семейного отдыха. Есть здесь, чем заняться, и фрирайдерам. Опять же практически без конкурентов и очень доступно по цене.
Курорты Aussois + La Norma + Valfréjus + Val Cenis Vanoise = 300 км трасс объединены мульти-скипассом EskiМo, в который входит и бесплатный автобус между курортами. Ехать решили так же, как и год назад, в начале января. Январь - низкий сезон в Альпах. Это означает и низкие цены на жилье, и скидки на скипассы, и меньшее кол-во народу. Но при этом снегу в январе, как правило, выпадает достаточно. В данном случае, долина Морьен имеет еще один плюс: большинство склонов почти всех курортов обращены на север. Северная ориентация означает более стабильный снежный покров, менее подверженный подтаиванию, образованию корки и пр. В целом, северная ориентация дает некоторые гарантии относительно сохранности снега в случае малоснежной или теплой зимы. Особенно это стало актуально этой зимой с минимальным кол-вом снега в Альпах за последние 50 лет!
Но это вовсе не значит, что вы не увидите солнца, приехав в Морьен. Для любителей солнечных ванн - добро пожаловать в Осуа (Aussois) или Орель (Orelle). Оба эти курорта имеют исключительно южную ориентацию склонов.
В итоге, изучив гугл-карту и информацию по курортам, мы решили жить в Валь Сени по следующим причинам.
Во-первых, объединенная зона катания Val Cenis - Termignon - это почти 1200м перепада, множество трасс и склонов для свободного катания. Схема зоны катания обещала интересный рельеф, лесное катание и преимущественно хороший уклон - много красных трасс.
Во-вторых, курорт расположен на высоте от 1400м, а вместе с северной ориентацией склонов это дает некоторую гарантию на случай отсутствия снегопадов или потепления (как, собственно, и было этой зимой 2010/2011).
В-третьих, привлекательные цены на скипассы.
Подробно о Валь Сени в нашей следующей статье.
За помощь в знакомстве с курортами долины Морьен благодарим Офис по Туризму Mаurienne ( http://www.maurienne-tourisme.com/).
Продолжение. Часть 1. Val Cenis (Валь Сени)
Продолжение. Часть 2. Les Karellis (Кареллис)
Автор: Екатерина Коровина и Андрей Арсеев при поддержке SKI.RU, HALTI и PowderDay. Фото: Андрей Арсеев. |
Новые места для катания просто, но и для фрирайда тоже