Солидное издание Financial Times утверждает, что популярность горнолыжного отдыха снижается.
Согласно обзору в газете Financial Times за последние 10 лет число горнолыжников и сноубордистов (именно туристов на склонах), приезжающих в Альпы, снизилось на 14%: 150 млн в сезоне 2016-17 по сравнению с 175 млн в 2008 году. И хотя снегопады прошлого года привлекли большое количество отдыхающих зимой, общая тенденция прослеживается. Это явление можно объяснить двумя основными причинами.
Горнолыжный отдых становится всё более дорогим удовольствием. Конечно, его никогда нельзя было назвать дешевым хобби, но конкуренция за клиентов между разными направлениями в туристическом бизнесе становится всё более жесткой. Молодое поколение предпочитает другие виды отдыха. Даже горнолыжные школы организуют всё меньше занятий на фоне снижения числа желающих обучаться.
Второй причиной является глобальное потепление, как бы его ни отрицали на разных уровнях.
У европейцев всё меньше возможностей кататься во время Рождественских каникул. Средние температуры в Альпах повысились на 2 градуса за последние 120 лет, а это означает, что снежный покров становится нестабильным. Курорты начинают применять специальные технологии по сохранению снега – как, например, огромный резервуар со снегом в Тине. «Каждый курорт может установить снеговые пушки, - говорит Джереми Ролласон (Jeremy Rollason), глава департамента по недвижимости на горнолыжных курортах агентства Savills, - но основной проблемой является доступ к воде, который находится под контролем местных коммун».
Недвижимость в Альпах стала пользоваться меньшим спросом: произошло снижение активности покупателей на 0.5% в прошлом году и на 1.8% в позапрошлом – зачем приобретать домик у подножия горы, если через 30 лет там не будет никаких трасс?
Курорты предлагают все больше видов активности помимо горнолыжного катания. И похоже, что горы вскоре будут приносить больше прибыли в летний сезон, чем зимой. Особенно это касается Австралии и Западного побережья США, где многие маленькие горнолыжные центры под угрозой закрытия. В Альпах же находится более трети всех курортов планеты, и это самый посещаемый горнолыжный регион, как рассказал изданию консультант в области горнолыжного бизнеса Лорен Вана (Laurent Vanat).
Так на что же ориентироваться курортам для привлечения потока туристов? Особенно молодых туристов, для которых поездка в горы означает не только катание на лыжах или сноуборде.
Сейчас горнолыжная индустрия вынуждена расширять список услуг, чтобы ряды поклонников отдыха в горах пополнялись «свежей кровью».
«Горнолыжные операторы стремятся достучаться до «новообращённых», - говорит Пэдди Гриффит (Paddy Griffith), управляющий директор Huski, компании, которая доставляет еду в шале и апартаменты на курортах Франции. – Они получают горячий отзыв от заядлых лыжников, но не очень хорошо понимают, что делать с теми, кто уже не катается или никогда не делал этого раньше».
Гриффит утверждает, что нужен новый подход к рекламе курортов: «Образы лыжников на склонах гор, когда ветер дует в лицо – это реклама для самих себя. Катание на лыжах выглядит очень добропорядочно, буржуазно и для среднего возраста … оно предполагает умиротворяющую картинку: поднимался вверх и спускался вниз, выпил глинтвейна и пошёл спать. Это вот «вверх-вниз» не выглядит так уж волнующе для очень многих людей».
Гриффит не одинок в своем мнении. Вилли Факс (Willy Fux) имеет большой опыт в индустрии – он работал в качестве горнолыжного инструктора, турпредставителя и сотрудника туристических центров на курортах. Сейчас он специализируется на исследовании рынка в области горного туризма. Работая с количественными показателями лыжников и сноубордистов, приезжающих на европейские горнолыжные курорты, особенно в Австрию и Францию, Факс обнаружил следующее: «Похоже, что все большее число людей приезжает на курорты, но они не катаются так много, как раньше».
В таком случае горнолыжные зоны должны что-то предпринять, чтобы привлечь людей обратно на склоны или же предложить им другие варианты отдыха.
Вилли Факс привел несколько примеров:
- Австрийские горнолыжные школы предлагают обучение за 3 дня – новички или те, кто давно не катался, не всегда хотят интенсивный 6-дневный курс.
- Швейцария возрождает горнолыжные лагеря. После упадка в области организации таких лагерей в обычных школах сейчас учителей начали поощрять в проведении однодневного выезда в горы или выезда с ночевкой.
- Германия пытается привлечь молодежь с помощью виртуальной реальности. Новые видеоигры или спортивные бренды агитируют молодых людей поехать в горы на 1-2 дня и попробовать всё самим.
Вилли Факс говорит, что необходимо изменить установки в обществе, чтобы отпуск на горнолыжном курорте стал стилем жизни.
Более молодые отдыхающие в возрасте 40 лет стремятся к опыту, который можно выложить в Инстаграм. Исследования говорят, что такой «инстаграмный» опыт является наиболее важным фактором в выборе места проведения отпуска для миллениалов – тех, кто родился приблизительно в 1980-90х годах.
Эта точка зрения подкрепляется проведенным агентством World Travel Market London (WTM) опросом 2 тысяч британских отдыхающих. Данный опрос показал, что посты в Инстаграм гораздо важнее в отпуске, чем алкоголь: 78% респондентов в возрасте 25-34 лет и 63% в возрасте 18-24 лет отметили, что пытаются вызвать зависть фотографиями в соцсетях.
WTM травел-эксперт Пол Нельсон отметил, что это огромный сдвиг: «Похоже, что миллениалы, «чувствительное поколение», больше ориентируются на здоровье и заботятся о своем имидже в отпуске, стремясь поделиться своими фотографиями вместо того, чтобы бороться с похмельем. … Тем не менее, если похмелье и перестало быть врагом, тех, кто находится на трассах, подстерегают другие опасности – около 88% владельцев смартфонов залогинилось на горнолыжном курорте в свою прошлую поездку в горы. И почти половина из них, 46%, признались, что упали после того, как просматривали страницы соцсетей прямо на склоне».
Тур-оператор Club Med, работающий по принципу «все включено», даже сооружает в своих отельных комплексах специальные Инстаграм-места, откуда туристы могут поделиться впечатлениями об отдыхе.
«Две трети миллениалов выбирают направление для своего следующего путешествия, опираясь на информацию в Инстаграме, они пролистывают нескончаемое число картинок и вносят их в свой список для отпуска, - рассказывает Анне Брауиз (Anne Browaeys), директор по маркетингу и цифровым технологиям Club Med. – Сейчас дизайнеры и архитекторы, которые работают над нашими новыми и уже существующими отелями Club Med, проходят тренинги , как сделать новые гостиницы наиболее подходящими для Инстаграм-снимков».
Курорты, которые обеспечивают уникальный, или, по крайней мере, необычный, опыт, значительно увеличивают свою ценность для соцсетей.
Таким примером служит музей 007 Elements в Зельдене.
Или площадка Into The Void в Шамони.
Или, например, в том же Шамони в декабре откроется отель известного апре-ски бренда La Folie Douce. Этот бренд ориентирован на гостей, приезжающих на горнолыжный курорт не только кататься.
Еще один отель этой сети откроется в Серр-Шевалье в 2020 или 2021 году. На его территории будут действовать закрытые игровые площадки, академия фристайла, стена для скалолазания, кинотеатр, спа, рестораны, магазины, а знаменитые апре-ски шоу привлекут большое количество молодых людей.
«Миллениалы берут дни отдыха от лыж ради другого вида впечатлений… не всё вращается вокруг катания, - говорит Йотам Идан (Yotam Idan) из WeSki, нового интернет-ресурса для бронирования горнолыжных путешествий. – Важны сами горы. Катание было основной целью поездки и до сих пор является, но сейчас есть так много других интересных вещей. Мы должны рекламировать их вместе с основным горнолыжным пакетом. Сегодня мы должны реагировать очень быстро».
Пэдди Гриффит из Huski говорит, что должны реагировать не только туроператоры и отдельные курорты: «Давайте свергнем тиранию ски-пассов, изменим ценовую структуру и сделаем оплату ски-пасса по типу Oyster Card с принципом оплаты «Плати, когда едешь» (прим. – похоже на московскую карту Тройка).
Если говорить о России, то количество горнолыжников и сноубордистов в нашей стране растет.
Ресурс pitert.ru выложил анализ отдела исследований Digital Guru по предпочтениям европейских и российских туристов при выборе мест отдыха и по динамике поездок наших туристов в Альпы за последние два года.
По данным booking.com было проанализировано более 800 тысяч отзывов туристов о 4587 отелях в 239 населенных пунктах, расположенных в горнолыжных зонах Австрии, Италии, Франции и Швейцарии. Около 15 тысяч отзывов было оставлено россиянами. Конечно, стоит учитывать, что далеко не все туристы оставляют отзывы об отелях.
Оказалось, что на европейские курорты приезжает всё больше россиян. В сезоне 2016-17 (с декабря по февраль) был зафиксирован рост на 28% по сравнению с сезоном 2015-16.
Россияне предпочли отдых в Австрии (42%) и Италии (28,7%). На французские курорты приехало 20% российских туристов, швейцарские горнолыжные курорты посетило 9% наших соотечественников. Похожее распределение наблюдалось и у европейских туристов, за исключением курортов в Швейцарии — в этой стране отдыхало зимой 19,5% европейских туристов.
Если говорить о горнолыжном отдыхе в России, по данным агентства ТурСтат динамика горнолыжного отдыха в России значительно отличается от Европы: более 4 миллионов человек в России катается на горных лыжах и сноуборде на 300-х российских горнолыжных курортах и комплексах, а ежегодный рост числа любителей заснеженных склонов в России составляет более 15%.
На сезон 2016-17 данные о посещении наиболее популярных российских курортов следующие:
- Шерегеш (Таштагол, Кемеровская область), 1 млн. посетителей в сезоне 2016-2017 г.г.
- «Роза Хутор» (Красная Поляна, Сочи), 800 тысяч
- «Сорочаны» (Дмитровский район, Московская область), 500 тыс.
- Домбай (Карачаево-Черкесия), более 400 тыс.
- «Игора» (Приозерский район, Ленинградская область), более 400 тыс.
- «Горки Город» (Красная Поляна, Сочи), 400 тыс.
- «Бобровый лог» (Красноярск), 300 тыс.
- «Эльбрус» (Кабардино-Балкария), 250 тыс.
- «Солнечная долина» (Миасс, Челябинская область), более 200 тыс.
- «Свияжские холмы» (дер. Савино, Татарстан), 200 тыс.
Источники:
https://www.ft.com
http://www.europe1.fr
https://www.planetski.eu
http://www.pitert.ru
http://turstat.com
Прочитал...
И еще раз порадовался, что мои горные лыжи лежат в другом, параллельном мире.