Эпидемия короновируса затронула весь мир и эту неприятность несмотря на малые потери, по влиянию на цивилизацию можно сравнить с мировой войной или революцией.
Главным итогом 2-й мировой было переустройство мира как в экономическом плане, так и в социальном. Тоже самое можно сказать и про постпандемийное время: «Мир уже никогда не будет прежним…»(С)
Если экономические последствия пандемии, не столь потрясающие как от войны (но чувствительные), то социум, опаленный Covid19, ощутимо меняет поведенческие реакции в общении, в быту, в работе. Изменения сохранятся и в дальнейшем приведут к новому порядку, к новой действительности.
Горнолыжная отрасль тоже будет меняться. Как? Когда? В какую сторону? И главный вопрос: кто может это знать?
«Горные лыжи - спорт миллионеров». Назад в прошлое?
Для такого утверждения есть 2 основания:
- Удорожание услуг горнолыжных курортов.
- Сокращение числа катальщиков.
Удорожание услуг
Общим трендом станет повышение требований санитарных норм – обязательная регулярная дезинфекция помещений, наличие личных средств санитарной обработки, появление новых норм социального дистанционирования. Все это требует затрат на расходники, оборудование, дополнительный персонал, а также снижение количества площадей пригодных к использованию (и как правило — рост аренды на оставшиеся).
Изменятся стандарты проживания на горнолыжных курортах. Турки уже ограничивают проживание в смежных номерах и убирают шведский стол. Хостелы похоже прекратят существование. В связи с падением общепита (смотри далее) придётся переоборудовать номера для еды в них с доставкой или купленной на вынос.
Увеличится стоимость питания в ресторанах, кафе. Новые нормы ограничивают количество одновременно присутствующих в залах общепита, расстояние между столиками. В столовых уже нельзя подсаживаться на свободные места за занятыми столиками. То есть снизится проходимость. Бары, скорей всего «умрут» или преобразуются во что-то другое – они просто не рассчитаны на социальное дистанционирование.
Вырастет себестоимость и стоимость других услуг. Например, прокатов лыж и сноубордов – большинство помещений слишком мало по нынешним нормам социального дистанционирования, как для персонала, так и для посетителей. К тому же катализированное короновирусом онлайн потребление (с доставкой снаряжения в номер) отнимет значительную долю клиентов.
Будет ли ограничено количество пассажиров на кресельных и гондольных подъемниках? Вполне возможно. Допустим в 8 местные гондолы будет разрешено садиться не более 4-х пассажиров, чтобы выдержать дистанционирование. То есть производительность снизится. А для компенсации потерь возрастет стоимость ски-пассов.
Ранее закрытие сезона создало брешь в бюджетах всех курортов. Соответственно многие закончили сезон с убытками, а то и с долгами по зарплатам, налогам, кредитам. Наверное, какая то часть ГЛК обанкротится, а остальным придётся как-то выкручиваться. Очевидный способ – наращивать выручку. В условиях падения спроса (об этом ниже) другого варианта кроме поднятия цен на услуги не просматривается.
Начало летнего сезона, приходящееся на майские праздники, когда существует пиковая нагрузка курортов (традиционный мощный поток экскурсантов) – сорвано. Можно прогнозировать, что летний сезон ГЛК тоже не будет особо тучным. В условиях снижения платежеспособности туристов – экскурсии становятся первым объектом за счет которого можно сэкономить. Тоже минус в казну курортов. Летний сезон для некоторых ГЛК – это самый доходный период. Из всех служб работают только канатные дороги, а число туристов сравнимо с зимой. Так в Красной Поляне летний трафик уже превышает зимний на 20-25%. Минус в лето – добавит финансовых проблем ГЛК.
«Мы их потеряем» – снижение спроса на услуги ГЛК
Вспоминаются 90-е годы – время перестройки экономики. Многие заядлые катальщики выпали из мейнстрима и таких было множество. Помню 89 год, когда очередь на подъемники в Кировске достигала 40 минут и более. После 93 года и до начала начал нулевых — такого и близко не наблюдалось. Приэльбрусье и Домбай тоже это почувствовали.
Похожее произойдет и сейчас – кроме бюджетников и бизнесменов (от средних до топа Forbes), все остальное трудящееся население России, в разной степени, испытывает трудности с доходами. И средний класс, основной контингент посетителей горнолыжных курортов – более всего пострадал от кризиса.
Логично, что именно те деньги, что предназначались на поездки в горы сейчас проедаются. И вероятней всего, большая часть платежеспособных туристов, посещающих ГЛК с выездом с места жительства, просто не накопят средств на зимний отдых.
Низкобюджетные катальщики – это самая фанатичная группа пользователей ГЛК. Им не важен комфорт, изыски и понты. Но они образуют стабильную и обширную популяцию потребителей. Тут тоже проблемы.
Увы, даже пенсионеры ощутят потери в кошельке (помощь поколению next в тяжкие времена никто не отменял) и возможно решат пропустить сезон. Молодой и средний возраст лишится бюджетного размещения в хостелах (дистанционирование скорей всего и этому размещению создаст сложности в продолжении работы).
Подводя итог: индустрия ГЛК на следующий сезон впадет в стагнацию. Возможно, что некоторые мелкие и средние курорты решат пропустить сезон - не найдут средств на открытие или впадут в процесс смены собственников. Такая практика существует во всех горнолыжных странах и теперь она станет реальностью и у нас, в России.
Скажется фактор урезания дотирования ГЛК государством (практически все крупные ГЛ курорты дотируются через разные инструменты, от льгот на налоги, платы за ресурсы, отсрочки по кредитам, до образование особых экономических зон). Правительству деньги понадобятся на более жизненные нужды.
Альтернативный сценарий от оптимистов
Креативный анализ ситуации и иной взгляд на последствия кризиса дают совершенно другой сценарий развития событий. Ведь именно в периоды спада экономики происходит снижение цен на товары и услуги. Стоит только посмотреть цены на нефть. Параллельно происходит рост конкуренции.
Курорты вполне могут последовать этому тренду. Для потребителей это будет выглядеть как поддержка от курортов в виде снижения цен. Такая клиентоориентированность не сможет не вызвать симпатии и ответной реакции.
К тому же поездки на заграничные курорты по причине очередного падения рубля, проблем с авиасообщением дадут российским курортам приличную аудиторию из традиционно или не часто катающихся за границей. Главное использовать все эти шансы. Как в свое время болгары и греки перехватили потоки российских туристов после закрытия Турции.
Хочется верить в лучшее, но…
Эти размышления не дают ответа на главный вопрос: «Кто может знать, чем закончится кризис, вызванный пандемией?». Мысли, сценарии, изложенные выше возникли в процессе общения с разными людьми от соседа–фрирайдера до менеджеров красноснополянских курортов различного уровня. Никто не знает точно, не берется предсказать судьбу отрасли. Хотя почти все согласны – изменится многое и «Мир уже никогда не будет прежним, а солнце — таким же ясным, как раньше». (С)
Может, найдутся скирушники, более продвинутые в этом вопросе или которые имеют свой взгляд на проблему? Поделитесь.
IMHO
Писак это тоже касается.