Ну и куда ехать кататься на лыжах с семьей в этом году?
Кировск? Невероятные по энергетике места, но сколько уже можно? Только знакомом вернулись. Да и морозный, пуржистый февраль далеко не самое лучшее время для посещения Хибин. В этот раз хотелось молодых гор и весеннего солнца!
Опять Красная Поляна? Не-не-не. Достаточно было взглянуть на ценники, которые в этом году потеряли все рамки приличия и предсказуемости. Да и стойкое предубеждение у меня к этому месту. К тому же хотелось чего-то нового.
Домбай? Я там уже катался лет 10 назад и, в принципе, не против был освежить воспоминания, к тому же мне, как начинающему фотографу, очень важна красота окрестных гор, но жена в этом случае использовала свое право вето. Лавина еще эта… В общем, не в этом году.
Пришло время окунуться в неизвестность и в полной мере вкусить особенностей гостеприимства других кавказских горнолыжных курортов. Ближайшими белыми пятнами на моей зимней карте на тот момент оставались Приэльбрусье и Архыз.
В Приэльбрусье я неоднократно бывал летом, ходил на вершину и очень люблю те места. Именно поэтому я боюсь разочароваться и испортить впечатления зимним горнолыжным отдыхом. Все выжидаю, когда максимально правильно сложатся звезды :) Поэтому на этот раз Архыз.
Был. Видел. Катался. Делюсь подробностями и животрепещущими деталями. Плюсы и минусы в конце.
2. Про дорогу. Можно добираться самолетом до Минеральных Вод или поездом до Невинномысска или тех же Минвод и затем брать такси на 200 километров до Архыза. В принципе, вполне рабочая и не очень сложная схема, причем применяемая не только для Архыза, но также и для Домбая и Приэльбрусья.
Мы же традиционно поехали на машине, с учетом того, что жить планировали непосредственно в Архызе, а от него до подъемников около 10 километров и требуется ежедневный трансфер.
Даже не знаю, что тут рассказывать. Выезд в 6-30 утра, 1300 километров без единой пробки по М4 до Кропоткина, транзитная ночевка в уже знакомом неплохом отеле. На следующий день заехали в Зеленчукскую в магазин и за местной sim-картой, и в районе 14 часов уже заселились на базу в Архызе.
Обратно доехали за день, выехали в 6 утра и в 12 ночи были дома, намотав на спидометр очередные 1650 километров.
3. Нюансы логистики. Если жить непосредственно в поселке Архыз, как поступили мы, то следует учитывать некоторые нюансы. Поселок находится примерно в 10 километрах от подъемников и надо будет добираться до курорта на своем автомобиле, на такси (300 рублей), либо на маршрутке (50 рублей), которая ходит достаточно часто от местной почты, что за рынком.
На курорте есть несколько платных парковок в Романтике с ценником порядка 500 рублей в сутки, платная парковка на Лунной поляне за 150 рублей в сутки и буквально в нескольких метрах от нее большая бесплатная парковка. Бесплатная парковка настолько близко к подъемникам, что я смог найти только одну причину выбора платной парковки на Романтике для людей, освоивших синие трассы. Это потенциальные вечерние пробки.
Дорога узкая, нечищеные обочины заставлены автомобилями и вечером в районе Романтика очень часто возникает ситуация, когда люди грузятся в машину полностью перекрыв полосу. Лично мы в капитальные заторы не вставали ни разу – так, небольшие задержки на пару матюков и один сердитый взгляд со стороны жены – но в сети встречаются отзывы о часовых пробках. Почему курорт не решает эту проблему, мне не очень понятно.
4. Очереди, ски-пассы и прочее. Я настоятельно рекомендую решить вопросы со ски-пассами накануне первого катального дня. Я так же настоятельно рекомендую решать эти вопросы на полупустых кассах Лунной поляны, а не в вероятной толчее на Романтике.
Мы все купили накануне, восторженно расчертили остатки утреннего вельвета, спустились к Романтику и воткнулись в невероятную толпу. Я всего лишь хотел отдать ребенка инструктору и почему-то этот нехитрый план поставил в ступор соответствующие службы курорта.
Проблемы чисто организационные и очень обострились из-за большого количества посетителей в этом году. Ски-пасс можно купить онлайн, но все равно нужно отстоять очередь и получить карточку в кассе с обязательной фотографией. Ребенка нужно сначала записать к инструктору в одном окошке, а затем активировать ему скипасс на льготный проход в другом окошке. Чтобы вернуть деньги за неиспользованный ски-пасс нужно отстоять одну очередь, написать заявление, а затем отстоять вторую очередь, уже непосредственно в кассу. Ну и вот это вот все.
Все это более-менее терпимо, если людей немного и полностью перестает работать при большом количестве посетителей.
Также не очень правильная тарифная политика курорта, отсутствие ски-пасса на утреннюю половину дня и очереди приводят к бурной деятельности какого-то невероятного количества перекупщиков.
Отдельно нужно сказать про медицинскую страховку. Травмпункта, где вам окажут минимальную помощь по ОМС в случае травмы, в поселке нет и в случае серьезного вопроса нужно будет вызывать скорую из Зеленчукской, а это около 50 километров. Но, неожиданно и внезапно, есть частный медицинский центр, где обслуживают либо по страховке, приобретаемой очно в кассе (100 рублей в день), либо за наличность. Без страховки комплексный гипс на руку стоит порядка 7000, на ногу 10000. Сторублевая страховка тоже почему-то не закрывает все траты и нужно добавлять «копеечку на бинты»
Сам в травму не попадал, но общался с пострадавшими на подъемниках и читал отзывы в сети. Ситуация в теории понятная, не во всех небольших селах России у нас есть травмпункты (в селе Архыз постоянно живет порядка 500 человек), но в данном конкретном случае отдает каким-то трешем и откровенным навязыванием услуг. Хотя, если вспомнить сломанную 10 лет назад ключицу у дочки в Домбае… Поверьте, может быть хуже :)
5. Про жилье. Жили непосредственно в поселке Архыз, на турбазе «Речной Бриз». Если воспринимать это место именно как турбазу, а не отель, то все очень и очень неплохо. Есть большая столовая, где можно в течении дня полноценно покушать. При желании, можно готовить самостоятельно или мясо на мангале пожарить, для чего тоже есть все условия.
В целом, очень демократичная обстановка именно в формате турбазы, где прекрасно понимают немного специфичные потребности горнолыжного отдыха. Завтрак с 7 утра, чтобы успеть на первый подъемник. Кипяток, чай и сахар в неограниченном количестве и бесплатно. Сушилка для снаряжения, баня и есть даже небольшой прокат.
Отдельным плюсом идет прекрасное расположение на берегу реки. Картинка сделана в 10 метрах от базы. А панорамные окна в пол с видом на все это великолепие – бесценно.
6. Бытовые подробности. Сетевых магазинов вроде «Азбуки вкуса» или «Перекрестка» в Архызе нет, как и «Пятерочки», «Магнита» или «Дикси». Да что там говорить, нет даже «Красного и белого» :) Но какой-то магазин самообслуживания имеется, все необходимое мы покупали без проблем. Кому необходим алкоголь, то желательно везти с собой.
С мобильным интернетом не то, чтобы совсем беда, но очень нестабильно и вечерами сильно проседает скорость. Мы заранее купили в Зеленчукской симку Мегафона, но по факту практически не использовали, так как на базе был неплохой wi-fi.
Также настоятельно рекомендую иметь в запасе наличные. На самом курорте, в некоторых кафешках и магазинах терминалы для карт есть, но из-за нестабильной мобильной связи работают они не всегда и не везде. Можно получить ненужные проблемы на ровном месте.
Завтракали и ужинали мы, в основном, в столовке на своей турбазе. Возможность дойти до еды в домашних тапочках невероятно прекрасна. Два раза сходили в расхваливаемое по форумам кафе «Хижина» ¬– вкусно, но заняты все столы. Судя по всему, чтобы в зимний сезон поужинать без ожидания на входе, нужно приходить либо до 17, либо после 21.
7. Про трассы и каталку. Приехали, заселились, в магазин сходили, интернет наладили (без социальных сетей никак невозможно!), ски-пассы купили, нюансы узнали. Фух! Давайте кататься уже!
Центром курорта является поселок Романтик, откуда можно на гондолах подняться как на южные склоны, так и на северные. Чуть дальше вверх по долине, в поселке Лунная поляна, расположена бесплатная автомобильная парковка и работает еще один кресельный подъемник «Лунный экспресс».
Общий вид на южные склоны, хребет Абишира-Ахуба. Трассы тут начинаются с высоты 2240 метров:
8. Северные трассы на хребте Аркасара, куда поднимаются на 10-местной гондоле. Старт основной части трасс с высоты 2336 метров:
9. Зеленые трассы. Новичкам можно учиться либо на самом верху северного склона, либо внизу, на южных склонах. На севере из плюсов: красивые виды, гондольный быстрый подъемник, отсутствие очередей и ширина трассы. Из минусов – я на доске по такому уклону с трудом доезжал до перегиба без остановки :) В случае непогоды и ветра этот подъемник останавливается первым, дуть тут может очень неслабо.
10. На юге несколько зеленых трасс с длиннющим пологим выкатом, но тут все же немного покруче и можно даже заложить пару дуг. Из минусов – всегда очень много людей и ощутимые очереди на четырехместный кресельный подъемник «Спутник», что справа на картинке. На 4 картинке выше как раз очередь на это кресло:
11. Синие и красные трассы. Красивые и широкие лесные трассы, очень видовые. Есть как пологие участки, где можно покарвить в удовольствие, так и достаточно крутые участки, где очень быстро набивают мягких бугров и частенько случается настоящий кегельбан из начинающих горнолыжников. Катался с огромным удовольствием.
В нашу погоду на южном склоне во второй половине дня становилось довольно мягко и влажно, поэтому перебирались на северные склоны, где снег оставался зимним до конца дня:
12. Про инструкторов. Ребенок в первой половине дня занимался с инструктором в группе из 4-5 детей, давая возможность родителям немного покататься. Называется «Архызенок», запись идет в основном сервисном центре Романтика. Прогресс виден невооруженным взглядом, парень практически перешел с плуга на поворот на параллельных лыжах:
13. Черные трассы. По факту их две – одна на юге, вторая на севере. Почему-то ратрачились далеко не каждый день, зато любителям больших, но мягких бугров было настоящее раздолье:
14. Как по мне, так не хватает широких трасс с ровным уклоном, где можно от души пораздавать широкими резаными дугами. Вот таких, как на южном склоне Бигвуда, что в Кировске. Да и начинающим, кто уже перерос зеленые трассы, но еще не может справиться с буграми на коротких и крутых участках синих трасс, может быть достаточно сложно.
Чтобы спуститься на парковку к автомобилю на Лунной поляне, надо было справиться с черной трассой. Две синих трассы, идущих в обход черного участка, в наше время были недоступны – одна была закрыта под соревнования, а вторая по техническим причинам. Для сына первый спуск по ней запомнился надолго, к тому же я катаюсь на доске, да и в целом не очень хороший учитель. Мои методы обучения можно выразить одной фразой: «Это Спарта, сынок! Выживает сильнейший! И не бойся грузить нос лыжи, хотя это и очень страшно»
И вы знаете, поехал! Понял, как контролировать скорость на буграх и крутом склоне и все следующие спуски проходил без немотивированных падений и остановок. Очень горд собой и наконец-то заслужил право на палки :)
15. Про соревнования. Аккурат на наши даты, с 31 января и по 6 февраля, в Архызе проходили Чемпионат России, Первенство России и этап Кубка России. Под эти соревнования закрыли 12 синюю трассу на Лунке, но подъемник продолжал работать в штатном режиме. В остальном мероприятие прошло абсолютно незаметно для обычных катальщиков и это, наверное, минус.
Вернее, это здорово, что никто и никому не мешал, но где спортивный праздник? Это же отличная возможность дополнительно популяризовать горнолыжный спорт. Ну не знаю, трибуны поставить, на экранах проезды показывать… А так, отгородились тройными сетками и живут в своем мире.
Кстати, почему, когда по трассе на лыжах спускаются не спортсмены, а тренера или технический персонал, то всегда это либо плуг, либо, что чаще, банальное боковое соскальзывание? Нельзя поворот заложить, пользуясь случаем? :)
16. К самой инфраструктуре курорта нет никаких претензий. Все новенькое, работает быстро и исправно. Поэтому очередей на сами подъемники не заметили, так, максимум на 5-10 минут в самый час пик. За исключением, наверное, только подъемника «Спутник», который поднимает на зеленые трассы южного склона и на который иногда наблюдалась приличная очередь. Им не пользовались.
17. Единственное, что напрягает, это периодическое закрытие канаток на профилактику. Хлоп, и с 12-30 до конца дня закрывается основная гондола «Млечный путь» на южном склоне. И на северах аншлаг.
Почему эту профилактику не сделать ночью? Почему не сделать с 16-30, когда канатки закрываются для посетителей? Почему на других курортах этого не встречается? Непонятности…
18. В один из дней сходил на небольшой скитурный выход в окрестностях курорта. Там сейчас работает Анна Ханкевич старшим гидом, можно присоединиться.
Вообще, район в плане скитура кажется очень и очень многообещающим. Одна только долина реки София с относительно пологими склонами хребта Чегет-Чат чего стоит.
19. Неплохой, в принципе, получился выход, только вот не самая бодрая команда попалась… Чуваки, качайте физуху! Ну согласитесь, что переться вверх на своих двоих и ограничиться только одним спуском, потому что «устал и утомился» – это не самая равноценная конвертация усилий в удовольствие. В общем, мне не хватило :)
20. В этот же день на канатке познакомился с парнем из Перми, под конец дня затащившим меня в лес справа от подъемника северного склона. Так себе лес, по мне, так слишком густой для комфортного катания. Ну и накувыркался я там знатно в тот раз. Ручей еще этот :)
В любом случае, прекрасный день получился. Разбавлю-ка пейзажики своей довольной физиономией.
21. Про погоду. Как уже понятно из картинок, с погодой нам повезло. А если заранее предвидеть погодную ситуацию последний дней на Кавказе, то повезло просто невероятно! Устойчивый минус ночами, небольшой плюс в течении дня и яркое, почти весеннее солнце. Грех жаловаться.
22. В целом, погодные условия показалась лучше, чем на той же Красной Поляне. Чуть выше, нет моря поблизости, поэтому все более стабильно, ровно и комфортно. Без драматических перегибов.
Кто посчитает количество сошедших лавин на склоне?
23. Пуходень тоже случился, аккурат в последний день нашей каталки. И даже северный склон закрыли по ветру уже перед моим последним спуском, как специально ждали пока я накатаюсь. Да, ветер на верху может подниматься нешуточный, борды выдувает из ячеек гондол только в путь. Учитывайте этот момент и в ветреную погоду забирайте снаряды с собой внутрь, благо тут это разрешают. Те два парня из едущей впереди гондолы, внезапно оставшиеся без снаряги, выглядели немного растерянными.
24. Если подвести итог, то все получилось замечательно. Все было хорошо и погода, и жилье, и каталка. Все эти организационные проблемы, о которых я писал в начале поста, они не заняли много времени. Ну да, постоял полчаса в очереди, разбираясь с инструктором и еще полчаса потратил на возврат денег за неиспользованный скипасс (мои решили пропустить пуходень, испугавшись дождика в самом поселке). Пару раз зависали на 5-10 минут на посадке. Ну и я люблю горы, мне очень важно после спуска оставаться на Кавказе со всеми его нюансами, а не оказываться в искусственном мире, очень похожим на торговый центр Мега.
Но везде бывают не только плюсы, но и минусы.
Плюсы:
- Это Кавказ, детка! Невероятная природа и сногсшибательная красота вокруг! Айран и хычины! Колоритные местные горцы и вкусный шашлык из баранины! А этот пьянящий горный воздух после равнины…
- Сам курорт новый и это чувствуется. Новые подъемники и другая техническая инфраструктура курорта. Все выполнено в едином стиле, без колхозя и самостроя. Это однозначно плюс.
- Отличная система искусственного оснежения. И она работает, а не выставлена в качестве макета, что немаловажно. Когда снега на Кавказе нет нигде, то Архыз открывается раньше всех и работает дольше всех.
- Подготовка трасс. Говорят, что раньше было идеально. Сейчас не идеально, но хорошо.
- Не увидел характерной для кавказских курортов проблемы с проходом «друзей канатчиков» без очереди. Это очень раздражает в других местах
- Судя по всему, в районе очень неплохие перспективы для ски-тура. Для любителей однозначный плюс.
- Погода. Мягкая, солнечная и комфортная, но в то же время без катания в дождевиках.
Минусы:
- Это Кавказ, детка! Хаотичное нагромождение непонятных строений, созданных в буквальном смысле из палок и проволоки. Дороги, усеянные конским навозом и отсутствие тротуаров. Нестандартное понятие сервиса. И все это за немаленький прайс, в общем-то…
- Очень много новичков. Уверенно катающихся в обозримом радиусе можно пересчитать по пальцам одной руки. А вот откровенных ломов, которые в джинсах и позе троллейбуса бесстрашно несутся вниз, видел не очень часто.
- Организационные проблемы. Они есть, что уж тут говорить, и как следствие – приличные очереди. И это раздражает. Можно списать на повышенный из-за закрытых границ поток отдыхающих, но… Минус!
- Медицинская страховка. Все понимаю. Но человек не должен в 21 году оставаться без базовой медицинской помощи, даже гипотетически.
- Отсутствие нормальных магазинов. Вернее, отсутствие магазинов, привычных жителям больших городов равнины.
- Фактическое отсутствие апре-ски. Только то, что есть в месте проживания. Часто ограничивается джентельменским набором из хычина, бани и постели.
- Периодические проблемы со связью и интернетом. А как же лайки? А видос из тиктока перед спуском? Или этот… Как его… Модный нынче клабхаус! А расплатиться часами? ТАК ЖИТЬ НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО!
До встречи в горах, уважаемые! И чтобы любые минусы усилием воли превращались в несомненные плюсы :)
+
Все бы такие отчеты писАли!
Фото - не фотки, а ФОТОГРАФИИ!