Достаточно большая часть горнолыжников считает эту работу в горах, на лыжах, достаточно привлекательной и романтичной. Мало того - факт, что тебе платят деньги за занятие любимым делом, кажется чем-то из сказки про волшебство.
О, если бы эта сказка была былью!
Продолжение истории Я б в инструкторы пошел, пусть меня научат! часть 2
В сети достаточно много вариаций на тему «Мечты и действительность горнолыжного инструктора»
В большей степени «сбытие мечт» зависит от школы, в которой вы будете работать, и места, где она располагается. Вот некоторые особенности горнолыжных школ, располагающихся в Красной Поляне (всего их здесь более десятка):
- Некоторые школы (не называю поименно, как несанкционированную рекламу) заинтересованы в росте профессионализма инструкторов и проводят занятия, тренировки, семинары, повышают квалификацию инструкторов.
- Есть школы, которые могут организовать скидку или отсрочку оплаты на обучение в школе инструкторов. Я даже знаю курортную школу (не в Поляне), которая оплачивает обучение.
- В некоторых школах инструкторам разрешается выход на склон исключительно с клиентом. В остальное время инструктор сидит в ожидании работы в помещении.
- Кто-то обеспечивает жильем (платно или даже бесплатно), большинство – нет.
- Практически все школы предоставляют фирменную одежду для работы бесплатно, но не все.
- Есть школы, где бесплатно выдают лыжи/борды. Но у большинства нет такой опции.
Входной билет
Времена, когда брали в инструктора без свидетельства, по достаточно приемлемому уровню катания, миновали. Все школы на топовых курортах не только требуют свидетельство об обучении, но и проводят серьезный кастинг.
Обучение стоит денег. B сравнимых с платным обучением в течение семестра-двух в ВУЗе среднего уровня. Причем, большинство школ устраивают выпускные экзамены. Двоечники, как правило, либо снова сдают экзамены (на платной основе), либо повторно проходят курс.
Начало работы инструктором еще печальней – в некоторых школах придется начать стажёром – за меньшую плату, чем у основного состава (а то и без оплаты). К тому же, с окончанием «высокого» сезона тебя уволят первым.
«И в снег, и в ветер…»
В горах не всегда солнце и легкий морозец. В Сибири до -30 (при температуре ниже останавливают канатные дороги) находятся морозоустойчивые клиенты. На Кавказе – дождь в горах зимой тоже не редкое явление. Клиент отмучил занятие в сложных климатических условиях и пошел в бар или домой сушиться и отогреваться. А у инструктора – следующий клиент. И…
Учить плугу
Не многие, мечтающие о работе инструктора, понимают, что большую часть клиентов (в отдельных случаях – до 100%) составляют не умеющие кататься или начинающие катальщики. И основную часть своего рабочего времени инструктор проводит на начальных уроках, обучая клиента азам. Провести день на склоне, демонстрируя стойку и поворот в плуге – дело не легкое, скажем – не все смогут. И гарантированная боль в мышцах и коленках практически гарантирована.
Быт и life
Бытовые условия инструктора на горнолыжном курорте – не сахар. Цены на проживание и питание на горнолыжных курортах и в ближайшем окружении существенно выше, чем в обычном городе. Жить приходится либо в общежитии/хостеле (как правило, комната на 4-8 человек, двухэтажные нары) или далеко от места работы, теряя в день 3-4 часа на дорогу и какое-то количество денег. Вариант с нормальным проживанием и питанием может стоить половины зарплаты. В Красной Поляне аренда на сезон однокомнатной квартиры или студии – в районе 35 000 рублей/месяц + коммуналка (3-5000 рублей). Койко-место – в среднем, 25 000 рублей в месяц.
Есть варианты койко-мест за 15 000 рублей, но это уже «бомжатник» или общага – «муравейник» для гастарбайтеров.
Один из плюсов работы на горном курорте «Роза Хутор» – скидка на питание для персонала. За 200 рублей можно покушать в ресторане «Берлога».
Ходить по вечерам в бары и на дискотеки? Работа инструктора – не только тяжелый физический труд, но и большая психологическая нагрузка. Я видел бьющихся в истерике мужиков и плачущих женщин после занятий с «трудными» клиентами. А вечером еще жечь? Нет, в сезон не до оттяга.
Сезонность работы
Средняя продолжительность горнолыжного сезона в России – 3-4 месяца. Но и внутри сезона набирается, в общей сложности, около месяца, когда инструктора загружены полностью и, соответственно, могут рассчитывать на хороший заработок. Таким образом, сделать инструкторство своей основной работой невозможно. И 9 месяцев в году нужно работать по другой специальности, поскольку не все курорты работают круглогодично. Да и среди работающих круглый год ГЛК занятость инструкторского персонала ограничена в 10-15% от зимнего.
Потенциальные инструкторы! Читая эту статью, вы еще не разочаровались в профессии?
Ведь в конце сезона наступает для инструктора рай. Клиентов мало, времени много. Девушки в купальниках. Ласковое солнце и пустынные склоны!
И лыжники учат сноубордисток! Вот оно – инструкторское счастье!
Фото с бугель-вугеля
Спонсор публикации НЛИ (Национальная Лига Инструкторов)
Спасибо Ольге Даргужас за помощь в написании сериала
Отдельное большое спасибо Анне Хвостовой за усилия в выстраивании из меня инструктора, но я оказался из окаменевшего дерева
Терпеливому и гуманному экзаменатору Ирине Сергеевой – респект!