Но как иначе спасти организм от злокачественной
опухоли или вылечить от необратимых заболеваний?
опухоли или вылечить от необратимых заболеваний?
То, что когда-то Кировск был в разряде горнолыжных грандов, сомнению не подлежит.
Сегодняшнюю поездку в Кировск можно назвать по Гоголю – «Вечера на хуторе близ Диканьки».
История горнолыжного Кировска (тогда еще Хибиногорска) начиналась в середине 30-х годов. Ленинградские «фигуристы» (соревнования по горным лыжам тогда назывались «фигурным катанием на лыжах») привнесли этот досуг с Кавголовских оврагов на склоны Вудъявчорра.
Мало кто знает, но на первых соревнованиях трассы для спусков готовились с помощью колоны заключенных. Плотной толпой «ЗеКа» поднимались и спускались по склону по пояс в снегу. После этого оставалась трасса разве что без вельвета. Можно лишь догадываться, что думали новоявленные «беккантристы» о горнолыжниках)))
В 50-х годах — заря горнолыжного спорта. Долгое время сборная СССР состояла в основном из кировчан. И основные соревнования в это время проходили здесь. «Кузница кадров» хоть и сталинское выражение, но полностью отражало тогдашнюю суть.
В 60-е годы с появлением подъемников горные лыжи становятся популярным досугом. В Кировске катались практически все дети. А на соревнованиях вдоль всей трассы выстраивался живой коридор из болельщиков. И соревнования превращались в городской праздник. На горе работали десятки выездных буфетов. Глядя на европейские этапы Кубка Мира с много тысячными ордами фанатов-горнолыжников, с грустью думаешь «И у нас так было…»
Особые надежды на дальнейшее развитие горнолыжного Кировска были в 60-х годах. Когда была идея провести зимнюю Олимпиаду в Ленинграде. Ее горнолыжным стадионом должен был стать Кировск. Но, увы…
Пик популярности Кировска пришелся на конец 80-х – начало 90–х годов. Стали выпускаться отечественные горные лыжи, облегчился доступ к импортным моделям (сам я покупал две пары у «сборников» - у тогдашних моделей не было особых различий между любительскими и спортивными). На подъемниках появились часовые очереди. На креселку люди занимали очередь с 8 утра (открывалась в 10.00). Сам я был в то время «местным», но и мне приходилось влипать минут на 40 в очередь на Латвии. Появились и коммерческие подъемники – сначала «дергунок», затем и «швабра».
В спортшколах Кировска (если не ошибаюсь их было 3 или 4) занималось свыше 2000 детей! Не считая созданной горнолыжки в Апатитах.
Не уметь кататься на лыжах (или по крайней мере не иметь красивого горнолыжного костюма для тусовке в баре «Белая лошадь») считалось дурным тоном. Кафе на верхней станции креселки не вмещало желающих, камин в традициях кафе «Ай» не затухал до позднего вечера.
Прошли первые официальные соревнования этапа Кубка Мира по фристайлу (да, да! Еще и лыжный балет был в программе!).
Владельцы организованной на месте городского склона «Коласпортланд» пытаются сделать курорт международным – в один из сезонов появляется целый городок кемперов и на склонах слышится нетрезвая финская речь.
Открылся новый аэропорт с ежедневными рейсами из Москвы и Санкт-Петербурга.
Цифры, взятые с потолка и служащие интересом определенной группы лиц, которым придумали название «статистика» - вещь лукавая. Но по косвенным данным на пике своей «горнолыжности» Кировск принимал около 50 000 туристов в течение сезона. Если говорить в современных ценах, то за неделю пребывания средний турист оставляет здесь $500. Или $25 000 000 на круг (стоимость б/у гондольной дороги составляет $5 млн).
Вряд ли стоит рассказывать, что произошло дальше. «Наступила длинная полярная ночь»...
Городской склон деградировал на глазах. Закрывались подъемники. Закрылась первая частная гостиница.
Количество учащихся в спортшколах уменьшилось в 10 (!) раз.
25 км, перешедший в частные руки, (он, правда, всегда был «спортивным» склоном, и попасть туда кататься было непросто даже нам, «местным»), напоминал «свободную торговлю», объявленную Ельциным, – с ее необустроенностью базара и отсутствием элементарных удобств. График его работы стал непредсказуемым, зависящим от настроения канатчиков.
Просто чудо, что в результате мало известного широким кругах, но хорошо прогремевшего в местной предпринимательской элите конфликта, возник новый регион катания (курортом его язык не шевелится называть), известный под названиями «Новый склон», «Апатия» (считаю самое верное его название) и официальное «Биг Вуд» (BIG WOOD). На его открытие ждали Путина (обошлись в итоге Тягачевым), открывал губернатор. Рассказывались сказки о «Городе–саде» с гондолами искусственным оснежением и освещением, гостиницах и шале. Но еще 10 лет две очереди тарелочной «Татрапомы» с унылым видом на трубу АНОФ-3 и хвостохранилище символизировали безответственность обещаний.
Мне не хочется пользоваться черными красками в описании самого любимого мной места горнолыжного отдыха. Но 4-5 лет назад коллапс был неизбежен. Кировск превращался в горнолыжный хутор, который посещали в основном экстремалы и маргиналы (вы имели в виду ? А то мадригалы – это оды). Термин «бомж-тур» был во многом порожден здесь. Приехавший сюда впервые турист большей частью уже не возвращался, да еще рассказывал десятку другому своих друзей об «ужасах нашего городка». Что тоже не прибаляло потока отдыхающих.
Еще не до конца раскрыта роль Ельцина в развитии российского горнолыжного отдыха. Но 10 выходных в разгаре зимы повернули в эту сторону сотни тысяч россиян. Если бы мысль первого президента России избрала бы «длинным выходным» майские праздники – то стало бы в разы больше дайверов, кайтеров, серферов или унылых шестисоточных сажальщиков картошки. Спасибо, вам Борис Николаевич Ельцин!
Сказалось это и на посещаемости Кировска. Если раньше сезон имел один ярко выраженный пик «высокого сезона» – школьные каникулы, конец марта - начало апреля, то сейчас добавился еще один – новогодний.
Хочу сделать маленькое отступление. В Норвегии самый популярный курорт «Трюсиль». По орографии и рельефу он мало чем отличается от Кировска. Если взять «Биг Вуд», Городской склон и дикие спуски на город, 23 км. и лесную зону в районе улицы Солнечной – это будет «2–й этаж» Трюсиля. Первый там располагается в лесной зоне, катание по просекам. На курорт приезжают не только норвежцы, но и шведы, датчане, голландцы, финны, северные немцы, люксембуржцы, ну и русские – где сейчас без них. И сравниваешь с болью – ведь главное для курорта – горы, в Кировске не хуже, но почему и доколе?
И вот последнее событие, могущее как-то повлиять на развитие горнолыжного Кировска: туда прилетел президент России Дмитрий Медведев. И что ему показывают? Почему-то более или менее благополучный «Биг Вуд». А почему бы не показать городской склон? Не прокатить на древней креселке? Потемкинские деревни и очковтирательство нас погубят. Или уже…
Читаем новость:
Президент России Дмитрий Медведев даст поручение Министерству спорта, туризма и молодежной политики проработать вопрос создания горнолыжной тренировочной базы в горах Хибины на Кольском полуострове,...
О необходимости привлечения в регион инвесторов глава государства несколько раз говорил в ходе общения с рабочими...
Президент, который сам увлекается горными лыжами, пообещал лично посмотреть и оценить построенный недалеко от Апатитов горнолыжный комплекс. В 2011 году комплекс "Большой Вудъявр" был признан лучшим в России.
Участвующая во встрече и. о. губернатора Мурманской области Марина Ковтун заверила, что в скором времени будет составлен расчет необходимых инвестиций в туристский кластер в Хибинах. Она рассказала о том, что этот край считается одним из самых интересных для рыбалки.
Возникают вопросы. А почему бы его не прокатить на убитой креселке? Не сводить в убогий киоск на Южном? Не прокатить по «убитому» крутяку на лбе между креселкой и «Северным»? Необходимость привлечения в регион инвесторов? Да кто их туда пустит!!! Местные распилили между собой все, и не нужны им чужаки!!! Если едет речь о ГЛК, при чем тут рыбалка?
Очередной капец...
И вот главный вопрос: а что там делается сейчас и на что надеяться в будущем?
1. «Городской склон», на котором висит главная вина за «убийство» горнолыжного Кировска, поскольку именно он является главной горнолыжной витриной, как самый доступный и очевидный. Как человек, катающийся на нем с 1985 года, могу сказать, что это самое лучшее и разнообразное место катания для среднего горнолыжника. Впрочем, там куча «вкусняшек» для разного с уровня катальщиков, от «чайнега» до экстремала. Почему «убийца»? Именно этот склон создает депрессивное восприятие для впервые попавшего на его склоны горнолыжника «мертвыми» подъемниками (общее количество работающих сократилось более чем в два раза), не ратраченными спусками, отсутствием цивилизованного общепита.
Тут есть позитив:
- запустили давно не работающую «Латвию» — излюбленное место для начинающих и любящих лайтовое катание лыжников, для начинающих кататься вне трасс;
- стабильно работает креселка;
- появились ратраки на склонах (осталось водителям научится делать нормальный вельвет);
- появилась «подушка» для экстремалов;
- открылась кафешка на «Южном» подъемнике;
- есть в планах восстановления подъемника «Букашка»;
- в планах развития много всего красивого, но не хочется «сглазить».
- установлен третий подъемник, что несколько снизило проблему очередей;
- установлена система оснежения, что позволяет начинать более раннее открытие сезона и проводить соревнования по реламенту ФИС. Прошлой бесснежной и теплой осенью удалось провести самые первые старты в Европе. С оснежением еще есть проблемы водохранилища, но они решаются.
- установлено освещение склонов, в условиях Полярной ночи это значительно продлевает время катания.
3. «Кукисвумчорр», 25-й км.
Этот ГЛК наиболее преобразился с приходом нового хозяина. Подъемников хоть и не стало больше, но инфраструктура стала более дружелюбная:
- появился роскошный туалет;
- появилось здание для отдыха, переодевания, кафе, камера хранения;
- подъемники стали работать стабильней и постоянно обслуживаются;
- появился беби-лифт – для тех, кто поднимается на ГЛК, он бесплатный;
- трассы ратрачатся до самого верха! Кто знает крутизну верхней части горы, тот это оценит;
- появилась снежная пушка, которая позволяет купировать проблемные места в начале сезона и делает склон более катабельным;
- в состоянии реконструкции находится «Финишный домик»;
- поменялось отношение работников к туристам – может, это самое большое достижение владельца комплекса.
Фотография автора Аверьянова С. Л.
Если брать ситуацию в регионе в общем, то налицо шаги вперед. Но! Эти шаги в лучшем случае можно назвать реставрацией, даже на капитальный ремонт они не тянут. И на данный момент ГЛК Кировска принимают чуть больше половины туристов от их числа от прежних высших достижений (по некоторым данным 30 000 человек в сезон). Посудите сами:
- производительность Бигвуда практически исчерпана, и если еще в низкий сезон очереди возникают по выходным, в высокий сезон турист постоянно сталкивается с ними. Кроме того, в пик на трассах уже возникает толкучка, а построение новых трасс ограничено самим склоном – с обеих сторон лавиноопасные цирки, а опыта эксплуатации лавиноопасных склонов (газексы, удаление козырьков, постройка протоволавинных, лавинозадерживающих сооружений) здесь нет.
- городской склон с имеющимися 3-4 подъемниками тоже не может обеспечить доступ туристов без задержек. И если появится какое-то значимое количество ратраченных трасс, это тоже приведет к коллапсу. Здесь по крайней мере виден очевидный выход из положения – наращивание пропускной мощности ифраструктуры и создание подготовленных трасс. Это может дать трехкратное увеличение производительности ГЛК.
- 25-й км никогда не будет массовым курортом ввиду самой специфики рельефа горы (крутой и узкий склон). Его ближние перспективы связаны с освоением так называемой «Обратки» (склоны, уходящие от верха на противоположную сторону от существующей зоны катания). Планы освоения горы Апатитовой, конечно, вызывают невольный восторг, но их осуществление пока даже не просматривается.
- находящийся в городской черте экстрим-парк особого влияния на обстановку не оказывает. Но его наличие даст толчок развития ньюскула и фристайла, то есть спортивной составляющей.
Есть еще один аспект – окологорнолыжная инфраструктура жилья и отдыха. Исторически сложилось, что горнолыжники проживают в частном секторе, в домах сталинской и брежневской постройки. Гостиницы тоже есть, но, мне кажется, они не играют большой роли в размещении отдыхающих. Мне очень нравится вариант в Шерегеше. Там была аналогичная ситуация со съемом частного сектора, но в последнее время выросли десятки мини-гостиниц и гостевых домов. Возможен ли такой вариант в Кировске? За последнее время появилось два хостела. Что дальше?
Есть проблема, с которой сталкиваются все приезжающие. Рано или поздно, но катание прерывается непогодой. И? Боулинг (даже местным не хватает его), ночной клуб (самое то с женой на стриптиз сходить))),ботанический сад и два музея. В сауны в такие дни не попасть. Ну и демократичный бар в гостинице «Хибины». Честно – не густо. Аквапарк сам напрашивается. Экскурсии на подземный рудник – желающих тоже бы хватило. В конце концов, рыбалка на Имандре – многие бы попробовали. Этот сектор отстает. Но вот появился новый клуб «FUSION», его хозяева собираются делать гостиницу. Появился уникальный проект «Экскурсионно-туристический центр «Снежная деревня» — рекомендую.
Что делать и кто виноват?
Меня всегда восхищала это фраза из четырех слов, максимально передающая все проблемы российской действительности.
Что делать? Возможности существующих курортов практически исчерпаны в рамках имеющейся инфраструктуры. Постройка гондольной дороги от конечной остановки общественного транспорта на улице Олимпийской на хребет горы Айкуайвенчорр (выще станции кресельной дороги) с возможным выходом на верхнюю станцию «Бигвуда» - вопрос на уровне намерений решенный. И называемые сроки (сезон 2012-13, или 2013-14) видятся реальными. Однако, вокруг этой дороги ведутся не видные общественности, но интенсивные сражения. Суть их можно выразить коротко: кому дорога будет принадлежать? Ресурсы для ее строительства имеются, но правовые вопросы принадлежности земли, по которой она должна проходить, пока не решены.
Однако, как говорилось выше, вопросы расширения инфраструктуры существующих курортов проблемы стратегического развития горнолыжного Кировска не решают. Нужны новые курорты. В администрации города есть понимание этой проблемы.
Первое, куда устремляется взгляд в этом направлении — гора Вудьяврчорр, чей склон начинается буквально в 600 метрах от здания администрации. Разработанный перспективный план предполагает возможность строительства ГЛК с потоком до 100 000 туристов в год и суточной емкостью до 1 400 человек.
Перспективный план второго ГЛК — «Ловчорр» — с таким же потоком предполагает единовременную вместимость 6500 человек.
С «громадьем планов» в Кировске все хорошо. В отличие от Европы, где практически застроены мало-мальски пригодные склоны, где власть «зеленых» реально блокирует дальнейшее развитие горнолыжного строительства, Хибины со своими, так называемыми «ГЛК», выглядят островком девственности, хуторской горкой.
Кто же будет все это строить, и почему еще не построено? Объективно все курорты заинтересованы в увеличении количества курортов (курорты – в курортах? или все-таки в туристах??). Это вызовет общий рост количества туристов и каждому достанется его доля в зависимости от его талантов и умения.
Одним из камней преткновения служат запутанные земельные вопросы. Действующее земельное законодательство настолько несовершенно и недоработано, что нет легитимной схемы оформления земли под строительство ГЛК. Это одно. А как убедить московского чиновника (поднаторевшего в оформлении участков под коттеджное строительство) в необходимости отвода земли на льготных основаниях? Да он ни сном ни духом не слышал о Хибинах. Вот просят землю, а вдруг там они нефть качать будут?
Насколько я понял, это основное законодательное препятствие.
Второй вопрос: Кто?
Так исторически получается, что горнолыжные курорты - это хобби наших крупных и удачливых предпринимателей и их структур: «Роза Хутор» - А. Потанин, «Интерросс», «Горная карусель» — Г. Грефф, «Сбербанк», «Лаура» А. Миллер, «Газпром», «Банное» — Магнитогорский ГМК, тот же «Бигвуд» - ОАО «Апатит». Список можно продолжать и далее. Приносят ли они доход, насколько выгодны эти вложения, зачем им эти непрофильные активы? Этого никто не знает и не узнает. И вообще, непонятны их мотивы инвестирования. В жизни редко бывает, чтобы ресторатор покупал сапожную мастерскую или химчистку. И очень сомнительно, что они захотят вкладывать свои ресурсы за Полярный круг вместо благодатного, хоть и Северного, Кавказа.
Найти инвестора, который бы вложил порядка 10 млн евро (мне кажется, проекты кировской администрации примерно такого порядка) в непрофильный актив? Да лучше новую яхту купить... Профессиональная компания, занимающаяся инвестициями, постройкой и управлением ГЛК в России, только одна -«Горнолыжные курорты Северного Кавказа», но ей на века на Кавказе работы хватит.
Остаются только местные бизнесмены. Но, чтобы вложить такую сумму, нужна как минимум дорожная, энергетическая и прочие инфраструктуры и дешевые кредиты на 15-20 лет. Этого тоже пока нет.
В недрах областной администрации зреет проект под модным ныне названием «Туристический кластер «Русская Лапландия». В нем планируется развитие этнического (Ловозеро) и горнолыжного туризма Кировск. Я бы еще до кучи сюда добавил и пляжный туризм. Поскольку объединяются ни разу не совместимые области. Зреет он давно, явно больше срока беременности слона. Но каких-то зримых очертаний не приобретает.
На чем сердце успокоится?
Понятно, что скоро возможно будет построена гондольная дорога. Что дальше? В силу вышесказанного, надеяться на коренной перелом, какой произошел на Красной Поляне, Шерегеше, Архызе, оснований нет.
Может, у участников процесса, влияющих на развитие ГЛК, – администрации Кировска, администрации Мурманской области, ОАО «Апатит» - есть мнение, отличное от авторского? Горнолыжная общественность рада была бы его услышать.
Есть проблема, с которой сталкиваются все приезжающие. Рано или поздно, но катание прерывается непогодой. И? Боулинг (даже местным не хватает его), ночной клуб (самое то с женой на стриптиз сходить))),ботанический сад и два музея. В сауны в такие дни не попасть. Ну и демократичный бар в гостинице «Хибины». Честно – не густо. Аквапарк сам напрашивается. Экскурсии на подземный рудник – желающих тоже бы хватило. В конце концов, рыбалка на Имандре – многие бы попробовали. Этот сектор отстает. Но вот появился новый клуб «FUSION», его хозяева собираются делать гостиницу. Появился уникальный проект «Экскурсионно-туристический центр «Снежная деревня» — рекомендую.
Что делать и кто виноват?
Меня всегда восхищала это фраза из четырех слов, максимально передающая все проблемы российской действительности.
Что делать? Возможности существующих курортов практически исчерпаны в рамках имеющейся инфраструктуры. Постройка гондольной дороги от конечной остановки общественного транспорта на улице Олимпийской на хребет горы Айкуайвенчорр (выще станции кресельной дороги) с возможным выходом на верхнюю станцию «Бигвуда» - вопрос на уровне намерений решенный. И называемые сроки (сезон 2012-13, или 2013-14) видятся реальными. Однако, вокруг этой дороги ведутся не видные общественности, но интенсивные сражения. Суть их можно выразить коротко: кому дорога будет принадлежать? Ресурсы для ее строительства имеются, но правовые вопросы принадлежности земли, по которой она должна проходить, пока не решены.
Однако, как говорилось выше, вопросы расширения инфраструктуры существующих курортов проблемы стратегического развития горнолыжного Кировска не решают. Нужны новые курорты. В администрации города есть понимание этой проблемы.
Первое, куда устремляется взгляд в этом направлении — гора Вудьяврчорр, чей склон начинается буквально в 600 метрах от здания администрации. Разработанный перспективный план предполагает возможность строительства ГЛК с потоком до 100 000 туристов в год и суточной емкостью до 1 400 человек.
Перспективный план второго ГЛК — «Ловчорр» — с таким же потоком предполагает единовременную вместимость 6500 человек.
С «громадьем планов» в Кировске все хорошо. В отличие от Европы, где практически застроены мало-мальски пригодные склоны, где власть «зеленых» реально блокирует дальнейшее развитие горнолыжного строительства, Хибины со своими, так называемыми «ГЛК», выглядят островком девственности, хуторской горкой.
Кто же будет все это строить, и почему еще не построено? Объективно все курорты заинтересованы в увеличении количества курортов (курорты – в курортах? или все-таки в туристах??). Это вызовет общий рост количества туристов и каждому достанется его доля в зависимости от его талантов и умения.
Одним из камней преткновения служат запутанные земельные вопросы. Действующее земельное законодательство настолько несовершенно и недоработано, что нет легитимной схемы оформления земли под строительство ГЛК. Это одно. А как убедить московского чиновника (поднаторевшего в оформлении участков под коттеджное строительство) в необходимости отвода земли на льготных основаниях? Да он ни сном ни духом не слышал о Хибинах. Вот просят землю, а вдруг там они нефть качать будут?
Насколько я понял, это основное законодательное препятствие.
Второй вопрос: Кто?
Так исторически получается, что горнолыжные курорты - это хобби наших крупных и удачливых предпринимателей и их структур: «Роза Хутор» - А. Потанин, «Интерросс», «Горная карусель» — Г. Грефф, «Сбербанк», «Лаура» А. Миллер, «Газпром», «Банное» — Магнитогорский ГМК, тот же «Бигвуд» - ОАО «Апатит». Список можно продолжать и далее. Приносят ли они доход, насколько выгодны эти вложения, зачем им эти непрофильные активы? Этого никто не знает и не узнает. И вообще, непонятны их мотивы инвестирования. В жизни редко бывает, чтобы ресторатор покупал сапожную мастерскую или химчистку. И очень сомнительно, что они захотят вкладывать свои ресурсы за Полярный круг вместо благодатного, хоть и Северного, Кавказа.
Найти инвестора, который бы вложил порядка 10 млн евро (мне кажется, проекты кировской администрации примерно такого порядка) в непрофильный актив? Да лучше новую яхту купить... Профессиональная компания, занимающаяся инвестициями, постройкой и управлением ГЛК в России, только одна -«Горнолыжные курорты Северного Кавказа», но ей на века на Кавказе работы хватит.
Остаются только местные бизнесмены. Но, чтобы вложить такую сумму, нужна как минимум дорожная, энергетическая и прочие инфраструктуры и дешевые кредиты на 15-20 лет. Этого тоже пока нет.
В недрах областной администрации зреет проект под модным ныне названием «Туристический кластер «Русская Лапландия». В нем планируется развитие этнического (Ловозеро) и горнолыжного туризма Кировск. Я бы еще до кучи сюда добавил и пляжный туризм. Поскольку объединяются ни разу не совместимые области. Зреет он давно, явно больше срока беременности слона. Но каких-то зримых очертаний не приобретает.
На чем сердце успокоится?
Понятно, что скоро возможно будет построена гондольная дорога. Что дальше? В силу вышесказанного, надеяться на коренной перелом, какой произошел на Красной Поляне, Шерегеше, Архызе, оснований нет.
Может, у участников процесса, влияющих на развитие ГЛК, – администрации Кировска, администрации Мурманской области, ОАО «Апатит» - есть мнение, отличное от авторского? Горнолыжная общественность рада была бы его услышать.
Вопрос этот из области вечных российских загадок: Что делать? Кто виноват? На которые, увы, не придуманы отгадки.
Когда статья готовилась «к эфиру», я получил письмо от местной жительницы (именно это и шокирует, что написал человек не приезжий):
...вот уже пятый год мы ездим на горнолыжные курорты Финляндии в марте. Погранцы удивляются, мол, чего на своих горах не катаетесь. А то и не катаемся, что — очереди, хамство в барах и прокате (за прокат лыж требуют паспорт или 12 тыщ залог!), дороговизна (да-да, на бигвуде нынче 90 руб один подъем, скипасс на день 1100 руб), отсутствие увеселительных заведений поблизости. Сочувствуем приезжим — ужасные гостиницы, тем, кто приезжает без машин, из Апатитов до Бигвуда просто не доехать! Автобус они не могут пустить вот уже который год! На мой вопрос — почему, дают ответ: а почем мы знаем, когда вы с горы соберетесь ехать? Я говорю — сделайте как в Леви, где в пять уже дискотека у горы, полчаса афтер-ски, и потом все по домам. Нет ресурсов, отвечают... Разве так можно развивать туризм? На вокзале до сих пор нет ни карты, ни объяснений, кому куда и как добираться. Склон на Олимпийской ужасен — везде камни, в прошлом году сорвало трос на бугеле, ребенку чуть череп не проломило, хорошо хоть в шлеме был... Так что мы пока голосуем своим рублем за ближайшие к границе склоны с европейской стороны.
Хотел бы закончить на оптимистичной ноте, как говорил поэт: «Я знаю город будет, я знаю саду цвесть...», но себе-то не соврешь...
Особое спасибо Вахмистрову Б. Б. за фотографии. Еще их больше ЗДЕСЬ.