Знаете такую поговорку - «не умеешь, не берись»? Ну так вот, к начинающим горнолыжникам она никак не относится. Наоборот, берите ноги (с лыжами или доской) в руки, и вперед, грызть так называемый «гранит науки». Правда, если вы действительно первый раз стоите на лыжах, а тем более на сноуборде, первое время у вас во рту будет оказываться не желаемый гранит, а снег :)!
Для нашего дальнейшего взаимопонимания вам может понадобиться знание некоторого сленга. Для начала растолкуем что к чему новичкам- горнолыжникам, так как это на данный момент один из самых старых и самых проверенных способов сползания с горы.
Лыжи, или как еще их иногда называют – дрова – приспособления весловидной формы, на которых многие горнолыжники имеют обыкновение спускаться с гор( хотя бывают и исключения ).
Кант – это не только фамилия одного очень известного немецкого философа, но и стальная полоса, идущая вдоль скользящей поверхности лыж, позволяющая лыже не проскальзывать на поворотах. Делается она из нержавеющей, хорошо закаленной стали. В некоторых моделях лыж характеристики внешнего и внутреннего кантов (длина, твердость) могут отличаться. Кстати, популярная фраза: «не кантовать», имеющая смысл «не беспокоить», для любителей горных лыж имеет особое значение :-))
Скользячка – скользящая поверхность лыж, то есть именно та, на которой лыжа непосредственно скользит.
Платформа – специальная конструкция, которая равномерно прогибает лыжу.
Талия – (в отличие от людей, наблюдается у всех лыж) - самая узкая часть лыжи, находящаяся в районе крепления ботинка.
Пятка – (присутствует у всех людей) - задняя часть лыж, обычно загнутая.
Носок – пластиковая насадка на носок лыжи. Служит для уменьшения вибрации, предохранения от повреждений лыжи, облегчения веса конструкции и (в спортивных моделях) для более точного входа в поворот.
Грузовая площадка – участок в средней части лыжи, где устанавливается крепление или платформа для крепления.
Боковой профиль – форма кривой, которая задает скользящую поверхность. Определяется по боковой поверхности нижнего канта. Всегда или почти всегда эта кривая не является окружностью, но для сравнения используют величину радиуса воображаемой окружности.
Радиус бокового профиля – радиус воображаемой окружности, соединяющий три точки бокового профиля – носок, талию, пятку ( учите геометрию, пригодится!).
Весовой прогиб – максимальная высота прогиба лыжи - расстояние от горизонтальной поверхности, на которой лежит лыжа без нагрузки, до скользящей поверхности в районе талии.
Уф… Немного отступления, чтобы Вы совсем не заскучали. Естественно, на рынке в настоящий момент представлено огромное разнообразие лыж с самой разной «начинкой», стоимостью, не говоря уж о расцветках и прочем дизайнерском исполнении. Однако основное их различие, естественно, заключается именно в той самой «геометрии», от которой будет зависеть не только Ваш стиль катания, но и трассы, а также качество снежного покрова, которые Вы будете выбирать. Так, например, на хорошо зарекомендовавших себя в последнее время лыжах нового профиля, имеющих форму песочных часов и явно облегчающих исполнение резаных поворотов и катание в целом, интересно прокатиться не только по укатанным трассам, но и по рыхлому снегу. Засчет своей универсальности такие модели явно способствовали приобщению к активному зимнему отдыху в горах широких масс катальщиков самого разного возраста. Называются они карвинги, и постепенно они вытесняют с рынка лыжи старой, «классической» геометрии. Для неподготовленных склонов подойдут широкие лыжи, а для слалома-лыжи с узкой талией.
Следующая, не менее важная деталь Вашей экипировки – горнолыжный ботинок, и иногда именно от того, насколько хорошо он «сел» на Вас, зависит не только время, проведенное на склоне, но и эмоции по окончании его. Опытные лыжники выбирают ботинки придирчиво, несколько раз застегивая и расстегивая их, снимая, вновь одевая и прохаживаясь по магазину. Кроме того, следует учесть, что размер ноги меняется в течение дня, поэтому не стремитесь приобрести их сразу, в первый же Ваш заход в магазин. Тем более не советуем делать эту покупку на открытом рынке, где пластик деревенеет от мороза, и понять свои ощущения той или иной степени комфортности от втискивания ноги в жесткий холодный ботинок, будь он даже самой лучшей моделью на рынке, просто нереально.
Итак, что нужно знать о ботинке:
Ботинок: 1- внешний ботинок – жесткая, обычно пластмассовая скорлупа ботинка. 2- внутренний сапожок (ну или ботинок, кому как нравится) – мягкий ботинок, вставляющийся во внешний.
Термопласт – материал, вшивающийся во внутренний ботинок в «проблемных» местах – на косточке и на подъеме стопы. От тепла ноги термопласт размягчается и служит подушкой между внешним и внутренним ботинком.
Клипсы – металлические или пластиковые застежки на внешнем ботинке. Существуют клипсы с микрорегулеровкой – возможность с помощью винтовой передачи точно настраивать усилие закрывания клипсы.
Для карвинговых лыж удобнее ботинки с несколько отклоненным наружу голенищем, не позволяющим при крутом повороте задеванию о снег. И, конечно, в силу чисто анатомических особенностей разных полов, таких, как ширина стопы и пятки, высота подъема, расположение икроножной мышцы, разрабатывают отдельно женские и мужские модели ботинок.
Теперь, если Вы подумали, что это все, то сильно ошиблись! Мы подошли к самой важной детали экипа, той, которая предназначена для того, чтобы прочно соединить Ваши ноги, обутые в ботинки, с лыжами, и не просто позволить Вам ехать, но надежно защитить от травм при возможных падениях. Это крепления, и по тому, насколько надежно они предохраняют Вас и вовремя отстегиваются, и определяется «цена» падения не только в переносном, но и в прямом смысле. Состоят они из передней и задней головки и различаются по возможностям срабатывания в разных направлениях, например, не только вверх, но и в сторону. Передняя головка отвечает за отстегивание при падениях назад, а задняя-наоборот, при «полете» вперед. Крепления подбираются в зависимости от веса лыжника, а также стиля катания-мягкого или, напротив, агрессивного. В последнее время все больше появляется моделей с так называемой платформой-специальной пластиной, позволяющей приподнять ботинок над кантом, исключающей возможность цепляния за снег при крутых поворотах, а также гасящей лишнюю вибрацию.
И, наконец, о палках. Для начинающих лыжников это самая незначительная часть инвентаря, которую можно одолжить у друзей или взять в прокате. Однако от правильного выбора ростовки палок зависит точность вхождения в поворот, а , как результат, и Ваша усталость на склоне.
Основные стили катания:
Карвинг-резаные повороты на небольшой скорости по плотному снегу.
Паудер-катание по мягкому глубокому снегу с поворотами малого и среднего радиуса.
Фрирайдинг-катание по любым типам склонов, разному типу снега, различными радиусами поворотов.
Ну а теперь…правильно, прожиточный минимум для чайников- бордеров. Так как это более молодой способ катания, то и специфических модных словечек в словаре бордеров гораздо больше, чем у любого самого продвинутого лыжника, и относятся они не только к оборудованию, но и к тем самым «примочкам», которые крутят бордеры на горе.
Основные составляющие инвентаря здесь аналогичны горнолыжному оборудованию: доска + крепления + ботинки.
Доски различаются по длине, ширине, жесткости, весу…и цене. Так же, как и у лыж, у досок имеется нос, талия, пятка, радиус бокового профиля, прогиб и контактная длина. Контактная длина обозначает расстояние между теми местами пятки и носка, которые непосредственно касаются снега. Чем она короче, тем проще доска в управлении. С годами, при появлении опыта, сноубордисты увеличивают длину доски, это позволяет кататься на большей скорости. Ширина доски должна быть такова, чтобы ботинки не цеплялись при поворотах за снег. Чем шире доска, тем медленнее она скользит, но лучше всплывает в рыхлом глубоком снегу. Весовой прогиб(см.раздел «лыжи») начинающим нужен поменьше. Жесткость доски также подбирается в зависимости от стиля и продолжительности катания. И, конечно, такой немаловажный аспект, как вес Вашей доски, которую бордерам постоянно приходится таскать на себе :) Все компании, производящие доски, стараются так или иначе уменьшить их вес, но вот за счет чего-это цена вопроса. Можно использовать суперклеи, углепластик, легкие сорта древесины, а можно и просто уменьшить количество несущего материала за счет более легкой, но, к сожалению, менее прочной сердцевины.
Что касается ботинок, то здесь у Вас есть выбор: кататься в мягких ботинках, прародителем которых были ботинки туристического типа, или в жестких, внешне напоминающих горнолыжные, правда, произошедших от ботинок альпинистов. Для мягких ботинок используют мягкие же крепления, для жестких-жесткие.
А теперь специфическая терминология бордеров:
GOOFI (гуфи)-человек, катающийся правой ногой вперед.
REGULAR (регуляр)-катается левой ногой вперед.
RIDER (райдер)-то же, что и бордер, но в более уважительной версии.
4х4 – стандарт монтажа креплений, который на сегодняшний момент поддерживают все фирмы, за исключением Burton и Forum. Четыре втулки c резьбой расположены по углам квадрата.
BASE (бейс) – скользящая по снегу часть доски. Обычно сделана из композитных материалов - полиэтилен разного типа, часто с включением графита.
SANDWICH (сэндвич)-иначе, бутерброд, конструкция доски, при которой все элементы накладываются друг на друга слоями.
BASEPLATE (платформа) – основная часть крепления, к которой прикрепляются все остальные детали. Материал: как металл, так и пластик.
HALFPIPE (хафпайп)-искуственный ров, расположенный вдоль склона, с плотным снегом, используется как конструкция, позволяющая исполнять акробатические трюки на сноуборде.
SNOWBORDPARK (сноубордпарк)-часть склона, специально подготовленная для катания сноубордистов, с трамплинами, хафпайпом, рейлами и прочими приспособлениями.
BOARDERCROSS (бордеркросс)- соревнования на скорость с одновременным стартом четырех спортсменов по подготовленной трассе, нашпигованной канавами, буграми и трамплинами. Является одним из самых зрелищных.
EXTREME (экстрим)- для каждого это что-то свое :)
FREESTYLE (фристайл)-стиль катания, совмещающий прыжки с трамплинов, различные вращения на плоских склонах, катание в хафпайпе.
OLLIE (олли)-один из основных трюков, заимствованный из скейтборда, при котором сноубордеры вылетают выше с трамплинов и в хафпайпе.
GRAB (грэп)-трюки, при которых райдер в полете делает подхват доски рукой.
Ну теперь, кажется, Вы все закрепили полученные знания в теории и непременно продемонстрируете их на горе, несмотря на страх уйти со склона в промокшем SOFT (софт)-дословно переводящемся как «мягкое»и в конкретном случае имеющее значение одежды, в противовес HARD (хард)-экипировке.
Помимо просто горных лыж и досок существует еще масса всяческих способов решения проблемы дурной головы, которая ничему и не кому не дает покоя.
Так, существуют монолыжи (надеюсь, объяснять не надо), снегоступы (из дерева или металла, по внешнему виду слегка напоминающие теннисную ракетку с отпиленной ручкой и ремнями вместо струн; они становятся все популярнее как средство передвижения по целинному снегу для досочников, альпинистов и просто как вариант прогулок по зимнему лесу). С горы можно также спуститься на надувных матрасах и автомобильных камерах, тогда это будет называться модным словечком tubing (тюбинг). Сейчас все большую популярность приобретают сноубайки. Это некое подобие велосипеда с лыжами вместо колес; катальщику тоже стоит надеть на ноги лыжи, чтобы удерживать равновесие.
Snow scoot ( сноускут) – это снежный самокат, у которого есть две лыжи и руль, сиденья нет, так что всю дорогу придется проехать стоя – нагрузка на ноги в результате получится такая же как от дня катания на лыжах, но зато какие новые впечатления! Ну и, наконец, самое экзотическое развлечение – зорб – надувная пластиковая сфера, диаметром около 4-х метров, внутри которой находится человек-пилот-камикадзе;). Сфера катится по большой канаве по склону. Столь необычное развлечение встречается в природе крайне редко.
Теперь у Вас есть полное представление о том, как можно спуститься с горы, если Вы неожиданно для себя там окажетесь. Но я надеюсь, что Ваше пребывание на горе будет осознанным, и даже если неожиданным, то пусть это будет приятная неожиданность! Выход есть всегда (и спуск тоже :))!
До встречи на склонах!
Источник: UTE |