Горнолыжный отдых становится все менее доступным, а искусственный снег - все дороже
В Европе системы искусственного оснежения используют на 2/3 общего количества лыжных трасс. Для их работы требуется огромное количество воды и энергии. Пока эти затраты оправданы, да и природный снег в Европе все еще не редкость. Но что будет потом?
…Фотография в фейсбук: грязноватая поляна с зеленой травой, через которую протянулась узенькая белая лыжня. На лыжне можно заметить лыжников, но вокруг все коричнево-зеленое. Ироничная подпись под фото гласит: «На днях в Тироле. Зимняя сказка». Фото было сделано в тирольском Зеефельде, курорте, входящим в престижный список Best Of The Alps. Дата снимка не опубликована, но можно предположить, что снег на снимке даже не вчерашний, а весенний. В конце сезона его собрали в специальные хранилища, а осенью расконсервировали и раскатали ратраками. Такие хранилища называются «снежными фермами».
Официальные данные найти вряд ли получится, но по оценке экспертов, которые ориентируются в теме производства снега, на альпийских курортах один километр трассы (неважно, горнолыжной или беговой) на 70% состоит из искусственного снега. Большинство любителей зимних видов спорта уже давно к этому привыкли и не задумываются над тем, что стоит за комфортным катанием.
Оказывается, экологи считают искусственное оснежение склонов «грязным» производством. Михаэль Бахер, научный руководитель проекта Neuschnee, считает: «За год снежным пушкам Австрии требуется примерно половина объема воды, который потребляет такой город, как Вена. В Тироле это примерно весь объем питьевой воды». Физик Рональд Штерц из Management Center Innsbruck (MCI) приводит другое сравнение: «Одна мощная снежная пушка потребляет столько же электричества, сколько один 4-квартирный жилой дом».
Как Бахер, так и Штерц исследуют новые методы производства искусственного снега. Оба разработали системы, которые могут быть эффективнее существующих. Вот только это не нужно большинству владельцев канатных дорог. «Водные ресурсы в Австрии пока еще настолько доступны, что вопрос по их сбережению даже не обсуждается», - говорит Бахер. Главное проблемой для производителей систем оснежения является то, что снежные пушки слишком шумят. По ночам, когда большинство туристов уходит со склонов в отели, многочисленные агрегаты наполняют долины своим гулом – что раздражает местных жителей.
Но самой большой проблемой искусственного снега является то, что он тает при теплой погоде. Ведь принцип работы снежной пушки достаточно прост: в ее конструкции есть большое количество форсунок, которые впрыскивают воду и выстреливают кристаллики льда. Чтобы это все нормально работало, нужна соответствующая температура воздуха, которая должна быть не выше трех градусов мороза – иначе из пушки будет литься жидкая слякоть, которая затем, при понижении температуры, превратится в голый лёд.
Штерц и его коллега из MCI Томас Обхольцер разработали иной метод производства снега. Суть его в том, что даже при температуре 1,5 градуса тепла снег остается свежим. Это достигается путем смены ориентации молекул воды в электрическом поле.
Технология Бахера еще более экзотична. Вместе со своей командой, состоящей из сотрудников Университета физической культуры и Венского технического университета, он разработал баллон, в котором формируется искусственное облако, из которого затем идет снег. И это не ледяной снег, который производят снежные пушки, а самые что ни на есть настоящие снежинки. В настоящее время испытательной «лабораторией» под открытым небом стал тирольский курорт Обергургль. Бахер и его команда планируют за два года «обкатать» технологию искусственного облака и предложить ее горнолыжным курортам.
Преимущество «баллонного облака» в том, что из одного литра воды можно получить 15 л снега. У современных снежных пушек это соотношение равно 1:2, причем это неофициальные данные, поскольку мало кто соглашается говорить на эту тему. Считается, что потери воды при производстве снега составляют около 15%. «Думаю, что правильнее было бы говорить о 30%», - считает Бахер.
Почему же почти все курорты имеют в своем арсенале системы искусственного оснежения? Все дело в туристах, которых привлекает «100% гарантия снега» при любой погоде. При этом из искусственного снега создается жесткая основа трасс, по которой без проблем могут кататься тысячи лыжников. Из-за этого все больше горнолыжных регионов предпочитают искусственный снег природному.
Не так давно исследователь Альпийского региона Вернер Бетцинг заявил: «Горнолыжные курорты могут вскоре исчерпать технические возможности, вопрос в том, что они смогут предложить в будущем». Все снова упирается в деньги: высокая стоимость искусственного снега может привести к тому, что небольшие регионы будут жить лишь за счет дотаций.
«Через 10-20 лет катание на горных лыжах перестанет быть доступным. Оно станет слишком дорогим», - говорит Бетцинг. Кроме того, свою роль сыграют климатические и демографические изменения: население Альпийского региона стареет, все меньше детей хотят кататься на лыжах, а мигранты и беженцы в очень редких случаях интересуются зимними видами отдыха. «Нам нужны не новые снежные пушки, а совершенно иная культура зимнего туризма», считает Вернер Бетцинг.
По материалам Katharina Mittelstaedt, Derstandard
- 4
А у тех у кого нет денег. Давно уже скитуром ходят по курорту или уходят по тропам.
Занятие ски-туром это далеко не экономия ( только один стаф стоит бешаных денег....), это такой здоровый образ жизи где ты, как раз катаеш по натуральному, шикарному снегу. И тд.
- 1
Автор респект! Спасибо за интересный ликбез
- 4
А у тех у кого нет денег. Давно уже скитуром ходят по курорту или уходят по тропам.
Занятие ски-туром это далеко не экономия ( только один стаф стоит бешаных денег....), это такой здоровый образ жизи где ты, как раз катаеш по натуральному, шикарному снегу. И тд.
По ски-туру. Распилить сноуборд старый в чем вопрос? Купить набор Volit DIY+ камуса+ палки. В общем то и все. Ну это так уже.
- 4
Хотел бы посмотреть как ты будеш на распиленом борде катать,и еще мышей налови на шкурки для камусов?
А что смотреть то) Катаюсь же) И ничего, конечно фабричные сплиты наверно лучше, но не пробовал. Пробовал теста ради прыгнуть на своем сплите с трамплина не сломался) Если не разбираетесь, лучше не писать.
- 9
- 4
- 2
Не пугайте) Во всю строятся новые канатки, а для воды есть хранилища
Дело-то не в количестве канаток и водохранилищ, а в затратах и росте цен на скипассы. А они растут каждый год - в том числе за счет роста цен на электроэнергию. Для тех, кто не живет в зоне евро, это вдвойне важно.
- 4
Не пугайте) Во всю строятся новые канатки, а для воды есть хранилища
Дело-то не в количестве канаток и водохранилищ, а в затратах и росте цен на скипассы. А они растут каждый год - в том числе за счет роста цен на электроэнергию. Для тех, кто не живет в зоне евро, это вдвойне важно.
Скипасс дорожает факт. Но у них извините есть годовой скипасс на тот же Тироль. С начала сезона по май. И скидки на них есть и проезд на автобусах/поездах включен. Да и многие уходят в скитур/сплитборд кому денег жалко. Для нас - это дорого, но извините тут виной курс евро. Раньше был 40 и скипасс стоил 8-10тыс за неделю. А сейчас 70 и он стоит уже 14 и больше. Это больше нас касается чем Европейцев.
- 432
- 88
- 33
да европейцев тоже касается - не все же весь сезон катаются в Тироле и не всем нужен сезонный скипасс. Большинство потребителей австрийских курортов - немцы, которые приезжают на каникулы и пару раз в выходной. А уж немцы свои деньги считать умеют.Это больше нас касается чем Европейцев.
- 4
да европейцев тоже касается - не все же весь сезон катаются в Тироле и не всем нужен сезонный скипасс. Большинство потребителей австрийских курортов - немцы, которые приезжают на каникулы и пару раз в выходной. А уж немцы свои деньги считать умеют.Это больше нас касается чем Европейцев.
Ну смотрите) 42-45е - 1 день катухи , 2 уже 90. Скипасс стоит 713е( по разному) это 16 катательных дней. Как бы 2мес. Вон Баварцы на выходные едут в тот же Skiwelt, Циллерталь итд. Отбивается в любом случае. Понятно у бедного немца 1 поезда за зиму в лучшем случае. И то я смотрю Европейцы уже отказываться начинают от высокого сезона. Я еду в декабря и народу очень много со всей Европы, ибо цены ниже. От ресторанов многие отказываются, кушают бутеры и я в том числе.
Ну смотрите 42-45е - 1 день катухи
Это - если покупать лишь на 1-2 дня!
При покупке сразу на 6,7 дней - цена в полтора раза меньше (200 EUR), а сразу на 2 недели == 350 EUR
- 4
Это - если покупать лишь на 1-2 дня!
При покупке сразу на 6,7 дней - цена в полтора раза меньше (200 EUR), а сразу на 2 недели == 350 EUR
Ну так речь зашла про немца на выходные. Циллерталь суперскипасс 97.5(2дня) и карточка в залог) А Tirol Snow Card 737е).
Выгодней последнее) Ну по мне так. Не захотел ехать в Циллерталь поехал в Skiwelt. Или куданить еще.
Предыдущие 10 лет - постоянно такие цены... статья - ни о чём !
- 2
этож классика - под любым предлогом (проблеммой) в статье не сильно прячется скрытая реклама новых снегогенераторов. Все остальное прикрытие.
- 1
Вот простой пример. Я езжу в долину Циллерталь на 2 недели и обычно покупаю скипас на 13 дней. Стоимость его в сезоне 04/05 была 304 евро, а в предстоящем сезоне 15/16 - уже 437. Рост почти на 44% - вроде бы не малый, но это за 11 лет. Если перевести в годовой рост, то получается в среднем 3.4% в год. Эта цифра близка к уровню инфляции в Европе в эти годы. Якобы повышенный рост расходов на системы снегооснежения в нее как-то не вписывается. В Циллертале за эти годы существенно выросла зона катания, обновился парк подъемников, расширена инфраструктура услуг для туристов. То есть за счет развития систем оснежения скипас, возможно, и подорожал, но на какие-то доли процентов в год.
Теперь второй профиль той же истории. Стоимость этого скипаса в рублях по курсу рубль/евро выросла за эти 11 лет в 2.7 раза. Это 9.5% в год, что несколько выше уровня официальной рублевой инфляции, но ниже реального. И, если бы курс рубля не упал в 2 раза, то годовой рост цены скипаса в рублях был бы 4-5%. То есть существенно ниже уровня нашей инфляции - тогда скипас для нас чуть ли не подешевел.
А вот третий профиль. За эти 11 лет существенно изменилась струкутра наших расходов. Например, рост тарифов ЖКХ - в 7 раз, то есть 19.3% в год. Рост цен на транспорт - у меня нет такой глубокой истории, но за 5 лет один и тот же билет на РЖД (ровно тот же поезд, тип вагона и места, срок покупки за 45 дней) подорожал в 4 раза - это 31% в год. Реальный рост цен на основные товары и услуги тоже существенно превышает официальные темпы инфляции. Зарплаты в рублях за это время тоже выросли, но для обычных граждан далеко не в 7 или 14 раз.
Выводы из этого простые:
1. Цены на глыжный отдых в Европе из года в год дорожают, но соответствуют уровню европейской инфляции. Этот рост не связан с распостранением и развитием систем искусственного оснежения.
2. Снижение доступности глыжного отдыха в Альпах для наших граждан в большей степени вызвано внутренними экономическими и/или политическими причинами, а не ростом цен в Европе.
- 4
Рост цен на скипасы слабо или даже вовсе не связан со стоимостью развития систем оснежения.
Вот простой пример. Я езжу в долину Циллерталь на 2 недели и обычно покупаю скипас на 13 дней. Стоимость его в сезоне 04/05 была 304 евро, а в предстоящем сезоне 15/16 - уже 437. Рост почти на 44% - вроде бы не малый, но это за 11 лет. Если перевести в годовой рост, то получается в среднем 3.4% в год. Эта цифра близка к уровню инфляции в Европе в эти годы. Якобы повышенный рост расходов на системы снегооснежения в нее как-то не вписывается. В Циллертале за эти годы существенно выросла зона катания, обновился парк подъемников, расширена инфраструктура услуг для туристов. То есть за счет развития систем оснежения скипас, возможно, и подорожал, но на какие-то доли процентов в год.
Теперь второй профиль той же истории. Стоимость этого скипаса в рублях по курсу рубль/евро выросла за эти 11 лет в 2.7 раза. Это 9.5% в год, что несколько выше уровня официальной рублевой инфляции, но ниже реального. И, если бы курс рубля не упал в 2 раза, то годовой рост цены скипаса в рублях был бы 4-5%. То есть существенно ниже уровня нашей инфляции - тогда скипас для нас чуть ли не подешевел.
А вот третий профиль. За эти 11 лет существенно изменилась струкутра наших расходов. Например, рост тарифов ЖКХ - в 7 раз, то есть 19.3% в год. Рост цен на транспорт - у меня нет такой глубокой истории, но за 5 лет один и тот же билет на РЖД (ровно тот же поезд, тип вагона и места, срок покупки за 45 дней) подорожал в 4 раза - это 31% в год. Реальный рост цен на основные товары и услуги тоже существенно превышает официальные темпы инфляции. Зарплаты в рублях за это время тоже выросли, но для обычных граждан далеко не в 7 или 14 раз.
Выводы из этого простые:
1. Цены на глыжный отдых в Европе из года в год дорожают, но соответствуют уровню европейской инфляции. Этот рост не связан с распостранением и развитием систем искусственного оснежения.
2. Снижение доступности глыжного отдыха в Альпах для наших граждан в большей степени вызвано внутренними экономическими и/или политическими причинами, а не ростом цен в Европе.
Увы по мне так евро уже не вернется на уровень 12-13г. Может санкции снимут, деньги пойдут. И зп вырастут и через некоторое время вроде и курс 70 станет не таким и большим. А потом опять курс евро 100 итд. Это так все рассуждения.