Скромная Адыгея, северокавказская республика с полумиллионным населением, в скором времени может оказаться площадкой для одного из самых амбициозных на юге России проектов - здесь может быть построен горнолыжный курорт, способный существенно сократить ежегодный отток российского капитала в Альпы. Проект весьма перспективен не только благодаря горному ландшафту Адыгеи, но и из-за ее географического расположения: республика примыкает к Большому Сочи, и горнолыжный курорт мог бы образовать единый комплекс с курортом морским. Выгода проекта осознавалась многими еще в советские времена, однако ни тогда, ни в 90-е годы к его реализации так и не приступили.
О природоохранной зоне на плато Лаго-Наки вспомнили несколько лет назад, когда горные лыжи попали в список обязательных увлечений российской политической элиты. А крупные компании страны стали выделять многомиллионные инвестиции в развитие индустрии горного отдыха. Стоило Владимиру Путину появиться с лыжами в сочинской Красной Поляне, как и власти расположенной поблизости Адыгеи осознали, что у них тоже есть прекрасные места для президентского катания - урочище «Лунная поляна». Правда, пока там нет ни отелей, которые могли бы принять богатых туристов, ни инфраструктуры, хотя бы близко напоминающей европейскую. Но, видимо, власти республики считают, что в ближайшие четыре года в стране обязательно найдутся инвесторы, готовые с радостью вложить десятки миллионов долларов в развитие «президентского» вида спорта.
Ставший в 2002 году президентом республики президент-золотопромышленник Хазрет Совмен сразу высказался за строительство курорта, а заодно и автомобильной дороги, которая, пройдя через Большой Кавказский хребет, должна соединить столицу Адыгеи Майкоп с Сочи. Эта дорога была бы важна не только для туристов-горнолыжников. Она обеспечила бы короткий выход к Черному морю как самой Адыгее, так и Ставропольскому краю, Карачаево-Черкесии. Депрессивные регионы получили бы выгодный «мостик» в район экономического бума.
Правда, «мостик» этот должен пройти через горные луга, флора и фауна которых не имеет аналогов в мире. Да и вся территория, на которой должна создаваться горнолыжная инфраструктура, относится к природоохранной зоне и к Кавказскому государственному природоохранному биосферному заповеднику, где капитальное строительство запрещено федеральным законодательством. Попытки властей вернуть в хозяйственную сферу земли, отданные в начале 90-х заповеднику, или хотя бы снизить статус охраняемой территории тут же натолкнулись на протесты экологов. В прошлом году в судах Адыгеи было оспорено постановление правительства республики о превращении части заповедника в природный парк, продолжаются тяжбы за сохранение территории Лаго-Наки в качестве особой экологической зоны, где запрещено проведение каких-либо строительных работ.
В ответ протестующим экологам президент Совмен заявляет, что развитие инфраструктуры горной части Адыгеи поможет и в охране природы. По его словам, это сейчас леса подвергаются бесконтрольному разграблению, а, построив дороги, оборудовав пропускные пункты, можно будет успешно отслеживать браконьеров, коммерсантов, незаконно вывозящих древесину, поставить заслон другим видам «дикого» бизнеса в заповеднике.
Между тем, пока продолжаются споры между сторонниками курортного проекта и защитниками уникальной природы плато Лаго-Наки, в республике то и дело появляются слухи о том, что в зоне заповедника уже строится без всяких согласований с экологами, но с одобрения Федеральной службы охраны некий спецобъект. Именно в урочище «Лунная поляна». Народная молва приписывает эту дачу президенту Путину. Впрочем, один из собеседников корреспондента газеты «Время новостей», имеющий самое непосредственное отношение к заповеднику, эти слухи категорически опроверг, сказав: «В Лунную поляну на машине не доберешься, но я готов полететь с вами на вертолете или поехать на лошади, чтобы вы убедились - никаких спецобъектов там не строится, и условий для их строительства нет». По данным того же источника, если речь и идет о строительстве каких-либо объектов, находящихся в ведении управления делами президента РФ, то они находятся гораздо ближе к курортной зоне Сочи и никак не соприкасаются с конфликтной территорией.
Несмотря на это, пока конкретные контуры застройки плато Лаго-Наки не определились и общественность вынуждена довольствоваться только самыми общими заявлениями заинтересованных сторон об их намерениях, для слухов про «дачу Путина» в центре уникальной природной зоны наверняка сохранится питательная среда.
Феномен Лаго-Наки
Лаго-Наки как более расширенное географическое название -- это горная часть междуречья рек Белой и Пшехи. Административно данная территория расположена в Майкопском районе Республики Адыгея, вторая, малая часть в Апшеронском районе Краснодарского края, третья -- куда входит южный массив склона горы Фишт, в район Большого Сочи.
На относительно небольшой в 650 кв. км площади здесь можно наблюдать многоэтажный, полный разнообразия мир: и вечные ледники высокогорья, и глубокие, с огромными ледяными цирками пещеры, в которых зарождаются реки, и обширные плато альпийских лугов, и узкие глубокие ущелья, и богатые леса дуба, бука, пихты, а также самшита и тиса.
И дело здесь не только в закономерной смене высотных ландшафтных поясов. Предопределено это многообразие, как считают ученые, уникальным «глубинным разломом земной коры», который «на протяжении очень длительного отрезка геологической истории Земли» фокусирует здесь действия большого числа полярно противоположных природных сил.
Аслан Шаззо, корреспондент ИА REGNUM, - специально для газеты "Время новостей"