Пару недель назад на сайте SKI.RU мною была опубликована первая часть истории о контактах Олимпийской чемпионки, лучшей горнолыжницы современности, американки Линдси Вонн и Бернда Панзольда, печально известного «Доктора Допинга», который имел непосредственное отношение к восточногерманскому «Государственному плану 14.25», разработанному в 70-80-х годах прошлого века. Основанием для публикации послужила статья в The New York Daily News, журналисты которой озаботились проблемой стимулирующих препаратов в горнолыжном спорте в преддверии олимпийского сезона 2013/14. Публикация NYDN наделала шуму и, как оказалось, была не последней.
Главный редактор Outside Magazine, Горди Мегроз (Gordy Megroz) решил провести собственное небольшое расследование о связи спортсменов, чьим генеральным спонсором является австрийская компания Red Bull, с Берндом Панзольдом и запрещенными WADA препаратами. Далее — перевод статьи Outside Magazine «Lindsey Vonn and the (vast) potential for doping in ski racing».
«…Когда я закончил читать статью о Линдси Вонн и Бернде Панзольде в The New York Daily News, я понял, что в этой истории нет никаких реальных доказательств, что Вонн когда-либо принимала запрещенные препараты (стимуляторы — performance-enhancing drugs (PEDs). Но эта история заставила меня задаться вопросом: действительно ли PEDs являются проблемой для спортивной горнолыжной элиты?
Стимуляторы, как правило, не связывают с горнолыжным спортом, поскольку полагается, что в основе всех горнолыжных дисциплин лежат главным образом технические навыки. Расхожим мнением для большинства является убеждение, что основную часть работы для спортсменов-горнолыжников выполняет сила тяжести. Однако на самом деле в гонках на трассах Кубка мира существуют нагрузки в 4-5g в каждой дуге, при том, что на трассе гигантского слалома, например, нужно сделать 90 поворотов. Олимпийский чемпион Ванкувера, Боде Миллер, как-то зафиксировал нагрузку в 12g — это уже показатели перегрузок для пилотов реактивных истребителей.
Фактически горнолыжная гонка сродни спринту на 1000 метров, причем на максимальной скорости, когда через три четверти дистанции у вас начинают «гореть» мышцы и легкие.
Как один из тех, кто занимался горнолыжным спортом, а затем еще пять лет проработал тренером, я всегда считал, что использование PED принесло бы пользу элитным гонщикам — горнолыжники должны что-то иметь в запасе, что может поддержать физическую форму и адекватность сознания неподалеку от финиша. В спорте, где результат часто определяется сотыми долями секунды, даже небольшая помощь от PED могла бы означать более агрессивную траекторию спуска, что, в свою очередь, повлияло бы на итоговый результат.
Я не одинок в своем убеждении. В 2008 году Боде Миллер заявил, что такие стимуляторы, как эритропоэтин (EPO), гормон, повышающий уровень кислорода в крови, препятствовали бы усталости горнолыжников на подходе к финишу, а стало быть, уменьшили бы риск получения травмы.
В 2002-м шотландец Ален Бакстер был лишен бронзовой медали, которую он выиграл на Олимпийских Играх в Солт-Лейк-Сити после того, как в его крови был найден метамфетамин.
В 2004-м Ханс Кнаусс из Австрии был дисквалифицирован на 18 месяцев — в его организме были обнаружены следы стероида nandrolone. Но вот ведь какая штука: в обоих случаях у спортсменов брали анализы крови, что является большой редкостью в горнолыжном спорте.
Когда я связался с руководством Международной Федерацией лыжных видов спорта (FIS), они сказали мне, что обычно для проверки спортсменов на незаконные вещества используется анализ мочи. Кровь же берут на анализ только во время проведения Чемпионатов мира и в течение межсезонья. Проблема вот в чем: анализ мочи помогает выявить в организме спортсмена такие вещества, как EPO, в то время как анализ крови обнаруживает допинг — соматотропин (hGH), вещество, стимулирующее рост мышечной массы.
В прошлом сезоне знаменитый норвежец Аксель Лунд Свиндаль заявил в интервью Франс-Пресс, что неплохо было бы почаще проверять кровь у горнолыжников. Возможно, Свиндаль считает, что в крови его коллег есть что проверять?
Конечно, спортсмены из США являются гораздо более пристальным объектом исследования. Антидопинговое агентство США (USADA), набившее руку на велогонщике Лэнсе Армстронге, берет анализы отдельно от FIS. Когда я общался с Тедом Лигети, он сказал мне, что приблизительно 18 месяцев назад у него стали чаще брать кровь на анализ. «Похоже, это становится нормой», — сказал он.
Однако только лишь Лигети и Вонн были проверены USADA в 2012 году пять раз. Боде Миллер подвергся допинг-пробам три раза. Для сравнения: участница нескольких Олимпиад, бегунья Кара Гучер (Kara Goucher) был проверена 17 раз. Абдихакем Абдирахман (Abdihakem Abdirakhman), еще один американский бегун на длинные дистанции (кто-нибудь знает такого?), был проверен 18 раз.
Когда я написал по электронной почте Брайану Александру, журналисту, который часто пишет о допинге для Outside Magazine, тот сказал мне, что «такое несоответствие частично отражает подход к тестам на допинг каждой Федерации, а частично тот факт, что большинство положительных тестов были выявлены именно в соревнованиях по бегу на длинные дистанции, велогонках, тяжелой атлетике и так далее».
Еще один интересный момент: чтобы увеличить количество и качество тестирования в горнолыжном спорте, нужно сначала застать большинство спортсменов на месте. Кто в таком случае возьмет инициативу в свои руки? World Anti-Doping Agency (WADA), которое воображает, что является лидером в изобличении спортсменов? В течение сезона 2012/2013 WADA проверило пять спортсменов из приблизительно трех сотен, участвующих в соревнованиях Кубка мира. И ни у одного не был взят анализ крови.
Однако из этого вовсе не следует, что Линдси Вонн принимает стимуляторы. Но я бы действительно хотел знать, почему Red Bull берет на работу человека, который был осужден за то, что назначал для приема восточногерманским спортсменам стероиды. Я официально запросил об этом Red Bull.
Они ответили, что, грубо говоря, их абсолютно не заботит, что Панзольд совершил в прошлом. Главное, что они полностью доверяют ему теперь. Вот их ответ: «Мы работаем с доктором Панзольдом, одним из лучших в ученых в мире спорта, в течение десяти лет. Любой, кто знает нас и работает с нами, разделяет наши взгляды о справедливости и чистоте в спорте. Доктор Панзольд всегда поддерживал наше доверие и отвечал нам взаимностью. Его работа в диагностико-учебном центре в Тальгау (Thalgau) не подвергается никакому сомнению в контексте спортивной медицины и спортивной этики».
Они написали также: «Само собой разумеется, что ни один из приблизительно 600 наших спортсменов во всем мире (среди которых есть несколько олимпийских чемпионов и чемпионов мира) никогда не попадал под подозрение в применении допинга».
Последнее утверждение показалось странным. Что — из 600 профессиональных атлетов, работающих с Red Bull, ни один не подозревался в допинге?
Я задал поиск в Google и довольно быстро нашел, что в 2008-м году футболисты Джон Конвей (Jon Conway) и Джефф Парк (Jeff Parke), выступающие в то время за New York Red Bulls (команда высшей лиги, принадлежавшая Red Bull), были дисквалифицированы на десять игр после положительного результата на метаболиты androstatriendione и boldenone. Они утверждали, что не прошли тест из-за некачественных пищевых добавок.
Я направил данные своего поиска в Red Bull, и они ответили мне, что придерживаются своего первого заявления.
Ничто из этого опять же не доказывает, что в Red Bull существует управляемая программа допинга. Это просто показывает, что компания стоимостью $6 миллиардов не считает, что должна перед кем-то отчитываться. Уже одного этого достаточно, чтобы вызвать подозрение.
Возможно, активизация усилий антидопинговых агентств в отношении спортсменов-горнолыжников уже началась.
Скорее всего, не случайно агенты Международного олимпийского комитета (еще одна организация, контролирующая допинг в организме спортсменов) «заловили» Линдси Вонн в туалете на презентации Council of Fashion Designers of America Awards (CFDA) в Нью Йорке. Принаряженную Линдси убедительно попросили сдать анализы. Конечно же, это был всего лишь анализ мочи».
©Gordy Megroz, Outside Magazine