Судя по всему, господа, застряли мы в российских границах всерьез и надолго. Возможно, что те, кто бросал нетерпеливые взгляды в сторону альпийских курортов, теперь будут вынуждены смотреть совсем в другую сторону, благо посмотреть все-таки есть на что – страна у нас большая, и в последнее время туристическая «сфера услуг» все больше становится похожа на «туристическую отрасль». Не сказать, что везде отечественного туриста ждут с распростертыми объятиями, но тенденция радует. Читаешь иногда чей-нибудь восторженный опус о путешествии в места прямо-таки невероятные и думаешь: «Да полно, да возможно ли?» А затем общаешься с человеком напрямую, и он говорит: «Да, все истинная правда». И не верить ему нет причин, напротив: наслушавшись и начитавшись проектов, уносишься на крыльях фантазии в небывалые дали…
И представляешь себе, что когда-нибудь в каком-нибудь Приисковом, например, появится горнолыжный курорт мирового уровня, с сетью канатных дорог, маршрутов хели- и кэтскиинга и самым веселым апре-ски во всей Сибири. Что ЮНЕСКО внесет Приисковый в список всемирного природного наследия – как одно из самых снежных мест в Евразии, а в знаменитом Хайят-центре, что будет стоять на месте знаменитой Больнички, в фойе, украшенном бюстами пионеров освоения При, будет проводиться презентация его истории.
Полный зал веселых райдеров и райдерш будет, затаив дыхание и округлив от удивления глаза, слушать, из какого Ничего возник этот всемирный горнолыжный курорт. И будут имена и даты, и будут благодарности и спасибо от всего райдерского сообщества. И в списке благодарностей наверняка будет названа замечательная девушка Ольга, которая за много лет до этой презентации рассказала о планах развития Приискового…
«Что за Приисковый такой?», - наверняка спросит большая часть человечества и полезет в Интернет. Особо ленивым сообщу, что это бывший поселок золотодобытчиков, который сейчас больше известен, как центр лыжного и снегоходного фрирайда в горах Кузнецкого Алатау (Хакасия). Недавняя новостная заметка о строительстве там первого горнолыжного подъемника заставила взять телефонную трубку и выяснить все подробности у Ольги Полянской, управляющей ГК «Таежная резиденция Ажур-Приисковый».
Именно снегоходчики появились здесь в 1990-х годах прошлого века – уже после того, как были закрыты золотые прииски, а сам поселок постепенно начал разваливаться: закрылись школа и больница, народ стал потихоньку уезжать в более денежные места.
За снегоходчиками в Приисковый потянулись горнолыжники, которые сразу же оценили это место: сезон здесь начинается в конце октября и длится до июня, а на склонах лежит несколько метров снега, который полностью закрывает камни и пни. В результате сложилось довольно тесное сообщество любителей «дикого» фрирайда, а позднее – того, что в Северной Америке называют «кэт-скиингом», то есть таким катанием, когда вместо подъемника используется пассажирский ратрак. С выбором жилья для туристов также проблем становится все меньше: на сегодняшний день в Приисковом насчитывается 11 гостиниц разного уровня комфорта. А вот с подъемниками до последнего времени дело обстояло гораздо хуже – их попросту не было.
Исправить дело решили владельцы гостиничного комплекса «Ажур-Приисковый»: прорубить в лесу просеку и построить бугельный подъемник длиной 820 м. Намерения, вроде бы, благие, но от местного FR-сообщества в их сторону полетели многочисленные обвинения.
«Приисковый – место уникальное, здесь могут соседствовать многие виды активности, - говорит Ольга. - На самом деле мы хотели учесть ошибки, которые были допущены при развитии Шерегеша. Там сейчас практически не стало возможностей для развития лыжного фрирайда, и оттуда ушли снегоходчики, поскольку мест для свободного катания почти не осталось. У нас же получилось так, что лыжники и снегоходчики практически не пересекаются: у каждого - свой «ареал обитания». С появлением лыжного подъемника появится дополнительный вид услуг. Я считаю, что чем больше разных видов активности, тем лучше. Но нам заявляют, что никакого подъемника здесь строить не нужно, - говорит Ольга. – Что подъемник чуть ли не испортит всю атмосферность Приискового и на корню убьет фрирайд. Люди жалуются, что не смогут кататься по просеке во время метелей. Простите, но эту просеку мы же и прорубили 4 года назад – как раз под строительство канатной дороги. В общем, ни одного весомого аргумента против строительства подъемника мы не услышали».
По словам Ольги Полянской, подъемник в основном будет использоваться как раз в плохую погоду – когда невозможна заброска лыжников на гору ратраками: «Метели у нас бывают – с ветром до 35 м/с. Но это происходит не так часто. Вообще в Приисковом свой собственный микроклимат: в 10 км от нас снега может не быть, а тут он есть. Хотя погода в начале сезона может быть нестабильной. Например, в прошлом году снег выпал 15 октября, причем сразу много. У нас один снегоходчик катался по нашим просекам, когда еще там пни и стволы деревьев были не убраны. То есть снегом все это было закрыто. А 27 октября пошел дождь и весь снег смыл. Сезон начался только 15 ноября. Зато не было ни одного дня, чтобы мы отменили фрирайд-программу. Сильных морозов тоже давно не было – я не помню, когда в Приисковом было холоднее -20 градусов. Но на самом деле мороз не проблема: гиды выбирают южные склоны, и народ просто катается там, где солнце и тепло».
Ольга увлеченно рассказывает про Приисковый и заразительно смеется. Когда она говорит про ближайшие планы развития комплекса - строительство СПА-зоны, бассейна, ресторана, увеличения количества номеров в гостинице, покупки нового ратрака и в перспективе замены бугельного подъемника на кресельный, я от неожиданности задаю вопрос «в лоб»: «Откуда деньги?» Это вызывает такой взрыв смеха, что мне становится стыдно.
«Не волнуйтесь, все налоги мы исправно платим, - успокаивает Ольга. – В финансировании участвует местный бизнес. Кроме того, после смены руководства в правительстве Хакасии, мы сумели заинтересовать и властные структуры. Я сама написала бизнес-проект и послала его в отдел туризма Хакасии. Написала, что нам нужно заасфальтировать 70 км дороги, построить очистные сооружения, отремонтировать котельную. Это такие проекты, которые частные структуры не потянут, нужна помощь государства. Сейчас у нас в республике туризм – одно из приоритетных направлений, мы с этим проектом дошли до Ростуризма и добились выделения средств на очистные и котельную. Сейчас идут переговоры о выделении нам 2 млрд. рублей на строительство дороги. До сих пор – вот сколько лет мы уже работаем – я никогда не чувствовала поддержки от государства. Сейчас эта поддержка появилась – меня слышат. А это же очень важно, чтобы чиновники тебя умели слушать. Потому что мы-то на земле находимся, а они там где-то… А цель и у них, и у нас одна – получение прибыли, развитие инфраструктуры, создание рабочих мест. Большая помощь идет со стороны нового главы Республики Хакасия, Коновалова, который очень заинтересовался нашим проектом. Сам он, правда, на лыжах пока не катается, хотя мы его зовем-зовем…»
Зато фрирайдеров из Европы и Америки в Приисковый и звать не надо – сами приезжают. Точнее, приезжали: в связи с пандемией ковид-19 Ольга отменила все брони – до следующего года. При этом иностранцы платят совсем другие деньги за фрирайд-туры, нежели отечественные райдеры. Ольга со смехом вспоминает свой приезд в Мюнхен, на выставку ISPO: «Я пришла на фрирайд-тусовку и стала рассказывать про Приисковый, звать туда немцев, австрийцев. Но когда они узнали цену туров, то сказали – нет, не поедем, не может быть так хорошо за такие небольшие деньги. И я стала продавать им фрирайд-туры по 200 евро/день, причем не напрямую, а через австрийского посредника. То есть конечная цена для иностранцев получается еще выше. Аналогичная услуга для российских туристов стоит 6000 рублей».
Получается, что для Приискового одна надежда – на отечественного туриста? «Да я по этому поводу даже не переживаю, - говорит Ольга. – У нас сейчас загрузка на сезон гарантированно полная. Есть несколько свободных окон, но мы их продадим. Людям же надо куда-то ехать кататься…»
Зимой в Приисковом красиво. Все-таки в нашей стране еще много мест, где можно увидеть настоящую зиму – снежную, с сухими морозами. Однако Ольга и тут со мной не соглашается: «Зимой у нас, конечно, здорово. Но летом мне Приисковый нравится больше. У нас здесь каскад Ивановских озер, заповедник Кузнецкий Алатау. У нас маралы ходят, медведи – на них можно посмотреть. Здесь прекрасная рыбалка – ловится хариус. В горах много пробитых еще золотопромышленниками дорог, по которым можно погонять на квадроциклах. То есть у нас как такового межсезонья – от силы месяц-полтора в году. Я много где была в Европе – в Австрии, в Италии. Но считаю, что у нас лучше. Конечно, поселок довольно убогий: когда сюда заезжаешь, то смотреть неприятно. Мы как-то с местным хакасским туроператором делали программу «Сибирский Куршевель». Там представитель – очень энергичная женщина, все так красиво описывает, рассказывает. Когда начали продавать программу, на нее спрос был большой. Так она мне говорит: ‘Оля, я понимаю – здесь комфортная гостиница, места великолепные, туристы будут довольны. Но как они в поселок заедут – там же такая разруха. Давай их ночью завозить, что ли’».
В Приисковый, помимо жителей Восточной Сибири, на открытие зимнего сезона приезжают туристы из Красноярска, Тюмени, Москвы и других российских регионов. Ближайший аэропорт – в Абакане, но из Москвы рейсов не так много. По словам Ольги, лучше лететь до Красноярска, при этом цена авиабилета – от 12 тысяч рублей туда-обратно. От Красноярска до Приискового – 450 км или 6 часов на автобусе (последние 70 км – по грейдеру). Раньше можно было доехать и на поезде, но сейчас в те края поезда ходят только два раза в неделю. Это тоже проблема, которую в Приисковом пробуют решать, но пока безрезультатно. Подробнее о стоимости услуг, предоставляемых командой ГК «Ажур-Приисковый», можно узнать на их сайте. Кстати, в этом году канатная дорога запущена не будет, так что «ортодоксальным фрирайдерам» можно не беспокоиться.
Так что - поехали?
Фото Приискового предоставлены Ольгой Полянской.
А я думал, это старая просека, от метеостанции