+2

Горнолыжный учитель – талант или знания?

kuba Лента автора 2 Марта 2017 (08:49) Просмотров: 2530 17

…или «Желание учить как базовый инстинкт хомосапиенса»
Я продолжаю отчет о выполнении задания редакции «Стать горнолыжным инструктором» и разбираю различные аспекты профессии. Итак…
 
Предыдущие публикации на тему:
1часть. Я б в инструкторы пошел, пусть меня научат!
2 часть. Горнолыжный инструктор: быть или не быть?


Не возникало ли у вас когда-либо желание стать учителем?

Вспомните: хотите вы этого или нет, по жизни приходится кого-то постоянно учить: своих детей, жену, друзей, знакомых, незнакомых. Причем, учим мы самым разнообразным вещам: ходить, манерам, водить, лазить, рубить дрова, этикету, готовить, катать на лыжах, пить…
Видимо, передача знаний заложена в генетической перфокарте человека. Но судьбу профессионального учителя выбирают не многие. А добиваются вершин профессионального успеха - единицы.
Инструктору приходится совмещать профессию тренера и учителя. То есть, в любом случае быть педагогом. Кстати, что говорят словари про эту профессию?

Педагог в Энциклопедическом словаре:
Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) –
1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).
2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Если отбросить второй пункт, то определение вполне подходит к деятельности инструктора. Правда, возрастные границы обучаемых гораздо шире, и часто включают пенсионный возраст.

Значение слова Педагог по словарю Брокгауза и Ефрона ввело меня в ступор, но слов из песни не выкинешь:
Педагог (Παιδαγωγός)
— раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с шестилетнего возраста.
На обязанности П. лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте.
П. должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нем во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.
В П. избирали обыкновенно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому.
Во времена империи П. назывались также рабы, учившие молодых купленных или доморощенных рабов всем обязанностям и приемам рабской службы.

Я не стану его комментировать, но что-то созвучное с обязанностями и статусом инструктора имеется…

Скорость и качество обучения катанию напрямую зависит от правильно выбранной тактики обучения (читай: индивидуального подхода). Ведь мало того, что люди по-разному усваивают обучение – кто-то вербально, кто-то визуально, для кого-то лучше всего принцип копирования «Делай как я!». Есть и другие типы учеников. И идентификацию типа ученика нужно сделать в краткий срок – за время перемещения к месту занятий. А если еще добавить фактор группового обучения? А если в группе есть дети, взрослые и дедушки/бабушки? А если уровень катания участников отличается? Это какой-такой инструктор справится с этой задачей?
Выход есть: поставить всех учеников в шеренгу и пересказывать содержание методички, как прапорщик зачитывает устав молодым солдатам. Так бывает. Но, чтобы обучение было эффективным, нужно обладать педагогикой и иметь хоть капельку учительского таланта. Кстати, за 10-дневные курсы только одна лекция посвящена элементам педагогики.

В итоге зачастую получается, как в общеобразовательной школе: появляются двоечники (они ничему не научились и остались на прежнем уровне) и отличники (они усвоили курс и готовы к совершенствованию). К сожалению, первая категория достаточна обширна. И именно она является источником негативных отзывов об обучении с инструкторами. Однако, нет необучаемых людей. Те же двоечники становятся успешными людьми после школы и часто добиваются больших успехов, чем отличники.
Именно этот фактор не дал мне выбрать профессию инструктора, когда я 10 лет назад решил посвятить оставшуюся жизнь горным лыжам. Хотя начал опыт обучения с себя, научил катать всю свою семью, многих друзей и знакомых, по многочисленным просьбам. За собой часто замечал, что возникает желание вбить умение катать с помощью лыжных палок и стимулировать процесс терминами из учебника матерного языка.
Среди моих знакомых инструкторов есть люди, умению которых я поражаюсь. Дело не в изобретении каких-то супер-упражнений, а в подходе и контроле процесса. В тонком и верном понимании, как сделать обучение максимально эффективным, в зависимости от способностей учеников и фактической ситуации в группе. Но таких очень мало.

Авторская школа – тупик или панацея?
Мне кажется, что именно желание уйти от классического «общеобразовательного» метода обучения катания спровоцировало появление «авторских» методик – когда создается метод быстрого получения результата на основании личного опыта и амбиций. Разумеется, за исключением шарлатанства, направленного на отъем денег у доверчивых учеников обманным путем.
Мне известно несколько таких гуру – инструкторов, гарантирующих быстрый результат. Увы, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эффективность их метода, поскольку не встречался с выпускниками их школ. Но вижу сразу один вопрос: смогут ли они расти дальше начального уровня катания? Смогут ли они продолжать обучение с инструкторами классического направления?
Ведь основное преимущество всех школ, обучающих на инструктора - в единой методике, незначительно отличающейся в деталях. Этому моменту будет посвящена отдельная глава.

Ну и немного троллинга в завершение:

Может ли сноубордист обучать лыжника?
Ответить не могу, но я такое видел. Как, впрочем, и обратную картину. Что это: супер-гуру 80-го уровня или самоуверенные дилетанты?
Буду рад любым отзывам и мнениям об инструкторских школах. Вопросов мне задают очень много, но не всегда я знаю на них ответы.
P.S.: На моем «базовом» курорте «Роза Хутор» есть три школы по обучению катанию и энное количество «фрилансеров» (так элегантно называют себя бывшие «черные» инструктора). У меня много знакомых среди этих людей. Несмотря на свою огромную занятость, многие читают этот цикл статей. Некоторые делятся впечатлениями и замечаниями. Не считая случая, когда меня взяли «за грудки» со словами «Что ж ты, сук@, чернишь нашу работу?!», - замечания по делу, и я использую их в своих опусах. Спасибо!

Спонсор публикации НЛИ (Национальная Лига Инструкторов)


Спасибо Ольге Даргужас за возможность испытать себя учебой.
Отдельное большое спасибо Анне Хвостовой. Думаю, что надо было использовать в процессе моего обучения розги лыжные палки.
Ирине Сергеевой – респект за гуманизм!
+2
  • 10
  • 7
  • 2
0  
skibars22    2 Марта 2017 (09:33)   #

   Талант. Мастерство в спорте далеко не всегда приводит к грамотному тренерству. У нас в городе полно мастеров в прошлом по акробатике и фристайлу, а учить не умеют. Не могут, не вникают в методы. не добавляют своего..  А есть те, кто никогда не был и КМСом, но учат удивительно хорошо. Тренер Сальникова плавать не умел, тренером сборной США по баскетболу когда-то был человек, не играющий в баскетбол. И ещё примеры такого плана в большом спорте есть. 

0  
MarkF    2 Марта 2017 (09:57)   #
Это да, не обязательно владеть соответсвующим навыком, чтобы быть экспертом.
  • 10
  • 4
  • 2
+2  
Temych    2 Марта 2017 (09:44)   #
Талант+знания=хороший тренер
0  
JeRom    2 Марта 2017 (10:51)   #
я бы сказал идеальный тренер -)
0  
бигимотег    2 Марта 2017 (11:13)   #
ну что тут скажешь....
вспоминается известный медицинский анекдот с фразочкой "как хорошо" .....
+2  
Olg    2 Марта 2017 (11:57)   #

Тренер и инструктор - разные профессии. Общее только одно - требуется доверие ученика. Заслужить его методом - "делай как я"- легко, "делай как я говорю" - требует времени,  которого у инструктора, как правило, нет.

0  
musson    2 Марта 2017 (12:03)   #
Все в точку! А про "делай, как я говорю" даже армейская притча советских времен была, в нашем полку в конце 70-х ...Чем отличается замполит от командира полка? Командир говорит - делай, как я, а замполит - делай, как я говорю-)))
0  
Solmik    2 Марта 2017 (12:00)   #

   Талант. Мастерство в спорте далеко не всегда приводит к грамотному тренерству. У нас в городе полно мастеров в прошлом по акробатике и фристайлу, а учить не умеют. Не могут, не вникают в методы. не добавляют своего..  А есть те, кто никогда не был и КМСом, но учат удивительно хорошо. Тренер Сальникова плавать не умел, тренером сборной США по баскетболу когда-то был человек, не играющий в баскетбол. И ещё примеры такого плана в большом спорте есть. 

 

Лучше не скажешь.

  • 2
0  
Doxtur    2 Марта 2017 (15:36)   #
А в Китае  говорят-был бы ученик, учитель всегда найдется-.
0  
Maykl    2 Марта 2017 (19:36)   #

А в Китае  говорят-был бы ученик, учитель всегда найдется-.

 


А еще говорят - " Если  через   год  от ста  учеников   осталось  десять,  это  хороший  результат .  Если   через   десять   лет   от  десяти  учеников   остался   один   ученик   это   отличный   результат "

"

+1  
Maykl    2 Марта 2017 (19:57)   #

  Тренер Сальникова плавать не умел, тренером сборной США по баскетболу когда-то был человек, не играющий в баскетбол. И ещё примеры такого плана в большом спорте есть.

"Игорь Михайлович Кошкин

Дата рождения: 20 февраля, 1931
Место рождения: Ленинград

Ведущий тренер сборной команды СССР по плаванию с 1972 по 1991 годы. Заслуженный тренер СССР. Кавалер ордена «Трудового Красного Знамени» и медали «За трудовую доблесть». 7 раз становился лауреатом конкурса «Лучший тренер СССР». Житель блокадного Ленинграда.

Выпускник Ленинградского Радиополитехникума. В студенческие годы занимался гимнастикой и плаванием. После службы в армии в 1953 году поступил на работу в ВНИИТелевидения. Выступал за коллектив физкультуры в сборной команде по волейболу, настольному тенису. В 1959 году организовал секцию плавания для сотрудников института телевидения, которая в 1967 году переросла в знаменитую школу плавания «Экран». В 1977 году под его руководством был создан плавательный центр в г.Харькове. В 1980 году организовал плавательный центр «Экран» в Выборгском районе Ленинграда. Игорь Михайлович Кошкин, разрабатывая и применяя в своей работе самые передовые методы тренировки, стал выдающимся советским тренером по плаванию. Его разработки в области зонной тренировки легли в основу современных методик, применяемых сегодня во всем мире лидерами мирового плавания. Вошел в десятку лучших тренеров Санкт-Петербурга ХХ века."

 

Тоже касается и других подобных тренеров.

Все эти примеры, что можно стать великим тренером без спортивного прошлого...чисто фикция.

У подобных тренеров, до того как они начали тренировать будущих великих чемпионов, уже был багаж и стаж тренерской преподавательской деятельности, что по сути тоже самое что если бы это были их личные спортивные успехи и достижения.

  • 10
  • 7
  • 2
0  
skibars22    2 Марта 2017 (22:16)   #

  Я тренер -самоучка. Всего лишь КМС по ГЛ. Newschool начал развивать первый в своих краях. В итоге мой парень поехал на ОИ единственный от страны в слоупе. Не ахти, как он велик был в сравнении с западными райдерами, но всё же отбор прошёл. Люди и сейчас ко мне идут - Тарас научит точно. И на батуте в том числе . И учу. При возможностях до любого уровня. Научился в сему сам и учу тому, чего сам ни разу не делал - ни в парке, ни на батуте. И мне это легко и понятно, хотя, я даже не батутный спортсмен в прошлом. Но тренеры гимнасты из моего зала считают мои методы серьёзными и качественными (мы там бок о бок) и даже иногда прислушиваются, так как мы - фристайлеры - занимаемся по оригинальной методе.

 

   В сети попадаются такие вещи: 

"... главный тренер России по синхронному плаванию Татьяна Покровская сама вообще не умеет плавать и никогда этим видом спорта не занималась icon_smile.gif

Но сборная под ее руководством много лет не знает равных в мире.
Тренер сборной Бразилии - чемпионов мира Висенте Феола сам не был футболистом. Другой тренер сборной Салданья, который вывел сборную в ЧМ 1970 тоже не был футболистом. Да и самый знаменитый ныне тренер Моуриньо говорят не играл в футбол..."  

 

  Или вот: знаменитые футбольные тренеры, не бывшие футболистами  -  http://allsport-news.net/news.php?readmore=101146

 

  И ещё примеры найти можно. 

  Я работал тренером в мин спорта и видел много тренеров мастеров спорта, которые были совершенно бестолковыми, и тех, кто в спорте никогда не гремел, но ученики у них стали сильными спортсменами. Я точно знаю одно  - надо быть настолько образованным, чтобы понимать все нюансы твоего вида и уметь донести это до ученика, построить систему и методику. Если тупо учить этому какого-то спортсмена, то не факт, что ему хватит интеллекта всё это применять, будучи тренером. Знаю выпускников спорт ВУЗа по моему виду - редкостные бестолочи, которые так и не могут стать тренерами и найти свою аудиторию. Хотя, звания большие. 

   А про Сальниковского тренера постоянно такое говорили ещё в СССР. Часто. 

   Тренер - ЭТО ТАЛАНТ! Как и в любом деле, собственно, талант - главное. 

0  
Maykl    2 Марта 2017 (22:25)   #

Да хоть ты будь супер талантлив. Все это хорошо на начальном этапе. А далее... Не все становятся чемпионами мира. Также можно сказать и про тренеров.  И тем и другим...прежде чем стать великими, нужно пройти большой путь самообразования. Накопить опыт и получить за свой труд соответствующий результат. 

0  
Solmik    3 Марта 2017 (17:20)   #

Да хоть ты будь супер талантлив. Все это хорошо на начальном этапе. А далее... Не все становятся чемпионами мира. Также можно сказать и про тренеров.  И тем и другим...прежде чем стать великими, нужно пройти большой путь самообразования. Накопить опыт и получить за свой труд соответствующий результат. 

 

Все это не говорит о том, что сам человек должен мастерски владеть дисциплиной 

0  
Рубеж    3 Марта 2017 (18:44)   #

   Талант. Мастерство в спорте далеко не всегда приводит к грамотному тренерству. У нас в городе полно мастеров в прошлом по акробатике и фристайлу, а учить не умеют. Не могут, не вникают в методы. не добавляют своего..  А есть те, кто никогда не был и КМСом, но учат удивительно хорошо. Тренер Сальникова плавать не умел, тренером сборной США по баскетболу когда-то был человек, не играющий в баскетбол. И ещё примеры такого плана в большом спорте есть. 

Согласен, мой тренер по фигурному катанию, а это вид спорта технически ничуть не проще горных лыж, был только перворазрядником, а воспитал чемпиона Мира, чемпионку Европы и МС СССР человек пятнадцать. Кстати в том же ЕКБ тренер по фигурному в восьмидесятых годах вообще раньше занимался водным поло, однако создал очень сильную школу фигуристов.

0  
Maykl    4 Марта 2017 (00:21)   #

Все это не говорит о том, что сам человек должен мастерски владеть дисциплиной 

Это говорит о том что тренер без профильного спортивного прошлого, если хочет стать великим и воспитывать чемпионов, прежде должен съесть пуд соли и пройти все этапы становления своего ученика (учеников) от юношеского до МС и далее. Другое дело если это бывший или действующий Чемпион. Это как офицерский состав. Сразу идет распределение по высшим уровням. 

  • 1
  • 1
0  
selfit57    4 Марта 2017 (08:13)   #

Это да, не обязательно владеть соответсвующим навыком, чтобы быть экспертом.

В лыжах обязательно,без навыков нет адеквата, совсем.