…или «Желание учить как базовый инстинкт хомосапиенса»
Я продолжаю отчет о выполнении задания редакции «Стать горнолыжным инструктором» и разбираю различные аспекты профессии. Итак…
1часть. Я б в инструкторы пошел, пусть меня научат!
2 часть. Горнолыжный инструктор: быть или не быть?
Не возникало ли у вас когда-либо желание стать учителем?
Вспомните: хотите вы этого или нет, по жизни приходится кого-то постоянно учить: своих детей, жену, друзей, знакомых, незнакомых. Причем, учим мы самым разнообразным вещам: ходить, манерам, водить, лазить, рубить дрова, этикету, готовить, катать на лыжах, пить…Видимо, передача знаний заложена в генетической перфокарте человека. Но судьбу профессионального учителя выбирают не многие. А добиваются вершин профессионального успеха - единицы.
Инструктору приходится совмещать профессию тренера и учителя. То есть, в любом случае быть педагогом. Кстати, что говорят словари про эту профессию?
Педагог в Энциклопедическом словаре:
Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) –
1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).
2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Если отбросить второй пункт, то определение вполне подходит к деятельности инструктора. Правда, возрастные границы обучаемых гораздо шире, и часто включают пенсионный возраст.
Значение слова Педагог по словарю Брокгауза и Ефрона ввело меня в ступор, но слов из песни не выкинешь:
Педагог (Παιδαγωγός)
— раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с шестилетнего возраста.
На обязанности П. лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте.
П. должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нем во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.
В П. избирали обыкновенно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому.
Во времена империи П. назывались также рабы, учившие молодых купленных или доморощенных рабов всем обязанностям и приемам рабской службы.
Я не стану его комментировать, но что-то созвучное с обязанностями и статусом инструктора имеется…
Скорость и качество обучения катанию напрямую зависит от правильно выбранной тактики обучения (читай: индивидуального подхода). Ведь мало того, что люди по-разному усваивают обучение – кто-то вербально, кто-то визуально, для кого-то лучше всего принцип копирования «Делай как я!». Есть и другие типы учеников. И идентификацию типа ученика нужно сделать в краткий срок – за время перемещения к месту занятий. А если еще добавить фактор группового обучения? А если в группе есть дети, взрослые и дедушки/бабушки? А если уровень катания участников отличается? Это какой-такой инструктор справится с этой задачей?
Выход есть: поставить всех учеников в шеренгу и пересказывать содержание методички, как прапорщик зачитывает устав молодым солдатам. Так бывает. Но, чтобы обучение было эффективным, нужно обладать педагогикой и иметь хоть капельку учительского таланта. Кстати, за 10-дневные курсы только одна лекция посвящена элементам педагогики.
В итоге зачастую получается, как в общеобразовательной школе: появляются двоечники (они ничему не научились и остались на прежнем уровне) и отличники (они усвоили курс и готовы к совершенствованию). К сожалению, первая категория достаточна обширна. И именно она является источником негативных отзывов об обучении с инструкторами. Однако, нет необучаемых людей. Те же двоечники становятся успешными людьми после школы и часто добиваются больших успехов, чем отличники.
Именно этот фактор не дал мне выбрать профессию инструктора, когда я 10 лет назад решил посвятить оставшуюся жизнь горным лыжам. Хотя начал опыт обучения с себя, научил катать всю свою семью, многих друзей и знакомых, по многочисленным просьбам. За собой часто замечал, что возникает желание вбить умение катать с помощью лыжных палок и стимулировать процесс терминами из учебника матерного языка.
Среди моих знакомых инструкторов есть люди, умению которых я поражаюсь. Дело не в изобретении каких-то супер-упражнений, а в подходе и контроле процесса. В тонком и верном понимании, как сделать обучение максимально эффективным, в зависимости от способностей учеников и фактической ситуации в группе. Но таких очень мало.
Авторская школа – тупик или панацея?
Мне кажется, что именно желание уйти от классического «общеобразовательного» метода обучения катания спровоцировало появление «авторских» методик – когда создается метод быстрого получения результата на основании личного опыта и амбиций. Разумеется, за исключением шарлатанства, направленного на отъем денег у доверчивых учеников обманным путем.
Мне известно несколько таких гуру – инструкторов, гарантирующих быстрый результат. Увы, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эффективность их метода, поскольку не встречался с выпускниками их школ. Но вижу сразу один вопрос: смогут ли они расти дальше начального уровня катания? Смогут ли они продолжать обучение с инструкторами классического направления?
Ведь основное преимущество всех школ, обучающих на инструктора - в единой методике, незначительно отличающейся в деталях. Этому моменту будет посвящена отдельная глава.
Ну и немного троллинга в завершение:
Может ли сноубордист обучать лыжника?
Ответить не могу, но я такое видел. Как, впрочем, и обратную картину. Что это: супер-гуру 80-го уровня или самоуверенные дилетанты?
Буду рад любым отзывам и мнениям об инструкторских школах. Вопросов мне задают очень много, но не всегда я знаю на них ответы.
P.S.: На моем «базовом» курорте «Роза Хутор» есть три школы по обучению катанию и энное количество «фрилансеров» (так элегантно называют себя бывшие «черные» инструктора). У меня много знакомых среди этих людей. Несмотря на свою огромную занятость, многие читают этот цикл статей. Некоторые делятся впечатлениями и замечаниями. Не считая случая, когда меня взяли «за грудки» со словами «Что ж ты, сук@, чернишь нашу работу?!», - замечания по делу, и я использую их в своих опусах. Спасибо!
Спонсор публикации НЛИ (Национальная Лига Инструкторов)
Спасибо Ольге Даргужас за возможность испытать себя учебой.
Отдельное большое спасибо Анне Хвостовой. Думаю, что надо было использовать в процессе моего обучения
Ирине Сергеевой – респект за гуманизм!
Талант. Мастерство в спорте далеко не всегда приводит к грамотному тренерству. У нас в городе полно мастеров в прошлом по акробатике и фристайлу, а учить не умеют. Не могут, не вникают в методы. не добавляют своего.. А есть те, кто никогда не был и КМСом, но учат удивительно хорошо. Тренер Сальникова плавать не умел, тренером сборной США по баскетболу когда-то был человек, не играющий в баскетбол. И ещё примеры такого плана в большом спорте есть.