Сразу скажу, поездка изначально задумывалась именно как горнопляжная. Поэтому если кто ждет подробных отчетов по каталке, их и не будет (честного говоря, по причине практически отсутствия таковой в начале марта этого года). Мне кажется, наш опыт будет интересен прежде всего разношерстным компаниям, когда во главу угла ставится не каталка, а самый разнообразный Отдых – благо, Сочи и его окрестности к этому располагают. Как всегда, постараюсь по минимуму эмоций (они, как правило, субъективны) и по максимуму объективной информации.
Итак, 6 человек в возрасте от 20 до 70 лет и с самыми разными интересами поехали тем не менее вместе на 5 мартовских дней в Сочи. 4 выходных нам подарило заботливое правительство, еще один день всем удалось прихватить.
Для проживания был выбран «компромиссный» вариант - отель Бридж в Имеретинской низменности. Час езды до Сочи, полчаса ходьбы до Олимпийского парка в Адлере, 10 минут до границы с Абхазией и организованный бесплатный трансфер до курортов Красной Поляны.
Про перелет подробно распространяться не буду, часть компании летела Аэрофлотом, часть – Уральскими Авиалиниями, и вообще туда летают, похоже, все наши более-менее крупные авиакомпании. А кем лететь, как мне кажется, большой разницы нет – полет всего 2 часа. Мы выбирали просто удобные рейсы (туда пораньше утром, обратно попозже вечером – чтобы получилось 5 полноценных дней отдыха). «Уральцы» обошлись в 11 тысяч за билет, в непраздничные дни легко поймать билет за 5 тысяч и даже дешевле, только надо учесть, что у некоторых АК самый дешевый тариф не включает багаж.
Аэропорт новенький, довольно компактный, но с пассажиропотоком вполне справляется, толп не заметил. Единственно, многие жалуются на задержки с выдачей багажа, мы тоже ждали около получаса. На международных перелетах это время обычно занимают долгие переходы по аэропорту и паспортный контроль, тут же приходится просто ждать.
От аэропорта Адлера до отеля за 10 минут можно доехать на такси. Заказывать его заранее, как мне кажется, смысла нет - есть стойка в аэропорту, работают мобильные приложения – например, «Везет» (оно же «Рутакси»). Цена от аэропорта до нашего отеля 285 рублей, обратно – 255. Все четко. Машины попались нормальные – какая-то новая Лада с большим багажником и Шкода Йети. Говорят, работает Uber, но мы не пользовались.
Первый день посвятили «старому» Сочи. Из Имеретинки ходят автобусы – 125 (заезжает по пути в несколько поселков) и скорый – 125с (едет прямо в Сочи). Конечная остановка «Совхоз Россия» в 5 минутах от ворот отеля. Езды до центра Сочи на 125с – около часа. Мы доехали до остановки «Гостиница Москва» (непривычно, что объявления остановок дублируют на английском, но безусловно, так и должно быть), спустились к Морскому Порту и вышли на набережную.
На набережной масса едальных заведений – от недорогого фаст-фуда до полноценных ресторанов. В одной из кафешек прямо на берегу моря мы очень вкусно и сытно пообедали – порядка 600 рублей с человека. Название не привожу – во-первых, не помню, а во-вторых, как мне показалось, заходить там можно практически в любую, к которой лежит душа и кошелек.
Далее поднялись чуть выше и по Курортному проспекту дошли до Дендрария. До темноты и закрытия оставалось менее 2х часов, и мы их провели в парке.
Далее сели на тот же 125с – и в отель. Обратная дорога – пожалуй, единственный негативный момент: автобус был переполнен, а ноги после перелета и целого дня на ногах, конечно, подустали.
Второй день посвятили знакомству с олимпийским наследием. Собственно, жили мы как раз в части этого наследия – вся Имеретинская долина застроена новыми отелями и апартаментами, где-то - фешенебельными типа «Рэдиссонов», где-то - однотипными корпусами, чем-то напоминая Черемушки, как, например, «Бархатные сезоны», даже позиционирующие себя как город-отель.
Все это построено, конечно, не просто так. Центром всего является Олимпийский парк с основными олимпийскими аренами, трассой Формулы-1 и примыкающим к нему парком развлечений Сочи-парк.
Доехать можно на автобусе, можно на велосипеде (велодорожка идет вдоль набережной, велопрокаты есть почти в каждом отеле, легко найти на улице и прямо на набережной). Мы же просто не спеша пошли по набережной. На подходе к Олимпийскому парку встретили несколько многоместных электромобилей, предлагающих за 300-400 рублей с человека провести часовую экскурсию по парку. Воспользовались и не пожалели. Конечно же, весь парк за несколько часов можно обойти и самому, но мы ж на отдыхе, а впереди немалая программа! Ноги нам еще пригодятся. А тут везут, да еще и очень интересно рассказывают, как все происходило 2 года назад и будет происходить менее, чем через 2 месяца.
Там же, в парке, можно взять напрокат самые разные средства передвижения – от велосипедов до сигвея (500 рублей за 15 минут). Покатались все – от мала до велика. Понравилось. Хорошо там.
На обратном пути пообедали, пожалуй, в самом понтовом месте на набережной - Mare d’amore. В цену, очевидно, входят посещения данного заведения многими вип-персонами, включая самую-самую (судя по фотографиям). Но вкусно. И прекрасное темное пиво. Чуть более 1000 рублей с человека, но не от пуза. Ужинали потом с аппетитом.
На следующий день, наконец, дошла очередь до лыж. Честно скажу, мне было интересно после многих лет катания в Европе самому протестировать отечественный горнолыжный курорт.
Накануне в горах прошел сильный дождь, прогноз обещал небольшой дождик и на этот день, но выбора не было. Точнее, он был – ехать на следующий день, и даже прогноз на завтра был солнечный. Но во-первых, назавтра уже была спланирована поездка в солнечную Абхазию, а во-вторых, основная угроза катанию шла не сверху, а снизу – вторая половина февраля и начало марта выдались здесь аномально теплыми, и склоны представляли собой в любую погоду довольно жалкое зрелище, разбиваясь еще в первой половине дня. Солнце в этих условиях было даже, скорее, врагом, чем другом, ускоряя этот процесс.
В общем, взяв накануне лыжи в отельном прокате и записавшись на самый ранний рейс трансферного автобуса, к 9 утра доехали до Розы Хутор. Сомнений в том, что кататься мы будем только один день, практически не оставалось, поэтому выбор для катания именно этой зоны как самой большой и интересной был очевиден.
Минут 20 ушло на покупку ски-пассов. Можно было купить в отеле, но нам были нужны льготные, они продаются только на месте. Стоимость ски-пасса на выходной день - 2250 рублей + 100 рублей за карту (не возвращаются, но потом карту можно пополнять). Люди без лыж могут купить прогулочный билет на канатную дорогу, стоимость зависит от высоты, на которую вы хотите подняться, на самый верх – 1100 рублей. Люди старше 70 лет, а также инвалиды 1й группы могут получить ски-пасс или билет на день бесплатно, а старше 60 или инвалиды 2й или 3й групп – за 850 рублей. Подобные льготы есть и на Горной Карусели, а вот на Газпроме – нет. Зато там есть своя фишка - «утренний» билет на катание до обеда – при теплой погоде это более чем актуально.
Большой очереди ни на Олимпию, ни на Стрелу (так называются 2 стартовых подъемника) не было, так же как и на остальных очередях кабинок. Поднялись на Розу Пик – верхнюю точку катания. И тут нас ждало первое разочарование – вся вершина была в «молоке». Видимость минимальная, трасса – ледяной «вельвет», лыжи прокатные, непривычно легкие, трассу не держат - в общем, все 33 удовольствия.
С горем пополам спустились до Стадиона. В нижней части с самого утра уже каша и проталины до земли, на своих лыжах я бы вообще не рискнул. Поднялись на Волчьей Скале – увидели безумную толпу на подсадку Кавказского экспресса – знаменитое «узкое горло» Розы Хутор. Снова поехали вниз – и снова до Волчьей Скалы. Поднялись наверх, далее связка Квартет – Сказка (Кабан весь день был закрыт) – и обратно к Волчьей Скале. В общем, все остальное катание так и прошло. Только трассы варьировали. Наверх было не подняться из-за толп на Кавказский экспресс (да и не очень-то хотелось, туман не отступал), низы, как я уже сказал, с самого утра представляли собой кашу, были разбиты до земли и практически сразу превратились в бугры.
Как и было обещано, немного покрапал дождик – мы его переждали в кафешке. Про негуманность цен на горе не говорит только ленивый. Я ленив, поэтому повторяться не буду. Скажу только, что по моим эмпирическим оценкам, основанном на опыте соотношения цен гора-долина как минимум дюжины европейских курортов, ценник на горе в Красной Поляне завышен раза в полтора. Учитывая средний уровень бюджета катающихся, очень популярен вариант «рюкзачок с термосом и бутербродами» - как показалось, намного популярнее, чем за рубежом. Никто, кстати, не гоняет – по крайней мере, я не заметил.
После обеда еще пару раз прокатились по уже опробованному маршруту – благо, на Волчьей Скале очереди, вопреки предсказаниям, почти не было. Спустились обратно в долину в 15 часов, аккурат за полчаса до отправления отельного трансфера.
Попробую как-то обобщить свои впечатления от горнолыжного курорта. Сугубо личные, основанные всего на одном дне так называемого «катания» в не самых лучших погодных условиях.
Сервис нормальный, подъемники (по крайней мере те немногие, на которых довелось прокатиться) современные, удобные. Подготовку трасс по уже указанным причинам оценить не могу, но говорят, что в нормальную погоду готовят хорошо. Катаются люди в целом аккуратно, большого отличия от Европы не заметил. Больше процент досочников, но и с этим можно смириться, дискофморта я не чувствовал.
Но есть, конечно, вещи, которые бросаются в глаза.
Глобальные проблемы всем и без меня известны - прежде всего, это отсутствие единого ски-пасса. Хорошо нам - мы были один день, и выбирать по сути было не из чего, а если человек приехал, допустим, дней на 5? Очевидно его желание опробовать все зоны. И тогда он должен практически каждое утро покупать новый ски-пасс или искать возможность пополнить старый, вместо того чтобы решить эту проблему раз - и на весь отдых. А если, например, в выбранный день какая-то зона будет частично закрыта - нужно ехать в другую и снова покупать там ски-пасс.
Проблема перемещения между зонами - вторая глобальная проблема. Нет единой системы ски-басов. Мы с ней опять же не столкнулись, но без ее решения никак не обойтись. Конечно, по-хорошему ски-басы должны быть бесплатными и ходить часто. Говорят, что скоро будет единый ски-пасс - очень хочется надеяться, что тогда появится и система ски-басов. По крайней мере, это было бы логично. Можно добавить для этого 30-50 рублей в стоимость единого ски-пасса - и все будут довольны.
Эти две проблемы решаемы. В конце концов, альпийской горнолыжной индустрии даже в современном ее понимании более полувека, а здесь все по сути только начинается. Но вот третью глобальную проблему решить сложнее. Это толпы. На подъемниках и на трассах. Наверное, в определенные дни этой проблемы нет. Но по свидетельству очевидцев, стоит случиться праздникам, каникулам, выходным, спортивным соревнованиям, или просто плохой погоде - как это напрягает, и очень сильно. Есть несколько "узких горлышек", которые всем известны, и получасовое стояние в которых можно счесть за благо. И с этим, боюсь, уже ничего не сделать - так спроектирован курорт. Как и с обилием народа на трассах - горнолыжного курорта такого уровня в нашей многомиллионной стране больше нет. Понимаю, что выступаю как Капитан очевидность, но это так.
В общем, для себя, любителя комфортного катания по жестким, подготовленным трассам, я сделал такой вывод: если ограничен бюджет, и на выбранный период:
1) нет каникул, праздников и спортивных мероприятий
2) стабильно хороший прогноз погоды
то я бы, может, и поехал бы в Красную Поляну с целью именно покататься. И наверное, выбрал бы жилье в горах, или взял бы в прокат машину, чтоб не зависеть от отельного трансфера.
Если же одно из этих условий не выполняется, то только чисто размяться, как дополнение к остальному отдыху, ничего большого от катания не ожидая. Жить при этом можно как внизу, так и в горах – благо такси до моря (например, на четверых) соизмеримо по цене с ценой обеда на горе (на одного!).
Следующим пунктом нашей программы была поездка в Абхазию. Пообщавшись на форумах, нашел контакт абхазского водителя Игоря (кому интересно - могу поделиться). У него УАЗ - Патриот, в который теоретически влезает до 8 пассажиров, нам вшестером было вполне комфортно. Цена такой индивидуальной экскурсии оказалась заметно меньше, чем предлагаемая турагентствами, но это не главное: ты едешь только туда, куда хочешь, не тратя время на всякие обязательные магазинчики-дегустации, и это все - с потрясающим гидом и просто очень интересным человеком. Мне кажется, что в Абхазии это особенно важно.
Небольшая тонкость. Практически никто из абхазских гидов-водителей за вами в Россию не поедет. Мелькать на границе туда-обратно никто не хочет. Поэтому границу переходим сами, благо это совсем просто. Доехать можно на автобусе или маршрутке – или прямо до границы, или до перекрестка с улицей Урожайной – до него прямо от нашего отеля шла 117 маршрутка - и потом минут 10 пешком по этой самой Урожайной улице. Все это место именуется «Псоу» - по названию пограничной реки. Через реку идет мост, на нем и расположены КПП, отдельно для машин и пешеходов. Для пересечения границы с Абхазией нужен только внутренний российский паспорт. Российские погранцы довольно внимательно его изучают, могут задать пару вопросов. Абхазские удовлетворяются самим фактом наличия у вас паспорта. Вся процедура заняла у нас минут 20, в 9 часов были уже в Абхазии.
Сразу после абхазского КПП начинаются предложения экскурсий, там же вверх по лестнице – остановка маршруток. Но нас уже ждал Игорь.
Маршрут таких поездок, как я уже сказал, можно составлять самому. У нас были основные пожелания – Гагра, Пицунда, Рица. Все остальное мы оставили на откуп Игорю. В итоге получился довольно стандартный однодневный маршрут для беглого знакомства с Абхазией. После традиционной остановки у гагрской колоннады доехали до Пицунды, оттуда – во 2е ущелье, с которым лично у меня связано много студенческих воспоминаний.
Далее горной дорогой мимо абхазских и армянских деревушек – на трассу, ведущую на Рицу. Заплатили по 350 рублей с человека за въезд в заповедник (если кто не в курсе, в Абхазии платят рублями), далее - традиционная остановка у Голубого Озера. И главный бонус: оказалось, что на днях открыли дорогу на Гегский водопад.
Дорогой, впрочем, это назвать сложно – примерно полчаса грунтовки с серпантинами. Фантастически красивой грунтовки. Доехать, как показалось, можно только на внедорожнике, но оно того стоило.
После это даже прекрасная Рица не так впечатлила. Хотя и она, безусловна, хороша.
Отобедали там же в ресторанчике наверху. Недешево (порядка 1000 рублей с человека), но аутентично. К 7 вечера были на границе.
Экскурсии от сочинских турагентств по Абхазии – это несколько другое. Это настоящий галоп, с заездом на туристические дегустации, и при этом умудряются показать еще и Новоафонские пещеры. Теоретически все то же самое можно было повторить и с Игорем, но мне кажется, Абхазия – не лучшее место для подобного галопа. Хочется не спеша впитывать в себя эти горы, ущелья, водопады, озера. Под неторопливый, но грамотный и доброжелательный комментарий гида. В общем, еще раз повторю: если кому интересно, охотно поделюсь контактами Игоря. Поездка с ним по любому маршруту, на мой взгляд, будет идеальным вариантом.
В запасе у нас оставался еще один, пятый день. Изначально в душе планировал: может, получится еще раз съездить на гору? Благо, время обратного рейса позволяло. Но после первой вылазки решил отказаться от этой идеи, солнце продолжало делать свое весеннее дело. В итоге поехали на полдня в парк «Южные культуры», находящийся около Олимпийского Парка и адлерского аэропорта. Такой мини-дендрарий. Можно дойти пешком (думаю, от нашего отеля – порядка часа), но мы поехали на автобусе. Вышли на остановке «Южные культуры». И потом очень долго искали вход в парк, обошли его практически целиком по периметру, никаких объявлений, только закрытые ворота. Оказалось, что единственный работающий вход находится в 5 минутах ходьбы от остановки, надо было только взять чуть правее. Парк неплохой, симпатичный прудик с лебедями, в общем, тоже место для релакса.
Совсем недалеко от Олимпийского парка, поэтому теоретически можно оба парка посмотреть за один день. Но если вы не фанат растений и южные культуры не посмотрите – многого не потеряете.
На пляже около отеля не отказали себе в «удовольствии» окунуться в море. Вода градусов 12, не больше. Но хорошо, особенно после купания - на весеннем сочинском солнышке.
Пришло время прощального обеда. Возле уже упомянутой остановки «Совхоз Россия» масса кафешек и столовых, встречаются даже такие объявления, заставляющие крепко задуматься:
Мы же выбрали рекомендованный многими ресторан «La Luna». Оказалось, это даже не ресторан, а огромный трехэтажный ресторанище. Все очень вкусно, но дорого – самый дорогой наш обед, порядка 1500 рублей на человека. Понтоватое место, такой ценник для здешних мест не показателен. В соседних кафешках-столовых можно поесть в разы дешевле.
Вот так мы провели 5 замечательных, горнопляжных дней. Честное слово, давно так не отдыхал – ощущение, как после отпуска. Все очень здорово и разнообразно. И довольно бюджетно, даже с учетом того, что мы мало в чем себе отказывали. Точную цифру не считал, но очевидно, что она заметно ниже западноевропейской. То есть настолько ниже, что точно можно не считать.
Если кому мои рецепты пригодятся – буду только рад.
Горнопляжники в Сочи. Март 2016
Комментировать