Чего только не «пристраивали» к горным лыжам!
В 1950-ом году, Говард Хэд пристроил к лыжам технологию алюминиевых сплавов, взятых из авиастроения. И получил конструкцию лыж, до сих пор не превзойденную по характеристикам..
И понеслось!
Чего только не было.
И «термоски» у Близзарда, изменяющие свою жесткость в зависимости от температуры снега, построенные на биметалле.
И различные варианты плетения волокон торсионной коробки, с которыми в своё время, вволю наигралась К2
И всяческие накладные «улучшайзеры», начавшие свою историю с Саломоновских пролинков.
И «сопла Вентури»
И «аэродинамические» покрытия топшита у Атомика.
И электронные чипы у Хэда
И….
Ну да Вы сами всё это знаете. )))
Однако судьба у этих технологий сложилась по-разному. И если Хэдовский алюминиевый сэндвич живет и здравствует, то другим изобретениям повезло меньше.
Но начнем с сэндвича.
Первоначальные дюралевые пластины претерпевали различные изменения.
Для начала, австрийская компанией "Austria Metall AG" запатентовала свой титанал. Затем в лыжестроение пришли сплавы алюминия с магнием
Затем с литием.
Формы пластин тоже претерпевали различные изменения.
Менялась толщина. Появлялись разнотолщинные в поперечнике пластины (Элан.Alublade). Стали применяться фигурно-вырезанные пластины (3D-Matrix у Близзард, Backbone у Атомик. Air Tec у Фишер). Вот из новинок, Штокли отметились в этом направлении. https://forum.ski.ru/index.php?showtopic=130929
В металлическом сэндвиче появились и боковины из металла (Rectangular у Россиньола). Впрочем, подобную конструкцию использовала и фирма Кнайссл, еще в прошлом веке.
Для целенаправленной коррекции жесткости различных участков лыжи, в титанале стали делать всевозможные разрезы ( Torsio Tech у Штокли, Prop Tech у Россиньол)

Стали появляться изогнутые в поперечнике пластины (Dual Shaped у Элан, Titanal Elliptic у Скотт, Aeroshape у Фишер).

Кроме металлических пластин, для усиления сэндвича начали использовать карбон, различного плетения (C-Line у Фишера, карбоновую сетку (Tank Mesh у Атомика) и «суперматериал» 21-го века, графен! (Хэд)

Деревянные сердечники тоже менялись. Стали использоваться суперлегкие сорта дерева и всякая экзотика, типа персикового дерева ! (Фелькл).
Ламинат сердечника делали не только вертикальным и горизонтальным, но и наклонным (фелькл)
Для облегчения сердечников их тоже стали снабжать воздушными каналами. Особых успехов достиг в этой области Фишер, начиная с Aircore прошлого века и заканчивая современными Air Tec.

Ну и из свеженького, это сочетание деревянного сердечника и полимерной сотовой структуры короид (хэд).

А вот всевозможные внешние «пристройки» на лыжах, как-то не приживаются.
Например, широко применявшаяся в лыжах Атомик система даблдек, осталась только в лыжах для гиганта.
Несколько сходная система Fullsuspension у Близзард, в новом сезоне сжалась до двух моделей и при этом стала поразительно напоминать атомиковский даблдек.

Умерли, не дав потомства, и накладные сменные рычаги системы Mutix у Россиньола.
И это не потому, что подобные конструкции не работают. Нет! Они вполне эффективны. Просто, я думаю, подобные инновации существенно удорожают производство.
По поводу систем виброгашения.
Они тоже прошли длительную и сложную эволюцию от простых накладок на топшите в местах максимальной концентрации вибраций (VAS у Россиньола), до сложных электронных схем (Smart у К2 и Intelligence у Хэд)
На этом пути было много интересных конструкций. Так система виброгахения Frequency Tuning у Фишера , представляла собой рельеф на топшите, который повторял амплитудную картину стоящей волны вибраций и мог быть, как снаружи лыжи(FT Frame), так и внутри конструкции (Inside).

Фирма Маркер до сих пор с успехом использует технологию гидравлических демпферов Piston Control.
Были и совсем уж экзотические конструкции. http://skigu.ru/papers/ski-gear/nasa-floskis/

Несколько слов о геометрии.
Идея асимметричной лыжи до сих пор тревожит умы конструкторов.
Ещё в 1984г фирма Olin выпустила свои первые асимметрики Ardent. С появлением карвинговой геометрии, идея асимметричных лыж стала еще более популярной. Отметились в теме и Атомик (beta race 9.28), и Фишер( Radarc)
Лыжи с асимметричной жесткостью делали и Близзард и Штокли.
Ну и конечно, это последняя разработка Элан в этой области, лыжи серии Amphibio.
Однако внимательное изучение темы говорит о том, что асимметрики как-то не приживаются в разделе чисто спортивных лыж. И амфибия не стала исключением…
Очень много вопросов вызывает и мультирадиусный боковой вырез.
Количество различных радиусов по сайдкату уже доходит до пяти! (Лайн).
Появились вырезы и с прямым (вообще без радиуса) участком в середине лыжи (Скотт).
Из особенностей последнего времени, хочется отметить, что многорадиусные профили стали применяться и в спортивных лыжах (в том числе и ФИС).
Еще одна новинка будущего сезона.
Любительские спортивные лыжи перестают делить на гигантские (рейс-карверы) и на слаломные (слалом-карверы). Теперь это одна модель. Просто до определенной длины (обычно до 170см) лыжи сохраняют геометрию слаломок, а затем начинают повторять геометрию гигантов.
Впервые такую новинку показал в прошлом сезоне Саломон в серии X-Race. В новом сезоне по этому пути пошел и Фишер (серия Curv), и Близзард (Quattro)
Ну и правильно! Не надо пугать покупателя загадочными словами про слалом и про гигант! )))
Всё равно эти категории в любительских лыжах не соответствовали реальным спортивным лыжам!
Конечно, в рамках небольшой статьи, я не смог перечислить все технологические приемы, используемые при разработках горных лыж.
Да Вы и сами можете легко расширить этот список.
Я просто хотел показать, что несмотря на кажущуюся простоту, горные лыжи являются весьма технологическиёмким продуктом.
Вопреки широкоизвестному утверждению, что «горные лыжи – это две доски и комплекс мероприятий!» )))