Прежде всего, этот фильм не является учебным пособием в стиле «GAAP для чайников» или «Нейрохирургия за пять уроков». Фильм ориентирован на «продвинутых» лыжников, желающих прогрессировать и способных самостоятельно работать над собственной техникой. Характер фильма скорее ознакомительный - в нём последовательно продемонстрированы основные аспекты современной горнолыжной техники, владение которыми необходимо каждому по-настоящему универсальному лыжнику. Рассматриваются такие элементы техники, как карвинг, катание по крутому склону, целине, лесу и буграм, а также прыжки. Применение этих технических приёмов демонстрируют лыжники-профессионалы из PSIA, а закадровые комментарии, замедленная съёмка и стоп-кадры, акцентирующие внимание зрителя на тонкостях техники, делают восприятие материала более эффективным. Наряду со съёмками, показывающими профессионалов-современников, в видеоряд удачно врезаны фрагменты из старых фильмов, демонстрирующие для сравнения технику лучших горнолыжников прошлого.
Открывает фильм сегмент, посвящённый резаному повороту. Это, конечно, не современная спортивная карвинговая техника, но тем, кто до сих пор не может избавиться от «метущих пяток», просмотр данного материала определённо не помешает. Кое с чем можно поспорить, например, с режущим слух утверждением «если радиус вашей дуги во время поворота меняется, значит ваши лыжи проскальзывают». Но эти мелочи можно списать на всеобщую «карвинговую моду», поворот как цель, а не как средство – была такая нездоровая тенденция пару лет назад. Для демонстрации преимуществ резаного поворота используется нечестный ход – на древних чёрно-белых врезках уморительно кувыркаются чайники в рейтузах с вытянутыми коленками, пытающиеся повернуть плугом. А вот хоум-видео с чайниками на приталенных лыжах нет. Ну и не надо, это же Уоррен Миллер, а не догма с их хэндикамами. Человек хочет любоваться прекрасным – и вот райдер на россиньолях режет склон в весьма агрессивной Super-G манере. Есть чему поучиться. Тем более, что за пультом сидит ведущий, который в нужных местах делает стоп-кадры и своим «волшебным маркером» отмечает особенности распределения нагрузок между лыжами, смещение лыж из-под корпуса, и прочие характерные особенности карвинговой техники.
Отлично проиллюстрирована работа на крутом склоне – профессионалы демонстрируют классический поворот педалированием. Техника спуска по такому склону серьёзно отличается от привычной методики входа в поворот, но закадровые комментарии, замедленная съёмка и вспомогательные диаграммы помогают понять её основы. Жаль, нет видов с нашлемной камеры. Съёмки со стороны не дают ни малейшего понятия о том, что чувствует лыжник на пятидесятиградусном склоне. Такой склон кажется вертикалью, и перенести вес тела через лыжи в долину, чтобы инициировать поворот – действие, требующее определённых психологических усилий. Как говорят американцы, it’s all about the balls. Ради демонстрации техники райдеры порой перебирают с количеством поворотов и нереально частят, зато грамотно, есть на что посмотреть.
Затронут даже момент выхода на крутой склон с карниза. Можно посмотреть, как забавно лыжники «ловят канта», спрыгивая с карниза и зарубаясь лыжами поперёк линии падения воды. Поразительно актуально выглядят древние съёмки людей в кожаных ботинках, грамотно прыгающих с двухметровых дропов. Герои вчерашних дней демонстрируют классическую фрирайдовую технику прыжка: укол, выталкивание, группировка, приземление.
Что касается катания по целине, то в фильме представлен его классический вариант – работа без использования широких лыж. Спортсмены демонстрируют отточенную технику – игра коленей, равномерная загрузка лыж, работа палками и правильный ритм движения. Танец в пухляке. По-настоящему глубокого паудера нет, но в учебном фильме от него и толку-то маловато – едет облако снега, из которого торчат две варежки, размахивающие палками, больше не видно ничего. Хотя это и есть одна из форм лыжного счастья.
Есть катание по лесу... лес, конечно, редковат, и снег там какой-то плотноватый... но золотое правило от этого действовать не прекращает: «спускаясь по лесу, вы должны видеть не деревья, а свободное пространство между ними». В спуске по лесу доверьтесь силе джедая, она проведёт вас меж деревьев, через пни и поваленные стволы, вы наедитесь свежей пудры и не сможете вспомнить ни одного дерева из тех, что окружали вас. Ложки нет!
Сегмент, посвящённый фристайлу, комментирует никто иной, как Джонни Мозли (Jonny Moseley) – талантливый лыжник, олимпийский чемпион по могулу, очень много сделавший для популяризации фристайла новой школы, однако горячо нелюбимый многими современными молодыми ньюскульщиками, давшими ему прозвище J Mo.
В целом, ХХХ минут, проведённых за просмотром фильма, совершенно не жалко.
PSIA (Professional Ski Instructors of America) – Ассоциация профессиональных лыжных инструкторов США.
J Lo – «Ник» Дженнифер Лопес (и её же одноимённый альбом)
Автор: Матвей Франков |