Начало
1 марта, воскресенье, Хайлендс
Прекрасный солнечный безветренный день. С утра ходил искал постер, в т.ч. в разных художественных галереях, которые вчера насоветовали, но не нашел. До сего момента нашел во всем городке только один более-менее приемлемый (хотя и тот неидеальный) - висит в инфокиоске как антураж. Я уже прицеливался на него раньше, и пытался купить за обычную цену, но продать его хозяйка киоска, говорила, не может, - интерьер. Сегодня предлагал $50-100+, или обмен на хохлому, которую позиционировал как великую ценность и ручную авторскую работу, - осталась еще какая-то чашка. Опять не вышло, говорит, без разрешения менеджера не могу, а тот далеко, ловить надо и т.д. Ну ладно, не судьба, значит. Соответственно и параллельно, все же дозрел до покупки фото в движении, хотя бы одного на память. Ладно, думаю, черт с вашими ценами, одно надо увезти. Зашел в фотосервис, заплатил $64.15 с налогами за фото, болванка бесплатно. По дороге фотографировал Аспен.
Последний день катания в Аспене/Сноумассе решили посвятить самому понравившемуся региону, а именно Хайлендс. Поехали туда, обратив внимание по дороге, что парковка в Хайлендс $15 в день, причем далековато от подъемников, так что, возможно, от парковки надо еще добираться местным автобусом.
Однако, с утра у нас еще была запланирована, и состоялась, интересная встреча, ставшая, наверное, главным событием дня. Будучи еще в Москве, нас попросили передать сувенир одному человеку в Аспене. Сразу по приезду мы с этой целью ему позвонили (кстати, телефон в апартаментах очень удобная вещь). Он весьма обрадовался, и сразу захотел с нами не только встретиться, но и покататься и пообщаться, правда, ближайшие несколько дней был занят. Поначалу я несколько настороженно отнесся к этому, подозревая, не является ли он представителем местного турбизнеса, заинтересованным в туристах из России. Созвонившись накануне еще раз, сегодня мы встретились в ски-центре Хайлендс. Как выяснилось, я был совершенно не прав в своих подозрениях.
Звали его Георгий Сергеевич Евсеев. Он оказался очень интересным человеком, заслуживающим большого уважения. Во-первых, на момент встречи ему было без месяца 90 лет, из которых он катается 64 года, до сих пор. Он настоящий горнолыжник, и вообще человек интересной судьбы. Как очевидно из имени, русский. Родился и прожил до 20 лет в Харбине, затем был отправлен отцом учиться на врача в США, где и обосновался, и живет до сих пор. В 1945 году в составе американского контингента попал в послевоенную Европу, где в Альпах впервые встал на горные лыжи. С тех пор и увлекается ими. Причем, 15 лет назад они с женой Нэнси даже переехали из штата Мичиган в Колорадо, городок Базальт, что недалеко от Аспена, чтобы больше и лучше кататься. Сейчас Георгий Сергеевич, естественно, уже пенсионер. Как и Нэнси, хотя она, впрочем, подрабатывает, как раз тем самым бесплатным гидом-амбассадором, услугами которых мы ранее пользовались. Возможно, за ски-пасс. При своем возрасте, они катаются очень много, до 5-6 дней в неделю, хотя, конечно, только по хорошей погоде, и не весь день, 2-3 часа. Георгий Сергеевич носит значок 80+, что означает, что он один из четырех горнолыжников Аспена, кому за 80. Сейчас уже, наверное, сменил на 90+ :). Мы покатались вместе, и я могу сказать, что катается он очень прилично, безо всяких «для его возраста», хотя, конечно, уже не гоняет.
Нам было очень интересно мнение Георгия Сергеевича и Нэнси по разным вопросам. Например, мы спросили, где в Америке лучшие горнолыжные места, и в частности, это регионы Солт-Лейк-Сити и Юта вообще, или Аспен/Вэйл? Нэнси сказала, что, во-первых, везде хорошо, конечно, и разница не так уж заметна. По совокупности всего, может быть, и Аспен получше. Иногда утверждается, что в Юте самый хороший пухляк, но как она сказала, это чаще мнение самих местных :). Регионы катания там разбросаны, в отличие от аспенских, и не очень удобно: кататься надо в разные регионы ездить на машине из Солт-Лейк-Сити, и довольно далеко, а не как здесь, 5-10 мин. Юта дешевле. По сравнению Аспена с Вэйлом Нэнси подтвердила наши предположения, что и катание в Аспене интереснее, и как городок Аспен поинтереснее будет (а Вэйл, фактически, прихайвейная деревня). В Вистлере, по ее мнению, очень хорошо и ей там очень нравится, но там ближе к воде (океану), и часто бывает туман и сыро, но если хорошая погода, то там очень здорово.
Георгию Сергеевичу очень хотелось просто поговорить по-русски, и мы с ним с удовольствием обсудили все на свете. Я так понял, что он очень скучает по общению на русском и с русскими. Покатавшись таким образом час-другой, мы решили перекусить в Мерри Гоу Раунд. Американские пенсионеры живут, оказывается, не так уж богато, и горный селфсервис, если кататься месяцами по 6 дней в неделю, может быть не очень-то и по карману. Так что весьма по нашему, взяв в кафе супчик, наши знакомые достали принесенные с собой из дома сэндвичи, коими и дополнили обед. В процессе обеда, без всякой задней мысли, я немного поскорбел на тему, какой дорогой город Аспен, и фото здесь, дескать, по 60 долларов, и шляпы по 500 и т.д. И надо же, услышав про шляпу, Нэнси и Георгий Сергеевич предложили в подарок шляпу Стетсон, которая была у Георгия Сергеевича, и которую он не носил. Предложение было несколько неожиданным, и я сначала не знал, принимать ли его. Договорились, что вечером посмотрим. После обеда мы расстались с Евсеевыми, которые уехали домой, - они приехали на гору раньше нас, и уже покатались и до нашей встречи, так что свои 2-3 часа на сегодня уже выкатали. Договорились еще встретиться сегодня же вечером.
[page]Мы же продолжили кататься. Карвинг по хорошо подготовленным и отличным вплоть до закрытия трассам, по всей горе. До весьма высоких скоростей. Особо уделив внимание еще раз прекрасному склону Голден Хорн слева, и используя при этом подъемник Тандербоул. При самом левом по ходу спуске от верхней станции подъемника Клауд Найн вскоре находится отличная обзорно-пикниковая площадка, где потом перекусывали и кормили соек. Зверья-птичек немного здесь, даже, сказал бы, птицы почти отсутствуют. Зверей увидеть везде трудно, и здесь тоже, хотя сегодня видели перебегающих трассу двух черных белок, где-то в районе подъемника Джентс Ридж. При этом мы довольно быстро спускались по этой трассе, и даже показалось, что вторую белку сбили, но потом, специально вернувшись на место, убедились, что все благополучно. Белки тут, видно, ученые, вроде городских собак. Видели первого на акье.
Общее наблюдение: ориентация всех склонов во всех четырех регионах Аспена-Сноумасса, преимущественно, северная. Это, конечно, вкупе с высотой, дает хороший снег. Но и тени ложатся рано. Кроме того, горы лесистые, и часта тень от деревьев. Поэтому после 15.00-15.30 кое-какие места уже затруднительны, - темновато. По-прежнему очень мало народа: несмотря на воскресенье, широкий гладкий склон часто абсолютно свободен, и не мешают/не мешаешь.
Конечно, катались до упора. Когда все закончилось, долго сидели среди пустых столиков Мерри Гоу Раунд, фигурально оглядываясь назад. Пока ски-патруль вежливо не попросил собираться – закрывают гору здесь довольно тщательно. Солнце сильное, и чуть обгорел опять.
Вечером встречались с Евсеевыми. Они приехали на своей машине из Базальта, где живут, и мы вместе чуть подъехали еще в центр Аспена. Когда мы садились в авто, нас ждал сюрприз: из аудиосистемы раздался гимн СССР. Нэнси привезла нам в подарок пару полезных журналов и проспектов по регионам Юты и Америки вообще. Ну и конечно, привезли они и шляпу. Была она, действительно, практически новая, и вообще классная – Стетсон четыре звезды, специальная горнолыжная серия с Билли Киддом. Параллельно, к вечеру я все же созрел, чтобы этот подарок принять. Хотя был ряд неоднозначных моментов – и вообще, во-первых, все-таки сэконд-хэнд, во-вторых, отдариваться адекватно надо, а у нас оставалась только хохлома небольшая из сувениров (всегда надо брать побольше, лучше с избытком!), и как везти шляпу дальше непонятно, в том числе в Вэйл завтра, – только на голове, а для этого надо все же ее почистить, а где/как почистить до завтра и т.д. Но все это перевесило то, что мне очень понравился Георгий Сергеевич. Я не ношу чужих вещей, но в данном случае счел для себя возможным сделать исключение как знак уважения, и на память об этом человеке. И сейчас, каждый раз когда надеваю эту шляпу, вспоминаю Колорадо и Георгия Сергеевича Евсеева, горнолыжника со стажем 64+ года, и его жену Нэнси. Первично отдариться мы смогли тогда только упомянутой выше хохломой, но через месяц после возвращения в Москву я выслал несколько CD с русскими народными песнями в исполнении Надежды Кадышевой, - я тогда спрашивал Георгия Сергеевича, что ему было бы интересно, и понял, что могло бы быть что-то вроде.
Меж тем, посматривая, где бы посидеть, зашли в Литтл Энни. Вроде ничего, но как-то многовато народу, нужно ждать столик минут 15, шумновато. Пошли в бар гостиницы Джером. Оная исторически первый отель Аспена, интересное викторианское здание приблизительно 1890 года. Старинный интерьер лобби с камином, где хорошо посидеть, в том числе можно просто зайдя с улицы. Нелюдный, тихий бар в старинном же антураже, живая история Аспена … Кстати, говорят, во времена серебряной лихорадки прямо на горе Аспен Маунтинс, где сейчас катание, проживало до нескольких тысяч горняков… Бар относительно недорогой - $70 на четверых (впрочем, на примитивное пиво-вино и что-нибудь к) + $20 на чай, меню относительно простое. Пиво местное так себе, как везде здесь. Естественно, мы заплатили за Евсеевых. Георгий Сергеевич, кстати, не чужд бокалу-другому пива. Я буду очень рад, если мне удастся хотя бы приблизиться к его рекордам :). Тепло попрощались и расстались.
[page]2 марта, понедельник, Аспен - Вэйл
Т.к. на сегодня намечен переезд в Вэйл, то с утра сборы (не накануне, потому что выезд только в полдень). Есть даже время докупить сувениров. Зашли за значками/магнитами в Карлс Фармаси. Как говорят местные, это один из немногих магазинов, где что-то можно купить по разумным ценам, в большинстве тут все дорого. Так и не куплен оказался в результате в Аспене мой стандартный сувенир - винтажно-лыжный местный плакат. Молоды еще эти места как горнолыжные. Пришлось в Карлс Фармаси купить просто картинку зимнего Аспена, впрочем, тоже ничего. Возвращаясь в шале, прикупили сувениров еще и в Аспен Стайл в центре, тоже ничего магазин, хотя выбор постандартнее.
Перед выездом произвели расчет с хозяйкой. Вообще, в Москве в декабре-январе мы сильно переживали, почему это она не списывает 50% предоплату согласно политике на ее сайте, и даже звонили ей пару раз по этому поводу. Она ответила тогда, что предложенный нами номер карты ей вполне достаточен как гарантия. В результате оплату с карты она сняла только сегодня, целиком, - $1520 + $153.52 налоги, итого $1673.52. На прощанье Кэрол подарила нам интересный подарок – книжку местных любительских кулинарных рецептов, изданную Историческим Обществом Аспена.
Микроавтобус CME подошел к шале в 11.58, до Вэйла ехать 2 часа. Первый водитель, серб, провез нас по долине Роринг Форк, ставшей постепенно очень широкой, и сменился в Гленвуд Спрингс, второй водитель вез по I70 до Вэйла. Когда мы проезжали Гленвуд Спрингс, то на некотором расстоянии от развязки видели людей, купающихся в больших бассейнах, - как гласил рекламный плакат, это «самые большие открытые бассейны на термальных источниках». Вообще, Гленвуд Спрингс весьма известен здесь как водный курорт. От Гленвуд Спрингс до Вэйла в микроавтобусе (довольно большое авто мест на 10), кроме нас, ехал еще только один парень. Дорога I70 была в меру живописной. Оригинальной, виды интересные, хотя прямо захватывающими я бы их не назвал. Необычной красной породы горы, поросшие соснами, вокруг довольно узкое ущелье с речкой посредине, скалы, которые, видимо, иногда сыплются. Сама дорога - две полосы, небыстрая, ограничения 50-70 миль/час. При въезде в Вэйл сменили и машину, и водителя, этот последний был из Нью-Джерси, но в колледже в свое время как иностранный учил русский. Сервис CME оставил очень хорошее впечатление, все четко. Водитель предупредительно завез в офис нашего агентства по аренде Вэйл Риэлти, расположенный в другой стороне городка, за ключами (там же нам выдали и ски-пассы), немного и подождав при этом, дали $10 на чай. Хотя вообще, как мы поняли, в сфере обслуживания, чаевые не такая уж обязательная в Америке вещь, как рисовалось заранее. Можно и не давать, или только слегка округлять сумму, тоже воспримется как должное. За исключением ресторанов только, пожалуй, но там чаевые вписываются в счет и т.о. упорядочены.
Заехали в Хоумстэйк Кондос. Наше размещение представляет собой двухуровневую квартиру, на первом этаже – студия, второй уровень – антресоли, где размещается спальня. Называется по-американски кондо. Весьма большое. Вверху 2 кровати и внизу диван угловой, итого 3/4 спальных места. Оформлена неплохо. В студии внизу дровяной очаг-камин. Большие и высокие, в два яруса, окна, фактически, одна стена стеклянная, причем именно та, что смотрит на гору – вид очень хороший. Старые лыжи, тобогган и снегоступы на стене - атмосфера лыжная. Хорошая кухня, куча посуды и приборов, большой холодильник, посудомойка и другая кухонная техника. От предыдущих жильцов достались даже мелочи типа моющего средства и туалетной бумаги. CD-VCR-TV, радиоресивер с колонками. Довольно хитрая система управления климатом, так до конца в ней и не разобрался. Хотя со шкафами как-то не очень, проще говоря, их нет. Один внизу есть, но закрыт, видимо, с вещами собственника кондо, а наверху только тумбы-тумбочки и открытого типа вешалка. Большой балкон. Кондо наше находится в здании на верхних этажах. Дорога слышна, но не сильно. Вэйл на первый взгляд, как и думалось, придорожная деревня. Предполагается, что лыжи надо держать на лестничной площадке, но стойка для лыж выглядела как-то хлипко, и мы потом заносили лыжи в кондо. В общем, жить можно, и даже очень нравится.
Пошли за продуктами. Поблизости, внизу у шоссе есть забегаловка-пиццерия, но мы ей как-то не пользовались. Супермаркет Сэйфвэй в Вест Вэйл, на шоссе I70 приблизительно в миле отсюда на запад. Там же и Вест Вэйл Молл с разными магазинами, кафе и пр. Добираться туда, однако, отсюда не очень удобно: пешком далеко, а автобус, если прямо от кондо, то только в центр Вэйла, на автостанцию (вообще-то называемую транспортным центром, Vail Transportation Center, но далее в тексте это везде автостанция), и надо ехать туда, а затем там пересаживаться уже на автобус непосредственно до супермаркета/молла. В результате в этот раз и впоследствии мы ходили вниз на шоссе и вдоль по нему на запад до ближайшей шоссейной остановки автобуса, идущего от автостанции Вэйла на запад, минут 5-10, там ждали этот автобус, и ехали на нем одну остановку. Автобусы бесплатные. Обратно тоже добираться неудобно, только на двух автобусах с пересадкой на автостанции, что долго. Это небольшое неудобство добираться до супермаркета было, пожалуй, единственным недостатком расположения Хоумстэйк Кондос, в остальном и в целом выбором я оказался вполне доволен. Супермаркет огромный, разве что птичьего молока нет. Взяли продукты (фрукты-овощи, мясо-рыбу-курицу и т.д.), цветы в горшке, вина, дрова и брикет для разжигания и пр., всего на $122.48. Алкоголь, как и ранее в Аспене, вынесен в отдельный магазин Вест Вэйл Ликер Март рядом. Долго выбирать я не хотел, поэтому, войдя, сказал, что я приезжий, из местных вин слышал только о калифорнийских, и попросил продавца подобрать мне на его вкус пару недорогих, но характерных оных. Тот спросил диапазон цены, я ответил что-то вроде того, что в Европе за десятку можно купить очень хорошее, и он подобрал пару приблизительно по $15. Впоследствии особых воспоминаний они не оставили. При этом, насколько я понял, $15 за бутылку, в общем, не самое дешевое. Того же продавца попросил вызвать такси, потому что с сумками и дровами, конечно, не поедешь на автобусе, да еще и с пересадкой. Дрова здесь по $3.50 за упаковку, в которой с десяток немаленьких поленьев. Хвойные, но горят долго. Одной упаковки на каминный вечер 3-5 часов вполне хватает и еще останется. Мы взяли три упаковки, и нам с остатком хватило на все 4 дня. Такси до Хоумстэйк Кондос стоило $15, хотя на машине тут недалеко, минут 5-10, + $5 на чай.
Вечером пили вино под камин :).
3 марта, вторник, Вэйл
Поздновато проснулись. Решили кататься в Вэйле. Приехали туда (автобус идет 5-10 мин и расписание удобное), но в городке сначала зашли еще в офис по аренде: осматривая при въезде жилье, обнаружили, что телефон не работает, занавеска у камина немного заедает, как и одни жалюзи; лучше обозначать такие вещи сразу, иначе могут посчитать, что это ваших рук дело. Кстати, потом что-то агентство оперативно поправило нам в этот же день.
Начали кататься только около полудня. В целом, в тот день, поднявшись на кресле Рива Бан Экспресс и т.д., мы прокатились обзорно по регионам Бэксайд и Блю Скай Бэйсин, а потом катали левую часть Фронтсайда, что над Вэйл Виллэдж. Нам не понравилось катание в тот день на Бэксайд и Блю Скай Бэйсин.
Трассы там почти все не готовятся, а поскольку снегопада довольно давно не было, то это были почти сплошь ледяные бугры. И вообще ледок везде. Мы так поняли, Блю Скай Бэйсин если чем и ценен, то оффпистом по лесу с тех его склонов, которые круты (хотя на многих склонах там елки растут слишком уж густовато), по свежему пухляку, и других удовольствий там нет. Но сегодня все эти склоны и проезды по лесу были раскатаны в бугры и заледеневшими. На Бэксайде много интересных крутяков, но т.к. крутяки здесь ратрачат крайне мало и избирательно, то это были сплошь опять же заледеневшие бугры. Плюс ветерок. Вернулись на Фронтсайд и под конец покатались в левой части Фронтсайда. Приятные широкие подготовленные трассы. Народу заметно больше, чем в Аспене. Часто среди склона стоят редкие елки, так что кататься надо бы в защите. Защиты матами и сетками нет, что впрочем, понятно, - поди обмотай ими все елки. Так что тут твоя безопасность – твое дело. Планировка трасс по-прежнему опасная – много слияний, хотя, как и в Аспене, такие перекрестки всегда с заметными предупредительными знаками.
Подготовка склонов, там, где она есть, хорошая. Есть тут как довольно занудные длинные траверсы, так и длинные крутые склоны, в т.ч. с перепадами. Подъемники везде кресла, по-прежнему, бывает, небыстрые. Хотя в целом, Вэйл пока кажется менее интересным по трассам, чем Аспен-Сноумасс. Вэйл, видимо, для катания по пухляку. Хотя регион большой, посмотрим еще.
Откатавшись, пообедали в Рэд Лайон на центральной площади Вэйл Виллэдж. Кстати, площадь с интересным фонтаном. Хотя, конечно, Вэйл с Аспеном по архитектуре и достопримечательностям не сравнить. Рэд Лайон, видимо, центральный апре-ски ресторан здесь. Внутри живая американская музыка. Салат, 2 супа, мясо, пиво - $40 + $5 на чай. Все большое и вкусное.
В центре деревни возле моста через речку Гор Крик памятник воинам 10-й горной дивизии, которые затеяли Вэйл, да и горные лыжи в США вообще, увидев их в Европе после Второй мировой войны. Практически здесь же, зашли в местный лыжный музей Колорадо Ски Мьюзиум, это пропустить нельзя. Музей очень интересный. Находится рядом с турофисом и автостанцией. Отличная коллекция исторических экспонатов о лыжах и сноуборде в Вэйле, и в Колорадо/США вообще, в том числе много вещественных, - лыжи, ботинки и т.д. Купили в сувенирном отделе музея лыжно-винтажную картинку по Вэйлу, оригинально исполненную на фанере. Винтажные постеры тоже есть, хотя дорого, по $40-60-120.
В зале автостанции местная доска объявлений, в т.ч. куплю-продам, но ничего интересного там не нашел. К концу дня появилось ощущение усталости, может быть, из-за вчерашнего вина (кстати, может быть из-за него и голова болела после обеда), так что камин вечером не топили, спать.
Продолжение следует
Даты поездки: 20 февраля - 9 марта 2009 г.
Автор: Дмитрий Крылов