Начало
6 марта, пятница, Вэйл
С утра перефотографировал жилье и окрестности.
Погода катальная, хотя облачно и редкое солнце сквозь дымку. Местные прогнозы погоды на этой неделе хронически врали в нашу пользу, обещая дождь со снегом в начале недели на среду-четверг, в середине недели сдвигая дождь со снегом на четверг-пятницу, и вчера на пятницу-субботу. Ну что ж, дело обычное, в горах прогнозам часа на два вперед только верить можно :).
Решили сегодняшний день посвятить Вэйлу. Поехали туда довольно поздно. Зашли в агентство по аренде Вэйл Риэлти, где регистрировались по приезду, согласовать процедуру выезда. Там меня помнили и заизвинялись, что телефон до сих пор не починен, сегодня, дескать, должны сделать. Я сказал, что мне уже все равно, поздно, но мне обязательно нужно сегодня позвонить в Юнайтед/Травелосити для подтверждения завтрашнего авиарейса. Парень тут же предложил телефон. Набрав номер Юнайтед, попал в автоматизированную справку с распознаванием речи. Тут произошел интересный сбой: система правильно распознала, что мне нужна информация по вылету, по местному вылету, и затем поняла номер моего рейса - проговорила его. Однако, потом обрадовала, что рейс отменен! Тут же, забеспокоившись, я позвонил в Травелосити – нет, говорят, все в порядке. Но для еще большей гарантии решил посмотреть на сайте Юнайтед. Спросил в агентстве, где бы мне найти доступ в Интернет, и мне любезно предложили ПК в их маленьком холле. По сайту Юнайтед все тоже оказалось в порядке. Может быть, голосовая справка дала информацию по рейсу текущих суток, и был отменен пятничный, но не субботний рейс? По отъезду, договорились в агентстве, что ключи оставим в кондо, т.к. выезжали мы рано. При этом дверь у нас снаружи не захлопывалась, так что все оставалось открытым.
Уезжали мы действительно рано: на наш авиарейс 09.37 подходил только первый рейс местного вэйлского автобуса Хоумстэйк Кондос - автостанция Вэйла в 06.08, и первый же рейс автобуса ECO от автостанции Вэйла в аэропорт Игл в 06.35. По ходу дела тогда же подтвердил эти автобусы на автостанции Вэйла.
[page]
Наконец, пошли кататься. Лед. Наверху порывистый ветер, иногда сильный. Трассы очень леденистые, их или совсем не готовили/плохо готовили, или быстро с утра соскоблили, или и то и другое. Снега в целом мало, а системы оснежения нет, или, где редко есть, не запускают, хотя температура позволила бы. При этом, половина всех и большая часть крутых трасс в буграх, соответственно, ледяных. В основном, катались сегодня в правой снизу, необкатанной в первый день, части Фронтсайда. Сначала, поднявшись из Вэйл Виллэдж на креслах Виста Бан Экспресс и Вайлдвуд Экспресс, покатались в Гейм Крик Боул, это как бы между Лайонсхэд и Вэйлом.
Склоны не очень длинные, синие (на бугры не лезли), но карвинг доставляет удовольствие. Хотя потряхивает при вылете на ледяную гребенку схватившегося вельвета, встречающуюся иногда на краю. Опять удивляет желание американцев даже в таких ледяных условиях спускаться по буграм. Для фитнеса, что ли? При этом снова большая часть тех, кто лезет на могульник, катаются средне или плохо. Может быть, специально для героического преодоления трудностей, выковывают характер, так сказать? Затем обкатали последний подрегион – над Лайонсхэд, вокруг гондолы Игл Бан. Внизу у Лайонсхэд были проплешины до травы.
Длинные и широкие Борн Фри, Бвана, Симба относительно пологие, но из-за льда скоростные, так что некоторое удовольствие получили. Меж тем, время вышло, а вместе с ним и подошло к концу наше американское катание. Хотели перекусить напоследок наверху, в Иглс Нест, но еды не нашли, все было закрыто. Неспешно спустились в последний раз.
По Вэйлу в целом пришли к выводу, что это место для катания по пухляку. Раскрученность его, может быть, связана с тем, что из большого города Денвера сюда удобно и реально приехать на авто покататься «под снег». Только и в этом случае, учитывая количество приезжающих, пухляк, вероятно, раскатывается в часы, и далее опять не очень.
[page]После катания засели в Лайонсхэд Виллэдж в шумном и людном апре-скишном заведении Гарфинкель. Салатик с артишоками, пара супчиков и свой сэндвич. Супчик Баффало весьма остр, но все же не настолько, как одноименные крылья неделей раньше в Аспене, которые помнятся до сих пор. Есть можно, и очень вкусно. Супчик фасолевый, но американцы, по крайней мере здесь в Аспене/Вэйле, как-то умеют готовить фасоль вкусно. Кстати, можно было и совсем недорого поесть - было спецпредложение «салат + определенный суп» за $9. Мы же брали супчики другие, а также дополнили перекус сидром. Сидр оказался, кстати, недешевый – стаканчик $7. Видимо, потому, что шел в комплекте с каким-то пирогом-паем, от которого мы отказались, но заплатили все равно за комплект. На чеке три варианта чаевых, – 16%, 18% и 20%, - и для тупых ручкой подчеркнут вариант 20% :). Ладно, отдали: нам понравилось. Итого за все $45 на двоих. Походили по магазинам в Лайонсхэд Виллэдж, особо интересного ничего не нашли и не купили. Поехали в Вэйл для того же, местным внутривэйловским автобусом. Поперебирали и там в магазинах китайские флиски с местной символикой, не очень по качеству, и поехали домой. В основном, магазины здесь по одежде и т.п., Вэйл - не Аспен с галереями.
Камин, сборы до часу ночи. После сборов еще долго смотрел с балкона на Вэйл и ночные горы над ним, вспоминая все, что было. Загнали бы они хайвей свой двухполосный под землю, или хотя бы в трубу, глядишь, и вышло бы тише, и больше похоже на горный курорт.
[page]7 марта, суббота, Вэйл – Нью-Йорк
Вставать пришлось в 04.30. Разыгралось все хорошо – успели на автобусы, причем, как я и рассчитывал, первые шестичасовые автобусы в Вэйл/аэропорт были почти пустые, и наши лыжи-чемоданы в проходе никому не мешали. Вообще, нам в целом везло: и катание разлеглось по дням недели так, что на Вэйл у нас попали как раз вторник-пятница, когда людей там немного (и то их всегда было больше по сравнению с Аспеном, сказывается близость Денвера). А так, при катании в Вэйле в выходные могли бы быть, как говорили местные, и другие впечатления, например, очереди. И вот с автобусами при отъезде тоже попали в точку. Автобус Вэйл – а/п Игл идет час, подходит прямо к дверям аэропорта.
Аэропорт Игл, кстати, весьма интересный. Под крышей деревянные стильные балки и вообще интерьер примечательный. Например, стоят стенды с ботинками и рюкзаком (допустимый вес до 40 кг!) солдат 10-й горной дивизии. Как сказал регистрирующий за стойкой, Юнайтед вскоре открывает рейсы в Россию! Ну и здорово, под открытие вероятна акция и спеццены на билеты. На этот раз аккуратно содрали $55 за проверку багажа. Дотошно проверив на предмет наркотиков лыжи :). Обе пары лыж были предусмотрительно помещены в один чехол, опять же, так и носить легче :). Кофе перед посадкой.
Маленький, мест на 40 и внутри как автобус винтовой самолетик довольно круто рванул в голубое небо Колорадо. Однако, все по-взрослому, на борту желающим предлагалось попить-поесть, правда, платно.
Минут через 40-50 полета мы были в Денвере. Несколько часов ожидания нашего следующего рейса, на Нью-Йорк, попили чайку-кофейку, вышли подышать свежим воздухом и осмотрели в колорадскую степь вокруг. Аэропорт, как его расположение характеризуют сами местные, in the middle of nowhere. На инфостойке аэропорта нам сказали, что до центра города Денвера ехать минут 30-40, и т.к. наш рейс был через 3 часа, то мы не успевали, и не поехали. Обнаружил, что забыл станцию метро нашего отеля в Нью-Йорке. Но выход есть: в аэропорту куча киосков с доступов в Интернет/играми, суешь доллар – на несколько минут в сети.
Посмотрел таким образом нужную станцию. В аэропорту Денвера весьма много лыжников. Также, здесь в Колорадо почти нет чернокожих. Вылет Юнайтед в Нью-Йорк прошел по расписанию, в 13.39. В отличие от рейса Континентал, на котором мы летели из Нью-Йорка в горы, Юнайтед бесплатно не кормит, только дают попить.
Прилетели в Нью-Йорк вечером. Воздух заметно гуще и теплее. Около восьми часов, не торопясь, поехали в гостиницу тем же маршрутом, что и по дороге туда. Аэроэкспресс Эйртрэйн, затем поезд Нью-Джерси Транзит. Последний на этот раз был более похож на нашу электричку. С чемоданами/лыжами не сильно удобно, но ехать можно. Приблизительно, как у нас в электричке. Разномастная, чаще цветная, публика в поезде, но все выглядят и ведут себя прилично. Ходит, как и ранее, контролер, компостирует билеты. Большинство зажимает билеты под ручкой наверху кресла, и контролер сам берет билет и проверяет его, без необходимости лезть в карман доставать.
Около десяти приезжаем на конечную Пенн Стэйшн и пересаживаемся на метро (это станция метро «34-я стрит – Пенн Стэйшн»). Билет на метро $2, причем на этом автомате по продаже билетов (не на всех) три рабочих языка – английский, испанский и русский :). Оплата билета возможна картой. Далее по линии E, пересадка на R/V, и до станции Ньютон.
На сей раз наша гостиница Пан Американ Отель. В свое время я хотел и на остановку по пути обратно забронировать первый из наших отелей, Комфорт Инн, но на эти даты он тогда был уже по своим обычным ценам, заметно дороже. На станциях метро, близлежащих к этому отелю, лифтов на поверхность нет, но лестницы коротки, в пару пролетов по 10 м., как-то их преодолели и потом добрались до отеля от метро (минут 10 пешком). Поселились. Пан Американ Отель - гостиница дешевая и простая. Конечно, с минимальным комфортом, при этом довольно большая, туристическая, и прибульварная (наши окна на бульвар, который заметно шумит, даже с 4-го этажа). Напротив ночной клуб. Как большое преимущество отеля – бесплатная встреча гостиничным миниавобусом всех прилетевших в аэропорты JFK и Ла Гвардиа; миниавтобусом отеля можно воспользоваться и при отлете, за $6. Позвонить и вызвать по прилету встречающий автобус можно по 800-му номеру телефона отеля (800-е номера можно набирать бесплатно с любого американского таксофона, в т.ч. аэропортовских таксофонов). В отеле живет разнообразная публика со всего мира, много экипажей самолетов, часты русские. Завтрака нет, хотя в лобби кофе-чайный автомат, там же свободный Интернет. Отелем предлагается $70 экскурсия по основным достопримечательностям Нью-Йорка (статуя Свободы/о. Эллис, Эмпайр Стэйт Билдинг, Граунд Зеро, центр Рокфеллера, ООН, и опционально Таймс Сквер, Южный морпорт, Чайна Таун, Гранд Арми Плаза).
Рекомендованный стойкой отеля для ужина кафе-ресторан Поп Дайнерс рядом, куда мы сходили перекусить, нам не понравился: убогий выбор, довольно высокие цены и так себе качество. Бестолковый, плохо говорящий по-английски официант-латинос. Счет $42, но т.к. обслуживание и еда не понравились, то на чай дали только несколько монеток мелочью. Т.к. накануне, при сборах, спали мало, то почти сразу - спать. Это Нью-Йорк никогда не спит, а нам надо. Таким образом, дорога заняла полный день.
8 марта, воскресенье, Нью-Йорк
К сожалению, вместо планировавшегося на 8 марта праздника жизни, нам пришлось провести этот день по-другому. А именно, ознакомиться с системой скорой медицинской помощи в г. Нью-Йорке. Насколько возможно, попытаюсь описать эту историю, может быть, наш опыт кому-нибудь окажется полезен.
Проблемы возникли с утра, к полудню стали серьезнее и оформились в необходимость что-то делать (и это было отнюдь не пищевое отравление во вчерашнем Поп Дайнерс). Стало ясно, что, видимо, придется вызывать скорую. Поскольку все же минуты не решали, и я знал, что медпомощь здесь недешевая, то попытался связаться со страховой компанией: в Москве мы купили страховку в Ингосстрахе. Выяснилось, что колл-центр Ингосстраха почему-то в Киеве. Сообщил им номер полиса и все другие детали. Те сказали, что будут уточнять, и перезвонят на предмет можно ли нам вызывать при необходимости скорую. Спустя некоторое время, действительно, перезвонили, но сообщили, что не могут найти нас в БД, и чтобы им нас найти, нам нужно отправить им страховой полис по факсу! Интересно, а если бы поломанный на трассе лежал, и была бы нужна эвакуация, то по идее тоже надо было бы встать, спуститься вниз, отправить факс, и только потом вызывать вертолет? Но было не до разбирательств, и я отправил факс из лобби отеля. Вскоре после этого, однако, все же был вынужден вызвать 911, так и не дождавшись одобрения/реакции от страховой. Ситуация выглядела серьезной, хотя мы не особенно пугливы. Приехали быстро. Состояние было охарактеризовано как стабильное, но было рекомендовано для обследования ехать в больницу. Окончательно это решение принимает не бригада скорой помощи, кстати, три здоровых мужика, а оно остается за вами. Мы решили ехать.
Под мигалки и сирену приехали в Элмхёрст Эмердженси энд Травма Сентер (Elmhurst Emergency & Trauma Center, EETC), где пробыли затем почти сутки, до утра 9 марта. На стенке приемного покоя висит объявление, что если вы вызвали скорую, то счет скорой (не помню точно сколько, вроде около $250) надо оплатить в течение нескольких дней после получения, вне зависимости от финансового состояния и отношений со страховой компанией.
Обследование было весьма долгим (в больнице было много народа в более критическом состоянии), но дотошным, вплоть до кардиограммы, томографии (CAT Scanning) и т.д. Сервис в целом удобный, технически все оснащено и организовано хорошо, хотя покои несколько переполнены. Персонал, - доктора, медсестры, - показался достаточно квалифицированным. Это муниципальный центр скорой помощи данного района Нью-Йорка. Денег/гарантий оплаты от нас ни на каком этапе не требовали. Документов, как необходимых для медпомощи тоже не требовали. Хотя на каком-то этапе спрашивали, есть ли они у нас, у нас все было с собой, и мы оставили там копию паспорта. Также, на каком-то этапе нас спрашивали, есть ли у нас страховка, и мы тоже оставили копию, но, насколько я помню, страховку не требовали как необходимую. Насколько я понял, общий принцип такой: медпомощь вам в любом случае окажут, даже если нет ни денег, ни документов. Но потом, если нет страховки, можно получить многотысячный счет, а если его не получать или игнорировать – остаться без въезда в США.
Хотя в нашем случае, думаю, последнее как максимум, т.е. по суду взыскивать никто ничего не будет. Меж тем, украинцы связались, наконец, с американской страховой компанией Корис США (Coris USA), чьим партнером они являются, мне перезвонили уже оттуда, далее я контактировал непосредственно с Корис, и коммуникация стала осмысленнее. Последнее, что я слышал от украинского колл-центра, уже долго находясь в больнице, было «мы сейчас связываемся с больницей, чтобы решить, примут ли они наши гарантии». Параллельно этому меддело шло своим чередом. Спустя сутки после ряда процедур и лекарств проблема стала меньше, и врачом был вынесен вердикт: лететь завтра вечером можно, операционное вмешательство сейчас не есть необходимо. Это было главное, что нас волновало – можно ли лететь домой.
Медсестра сказала, что стоимость услуг, вероятно, будет несколько тысяч. «Но, вы можете их и не платить, это же муниципальная больница» (sic!). Но я думаю, что если не платить, то въезд, конечно, в таком случае могут закрыть, поэтому постараюсь отслеживать взаимодействие больница – страховая компания тщательно. А взаимодействие это, как нам сказали, бывает обычно долгим: калькуляция расходов и выставление счета больницей происходит в течение нескольких месяцев, да пока разбирательство страхового случая, и т.д., и т.п. Уезжая из больницы, надо взять медицинские записи, которые дает врач, т.н. medical records, и не выбрасывать чеки за лекарства. Страховая компания обычно принимает к оплате только расходы на операционные/болеутоляющие лекарства, на терапевтические – не факт.
По прибытии в Москву я связался с Корис и отправил им медзаписи и чеки за лекарства, в ответ мне прислали референс нашего дела. Пока еще жду от них вестей/новостей. При этом, насколько я понял, скорая и больница есть разные службы, и счета должны быть от обеих, и проверять, что все урегулировано, надо будет и там, и там.
9 марта, понедельник, Нью-Йорк - Москва
Проспав 3-4 часа, в 11.30 проснулись. Попили чайку, собрались. Состояние позволяло прогуляться, с другой стороны, в полдень надо было выписываться из гостиницы. Перефотографировал, по обычаю, номер отеля.
Выписались, оплатив $207.44 за две ночи, включая факс в страховую $12 и по $6 за трансфер гостиницы в аэропорт JFK, на который одновременно записались в соответствующем журнале отеля.
Записываться на трансфер (это миниавтобус мест на 15-20) надо заранее, накануне вечером или с утра на вечерний (мы записались на 18.00). Еще в Москве был проработан вопрос, что делать с чемоданами в этот день: в Пан Американ Отель после выписки можно оставить багаж в камере хранения до выезда в аэропорт, и иметь таким образом при вечернем вылете свободный день, как и было у нас. Стоит это по $2 за место. Соответственно, сдали чемоданы на хранение и поехали в город.
К сожалению, вследствие событий последних суток культурная программа в полном объеме у нас несколько порушилась, и мы решили ограничиться минимумом, - немного погулять по центру Нью-Йорка, а небольшое оставшееся время отдать покупкам. Мы всё откладывали шоппинг на дорогу обратно, и так почти ничего до сих пор и не купили. Неограниченный однодневный проездной на метро $7.50 с чел, далее на Манхэттен. Небольшая прогулка по Таймс Сквер, выпили прямо на площади чайку из термоса, и сделали наши последние американские фото.
Далее прогулялись в сторону Даунтауна до Мэйсис. Однако, в него не пошли, поехали к месту бывшего Всемирного Торгового Центра (огорожено заборами, за которыми стройка, так что ничего не видно), где находился другой известный нам заранее универмаг Сенчури 21.
Сенчури 21 оказался тоже большим дисконт-центром, по ценам, пожалуй, занимательнее Мэйсиса, хотя при этом товар может быть не всех размеров, или с недостатками, - надо проверять. Купил там пару курток, кроссовки не понравились, Levi’s 501 были по $20, но не было нужного размера. Хотя в целом место, конечно, весьма интересное.
В результате мы несколько подзадержались в этом храме торговли, и опоздали на гостиничный трансфер, который нас ждать не стал. Пришлось брать такси, которое нам вызвал хранитель багажа Пан Американ Отель. По дороге основательно обсудили политические вопросы с водителем-колумбийцем, помыв кости обоюдно знакомым латиноамериканским лидерам. Как обычно, среди известных ему о России понятий была водка, так что по ходу дела зашла речь о том, как ее пьют в России – на вдохе, залпом, с последующим занюхиванием и т.д. Интересно, что, по его словам, текилу колумбийцы употребляют аналогично :). Такси стоило $35+$5 на чай.
При регистрации на рейс Аэрофлота Нью-Йорк-Москва, в отличие от рейса в Нью-Йорк, за лыжи ничего не взяли. Занимательно, что регистрацию на рейс Аэрофлот проводил персонал латиноамериканской внешности, я так понял, по-русски не говорящий. Нью-Йорк и Америка в целом, кстати, неожиданно оказались двуязычной страной, где испанский, фактически, второй язык: в автобусах в Колорадо, в больнице Нью-Йорка, и много где еще стандартные надписи продублированы по-испански. Последние покупки/сувениры в дьюти-фри.
Вылет 21.20, лететь 9 часов. Интересно, но как помнится, в аэропорту и самолете мы были рады, что летим, наконец, домой. При полетах не пил на борту года так с 1986, но тут вдруг заказал себе водки (50 гр. $2.70, крупнее «порции», т.е. бутылки, на руки не дают), потом еще и еще ...
К часу дня прилетели в Шереметьево. Далее аэроэкспресс до Савеловского вокзала, такси домой. Кстати, на Савеловском стоит пройти 50 м до Дмитровки, чтобы взять машину: таксисты на площади никак не хотели ехать менее чем за 1000 руб., а с Дмитровки мы быстро уехали за 500.
Приехав домой, обнаружил, что забыл в самолете пакет с покупками из дьюти-фри. Сразу же позвонил в Аэрофлот и в Шереметьево – не пропал мой пакетик! Говорят, после посадки целая комиссия из стюардов и службы безопасности проходит по самолету и оформляет все находки актом. Потом, через пару дней, ездил в Шереметьево забирать, все благополучно получил.
На следующий день после прилета уже вышел на работу. Обратный сдвиг по времени прошел без каких-либо проблем, в отличие от сдвига при перелете туда. Видимо, потому что нет физнагрузки.
[page]Резюме
Об авторе
Приведенные ниже финальные (да и вообще все) оценки субъективны. Автор – горнолыжник рекреационно-любительского катания, основная приверженность свободному катанию по подготовленным трассам и карвингу, хотя не чужды и отклонения от этого мэйнстрима типа фрирайда, бэккантри или трассы на время. Стаж большой, уровень катания достаточно высокий (упоминаю, чтобы обозначить, что некоторые из мест нашего катания не подойдут/опасны начинающим). Люблю погонять на высокой скорости. Не люблю катание по буграм. Не интересуюсь ньюскулом, прыжками, последними разве что по необходимости :). Некоторые из предшествующих поездок можно см. по адресам:
Шамони 2006,
Сан-Антон 2007,
Доломиты 2008.
Оценки ниже относятся только к посещенным нами американским регионам катания.
Впечатления
Впечатления, в целом, неднозначные. Хотя правильно, что поехали. Пусть это будет в жизни, а может быть, и поеду еще. Что такое горные лыжи по-американски, мы приблизительно увидели, на примере вроде бы лучших образцов.
Доволен ли тем, что поехали в Америку, а не в Европу... Есть вещи, которые в Европе лучше: природа, горы более красивы, да и городки интереснее, культура горных лыж богаче, лучше инфраструктура подъемников, горнопляжные возможности получше, города-культурные центры недалеко от мест катания. В Америке, из того, что в Европе нет/мало: есть катание, которое в Европе найти трудно – например, фрирайд в Хайлендс Боул, крутизна трассы Бёрдс оф Прэй (да и вообще американские крутяки, пожалуй, самые крутые из виденных), большие регионы-поля с редкими елками; очень свободно на склонах, людей почти нет; бывает своебразный сухой пухляк (хотя количество снега в целом и вероятность попасть на свежий пухляк не больше чем в Европе). В Америке подготовка склонов нам показалась, в среднем, немного лучше, чем в Европе, хотя это, может быть, просто за счет того, что катающихся мало, и не разбивают. А с другой стороны, многие хорошие склоны, до половины или более, вообще не готовят. В общем, нельзя однозначно сказать, что в Америке лучше/хуже, но можно утверждать, что там есть свои прелести, которые стоят того, чтобы туда съездить.
По месту в Америке. Правильно, что поехали в Аспен. Жаль времени, потраченного на Вэйл, вряд ли еще туда поеду. Интересно было покататься день-другой в Бивер Крик. Аспен, находящийся на сильном отшибе, обладает интересными, обширными и разнообразными регионами катания, и одновременно, в силу удаленности от крупных городов, там очень мало людей. Аспен больше соответствует типу горнолыжного курорта, замкнутого в себе на катание и зимний отдых. С другой стороны, Аспен - городок интересный культурно и для шоппинга, особенно с точки зрения предметов искусства что, вообще говоря, тоже шоппинг :). Аспен для более-менее продолжительных горнолыжных отпусков, придорожный приденверский Вэйл скорее для чего-то типа «вылазок». Фрирайдовые возможности Вэйла сравнимы с таковыми в регионах Аспена, так что это тоже не фактор. С Ютой Колорадо, естественно, сравнивать пока не могу, но есть подозрение, что по крайней мере некоторые места в Юте похожи на Вэйл, только являются спутниками Солт-Лейк-Сити вместо Денвера, со всеми вытекающими последствиями. Бивер Крик, в целом, хорош, и мне особенно понравился из-за уникальной по моему опыту Бёрдс оф Прэй, хотя регион относительно невелик: на 2-3 дня, или далее тогда повторение, обучение и т.п. Если бы второй раз ехал в первый раз, то для знакомства с регионом Вэйла поселился бы в Эйвоне, катаясь в Бивер Крике и имея в виду Вэйл как место для выезда и на катание по пухляку. В общем: Аспен – хорошо во всех смыслах, Бивер Крик – хорошо прокатиться по некоторым трассам, Вэйл – так себе.
По времени нашей поездки, - конец февраля/начало марта. Плохой погоды (не помешавшей нам, однако, кататься) было 2 дня из 11. Так что солнца нам хватило. Правда, загорели мы средне, но это оттого, что мало загорали :). С другой стороны, были и снегопады. Их было два-три за время Аспена, в Вэйле пухляка нам не было. Т.е. изобилия свежего снега, в целом, не было. Не стоит рассчитывать, что, приехав туда покататься на недельку-другую в наш период, каждый день или хотя бы часто вас ожидает катание по пухляку. При этом выпавший пухляк, естественно, быстро раскатывается и оседает. С точки зрения пухляка лучше смещать время на февраль, хотя тогда больше вероятность остаться без солнца. Может быть, в следующий раз я бы поехал в феврале, хотя это не факт. С другой стороны, все, конечно, вероятностно: например, через несколько дней после того как мы уехали, в Аспене были сильные и продолжительные снегопады.
Катание. Регионы большие. Скажем, Аспена с подрегионами на неделю точно хватит (дальше уже или повторение, или фрирайд/бэккантри), да и Вэйла/Бивер Крика - на несколько дней. Аспенские места довольно разнообразны по трассам, при этом Сноумасс выделяется как наиболее многоликий регион. Разнообразен также Бивер Крик/Эрроухэд. Очереди на подъемники практически, отсутствовали. За исключением небольших в Вэйле (думаю, что в выходные там бывают и большие). Покатались разнообразно, со вкусом и с удовольствием. Правда, немного недокатались (смена времени, вставать надо раньше). Самое запомнившееся из того, что было: фрирайд в Аспен Хайлендс Боул, трасса скоростного спуска Бёрдс оф Прэй в Бивер Крик, катание по пухляку и редким елкам наверху в Сноумассе, карвинг по трассе Голден Хорн в Аспен Хайлендс, трасса НАСТАР на время в Бивер Крик. Если поеду в те же места еще раз, то, возможно, поехал бы на неделю в Аспен. Хотя очень хочется и на денек в Бивер Крик :).
По поводу фрирайда в местах катания (хотя, напомню, для меня лично фрирайд не главное). Горы лесистые, доверху. Поэтому фрирайда a la Valee Blanche, или типа С.-Антона, здесь в принципе нет. Только лесной. На верхушках лес часто разреженный, но почти везде от середины и ниже лес густой. Слишком густой для катания по лесу. Можно, конечно, было кое-где попротискиваться меж стволов, но, по крайней мере, нам, эта перспектива не сильно нравилась. Поэтому фрирайд непосредственно в регионах катания, по типу «вокруг трасс», в основном, возможен только по елкам в верхней части. С другой стороны, на верхушках, конечно, поля большие, но тоже не вселенная. Поэтому раскатывается там все достаточно быстро. Хотя хватает. За пределы зоны катания можно не всегда и не везде. Иногда можно, через специальные ворота, например, при входе на Лонг Шот в Сноумассе была характерная калитка в «страну бэккантри». Но, в этом случае возникает сложный вопрос возврата к людям. Может быть, по этой причине, может быть, по другим, но за все время мы ни разу не видели с вершин катающихся бэккантри.Также, за все время не видели мы и вертолетов хели-ски (а горы восточнее Хайлендс Боул на хели-ски явно напрашивались), или снегоходов, подбирающих бэккантри-лыжников. Нам показалось, катающихся бэккантри здесь практически нет. Хайлендс Боул, по типу похожий на места альпийского фрирайда и бэккантри, являлся практически единственным исключением. Из характерного, как мы поняли, для этих мест фрирайда по редким елкам в верхних частях гор, который, впрочем, был очень хорош :).
Другое. Не очень хорошо с аквакомплексами и соответствующим апре-ски. Не изысканное, хотя вполне достаточное, ресторанно-барное апре-ски предложение. Еда недорогая, вкусная. Можно было бы не таскать сэндвичи на гору, а постоянно брать в кафе второе, и больше ходить по заведениям вечерами. Вышло бы дороже, но, вероятно, незначительно.
Организационно, - перелеты, отели, трансферы, - все в целом устроило. Некоторые возможные усовершенствования на будущее: лучше бы предусмотреть перед катанием неделю в США для адаптации к сдвигу времени; если жить в отеле типа Пан Американ с бесплатным/недорогим а/п трансфером, то стоит поискать рейсы в горы из соответствующего а/п (Ла Гвардиа в случае Пан Американ), хоть и немного дороже; стоит навести контакты со своей американской страховой компанией заранее. Ну и кроме того, конечно, ситуации меняются, а в каждой поездке свои нюансы и оптимальные решения.
Бюджет
Указанная стоимость включает в себя все сборы, налоги, обязательные чаевые и пр. Стоимость дана в виде доли «на человека», кроме строк, имеющих * в начале строки - так обозначены личные дополнительные расходы (например, на сувениры), которые приведены целиком.
Необходимое $3 635.75
* Авиабилет Москва-Нью-Йорк-Москва 18273 руб. $630
* За лыжи при перелете Москва-Нью-Йорк $17.50
* Авиабилеты Нью-Йорк-Аспен и Вэйл-Нью-Йорк $385.49
* Проверка багажа перед вылетом из Вэйла $27.5
* Проживание 2 ночи в Комфорт Инн, Нью-Йорк с завтраком $104.40
* Проживание в Аспене 8 ночей $836.76
* Ски-пасс 7 дней в Аспене и трансфер Аспен-Вэйл $571
* Проживание 5 ночей и ски-пасс 4 дня в Вэйл $709.65
* Проживание 2 ночи в Пан Американ Отель, Нью-Йорк $103.72
* Трансферы в Нью-Йорке $41
* Транспорт в местах катания $34
* Питание $146.65
* Страховка лыжная 18 дней $28.08
Виза $255
Виза длинная, на 2 года, и многократная, поэтому не факт, что корректно включать $255 за визу в необходимый бюджет, по крайней мере, полностью.
Другое $1 206.25
Рестораны, горные и апре-ски кафе (не были необходимы, но практически в каждом регионе катания был посещен один из центральных): $157.73 в горах + $39.50 кафе и т.п. в Нью-Йорке, итого $197.23
Покупки в Нью-Йорке $313.06, сувениры $246.84, шлем и маска $144.62, фото в движении $64.15, транспорт в Москве $22.50, транспорт в Нью-Йорке кроме транзита $39.50, доп. чаевые, подарки и другое на $178.35, итого $1 009.02.
Детализация (в хронологическом порядке)
Заранее
* Виза 1 год $131
* Сбор Пони Экспресс 700 руб. $24
* Виза 2-й год $100
* Авиабилет Москва-Нью-Йорк-Москва 18273 руб. $630
* Авиабилеты Нью-Йорк-Аспен и Вэйл-Нью-Йорк $385.49
* Предоплата за проживание 5 ночей и ски-пасс 4 дня в Вэйл $200.00
* Проживание 2 ночи в Комфорт Инн, Нью-Йорк с завтраком $104.40
* Ски-пасс 7 дней в Аспене и трансфер Аспен-Вэйл $571
* Окончательная оплата за проживание 5 ночей и ски-пасс 4 дня в Вэйл $509.65
* Страховка лыжная 18 дней $28.08
* *Подарки на Белорусском вокзале 800 руб. $25
Поездка
* Аэроэкспресс Савеловский-Шереметьево 20/02 250 руб. $7.50
* За лыжи при перелете Москва-Нью-Йорк 20/02 $17.50
* Аэроэкспресс из а/п JFK в Нью-Йорке 20/02 $5
* Метро в Нью-Йорке по прилету 20/02 $2
* *Пиво в вечер прилета в Нью-Йорк 20/02 $5
* Метро в Нью-Йорке 21/02 (4 поездки) $8
* *Хот-дог у Центрального парка Нью-Йорка 21/02 $6
* Перекус в универмаге Мэйсис 21/02 $7.50
* На чай в Комфорт Инн за информацию о проезде и др. 21/02 $5
* Метро в Нью-Йорке при вылете в горы 22/02 $2
* Электричка Нью-Джерси Транзит и аэроэкспресс в а/п Ньюарк 22/02 $15
* Вода в первый день катания в Аспен Маунтинс 23/02 $1.50
* Обед в Сандэк Ресторан, Аспен Маунтинс 23/02 $20
* Продукты в супермаркете Аспена 23/02 $39.92
* *Виски Джек Дэниелс в Аспене 23/02 $27.26
* *Шлем в Сноумассе 24/02 $82.80
* *Маска в Сноумассе 24/02 $61.82
* Бар Бентли, Аспен 25/02 $17.50
* Обед в СЭМС Смокхаус, Сноумасс 26/02 $25
* Продукты в супермаркете Аспена 26/02 $17.50
* *Сувениры в Карлс Фармаси, Аспен 28/02 $21.82
* Продукты в супермаркете Аспена 28/02 $7.39
* *Фото в движении, Аспен 01/03 $64.15
* Перекус в кафе Мерри Гоу Раунд, Аспен Хайлендс 01/03 $7.73
* Ужин в баре гостиницы Джером, Аспен 01/03 $22.5
* Проживание в Аспене 8 ночей $836.76
* *Сувениры в Карлс Фармаси, Аспен 02/03 $43.58
* *Наклейка в Аспен Стайл, Аспен 02/03 $4.31
* Чаевые водителю Колорадо Маунтин Экспресс 02/03 $5
* Продукты, вино, дрова и пр. в супермаркете Сэйфвэй, Вэйл 02/03 $61.24
* Такси от супермаркета Сэйфвэй, Вэйл 02/03 $10
* Обед в ресторане Рэд Лайон, Вэйл 03/03 $22.50
* *Картинка на фанере в Колорадо Ски Мьюзиум, Вэйл 03/03 $32.52
* Автобус Вэйл - Бивер Крик 04/03 $10
* *Сувениры в Бивер Крик 04/03 $13.46
* Трасса НАСТАР в Бивер Крик 04/03 $12
* Продукты в супермаркете Сэйфвэй, Вэйл 04/03 $20.60
* *Кофе в Сэндстоун Бар, Вэйл 04/03 $1
* Автобус Вэйл-Эйвон 05/03 $3
* Обед в кафе Койот, Бивер Крик 05/03 $20
* *Наклейка, Бивер Крик 05/03 $4.34
* *Постер Бердс оф Прэй, Бивер Крик 05/03 $54.95
* *Чистка шляпы в Эйвоне 05/03 $30
* Автобус Эйвон-Вэйл 05/03 $3
* Обед в кафе Гарфинкель, Вэйл 06/03 $22.50
* *Наклейка, Вэйл 06/03 $4.28
* Автобус Вэйл-а/п Игл 07/03 $3
* Проверка багажа перед перелетом а/п Игл-Нью-Йорк 07/03 $27.50
* *Кофе в а/п Игл 07/03 $2.98
* Булки-кофе-чай в а/п Денвера 07/03 $2.98
* Доступ к Интернет в а/п Денвера 07/03 $0.50
* Аэроэкспресс из а/п Ньюарк и электричка Нью-Джерси Транзит в Нью-Йорке 07/03 $15
* Метро в Нью-Йорке 07/03 $2
* Ужин в Поп Дайнерс 07/03 $21
* *Кофе-булки возле EETC 08/03 $13.49
* Такси от EETC 09/03 $4
* Лекарства 09/03 $42.54
* Проживание 2 ночи в Пан Американ Отель, Нью-Йорк 09/03 $103.72
* Дневное хранение чемоданов в Пан Американ Отель после выписки 09/03 $5
* Однодневный проездной на метро в Нью-Йорке 09/03 $7.50
* *Покупка вещей в Сенчури 21 09/03 $313.06
* На чай хранителю багажа Пан Американ Отель, вызвавшему такси в а/п, 09/03 $1
* Такси Пан Американ Отель - а/п JFK 09/03 $20
* *Бейсболка в дьюти-фри а/п JFK 09/03 $28
* *Сувенир в дьюти-фри а/п JFK 09/03 $7.58
* *Подарки в дьюти-фри а/п JFK $32 09/03
* *Водка в самолете Нью-Йорк-Москва 09/03 $8.10
* Аэроэкспресс Шереметьево-Савеловский 10/03 250 руб. $7.50
* Такси от Савеловского вокзала 10/03 250 руб. $7.50
Комментарии к бюджету
Минимизация бюджета не являлась нашей главной целью, в чем-то от экономии мы отступали. Например, наша поездка была достаточно длинной, 18 дней, причем 3-4 дня было отведено на Нью-Йорк; ехали мы, фактически, в два места – Аспен и Вэйл со своими субрегионами; поездка была в самый высокий сезон; снимали мы 4-5 местные апартаменты на двоих, причем расположенные вблизи подъемника, а не на выселках, и др. Но, если ехать исключительно с целью попробовать катание в Америке, причем только, например, в Аспен, и абсолютно минимизировать бюджет, то покататься недельку можно было бы за около $2000 (или около 1500 Евро) на человека: упомянутый ранее перелет ДМД-Аспен-ДМД $723, + жилье ночей 7-8 около $400, + ски-пасс на 6-7 дней до $500 + еда долларов 100 + виза $150 + страховка $30 + еще что-нибудь на $100. Или даже еще на 10-20% меньше в низкий сезон января. Это, конечно, раза в полтора выше аналогичного европейского катания, но стоит ли покататься в Америке дополнительных 500 Евро, решает каждый сам.
Даты поездки: 20 февраля - 9 марта 2009 г.
Автор: Дмитрий Крылов