Смысл текста. Вообще, конечно, Швейцария, Санкт-Моритц и Церматт в моих описаниях не нуждаются. Все давно известно и описано. Также, давно известно, что там кататься, в среднем, неплохо, но дорого, нетрудно найти сравнимое дешевле. Тем не менее, есть и всегда будет категория людей (к которой принадлежим и мы), кто все равно туда поедет, самим посмотреть и обкатать. Вот для них может и пригодится. Образцом оптимальности организации/бюджетности поездка служить вряд ли может, хотя какие-то моменты м.б. и полезны при организации недорогой обзорной поездки (например, наше жилье в Таше). Вообще, текст есть, скорее, впечатления для памяти, плюс чуть полезного.
Подготовка КонцепцияКонцептуально, нам хотелось углубленнее познакомиться со страной Швейцарией. В первую очередь покататься в признанно аутентичных местах, желательно старейших и, таким образом, показательных, причем по неделе в паре мест в разных частях страны (поездка, как обычно, планировалась двухнедельной), во вторую – прокатиться и по самой стране. В осмотр было решено включить и пару городов, в начале и в конце, и какую-нибудь обзорную поездку по местности.
Место, времяПосле анализа справочников и т.д., план был разработан такой: Цюрих (потому что самолеты туда летают, и вроде бы как город главный), Санкт-Моритц с близлежащими регионами долины Энгадин на неделю, Церматт (+Червиния) на неделю, Берн (столица, и вообще был выбран вторым по интересности для нас городом). Энгадин и Церматт находятся друг от друга, практически, через всю страну, точнее через всю ее горную южную часть, и в схему отлично ложилась поездка из Санкт-Моритца в Церматт, как обзор этой самой горной части, на так называемом Ледниковом Экспрессе – специальном экскурсионно-туристическом поезде с обзорными панорамными окнами и т.д. На города было решено отвести по 1-2 дня на каждый. Время выбиралось, как обычно, высокий сезон, конец февраля-март, причем хотелось больше в март (страна высокая), но из-за ограничений по работе окончание поездки получилось не позднее первой недели марта.
Обстоятельства только в октябре сделали поездку вообще возможной, соответственно, занимался я подготовкой в ноябре-декабре, что было сильно поздно. Надо все делать раньше.
Первым делом были взяты авиабилеты в ЭйрБерлине Москва-Цюрих-Москва. Альтернативой было ждать распродаж Аэрофлот/Свисс Эйр и др., но там, во-первых, была большая вероятность попасть только на билеты неудобных по дням недели/времени рейсов, во-вторых, ожидая, мы теряли время и упускали варианты по жилью (которые меж тем разбирались), и в-третьих, ЭйрБерлин предлагал вполне хорошие, сравнимые, цены. Плюс, лыжи в Цюрих ЭйрБерлин, как обычно, гарантированно вез бесплатно (регистрировать только их надо заранее). Билеты мы взяли за 237,90Е, включая сборы и пр., или около 9500 руб. При этом, мы выбрали не самые дешевые, тогда были на те же дни другие рейсы на пару десятков евро дешевле (а в сентябре и ранее было еще дешевле, и наши были по 170-180). Решив, что на каждый из городов по одной ночи плюс примыкающие дни достаточно, взяли билеты, соответственно, на Птн. туда и на Вск. оттуда. В общем, правильно - больше времени ни на Цюрих, ни на Берн нам и не надо было. На шоппинг, если только, который в Берне не удался, т.к. попали на Вск. Но, на самом деле, и это можно было бы успеть, если бы приехали в Берн в субботу пораньше. Рейс туда все же вышел неудобным, с вечерним прилетом, - это ЭйрБерлин, - но порешил, что сойдет: зато, сняв недорого отель, можно смотреть город прямо с утра. Обратно рейс был с нужным вечерним вылетом: посмотрим днем Берн, вечером на поезде до Цюриха и оттуда в Москву. Перелеты были перекладные, через Берлин-Тегель, причем с относительно короткой пересадкой, около полутора часов, что несколько тревожило, но пара звонков в ЭйрБерлин успокоили, что успеем. Поездка, соответственно, вышла длинная, с 18/02 по 06-07/03 – 17-18 дней.
Везде далее расходы даны в швейцарских франках. На период подготовки/поездки курс швейцарского франка с высокой точностью был равен курсу американского доллара, около 31 руб. на тот момент, так что можно воспринимать цифры и как долларовые.
Швейцария – страна для поездок не на автомобиле, естественным решением является ж/д и др. общественный транспорт. Для местного транспорта решено было использовать швейцарские проездные семейства Свисс Пасс/Тикет, годные на практически весь транспорт, включая ж/д, автобусы, водный и пр. (www.swisstravelsystem.ch). Это было выгодно, особенно с учетом Ледникового Экспресса и вообще наших перемещений: один только Экспресс стоил бы около 130 фр., да и кроме него мы ехали кольцом по всей стране, плюс перемещения в/из аэропорта, был возможен гортранспорт и др. А наш вариант этих проездных (есть еще несколько удобных), 4-х-дневный проездной Свисс Флекси Пасс, стоил бы 264 фр., т.е. 65 в день, еще и основные музеи по нему бесплатны (правда, только в дни путешествий) и пр. Покупать проездные решили по прилету, причин покупать заранее/в Москве не было – интересовались, но это было не дешевле. Однако, на Ледниковый Экспресс, даже при таком проездном, надо бронировать места в панорамных вагонах, и заранее, стоит 13 фр./место ( (www.glacierexpress.ch); иначе, в т.ч. при полупустом вагоне это может вылиться в обязательную доплату кондуктору 50+ фр. даже при наличии проездного.
Жилье Санкт-Моритц/ЭнгадинМесто позиционируется как сверхдорогое, и, по нашим поискам, таковым и является. Раза в полтора-два, наверное, относительно среднеальпийского уровня. Что интересно, даже при этой очень высокой стоимости, по крайней мере, для высокого сезона искать/бронировать жилье надо очень заранее – в ноябре был значительно больший, чем в других аналогичных альпийских ситуациях, процент откликов типа «все занято». Некоторые из откликнувшихся советовали впредь начинать искать не позднее мая-июня. Мы платить много не хотели и были готовы на выселки, т.е. другие, чем Санкт-Моритц, поселки долины Энгадин, но и выселки были также сильно недешевы и уже забиты. В процессе выбора в ноябре были разосланы запросы по адресам, найденным в .pdf-каталогах апартаментов по городкам долины на www.engadin.stmoritz.ch, ну и по турофисам/агентствам, всего около 500. Ответов было порядка 150, абсолютное большинство, 90% - «занято». Тем не менее, хоть и крайне немногочисленные, но варианты апартаментов (однокомнатных двухместных) были, от 1200 фр. за нашу неделю 19-26/02 в центре Санкт-Моритца, до 700 и менее в других городках, например, в Силсе. Но однозначно, заниматься этим надо раньше.
Тут, будучи на тот момент не в лучшей форме, и испугавшись, что вообще пролетим, а с другой стороны, соблазнившись встреченной и показавшейся на безрыбье уже невысокой стоимостью порядка 700 фр. за неделю, я забронировал двухместный апартамент в Сильваплане через компанию Интерхоум. Маленький и весьма скромный, это был один из самых дешевых вариантов, а вариантов по той ситуации вообще было раз-два, и обчелся, все уже было занято, бери последнее. Ранее я избегал любого привлечения турфирм к своим поездкам, но в этот раз от безысходности подумал, а почему бы и нет. К тому же, турфирма как бы швейцарская (Интерхоум – швейцарская по происхождению и головному офису контора), хоть и имеющая/действующая через российский офис. Думалось, может и сойдет. На самом деле, по результатам у меня нет существенных претензий к процедуре/организации в российском офисе Интерхоум (хоть и похожем на другие российские турфирмы со всеми вытекающими). Но продукт (апартаменты) в конечном итоге, оказался очень дорогой для своего качества или сильно низкокачественный для своей цены. Да и абсолютное качество этих апартаментов под Санкт-Моритцем было, пожалуй, самым низким из всех апартаментов за последние годы… Интерхоум, наверное, не самый плохой представитель своего класса турфирм, и желаю ему успехов. Но тогда все же м.б. поторопился я, надо было копать еще, и нашелся бы, думаю, получше вариант напрямую, без агентства, за сравнимые деньги, но поприличнее. Но тогда я поторопился, заплатил задаток, и оказался т.о. связан. Одновременно, приключилось изменение и у нас – группа увеличилась с 2-х до 3-х чел. Это потребовало перебронирования. Пришлось искать новый вариант, причем уже строго в рамках интерхоумовских вариантов (чтобы не пропал задаток), что достижимое за те же деньги качество, думаю, еще понизило дополнительно. Более-менее подошел вариант около 1000 фр. за неделю за двухкомнатные апартаменты в Мадулайне, поселке в получасе езды вниз по долине от Санкт-Моритца, в резиденции Кеса Бурселла (Chesa Bursella), при желании можно найти на сайте курорта. Но интересного и предпочтительного ничего в нем нет, так что рекомендовать не могу. А так нравились Понтрезина (где публичный аквакомплекс) и еще Силс-Сильваплана, но там у Интерхоума было заметно дороже.
С Церматтом все уже было по обычной схеме и вполне удачно. Правда, в сети каталогов и списков апартаментов региона что-то не нашлось, по крайней мере, сразу, и пришлось «почитать» сайт Церматта www.zermatt.ch. Вычиталось адресов 200 апартаментов (тех, что поскромнее, *** и менее), из них пара десятков в Таше и десяток в Ранде (соответственно, ближних и дальних выселках). Ответили около половины, опять же абсолютное большинство - в ноябре уже «занято». Двухкомнатные апартаменты в Таше стоили 500-800 фр. за нашу неделю, 26/02-05/03. В Церматте жилье было сильно дороже, в среднем, раза в три, от 1500 фр., минимально было какое-то одно нечто за 1200 фр. К тому же было не совсем понятно, за что переплачивать в случае Церматта. В результате, для экономии без существенной потери качества был выбран Таш. С раннего утра допоздна Таш – Церматт (в центр/к автобусным остановкам) ходит очень частый поезд-челнок, идет 12 мин., так что было вполне. Ранда была не сильно дешевле Таша, а оттуда уже транспорт был заметно дольше, реже, и выходил дороже. В Таше мы остановились на Хаус Альпентраум (Haus Alpentraum), описание можно смотреть на сайте Церматта (резиденция с точно таким же именем есть и в Ранде, и она тоже присутствует на сайте, но это другая). Стоила 70 фр. в день, 490 фр. за все + курсбор 2,10 фр.*3*7 =44 фр. Уборка и не оговаривалась, и потом хозяева за нее ничего не взяли, хотя и мы оставили апартаменты в порядке. В 5 мин пешком до ж/д станции. Как ближайшая альтернатива был Моргенрот (http://www.hausmorgenrot.ch/), по 100 фр. в день (но уборка включена). Нюансов у Хаус Альпентраум было два: во-первых, хозяйка фрау Саммерматтер совсем не говорила по-английски, т.е. вообще ни слова, приходилось и писать, и звонить, и потом по приезду общаться на немецком; во-вторых, оплату она хотела наличными по приезду, а формально требованием консульства на визу была предоплата. Мы тогда рискнули, и в консульство подавались с подтверждением этого жилья без слов о предоплате, и это сошло (но, надо иметь в виду, что в нашем случае для консульства мы имели три других проживания предоплаченными 100%, кучу разных виз ранее, и запасной вариант на случай, если швейцарцы не дадут визу). Резиденцией и апартаментами в Таше мы впоследствии остались полностью удовлетворены.
Турофисы и Энгадина, и Церматта/Таша присылали варианты посредственные, не стоит на них особо рассчитывать.
По городам, на booking.com было выбрано и забронировано по паре номеров в отелях: Ибис в Цюрихе в 10 мин от аэропорта (хотя достаточно далеко от него, не слышно; гостиница-аэропорт ходит бесплатный автобус-челнок, очень часто и с раннего утра допоздна; приличные, сравнимые отели в самом городе недалеко от ж/д вокзала стоили в 2+ раз дороже) по 91/94 фр. за одно/двухместный номер за ночь, и Метрополь в центре Берна недалеко от ж/д вокзала по 106/140 фр. аналогично.
ВизаОсобых нюансов с визой не было, некоторые моменты по жилью уже упомянуты выше. Запомнилась бестолковостью в высылке подтверждения гостиница Ибис – до них никак не доходило, что нам нужно для консульства подтверждение с прописанными именами-паспортами. Пока не отправил им набранное за них подтверждение и три раза не позвонил, и не пригрозил головным офисом и пр., дело не решилось. Сетевой отель, любое отклонение от стандарта – проблема. С Метрополем нормально решилось на уровне высылки примера подтверждения из предыдущих поездок. Хаус Альпентраум своего бланка не имел, и я составил за них текст полностью, чтобы осталось только подписать/пропечатать, а вместо заголовка бланка использовал название резиденции, ее адрес, тел./факс и email. Стоила виза 77 фр. + 3 фр. сбор банка + спецкурс франка по 32,30 р. + 250 р. звонок на запись. Очереди не было, вопросов при подаче тоже, все четко и быстро.
СтраховкаРосно Райдер около 450 р., сувениры-гостинцы.
Поездка 18/02 Москва-ЦюрихСпокойно пообедали (вылет в 16.55), подъехало такси (Мартекс, универсал для лыж дороже на 100 р. и заказывать надо заранее; поразмыслив, тогда же заказал и такси на встречу - вызвать по прилету универсал, сказали, может быть проблемой - их не так много в парке, но оговорив, что будут ждать моего звонка в диспетчерскую, и по звонку встречающее авто, ожидающее за шлагбаумом, подъедет к аэропорту, - тогда не надо платить парковку), погрузились и поехали. В Москве стояли солнечные дни с небольшим морозцем, и прогноз на ближайшие пару недель был такой же, прямо жаль улетать было.
Знакомый ЭйрБерлин, все нормально. Из-за перевеса, маленького в этот раз чемодана, да и на всякий случай с учетом перекладного рейса и короткой пересадки взял ботинки и г/л одежду в той же сумке с собой – прошло без каких-либо вопросов. Между прочим, сумка, если мне память не изменяет, в результате тянула на 8,5 кг, да еще рюкзак с бумажками и пр… При сдаче лыж/багажа обратили внимание оператора, чтобы не забыла прилепить на них соответствующие трансферные бирки (что-то типа fast track), по некоторым данным вроде бы ускоряющие обработку багажа и уменьшающие вероятность его неуспевания на второй рейс. Через три часа сели в Берлине а/п Тегель. Второй рейс Тегель – Цюрих, между рейсами на все про все 1 час 25 мин. В Москве несколько переживалось по этому поводу, хватит ли времени на погранконтроль и пр. Вполне хватает. Самолеты ЭйрБерлина из Москвы, правда прилетают, в терминал С аэропорта, тогда как на Цюрих и, видимо, др. Европу отправка из A, B, но между терминалами от силы 200 м., пешком весь путь минут 5-10. Места наши в самолете были таковы, что погранконтроль по прилету мы проходили одними из последних, но вполне отлично, с запасом, успели и на второй рейс. Даже торопиться в таких случаях особо не надо. Можно даже перекурить пару минут при пересадке т.к. в одном месте от терминала к терминалу надо идти улицей/крытой галереей. В общем, перекладные через Тегель рейсы ЭйрБерлина – вполне нормально, все рассчитано с запасом и можно пользоваться. Еще 1 час 20 мин. до Цюриха. Прилетели, получили. Остановка челнока от Ибиса почти у дверей зала прилета. Микроавтобус подошел быстро, с прицепом – будкой для лыж и багажа. Интересно, что водителем был парень лет 30 из Нальчика, «изучавший здесь язык» J последние несколько лет.
Въехали. Номера небольшие, но вполне хорошие внутри. Фото не осталось, но было вполне комфортабельно. На первом этаже бар-кафе-ресторан, но не пошли. Вместо этого я, по наводке стойки, немного прогулялся по округе и сходил в расположенный недалеко магазинчик, похоже круглосуточный, на близлежащей АЗС. Найти его просто: из отеля до улицы (из дверей направо за угол и прямо), затем налево по улице минут 3-5. Хороший выбор вин и пива, хлеб, нарезки и др. гастрономия, одним словом, минимаркет + кафетерий. Закупил там вина и пр., параллельно решив, что это неплохое место для завтрака. По возвращении в гостиницу запомнилось собрание мотоциклов на стоянке оной. Отпраздновали прибытие, и спать.
Спокойно непоздно проснулись, сходили позавтракать в упомянутый кафетерий на АЗС, хороший недорогой завтрак, вариант дешевле, чем если бы взяли отельный. Район гостиницы сегодня совершенно безлюдный; обычно же, видимо, деловой. Большие здания из стекла и металла, на вид абсолютно пустые. Солнечно. Тем же бесплатным миниавтобусом-челноком отеля поехали обратно в аэропорт. Выгрузились приблизительно там же, откуда и уезжали, и пошли брать авто.
Откуда авто? Дело в том, что за небольшое время до поездки, когда все было уже определено, одному из членов нашей маленькой группы внезапно возникла абсолютная необходимость в течение нашей первой недели катания быть по делам на день в Италии. Ну позарез. Под это дело пришлось заказать авто, с оплатой его компанией члена группы, и получением авто в а/п Цюриха на след. день после прилета и сдачей в Санкт-Моритце в конце первой недели катания. Это авто, класса Фольксваген Гольф, мы и ехали получать в Европкар в аэропорту. Вместо Гольфа выдали красивую черную Ауди А3 с пробегом 4 тыс. км., практически, новую. Правда, без GPS (его, впрочем, и не заказывали). В аэропорту мы поукладывались в Ауди, по моей оценке, данное авто на троих с г/л багажом максимум, но в город на нем решили не ездить из-за дороговизны парковок (в Цюрихе - очень дорогие), и вообще поездом проще, около 15 мин.
Вообще, изначально я планировал поездку без авто, и первично идея была брать 4-х-дневный Свисс Пасс, включавший в себя в первый день транспортировку из а/п в Цюрих, поездки по городу, а также музеи, а главное, проезд Цюрих – Санкт-Моритц и там в тот вечер. Багаж при этом мыслилось или бросить в КХ на ж/д вокзале Цюриха за небольшие деньги, или вообще оставить бесплатно в Ибисе (правда, тогда надо было бы за ним возвращаться). Такой путь (скорее, с КХ ж/д вокзала Цюриха) является, вообще говоря, оптимальным для поездки без авто, оптимальной в свою очередь. Смотрел тогда использование швейцарской системы транспортировки багажа для сдачи багажа с утра и доставки его SBB прямо в Санкт-Моритц, но это уперлось в раннее закрытие багажного офиса в Санкт-Моритце, приводящего к более раннему выезду из Цюриха и соответственно, недостаточному времени на осмотр города. Однако, у нас получилось авто, поэтому основная функция Свисс Пасса на первый день оказалась ненужной, и надо было брать его на 3 дня. А в первый день ездить в Цюрих и обратно так. Соответственно, в аэропорту приобрели по «тагескарте» (TagesKarte, 12,80 фр., однодневный городской проездной на весь транспорт Цюриха включая из/до аэропорта), да и сразу по трехдневному Свисс Пассу. Этот проездной в варианте Свисс Сейвер Флекси Пасс стоил в результате по 216 (66 в день) фр. на человека. Наш вариант был для групп пассажиров 2-5 чел., путешествующих вместе; в проездном три клетки для дат: дни поездок можно не фиксировать заранее, но путешествуя в какой-либо день, необходимо иметь соответствующую клетку заполненной текущей датой, иначе – штраф.
В целом, при осмотре города Цюриха, мы следовали прекрасной схеме http://zurichguide.ru/hours.php и варианту однодневного маршрута. От вокзала по Банхофштрассе. Улица магазинов, ресторанов, банков. Хотя внешне все выглядит довольно немасштабно. Время от времени встречаются нетривиальные уличные артефакты современного стиля. По ходу посетили на Банхофштрассе самое известное местное кафе-кондитерскую Шпрюнгли, где вытянув ноги за столиком на улице, мы отведали под кофе/шоколад знаменитые (совсем малюсенькие) пирожные Люксембургли.
Не буду перечислять впечатления от всех достопримечательностей Цюриха при осмотре согласно упомянутому маршруту, и вообще это субъективно, замечу только, что меня самые большие башенные часы не особенно поразили, и вообще, город посмотреть было в какой-то степени интересно, но ничего особенно не ошеломило и не тронуло (хотя еще раз, дело это сугубо индивидуальное). За единственным, пожалуй, исключением: витражи Шагала в соборе Гроссмюнстер. Естественный солнечный свет снаружи дает какие-то особенные краски, плюс нечеткие контуры, композиция, подбор самих красок и пр. Если бы попал в Цюрих еще, то единственное, на что я сходил бы посмотреть еще раз – эти витражи. Откровенно говоря, при отъезде из Цюриха приходила мысль, что лучше бы я полдня просидел в соборе Мюнстер, чем гулять по городу. Фото там внутри запрещено. По улицам и пр. Цюрих, конечно, солиден, но сероватый город. Озеро и набережная вообще никакие. В городе всегда было (и много есть сейчас) русских. По ходу дела, у речки, можно найти художественно-арт. мастерские, магазины милых сувениров и предметов искусства. По окончании маршрута, последней точкой коего для нас стал кафе-бар, где старик Крупский вынашивал планы, посетили Кунстхаус, местный художественный музей, 14 фр. Внимательно осмотрели. Хорошая коллекция импрессионистов.
Катание начать решили с основного домашнего региона Санкт-Моритца – Корвильи, что над Санкт-Моритц Дорф. Вообще, Санкт-Моритц состоит из двух отдельных частей - Бада и Дорфа; при этом Дорф и есть собственно городок Санкт-Моритц, а относительно маленький Бад состоит из нескольких комплексов многозвездных отелей типа Кемпински. Поехали, в общем-то, не рано. Проезжая по берегу под Дорфом, видели на озере лошадок и известные здесь как специальная местная достопримечательность скачки на льду. Вечером мы нашли, что это был последний день таких ежегодных скачек. Издалека, однако, выглядело это не очень зрелищно – группка шатров/загонов и маленький круг посреди большого озера, горстка людей. Возможно, вблизи это было бы и интересно, хотя, наверное, все равно на любителя. Тем не менее, я бы сходил посмотреть, но, как и другие такие события, скачки были днем, а дневное катальное время при небольшом количестве дней терять не хотелось. Поэтому скачки, как и другие подобные мероприятия (коих, впрочем, выпало на наше время немного), пришлось проигнорировать.
Заехали в Дорф. Самая ближняя к подъемнику (совсем рядом) парковка – многоэтажная на Шулеплац, день нам обошелся в 12,50 фр. Купили скипассы на всю долину на 6 дней, включены все автобусы/поезда, 358 фр. + залог 10 фр.
Полезли вверх. Не видно ничего - идет плотный снег. Пухляк, конечно, но видимость, в основном, наощупь. Тем не менее, обкатали ознакомительно весь регион. Начав с Пиц Найр. При спуске с ледника попалась неплохая горка-контруклон, требующая хорошего разгона, и перед горкой прилично вжимает компрессия. Вообще, здесь много контруклонов, а также косых уклонов. Где-то там же меня потянуло и на локальный оффпист (лыжи не те, но пухляк заманил), с последовавшим вскоре кувырком через голову. Уклон там был большой, но отрезок крутяка недлинный, а снега много, поэтому кувыркаться в пухе было весело, и я даже, помнится, смеялся при этом от удовольствия. J В общем, сложный был по погоде день, но в целом, все же приятно тут в Корвилье было кататься: трассы преимущественно легкие, бугров почти нет, народа, особенно по бокам зоны, было немного. От окончания спуска (приводит непосредственно в городок) до парковки/подъемника надо немного пройти пешком, и несколько удивило, что встреченная тут прохожая девушка на вопрос «где здесь подъемник?» отвечала «не знаю, кажется, где-то тут» притом, что подъемник был в 100 метрах.
Вечером надо было еще посетить местный турофис - набрать инфоматериалов/расписаний и пр., узнать, где бы нам сейчас продуктов купить (было воскресенье, поэтому это было нетривиально – например, супермаркет основной сети КООП на Шулеплац был закрыт) и др. Турофисов в Санкт-Моритц Дорф два – основной рядом с Шулеплац недалеко от подъемника и парковки, и дополнительный на ж/д вокзале. Основной турофис был закрыт и пришлось идти вниз, к дополнительному (Дорф расположен ступенями на склоне горы; подъемник и Шулеплац наверху, ж/д и вокзал внизу под городком). Вообще, это довольно далеко туда шлепать, хотя и под горку, но было не зря - получили хорошую информацию. Девушка нам подсказала, что в воскресенье вечером продукты можно найти в минимаркете на АЗС недалеко от круга, в направлении от Шулеплац на Бад, а вообще, узнав, что мы располагаемся в Мадулайне, посоветовала как оптимальный вариант в дальнейшем закупаться в КООПе Цуоца, поселка рядом с Мадулайном, дала разных карт, расписаний и пр. Обратно сели в автобус возле вокзала и доехали до парковки на нем, иначе трудновато было бы после дня катания долго шлепать вверх к Шулеплац. Первое мимолетное впечатление от Санкт-Моритц-Дорф: довольно маленький городок, довольно непубличный и негуляльный – все по отелям, видимо. Магазины разные люксовые на паре центральных улочек в наличии, но не сказать, что их много. Продуктовый магазинчик при АЗС оказался приемлемый, хотя закупиться если только на дотянуть до открытия нормального КООПа – выбор небогат. Уехали домой. Местное пиво, в т.ч. считающаяся здесь аутентичной и премиум Каланда, не ахти. Кстати, и в дальнейшем дегустация различных сортов оставила о Швейцарии впечатление как о не самой подходящей по пиву стране. На мой вкус, вина белые местные неплохие, а пиво так себе.
Поехали в Корватш. Местные шоссе, как правило, однорядные, поэтому возможны их перегрузки (изредка, впрочем) – попали по дороге в пробку в районе Понтрезины, на 15-20 мин. Проезжая Санкт-Моритц-Дорф, заехали в офис Интерхоума, где заплатил курсбор 1,60*3*7=33,60 и договорился, что при выезде ключи оставим в апартаментах, т.к. уезжали мы из Энгадина на Ледниковом Экспрессе довольно рано (поезд был в 9.02), и визит в Интерхоум утром выезда нам был неудобен (Интерхоум в городке наверху, мин 10-15 от ж/д вокзала). Прошелся насчет минимального качества наших апартаментов, но там и так это знали. В целом, однако, сервис собственно офиса Интерхоума в Санкт-Моритце был хороший, вежливый и доброжелательный. Дали лампочку взамен одной неработавшей в наших апартаментах, обнаруженной нами при въездной проверке.
Корватш. Машину оставили на ближайшей к подъемнику (рядом) крытой парковке, день 6.50. При подъезде была еще одна парковка, на улице и заметно дешевле, но оттуда надо было немного идти. Сначала ледник, потом весь регион. Последний представляется как немного поменьше Корвильи, плюс сегодня мы пораньше, так что обкатали плотно. Впечатления, в т.ч. от склонов, в целом, те же, что и вчера. Чуть посложнее здесь, может быть. Так же по бокам региона народу поменьше, посвободнее, хотя и в центре, в общем, немного. Наверху опять лепит снег, видимость никакая с редкими просветлениями. Ниже снега нет, но темно, не разгонишься. Обнаружилось, что здесь (особенно над Силсом) много возможностей и внетрассового катания! В том числе по типу рядом с трассами. Что было для меня как-то неожиданно и удивительно. Не ожидалось такого изобилия возможностей фрирайда, по крайней мере, местного, от лакированного топ-курорта, как-то оный мыслился на 99% трассовым в зонах катания. Полезли, конечно, локально, где-то в районе бугеля Куртинелла, и с удовольствием катнулись справа от бугеля по ходу и т.д. Но было темно, незнакомый рельеф не видно, не пошло. Второе, что заметно: склоны хорошие даже в конце дня. Обнаружился неплохой карвинговый над Силсом. Правда, там часто детишки (где-то тут гнездится школа), но отдельно и безопасно. Вообще, Силс м.б. и оптимальным базовым размещением для Энгадина. Озирая Силс и его окрестности на перекусе, вспомнил, как читал, что Ницше живал именно здесь, в Силсе (правда, обычно летом), а ведь был не дурак. Интересный спуск вниз в Корватш (это часть освещаемой в темное время трассы, интересной и на всем протяжении, сверху).
Поехали обкатать последний из трех основных регионов Энгадина – Дьяволеццу/Лагальб. В Понтрезине, после которой мы насовсем распрощались с авто, пересели на поезд, который оказался Бернина Экспрессом, панорамным туристско-экскурсионным поездом, аналогичным Ледниковому Экспрессу, хотя и не столь знаменитым и с маршрутом сильно короче (но не факт, что менее интересным); идет, соответственно, через перевал Бернина, в сторону Италии. В поездах такого типа есть и обычные, непанорамные вагоны, обзор похуже, хотя тоже некоторый есть. Как выяснилось, поначалу сели в неправильный для нас вагон, в панорамный (второй класс и второй J), и пристал кондуктор: дескать, обычным, не бронировавшим места заранее пассажирам в панорамном нельзя, иначе 50 фр. доплата. Ну ладно, перешли в обычный вагон (первый в составе), тоже что-то видно. Очень красива была начальная часть маршрута Бернина Экспресса, жаль, что недолго было нам ехать, минут 20. Когда подъезжали, пришлось возвращаться за лыжами в панорамный, и в результате не успели сойти и проехали вместо Дьяволеццы в Лагальб, следующую остановку и вторую часть данного региона.
Приехали в глубокие снега. Рюкзаки/сумки с обычной обувью повесили на стойку лыж у подъемника. В Лагальбе нам очень понравилось, и мы прокатались здесь большую часть дня. Большую часть времени проглядывало солнце, не очень многочисленные (прямо скажем, малочисленные, – всего несколько) но широкие немноголюдные красно-черные трассы очень хороши были для карвинга. Большую часть времени в тот день, с исключительным удовольствием, я гонял по трассам. Трассы, их подготовка и количество катающихся допускали высокие скорости. Очень хороший был и цикл вагона - 15 мин, и подъемы-спуски удавалось делать практически непрерывно. Склоны (но именно в Лагальбе, не в Дьяволецце) были отличными по состоянию до конца дня. Иногда поддувало, но мало. Вообще, наверное, лучшее катание в Энгадине мне выпало в тот день в Лагальбе. Но также опять очень неожиданно удивительно и приятно, что слева-справа отличные обширные возможности для оффписта по типу рядом с трассами! Снег свежий, очень пухлый и глубокий, еще бы, после 2+ дней снегопада ... При этом солнце, все видно, а не как вчера-позавчера в полутьме. Долго я облизывался (лыжи совсем не широкие), но все же не выдержал и полез катать местный фрирайд. Ух, хорошо было. При пухляке по колено + еще и склоны в основном крутые и широкие, и из-за немногочисленности катающих целину вплоть до конца дня куски есть нераскатанные, да и вообще не сказать, что убито все… И это рядом с трассами, а так тут, судя по табличкам off piste – own risk сверху во все стороны можно… Особенно интересно сверху в сторону Ла Рёза, м.б. Вообще, кстати, в Санкт-Моритце потом обнаружился выбор фрирайд-программ с гидами, причем не сказать, чтобы очень дорогих – самый дешевый фрирайд камп (правда, в очень немногочисленные даты) 89 фр./чел., «маленькое» хели(!)-ски бэккантри 220 фр./чел (от 3-х!), полноразмерное на день 460 фр./чел (то же). Однако, наблюдение по Энгадину в целом и Лагальбу в частности: вообще-то здесь преобладают прогулочно-отдыхательно катающиеся, хорошо катающихся мало, фрирайдеров почти не видно.
Ходили с утра до завтрака в КООП в Цуоце (с 8.00 до 18.30, Вск. выходной, Сбт. до 18.00, - вероятно, это повсеместное расписание КООПов), 84,20 фр, накупили сыров и пр. Цуоц всего в 5-10 мин. пешком от нашего домика, что на ближнем к Цуоцу краю Мадулайна. Цуоц был бы получше Мадулайна как размещение: побольше немного, магазин и пр. атрибуты какого-то поселка есть. Есть прямо над Цуоцем и своя небольшая (но достаточно высокая, с парой кресел и несколькими бугелями) зона катания, для начинающих/ребенка вполне хватит.
Пока завтрак, перефотографировал жилье по ходу дела. Решили поехать в Корвилью. Пришли на станцию Мадулайна. Станция маленькая, но интересная. В зале ожидания (комната 3*5 м) – книги, причем на нескольких языках. Дверь в зал ожидания автоматически блокируется на ночь. Вообще все автоматизировано, персонал станции отсутствует как таковой. Кстати, швейцарцы вообще особенно склонны к автоматизации. Например, то ли здесь в супермаркете Цуоца утром, то ли позднее в Церматте/Таше также пронаблюдал полную автоматизацию. Понятно, что самостоятельно взвешивать фрукты-овощи с печатью наклейки в европейских магазинах есть дело обычное, но чтобы потом покупатель при расчете сам, без кассира, сканировал покупки, прокатывал свою карту и т.о. автоматически рассчитывался, такого я еще не видел. Правда, рядом есть и вариант живого кассира, если надо «по старинке». Рядом со ж/д станцией Мадулайна какие-то большие бочки, и в них живут! Хотя, видимо, не зимой все же - кемпинг такой. Поезд был не скоро (днем раз в час). Переместились на автобусную остановку рядом, решив поехать на автобусе, что был скорее. Пока ждали автобуса, прогулялся по центру Мадулайна, заглянув и в местную маленькую церковь. Я был в ней один, поднялся и к органу, но клавиши нажимать не стал. Центральная узкая и короткая улица старой части Мадулайна, вероятно, по расположению неизменна со средних веков – есть места, где проезд шириной в один автомобиль, причем впритирку. Поболтал с местным на остановке. Лыжи и т.п. у нас тут, говорит, не суть, главное – культура.
Решили кататься в Корватше. Автобус от Мадулайна до Корватша идет час, и ходит раз в час. Добираться автобусом много удобнее – ж/д станции Корвильи/Корватша далеко от подъемников, и от ж/д станций еще автобусом ехать.
С утра до полудня было солнце, но потом натянуло облака, и опять темно, и склон виден на 10-20 м, так что большую часть времени опять пришлось кататься наощупь. Вообще, это сюрприз или невезуха: при заявленных 350 солнечных дней в году у нас пока половина темная. Так что м.б. стоит сюда немного позднее приезжать. Но, в принципе, катабельно, и все открыто. Катался по всему региону, в т.ч. опять над Силсом. Наверху на леднике сильный ветер и холодно. Под конец дня пошел небольшой снежок. Пухляк опять насыпало, очень хороший, но оффпистить не стал из-за плохой читаемости рельефа в темноте. Конец дня катал «освещаемую» по схеме трассу, хотя света на ней, конечно, еще не было. По темноте хоть здесь как-то покарвинговать можно. Рюкзаки бросали наверху у подъемника.
Катал Дьяволеццу (до обеда там светло, и было ничего). Дьяволецца была трудной – сильный ветер, переметы. В такую погоду вдохновляли только нижние части трасс, вверху не катание, а так, прохождение по необходимости. Немного передохнул от ветра с чаем/бутербродом в пустой комнате для перекусов (в здании нижней станции подъемника, на первом этаже). Ледниковый 10 км маршрут был закрыт, и хорошо, а то всё подмывало. В конце дня перебрались в Лагальб и пару раз успели катнуть и там. В Лагальбе сегодня тоже было сильно ветрено: на синих кусках вверху ветер останавливал, если не в стойке.
Вечером гуляли по Санкт-Моритцу. На паре улиц десяток-другой-третий (не так уж много) элитных магазинов, малочисленные рестораны, из баров-пабов только один видели, на кругу, т.е. предложение общепита довольно скудное. Возможно, что-то и есть, но приотельное. Поглазеть на витрины хватило пары часов, а гулять по Санкт-Моритцу, в общем, нам показалось неинтересно.
Поездом вернулись обратно. Вечером сборы и финальная уборка. Мусор нам нужно было таскать выбрасывать аж на станцию, причем там с сортировкой по разным бакам, видов 5.
В целом, впечатление от Швейцарии после Санкт-Моритца и Энгадина пока типа «посмотреть можно, но своих денег не стоит». 26/02 Ледниковый Экспресс
Утром, выезжая, как и было ранее согласовано с Интерхоумом, ключи оставили в апартаментах, и дверь незапертой. Порядок в апартаментах при этом был оставлен близким к идеальному, точнее, в состоянии «как въезжали». На платформе Мадулайна уже привычно тормознули поезд на Санкт-Моритц (станция, как я уже упоминал, полностью автоматизирована и безлюдна; на перроне кнопка остановки поездов, проходящих станцию как остановку по требованию, которая включает пристанционный светофор на красный на 15 мин.)
По прибытии в Санкт-Моритц с ужасом обнаружил, что куда-то потерял билет на ячейку АКХ, где ночевали сумки с ботинками. И на старуху бывает проруха. Ситуация была критическая – Ледниковый Экспресс должен был отойти через полчаса. Пошел в ж/д кассу, объяснил проблему. Но внутренне готовясь к худшему – думаю, сейчас пока бумаги-заявления и т.д. и т.п. Но, может быть, потому, что в одном из окошек была, к счастью, вроде бы та же самая девушка, у которой я накануне вечером что-то спрашивал, и она меня припомнила, а может быть, потому, что вообще люди хорошие, сказали «спокойно, сейчас в течение 5 минут все уладим». И действительно, девушка подошла к ячейкам, открыла, причем, даже не задавая предварительно вопросов типа «а что там?» и т.д. Хотя я и сам уже раз пять к тому моменту повторил, что там две сумки с ботинками, которые она потом увидела. Я немного не ожидал такой простоты, говорю, если надо, то я готов документы предъявить/детали оставить/что-то заполнить, - нет, говорит, не надо. Не надо ли вам денег заплатить за нештатное вскрытие? Нет, спасибо. Вот так.
В дорогу купил в вокзальном кафе свежие булочки, да и кофе там был неплохой. Вокзал Санкт-Моритца, кстати, как здание «часть культурного наследия ЮНЕСКО», согласно табличке, хотя внутри обычный современный. В нем есть интересная комната-музей окрестной железной дороги Ратише Бан, горной и потому довольно непростой и долгой в постройке. Подали Ледниковый Экспресс, багажные пространства в вагонах предусмотрены и большие, ждем отправления.
Поехали. Ну что сказать про маршрут. Красиво, конечно. Хотя не могу сказать, что так уж прямо все время дух захватывает. Самые красивые части – первые час-полтора от Санкт-Моритца (Альбулалини; к сожалению, виадуки видны только со стороны, из поезда ничего этого не видно), и последний час при подъезде к Церматту. Хотя, конечно, было интересно и всю дорогу - и перевал Оберальп, и верхние течения: сначала великой германской реки Рейна, а после перевала, в противоположную сторону, - великой французской реки Роны. В речках и ручьях – очень красивая сине-зеленая вода, особенно в Прицерматтье, да и в Роне/Рейне. На подступе к перевалу Оберальп было облачно, так что там красота м.б. этим немного скралась. Вообще, мое лично впечатление от видов приблизительно соответствует фото. При движении идет лекция, но русского нет, английский и несколько других. По ходу предлагают прямо за столик (места со столиками) принести обед (вполне нормальное меню среднего альпкафе), причем, что неожиданно, относительно недорого: например, супчик 10,50 фр., кофе по 4,30 и т.д., мы воспользовались, вкусно. Девятичасовой поезд не могу сказать, что утомил, все было комфортно. В Куре и Виспе довольно длинные остановки, можно выйти из вагона подышать свежим воздухом.
Таш выглядит как местная, аутентичная деревня, маленькая. На лестнице нашего домика, внешне традиционного и характерного, куклы в национальных нарядах. Хозяева – швейцарско-деревенские бабка с дедом, нам были рады (кстати, и нашим подаркам). По-английски действительно оба ни слова, и не понимают, т.е. вообще, так что приходилось на немецком. Апартаменты хорошие, особенно кухня, не то, что было в Мадулайне. По ТВ среди пары сотен каналов есть и на русском 2-3. Поселились, и умудрились даже успеть купить что-то из еды в местном КООПе. Вообще, в Таше хорошо с продуктовыми магазинами - минимаркет Авек при парковке до 21.00, КООП до 18.30 (причем, работает и по Вск.) Рядом с церковью есть другой продуктовый, Консум (тоже сетевой, хотя есть специалитеты) и недорогое кафе. Несколько кафе есть рядом с ж/д станцией и парковкой. 27/02 Ротхорн, Зуннега, Горнерграт
Первый день катания в Церматте. Погода с утра сильно не ахти, так что поразмышлял, стоит ли ехать кататься, или так по Церматту пошляться, но в результате поехал, в надежде, что в горах погода еще и по вертикали меняется, и если даже внизу она совсем никакая, то в середине/вверху еще не факт. Риск стоимостью дня скипасса потом оправдался – кататься было можно, а временами погода была совсем даже и ничего.
Парковка ж/д станции Таша очень большая, подземная многоэтажная, и похожа на парковку приличного аэропорта, с большими тележками и т.п. Предполагается, что турист оставляет авто на парковке, грузит все на тележку, вместе с тележкой садится в поезд, и едет до Церматта, где на ж/д станции он должен тележку оставить, и, вероятно, стандартно взять такси (на привокзальной площади ждут электротакси, размером с газель, не очень дорогие, но и не дешевые), ну или его встречает транспорт отеля. Все это под флагом сохранения окружающей среды/чистого воздуха, хотя и о себе не забыли - работа таксистами есть. Проезд Таш-Церматт и обратно стоил бы 16.80 фр., но здесь же в ж/д кассе взял скипасс, а в него поезд-челнок до Церматта включен. Скипасс такой на 6 дней стоил 420 фр., плюс доплата 40 фр. за один день катания в Червинии (и далее, по необходимости, столько же за каждый дополнительный день). Кассир сказала, что если на Италию планировать только 1 день, то так выгоднее, а если на Италию закладывать 2+ дня, то скипасс на Червинию может быть выгоднее купить там.
Начал кататься поздно, в 12.00-13.00 (отсыпался, не сразу поехал). Поднялся на Горнерграт на особой местной достопримечательности – горном поезде и ж/д Горнерграт Бан (40 мин), тоже интересно, хотя на любителя, а также обычного туриста (коих, впрочем, среди пассажиров было немного, в основном катающиеся). В местный высокогорный ресторанно-торгово-отельный комплекс не пошел, да и пофотографировать панорамы из-за погоды не получилось. В течение дня проглядывало солнце, но мало, иногда бывало и молоко, часто темновато из-за облачности, хотя посветлее, чем в предыдущие темные дни в Энгадине. Ушел на Хохтайл, и затем катал Ротхорн-Зуннегу и в конце немного Риффель-Горнерграт, со спуском в поселок через Фури. Переходы между регионами узкие неинтересные траверсы. Хотя на этих траверсах, если по лесу, то часты красивые деревья и камни, вообще бывает очень красиво. Порядочно, иногда много людей. Широких трасс мало, из всех прокатанных мне вообще понравилась только одна, возле кресла Патрульарве. По состоянию, трассы здесь пока однозначно похуже, чем в Санкт-Моритце. Что неожиданно, встречаются на трассах камешки, причем регулярно. В основном, мелочь, посыпавшаяся сбоку, но иногда и торчат. Очень часто соскоблено до льда, бугры. Потому что много узких трасс и идет много людей.
Катал Шварцзее, и сначала и в конце Плато Роза/под ним. Днем наверху сплошной снег, видно плохо, только к концу дня распогодилось и даже проглянуло солнце. Пухляк, многие оффпистят на широких. Пухляка много и на всех хватает, но возможны камни – при оффписте подрал скользячку. Очень красиво в районе Шварцзее – Штафель: виды, камни/скалы, елки/сосны, лиственницы в снегу (хотя трассы тут никакие, точнее, прогулочные), но эта красота стоит длинного контруклона, который приходится каждый раз преодолевать после того. Скала Маттерхорна, конечно, тоже впечатляет. Под плато Роза, как и ранее на Горнерграте-Риффеле, обнаружилась особая «медленная» трасса, т.н. Slow Slope, для прогулочного, на минимальной скорости катания, типа, руки за спину и как по бульвару, созерцая виды и Маттерхорн. А что-то в этом есть. Катание под Плато Роза и в регионе Шварцзее представляется пока заметно поинтереснее, чем Зуннега и Горнерграт. Хотя и тут свои «прелести». По ходу дела почему-то решил забраться наверх плато двумя последовательными бугелями, и залез, но бугель оказался таким длиннющим, что проклял все, пока доехал, хотел все слезть. Километра 2-3+ тянется, наверное. А потом еще один, такого же размера. Вдоль них – длинный и с минимальным уклоном, практически горизонтальный, кусок. Хотя, для всего можно найти применение – например, здесь удобно отрабатывать катание на одной лыже. Народу порядочно, и в конце дня почти везде на уклонах серьезные бугры. В том числе на узкой черной трассе спуска в поселок, которая, вероятно, и все время в буграх, и т.о. интересна если только прямо с утра. Ну, попрыгал под конец.
Отличная погода, солнце, хотя иногда чуть в дымке. Наверху, правда, -10-15, т.е. прохладно, но ветер слабый. В целом, сегодня мы поднялись на поезде на Горнерграт, спустились к Фури, на гондоле на Кляйн Маттерхорн, смотровая там, катание оттуда и по плато Роза, и в конце дня длинный спуск от Шварцзее через Штафель. Удивило, что на трассах Горнерграт-Фури почти с утра, в 10.00, уже нарыты большие бугры, причем народу вроде как немного. Готовят, что ли, плохо?
От слишком быстрого подъема по лестнице на смотровую на Кляйн Маттерхорн ощутил нехватку кислорода. Поторопился, недаром там знак «двигайтесь медленно». Конечно, со смотровой красивые виды на весь регион и горы. Порядочно встречается сегодня русских. Кстати, и русский язык могут понимать, надо иметь в виду: вчера при спуске в Церматт в одном месте был не уверен, куда ехать, спросил проезжавшую мимо французскую семью, те подсказали, а в конце, когда я извинился за свой французский, дескать, преимущественно англоговорящий русский, то француз, тоже правда порывшись в памяти, выдал вполне русские слова «туда и туда». При спуске со смотровой сбоку красивые виды на ледник. Некоторые, хотя очень немногие, оффпистят по закрытой из-за трещин части ледника. Я не совался, к тому же, из-за обнаруженных вчерашних неслабых подиров скользячки вообще стал смирнее, за день всего только несколько раз рядом с трассами походил. Пухляк хорош.
Спустились до Фури и оттуда вниз на гондоле, проигнорировав на сей раз трассу, идущую от Фури до автобусов среди домиков верхней, «деревенской» части Церматта, узкую и обычно в конце дня разбитую. Эта верхняя часть Церматта, кстати, сильно похожа на Таш – традиционные местные темные деревянные срубы на столбах и/или каменном первом этаже. Возле автобусов, на нижней станции вагона/гондолы, оставили лыжи на хранение в стойках на улице (локерах) – очень удобно, 2 фр., всегда были свободные. В сочетании с частым поездом-челноком возможность оставить лыжи у подъемника опять же делает Таш очень хорошим местом дислокации. Некоторые, хотя и немногие, даже оставляют тут лыжи на ночь и без локера, совсем немногие – даже и г/л ботинки. От окончания спуска в центр, соответственно налегке, решили прогуляться пешком. Далековато все же, и несколько утомительно после дня катания, лучше впредь на автобусе. По дороге посмотрели кое-что из горнолыжного, часы и пр. сувениры. По г/л недешевое место, не дешевле Москвы, хотя выбор побогаче.
Ночью было звездно, и с утра была отличная погода и солнце. Поехали в Италию. Мы выбрали путь вагонами через Кляйн Маттерхорн, но такая дорога оказалась очень длинной, плюс были большие очереди. Челнок из Таша, автобус, гондола до Фури, вагон на Трокенер Штиг (очередь), еще вагон на Кляйн Маттерхорн (ну очень большая и медленная очередь), и, наконец, в Червинию. Вообще, в нашем случае, с очередями на вагоны, лучше было поехать гондолой до конца, и потом двумя бугелями, хоть они и длиннющиеее…
В Италии пошли налево и, прокатившись по региону, скатились до Челяльто, где циклично покатались по отличной! пустой (до 3 чел. всего без нас)! и еще наполовину в вельвете (хотя время к полудню!) черно-красной трассе. Супер, при желании даже попрыгать можно! Параллельно этой трассе – удобное двукресло. Потом катнулись еще в районе Лаги Чиме Бьянке и ушли через Колле Супериоре на Валтурнанш. В целом, от этой, левой сверху, части Червинии осталось очень хорошее впечатление: широкие, отлично подготовленные, неразбитые и в середине дня склоны, малолюдно. Места для карвинга замечательные. В целом, мне здесь нравится даже больше Церматта. Ну и хорошее солнышко сегодня, видимо, тоже влияет на восприятие. Природа, может быть, чуть менее горно-пейзажна, хотя это еще не факт, и в любом случае тоже хороша. Дешевле здесь, к тому же: за 2 кофе в Челяльто взяли 3,70 фр., тогда как в Церматте за один 3,50-4,50 фр. Вообще-то тут расчеты в евро, но их не было, карты в кафе не брали, согласились взять франки.
Перевалили через Теодулпасс, после Трокенер Штиг опять облака/снег остались выше, и далее (как обычно, через Шварцзее к Фури) ехали под солнцем. Опять оставили лыжи на ночь в локерах, автобус, челнок, ужин, спать. В баню на оставшиеся до 21.00 1,5 часа опять не пошли. 03/03 Червиния
Опять катались в Червинии. Погода с утра солнце, позднее немного переменная облачность. Забрали лыжи из локеров и на гондоле до конца, потом два бугеля вверх – так действительно быстрее добираться в Италию при очереди на вагон от Трокенер Штиг. При подъеме на бугелях наверху было сильно холодно – и так -15, а т.н. температура «windchill» (субъективное ощущение холода на ветру) - минус 25. В Червинии с удовольствием погоняли по красно-синим района План Мезон – Теодулпасс. Отличная подготовка трасс, бугров практически нет. Запомнился крутизной черный кусок трассы от верха четырехкресла, ближайшего к Червино-Маттерхорну с итальянской стороны, оснежаемый и днем (работала пушка), итальянцы молодцы! Также, весьма хорошо было и на трех креслах вверх от План Мезон – хороший карвинг. Вообще, дело субъективное, конечно, и везде бывает хорошо, но лично мне из альпийских стран, пожалуй, именно Италия как-то ближе всего, и кататься именно в Италии нравится больше всего.
Хотя Червиния-Валторнанш - на 2-3 дня все обкатать, и ехать туда, конечно, не более чем на неделю. Но на неделю хватит (спокойного катания, да плюс Церматт). Место – разнообразное, комфортное, и недорогое – все в 1,5-2 раза дешевле. Например, кофе у Лаги Чиме Бьянке сегодня опять был всего 1 евро (но, карты принимают не везде, при принятии франков могут использовать завышенный курс - за тот кофе с меня взяли 2 фр., хотя в данном случае, наверное, такое сильное завышение было просто из-за сдачи, округление).
К 13-14 затянуло облаками и затемнело-заснежило, и вроде бы уже все в Червинии обкатали, т.ч. отправились на обед в Бреуль Червиния, остановившись на итальянском кафе Ски Д’Оро с видом на Червино-Маттерхорн. Полноценно на двоих (супы, пицца, кофе и десерты) 31.50 евро. Много и вкусно, объелись и засиделись, т.ч. вынуждены были потом бегом бежать на последний подъем гондолы на швейцарскую сторону, что в 15.30. Еле успели, запрыгнув в гондолу в 15.29. Спустились в Церматт, в т.ч. по открытой черной к Фури (сегодня бугры в конце дня несколько компенсировались только подсыпавшим снегом). Все таки, трассы швейцарской стороны заметно хуже итальянских по качеству, изредка камешки.
Лыжи в локеры, на автобусе на ж/д станцию. Погуляли по Церматту. Купил как сувенир часы– классику механику Тиссо 415 фр. (кварцевые в 1,5